Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке.

happy_woman 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Целью курсовой работы является всесторонний и комплексный анализ деятельности предприятия, оценка его конкурентоспособности для определения путей дальнейшего развития компании. Исходя из данной цели работы, были сформулированы следующие задачи: – исследовать сущность конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние; – изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия; – выполнить комплексный анализ предприятия по сравнению с другими участниками рынка; – разработать рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности. Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. Первый раздел раскрывает теоретические основы конкурентоспособности предприятия, дает описание источников информации, необходимых для проведения конкурентного анализа. Второй раздел построен на данных коммерческого банка ПАО «Сбербанк» и содержит в себе анализ деятельности данной организации, а также разработку рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности предприятия.
Введение

В современных условиях сложно добиваться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать информацию о перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о действиях конкурентов и своей конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации рассматривается с точки зрения: - системы воздействия субъекта (руководство организации) на объект (конкурентоспособность) для перевода данного объекта в желаемое состояние посредством развития его параметров; - системы, предназначенной для воздействия на элементы и процессы, обеспечивающие формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентного потенциала предприятия для повышения устойчивости в условиях роста конкурентного давления и влияния факторов внешней среды; - деятельности по установлению перспективных целей предприятия и эффективному их достижению на основе сохранения конкурентных преимуществ и своевременного реагирования на изменение внешней среды. Актуальность выбранной темы заключается, что в условиях нестабильной внешней среды проблема конкурентоспособности резко обострилась, и ее решение требует от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов совершенствования деятельности. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии любой организации становится повышение конкурентоспособности для закрепления ее позиций на рынке в целях максимизации прибыли в долгосрочной перспективе. Объектом исследования в работе выступает ПАО «Сбербанк», предприятие, функционирующее в сфере банковских услуг. Предмет исследования – основные направления, формирующие конкурентоспособность данной организации.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы конкурентоспособности организации: проблемы формирования оценки 1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности организации 5 1.2. Проблемы формирования оценки конкурентоспособности 10 1.3. Методы и показатели оценки конкурентоспособности 14 2. Анализ конкурентоспособности на примере ПАО «Сбербанк» 2.1. Краткая характеристика организации, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности организации. 20 2.2. Оценка конкурентоспособности организации 24 2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности в ПАО «Сбербанк» 26 Заключение 36 Список использованных источников 39 Приложения 42
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 3. Положение Банка России от 26.03.2004 №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». 4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » с изменениями и дополнениями от 19. 10.2011 г. 5. Федеральный Закон РФ от 02. 12. 90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21 ноября 2011 года ФЗ №11-ФЗ) 6. Федеральный Закон РФ от 30. 12.2004 г. «О кредитных историях» (в ред. от 6.04.2011 г. ФЗ № 124. 7. Ахматова М.Е., Попов Е.С. Теоретические модели конкурентоспособности / М.Е. Ахматова, Е. С. Попов // Маркетинг. 2015. № 4. С. 25–38. 8. Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 11. С. 13–16. 9. Блауберг И. В., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. Проблемы методологии системного анализа / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 2017. 456. 10. Воронов Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия / Д. С. Воронов // Теория и практика управленческого учета. 2014. 11. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 783. 12. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. М.: АКАЛИС, 2016. 207. 13. Князев И. М. Соперничество между банками в соответствии с характерами участвующих субъектов // И. М. Князев / Экономические науки. 2017. № 2. С. 80–90. 14. Коробов Ю. И. Практика банковской конкуренции. Саратов: Изд.-во Саратовской гос. экон. академии, 2016. 185. 15. Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции / Ю. И. Коробов. Саратов: Изд.-во Саратовской гос. экон. академии, 2016. 147. 16. Коротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Маркетинг в России и за рубежом, 2017, № 6. 17. Лазаренко А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации // Молодой ученый. 2014. №2. С. 479-484. 18. Липка В.Н. Управление ликвидностью банка / Банковские технологии. М.: Банковские технологии, 2014. №3. 80. 19. Лунтовский Г.И. Проблемы и перспективы развития банковского сектора России // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 3?7. 20. Лутошкина Н.К Систематизация методов оценки деятельности банка/ Н.К. Лутошкина, А.С. Баталов // Актуальные вопросы экономической науки: организация взаимодействия властных и предпринимательских структур с целью обеспечения экономического развития региона: Тез. докл. научн. конф. аспирантов и соискателей.- Киров, 2017. 21. Никонов И. А. Стратегия и стоимость коммерческого банка / И. А. Никонов, Р. Н. Шамгунов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. 304. 22. Никоноров В. В. Развитие розничных услуг коммерческих банков как основа повышения их конкурентоспособности: автореф... канд. экон. наук: 08.00.10 / Никоноров Вячеслав Витальевич; Волгоград: 2014. 27. 23. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Р. Рейдер; пер. с англ. А.Л. Раскина ; под науч. ред. Т. В. Даниловой. М.: Стандарты и качество, 2017. 248. 24. Сысоева Е. Ф. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в Российской Федерации / Е. Ф. Сысоева, Н. А. Кретова // Финансы и кредит. 2015. № 25. С. 12–21. 25. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2014. №1. С.12–15. 26. Трофимов Д. В. Конкурентоспособность розничных банков / Д. В. Трофимов // Управление экономическими системами. 2018. № 58. 27. Турбанов А.В. Российская банковская система на современном этапе// Деньги и кредит. 2017. № 2. 28. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Маркетинг в России и за рубежом, 2016. № 1. 29. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2016. 312. 30. Федорович Н.П. Конкурентоспособность банка - залог успеха на кредитном рынке (региональный аспект)// Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии банковской системы», Том 1; Днепропетровск. 2014. С.156–159. 31. Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 295. 32. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 799.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ 1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности организации Термин «конкуренция» берет свои корни из латинского языка и означает «столкновение, состязание». Фридрих фон Хайек, знаменитый экономист, объясняет конкуренцию как «старание получить то, что кто-то другой старается получить в это же самое время». Межбанковскую конкуренцию можно обозначить как вполне естественный процесс, который напрямую связан со сражением субъектов предпринимательства из банковской сферы на доступных рыночных сегментах за потенциальную клиентуру. По мнению Н.К. Лутошкиной, конкуренция в банковской системе намного сложнее, чем в любом другом секторе экономики [20, c. 51]. Конкурентоспособность коммерческого банка – это система отношений коммерческого банка по формированию, удержанию, наращиванию и реализации конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг для достижения поставленных целей. Конкуренция сегодня является стимулирующим фактором, побуждающим конкурентов: 1) расширить круг банковских услуг; 2) улучшить качество банковской продукции; 3) оперативно регулировать цены на эту продукцию. Конкуренция стимулирует банки к переходу на более эффективные способы функционирования. По мнению Портера М., конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Конкурентоспособность по И. А. Никонову и Р. Н. Шамгунову, характеризуется степенью его соответствия потребностям клиентов и темпами роста его клиентской базы [21, с. 32]. По мнению Э. А. Уткина, Н. И. Морозовой и Г. И. Морозовой, важное условие конкурентоспособности – обеспечение хорошего качества услуги с приемлемой для клиента ценой [12, с. 196]. Для коммерческого банка конкурентоспособность является стратегическим ориентиром. Повышение конкурентоспособности является как стратегической, так и тактической задачей любого предприятия, поскольку во многом уровень конкурентоспособности определяется через субъективное отношение к услуге потребителя, а удовлетворение потребности клиента является основной социальной целью (миссией) организации. Таким образом, конкурентоспособность – это реальная возможность в существующих условиях обеспечивать потребность потенциальных и реальных клиентов в услуге или товаре, обладающим более привлекательными характеристиками для потребителей, в отличие от услуг-аналогов конкурентов. Основной характеристикой конкурентоспособности выступает ее оценка, выражающая степень соответствия предприятия главным факторам успеха. Оценка конкурентоспособности предполагает деятельность в условиях рыночных отношений и получение при этом доходов, покрывающих не только расходы на производство продукции, но и достаточных для поддержания качества выпускаемой продукции на высоком уровне, стимуляции работников и способствованию научно-технического развития бизнеса. Оценка может быть проведена на основе сравнительного анализа устойчивости данного предприятия и его основных конкурентов к 10 потенциальным рискам на рынке. Стоит учитывать и долю фирмы на рынке: ведь конкурентоспособность фирмы выше, если выше ее доля на рынке. Конкурентоспособность является одним из главных показателей эффективной деятельности организации. Фирмы, которые имеют довольно большие конкурентные преимущества, имеют результат в виде увеличения клиентской базы, а, значит, и прибыли. Конкурентное преимущество представляет собой характеристики или особенности компании, которые дают ей преимущества перед соперниками в конкуренции. А конкурентоспособность отражает не только наличие у организации этих преимуществ, но и их качество и количество. Анализируя сущность конкурентоспособности, необходимо учитывать двустороннюю зависимость экономического субъекта и процесса. Так, развитие национальной экономики напрямую зависит от развития отрасли, которое в свою очередь находится в зависимости от конкурентоспособности каждого отдельно взятого предприятия. И в это же время конкурентоспособность отдельной организации зависит от развития национальной экономики [4]. Источник: Трофимов Д. В. Конкурентоспособность розничных банков / Д. В. Трофимов // Управление экономическими системами. 2018. № 26. С. 14 Рис. 1 – Взаимосвязь организации, отрасли и государства Развитие государства зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от преимуществ конкуренции. В свою очередь конкурентные преимущества организации существуют в тесной связи с внутренним государственным климатом – возможность инвестиций, регулирование предпринимательской деятельности. Удача организации в конкурентной борьбе зависит от ситуации в стране / регионе, и в тоже время государство развивается в глобальной конкурентной среде. Возникает замкнутый круг, в котором результаты государственного развития зависят от результатов деятельности организаций, а на конкурентоспособность организации влияет уровень развития государства. При оценке возможности обеспечения конкурентоспособности организации наибольшее значение уделяется определению основного фактора, влияющего на конкурентоспособность. Для выделения основного фактора, целесообразно разделить все области влияния на группы, учитывая их характер воздействия – внешний или внутренний. Анализ научных взглядов авторов, занимающихся исследованием проблемы конкурентоспособности предприятия показал, что существуют различные точки зрения на характеристику факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Например, Р.А. Фатхутдинов, в зависимости от сферы формирования факторов группируют их на внешние и внутренние (рис. 2) Внутренние факторы – это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним можно отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др. [29, с.32]. Внешние факторы – это социально-экономические и организационные отношения, формирующиеся вне предприятия (во внешней среде) и влияющие на деятельность предприятия, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране и т.п. Фирмы предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценивания конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов. Источник: Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2016. №29 С. 31. Рис. 2 – Система факторов конкурентоспособности Спектр данных показателей должен охватывать: эффективность производственно-сбыточной деятельности; эффективность капитальных вложений, резерв снижения затрат производства. Основными условиями обеспечения конкурентоспособности является: ? применение научных подходов к стратегическому менеджменту; ? обеспечение развития техники, технологии, экономики, управления; ? применение современных методов исследования и разработок; ? рассмотрение связей функций управления любыми процессами на всех стадиях жизненного цикла объекта; ? формирование системы мероприятий и обеспечения конкурентоспособности разных объектов. К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности организации, относятся: ? обеспечение приоритетности продукции; ? смена качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкурентных запросов; ? определение преимуществ товара в сравнении с заменителями; ? определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты; ? изучение мероприятий конкурентов с удовлетворением аналогичных товаров; ? определение и использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции; ? новые приоритетные сферы использования продукции; ? дифференциация продукции, которая обеспечивает относительно стойкие преимущества потребителей, которые отдаются определенным видам взаимозаменяемых товаров; ? влияние непосредственно на потребителя, путем искусственного ограничения поступления на рынок новых товаров, проведения рекламы, предоставление денежного или товарного кредита. 1.2. Проблемы формирования оценки конкурентоспособности Конкурентоспособность предприятия зависит от воздействия целого комплекса факторов внешней и внутренней среды. Внешняя среда формирования конкурентоспособности включает: мировую экономическую макросреду; уровень развития рынка; социальную, экономическую, политическую, технологическую, даже экологическую, а особенно институциональную среду страны; состояние реального сектора экономики страны; экономическую активность населения; социально-экономическое положение регионов и их привлекательность для развития бизнеса; региональный инвестиционный климат; уровень и формы государственного регулирования; ставка рефинансирования и уровень инфляции. Из внутренних факторов целесообразно отметить уровень конкуренции и его характер на рынке, рыночную стратегию конкурентов, политику организаций. В настоящее время в России многие организации ассоциируют решение проблем повышения конкурентоспособности с практическими вопросами роста эффективности путем снижения затрат, увеличения дифференциации рисков, расширения спектра предлагаемых услуг, повышения прибыльности, завоевания и удержания рынка. Во-первых, хочется сказать, что сейчас, во время существования прогрессивных технологий, при формировании оценки конкурентоспособности предприятий проблема заключается в том, что не существует единой общепризнанной методики оценки, которая могла бы эффективно использоваться по отношению к каждой организации. Методов оценки конкурентоспособности предприятий к настоящему времени разработано очень мало, что связано с определенной спецификой самого рынка. Данное обстоятельство обусловлено тем, что предприятия обратили внимание на технологии организации бизнеса существенно позже остальных сфер бизнеса и теперь пытаются наверстать упущенное. Достоверность и объективность оценки в большинстве методик зависит от человеческого фактора. При определении конкурентоспособности услуги необходима субъективная оценка экспертов, поскольку анализируются не только количественные, но и качественные показатели. Однако и при расчете конкурентоспособности с использованием количественных показателей во многих методах необходим выбор базы сравнения, что является достаточно трудоемким и сложным процессом и требует опыта оценки специалиста. Каждая организация вырабатывает собственные услуги, перечень качественных и количественных характеристик которых различен, наряду с этим, очень трудно определить приоритетность характеристик, которые необходимо учитывать при оценке конкурентоспособности предприятия. Оценку конкурентоспособности услуг необходимо проводить не обобщенно, а в разрезе продуктового ряда, анализируя целесообразность предоставления каждой услуги и эффективность тарифной политики. Во-вторых, отсутствие системы маркетинговых исследований. Сбор внешней информации предполагает накопление разнообразных данных о ситуации на всех рынках, особенно тех, где действует предприятие, обо всех субъектах рыночных отношений (существующих и потенциальных конкурентах, клиентах, контактных аудиториях и др.), а также о состоянии факторов макросреды. Не все организации могут позволить себе создание системы маркетинговых исследований, и многие обычно обращаются с просьбой об их проведении по интересующей проблеме в специализированные организации. Из всего этого вытекает отсутствие или недостаток грамотного проведения анализа рынка. Зачастую, отсутствие грамотных специалистов для разработки программы внедрения мероприятий и организационный механизм реализации программы бенчмаркинга по обеспечению конкурентоспособности предприятий, а также оценке результативности эффективности мероприятий по улучшению бизнес-процессов. И как следствие всего этого отсутствие грамотного анализа деятельности организации для выявления проблемного поля в его деятельности и объекта бенчмаркинга. Модель бенчмаркинга в сфере производства, представляющая собой структурированный процесс, который должен разрабатываться индивидуально для каждого проекта с учетом определенной цели. Проблемой формирования оценки конкурентоспособности предприятий является так же отсутствие стратегии дифференциации. В современной экономической ситуации не всякой организации под силу обслуживать все категории клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие организации осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовывать стратегию дифференциации. Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских предпочтений, устойчивых связей, что затрудняет выход на рынок новых, неизвестных ранее организаций. Дифференциация качества услуг, также, как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед организациями проблему определения критериев качества продукта. В принципе, здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения организаций. Еще одной проблемой формирования оценки конкурентоспособности предприятий на современном этапе является – изменчивость и турбулентность конкурентной среды. В современный период в структуре конкурентной среды произошли изменения – значительно повысилась доля косвенных конкурентов, то есть предприятий, которые могут удовлетворить тот же набор потребностей заказчика за счет товаров-субститутов. Следующей проблемой является субъективность оценки уровня конкурентоспособности (практически каждая методика использует экспертную, то есть зависимую в определенной степени от субъекта, оценку для определения влияния отдельных факторов). При этом субъективная оценка не оказывает негативного влияния. С одной стороны, использование опыта эксперта или группы экспертов в определенной области позволяет оценить и в дальнейшем учесть специфические особенности, которые невозможно определить другими методами, а с другой стороны, зачастую стоимость использования экспертного метода оценки достаточно высока, и организации стараются снизить себестоимость процессов прогнозирования за счет «снижения качества» экспертной группы, снижают объективность расчетов оценки; специфичность производимых товаров и услуг. На сегодня видоизменение производимых услуг организации производится в кратчайшие сроки и проведение оценки конкурентной среды становится гораздо сложнее; необходимость поиска оптимума в координатах «спрос-предложение». При создании новых услуг организация должна быть уверена, что потребности покупателей данных услуг и возможности предприятия будут уравновешены. Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности предприятий, нельзя не остановиться на инновациях, которые так активно и массово обсуждают теоретики и практики всех сфер деятельности страны, поскольку это вектор модернизации всей экономики России. Можно назвать очередной этап модернизации, с исторической точки зрения, как инновационный модернизм. Внедрение инноваций - основа конкурентной стратегии предприятия по различным сферам внедрения (рынки, клиентские группы, каналы сбыта, технологии и т. д.). Они формируют портфель инвестиционных проектов, содействуют органическому развитию организации, максимизируют возможности существующих бизнесов и организуют новые, увеличивают доходы. 1.3 Методы и показатели оценки конкурентоспособности В процессе ведения конкурентной борьбы возникает проблема оценки уровня конкурентоспособности предприятий, направленной на выявление плюсов и минусов в их деятельности и способствующей разработке собственной стратегии поддержания и укрепления конкурентного преимущества. Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности, базирующейся на: - системе внутренней отчетности; - системе сбора внешней информации; - системе анализа информации; - системе маркетинговых исследований Система внутренней отчетности должна быть направлена на полное отражение текущей деловой информации о деятельности организации, уровне ее внутренней работы. Среди источников внутренней информации необходимо выделить: статическую отчетность, бухгалтерскую отчетность, результаты внутренних исследований, акты ревизии и проверок, различного рода справки. Система сбора внешней информации предполагает накопление разнообразных данных о ситуации на всех рынках, особенно тех, где действует организация, обо всех субъектах рыночных отношений (существующих и потенциальных конкурентах, клиентах, контактных аудиториях и др.), а также о состоянии факторов макросреды. Основную внешнюю информацию можно получить из следующих источников: средства массовой информации, сеть Интернет, публикуемые годовые отчеты, статистическая отчетность, справочники и т.д. Совокупность методов можно разбить на три группы: количественные; матричные и графические; комбинированные. Практически все методики, освещенные в научной литературе, имеют как достоинства, так и недостатки. Достоверность и объективность оценки в большинстве методик зависит от человеческого фактора. При определении конкурентоспособности услуги необходима субъективная оценка экспертов, поскольку анализируются не только количественные, но и качественные показатели. Однако и при расчете конкурентоспособности с использованием количественных показателей во многих методах необходим выбор базы сравнения, что является достаточно трудоемким и сложным процессом и требует опыта оценки специалиста. В литературе предлагается несколько способов оценки уровня конкурентоспособности предприятия, но почти все они основаны на двух методах оценки: 1. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности на основе многофакторной модели. Оценка конкурентоспособности по данному методу проводится в три этапа, они представлены на рисунке 3. Данный метод основан на сравнении уровня конкурентоспособности предприятия с нормативными значениями. Источник: Лазаренко А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации // Молодой ученый. 2014. №17. С. 479. Рис. 3 – Этапы проведения оценки конкурентоспособности на основе многофакторной модели. 2. Второй метод – это оценка конкурентоспособности по отдельным элементам комплекса маркетинга. Данная методика предполагает осуществлять оценку в четыре этапа (рис. 4) Источник: Лазаренко А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации // Молодой ученый. 2014. №17. С. 481. Рис. 4 – Этапы проведения оценки уровня конкурентоспособности предприятия по отдельным элементам комплекса маркетинга. Результаты расчетов сводятся в матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм. Существуют наиболее часто используемые методы оценки конкурентоспособности. Модель пяти конкурентных сил М.Портера рассматривает влияние основных факторов, которые определяют экономические результаты деятельности компании на рынке (рис. 5): Источник: Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.№11 С. 152. Рис. 5 – Модель пяти конкурентных сил М. Портера 1. Угроза входа потенциальных конкурентов представляет опасность для прибыльности компании. Появление на рынке новых конкурентов зависит от двух факторов: реакции существующих конкурентов и наличия препятствий для входа в отрасль. 2. Конкуренция существующих в отрасли компаний возможна по нескольким параметрам: по цене, качеству и ассортименту. Сила конкуренции зависит от того, насколько активно участники отрасли пытаются изменить показатели. 3. Возможность покупателей оказывать давление на организацию. Уровень давления со стороны потребителей зависит от их возможности диктовать условия поставок и уровня конкурентной значимости воздействий. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: ? если покупатели делают закупки в больших количествах; ? отрасль в большей своей части зависит от отдельных групп покупателей; ? в тот момент, когда промежуточные покупатели получают небольшую прибыль, которая побуждает их снизить издержки, связанные с закупочной деятельностью. 4. Давление поставщиков на организацию. Они оказывают давление на участников рынка при заключении договора с помощью увеличения цены или снижения качества товаров. Уровень давления поставщика зависит от его способности оказывать влияние на потребителя при помощи изменения условий поставок, что негативно отражается на уровне продаж и функционирования предприятия в целом. Система управления конкурентоспособностью разрабатывается для каждого предприятия с учетом его деятельности и обеспечивает проведение индивидуальной политики в достижении поставленных целей. Стратегия повышения конкурентоспособности может быть ориентирована как на компенсацию слабых сторон, так и на усиление относительно сильных сторон предприятия. Для уточнения основных направлений развития конкурентоспособности предприятия необходимо проводить его сравнение с ближайшими конкурентами. Конкуренция на рынке может проявляться на различных уровнях и может быть связана с видом товарного предложения, уровнем цен и т.д. Исходя из данных факторов и определений, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия – это способность организовывать эффективное взаимодействие управляющих и исполнительных подразделений, которые участвуют в подготовке, разработке и сервисном обслуживании продукции с целью придания ей параметров, которые будут полностью удовлетворять потребности и запросы потребления при минимальных затратах ресурсов и средств компании. 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК» 2.1. Краткая характеристика организации, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности организации. Публичное Акционерное Общество «Сбербанк», именуемый в дальнейшем «Сбербанк», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России». Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 января 2018 года на долю Сбербанка приходится 28,7 % совокупных банковских активов, 46% депозитов физических лиц, 32,2 % корпоративных кредитов и 38,7 % розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 27,4 % совокупного капитала российской банковской системы. Доля Центрального банка Российской Федерации в уставном капитале ПАО «Сбербанк России» составляет 50 % плюс одна голосующая акция, в голосующих акциях – 52,32 %. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Доля физических лиц в уставном капитале банка составляет около 9 %, а доля иностранных инвесторов – более 24 %. Услугами Сбербанка по состоянию на 2019 год пользуются более 110 млн. физических лиц (более 70 % населения России) и около 1 млн. предприятий (из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в России). Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов – на долю малых и средних компаний приходится более 35 % корпоративного кредитного портфеля Банка, оставшаяся часть – кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg