Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Личностное самоопределение как психологическая проблема.

happy_woman 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Реферат на тему :"Личностное самоопределение как психологическая проблема."
Введение

Проблема личностного самоопределения и личностного развития в психологии не нова, многие психологи в своих работах пытаются описать этот процесс, предлагая собственные концепции личности и ее развития. В этой работе я постараюсь использовать труды многих психологов, чтобы понять, что такое проблема личностного самоопределения, и каковы предлагаемые пути ее решения в современной психологии.
Содержание

1. Введение 2. Понятие самоопределения: социологический и психологический подходы. Самоопределение и идентичность человека. 3. Концепции самоопределения в зарубежной и отечественной психологии. 4. Виды самоопределения, его компоненты и этапы развития. 5. Становление идентичности и личностного самоопределения в онтогенезе человека. 6. Выводы 7. Список литературы
Список литературы

1. Антонова Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2011. - № 2. - С. 79-92. 2. Бондырева С. К. Я в поисках своей идентичности и специфика идентификации в современном мире/ С. К. Бондырева // Мир психологии [Текст]: научно-методический журнал/ Российская Академия образования, Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ, Московский психолого-социальный институт. - М.; Воронеж. - 2016г. N 3 - с.75-84. 3. Микайлова И. Г. Субъекты самоопределения в контексте формирования их отношения к себе и к поиску смыслов существования в ходе воспроизводства личностных и локальных социокультурных пространств/ И. Г. Микайлова // Мир психологии [Текст]: научно-методический журнал/ Российская Академия образования, Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ, Московский психолого-социальный институт. - М.; Воронеж. - 2016г. N 3 - с.39-52 4. Репецкая А. В. Рефлексивно-личностное самоопределение как формирование готовности к самореализации/ А. В. Репецкая, Ю. А. Репецкий // Психология. Журнал Высшей школы экономики [Текст] - 2013г. N 2 - с.75-87 5. Сергиенко Е.А. Субъектные факторы самоопределения современной молодежи / Е.А. Сергиенко // Человек. Сообщество. Управление. - 2014. - №2. - С. 87-103. 6. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности [Текст]: учебник и практикум: рекомендовано УМО / Л. Б. Шнейдер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 2019. - 328 с. 7. Щукина М. А. Психология саморазвития личности: проблемы, подходы, гипотезы. / М.А. Щукина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 152 с.
Отрывок из работы

Понятие самоопределения: социологический и психологический подходы. Самоопределение и человеческая идентичность. Большинство гуманитарных дисциплин (философия, социология, психология, юриспруденция) изучают проблемы личности и самоопределения. Личность (философия) - это единый индивид, продукт и субъект общественных отношений, деятельности и общения, обладающий индивидуальным набором биогенетических характеристик, социально значимых и духовных качеств. Каждый человек, обладающий нормальным умом и способный к самостоятельным действиям в обществе, является личностью. Личность (социология) — это человеческая личность, приобретающая в процессе социализации и включения в систему общественных отношений и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств, знаний и социального опыта, как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности. Личность (психология) - это человек, социальное и природное существо, наделенное сознанием, речью и творческими способностями. Личность (словарь русского языка) - "человек как носитель некоторых свойств". Таким образом, человек является не только и не столько биологическим существом, являющимся частью природы, но и носителем социальных качеств, что подтверждается способностью вступать в многочисленные общественно полезные отношения с другими людьми. Между учеными-правоведами нет принципиальных различий в понимании личности. Например, Г. В. Назаренко предполагает личностное выражение социальной природы человека; А. Б. Венгеров под личностью понимает социальные характеристики человека на определенном этапе общественного развития; С. Н.Кожевников определяет личность как совокупность социальных свойств человека в системе общественных отношений; по мнению В. М. сырого, идентичность – совокупность свойств, характеризующих человека как социальное существо, члена общественных отношений. Нетрудно заметить, что все эти подходы объединяют две ключевые позиции в содержании понятия личности. Это человек, который понимается как живое (биологическое) существо, способное мыслить, создавать орудия труда, использовать их в своих целях и общаться. Индивид может рассматриваться как индивид, взятый вне социальных связей. А также социальное содержание свойств человека, то есть его социальное, связанное с жизнью людей, их отношениями в обществе начала. Когда человек взаимодействует с обществом, рано или поздно наступает время самоопределения. Самоопределение — это установление личностью собственных характеристик, способностей, способностей, выбор критериев, норм самооценки, "стандартов" для себя, ценностей, основанных на требованиях общества и к себе. Самоопределение — это активный процесс осознания себя, своего места в обществе и своей цели в жизни. Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Мы можем различать профессиональные ("кем быть?": выбор профессии, метода и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностные ("кем быть?": выбор поведения, отношение к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение ("как жить?": выбор метода, стратегии, образа жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и часто пересекаются. Эти типы самоопределений постоянно взаимодействуют. В некоторых случаях они предшествуют друг другу, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие. Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - Кто я, зачем живу, чего могу достичь, как могу помочь своей семье, своей стране, какова моя личная цель и т. д. Эти потребности в самоопределении связаны с поиском смысла жизни. Личностное самоопределение - это определение себя по отношению к выработанным в обществе (и принятым этим человеком) критериям личностного развития и дальнейшая эффективная реализация себя на основе этих критериев. Концепции самоопределения национальной психологии. Самоопределение личности понимается в отечественной психологии как способность человека определять свое место в обществе, себя и свои интересы, в том числе определять свое место в жизни общества и его функционировании. Понятие самоопределения широко распространено в работах российских ученых, согласно которым человек рассматривается как двойственное духовное и материальное существо. В этом понятии, главной характеристике человеческого существования, он определил неразрешимое противоречие между временностью своего бытия и принадлежностью к бесконечности. Аналогичного мнения придерживался и Л. С. Франк, но в отличие от Бердяева он отмечал не только наличие противоречий, но и необходимую связь между ними: духовное, бесконечное бытие есть основа телесного, временного и его постигающая основа. Еще одним примером определения понятия самоопределения в отечественной психологии является М. М. Бахтин, который рассматривал два варианта разрешения вышеназванного противоречия. Во-первых, субъективная целостность человека — это его смысловая целостность. Вторая идея заключается в том, что для человека пространство и время являются средством реализации его смысловой организации. Очень интересно, что реализация личности таким образом зависит от самой личности. В связи с этим формирование личности принимает форму самоопределения в мире - самоопределения, одной из главных характеристик которого является ее ориентация на будущее. В наше время самоопределение личности рассматривается как определение себя по отношению к критериям личностного развития и самореализации, выработанным в обществе на основе выделенных критериев. Существуют личностные, социальные, профессиональные и другие виды самоопределения. Эти виды считаются находящимися в постоянном взаимодействии: они могут предшествовать друг другу (например, личностное самоопределение часто предшествует профессиональному самоопределению и способствует ему) или же они возникают одновременно, меняясь местами, как причина и следствие. Понятия самоопределения в зарубежной психологии. Основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С. Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в ключе проблемы детерминации, в следствии выдвинутого им принципа-внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: "тезис о том, что внешние причины действуют через внутренние условия так, что результат действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация других, внешних, так и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)." В зарубежных подходах к психологическому исследованию самоопределения выделяют два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, происходящий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшеклассников. Так, С. П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе самоопределение имеет двойственный характер: либо делается выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы-это социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то человек использует обобщенный вариант, откладывая его конкретизацию на будущее. Самоопределение неразрывно связано с такой сущностной характеристикой молодежи, как стремление к будущему, с пониманием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организованный процесс, который встроен в определенную практику-профориентацию-и только в этом случае приобретает свой смысл и ценность. Виды самоопределения, его составляющие и этапы развития А. К. Маркова, обобщая подходы к изучению самоопределения, рассматривает его виды в зависимости от сферы жизнедеятельности. Он выделяет в структуре каждого типа самоопределения "качества и способности, которые человек оценивает в себе" и "нормы, критерии, по отношению к которым человек самоопределяется". Основными видами самоопределения являются: Жизненное самоопределение – определение себя по отношению к критериям смысла жизни, включая самоопределение и самореализацию на основе этих критериев. Личностное самоопределение — это формирование индивида в обществе на основе установленных норм и порядков, при которых индивид определяет свое место в нем и положение по отношению к его течениям. Близкое к личностному, это индивидуальное самоопределение есть осознание своей идентичности в обществе и степень своей автономии. "Самоопределение,-говорит А. К. Маркова,-это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются различные виды самоопределения-личностное, социальное, профессиональное и др. Жизненное самоопределение может лежать в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения." Помимо перечисленных А.К.Маркова, можно добавить религиозное, политическое, национальное, духовное и т. Д. Самоопределение. Идентификация сфер самоопределения обусловлена тем, что каждая из них включает в себя ряд позиций, объединяющих ценности, значения, нормы и т. Д., И вхождение человека в новую сферу для него (или осознание его существования). заставляет человека занять определенную позицию (или построить новую). А.В. Петровский В.А. Бакеев И.А. Оботурова и другие представили концепцию коллективистского самоопределения как характеристику желаемого результата вступления человека в определенную общность. Человек избирательно относится к влияниям определенного сообщества, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от промежуточных факторов - его собственных оценок, убеждений и идеалов. Это явление - коллективистское самоопределение - выражает уровень социального развития человека, проявляющийся в личной ответственности за социальный прогресс, за команду, в постоянных действиях на благо общества». Самоопределение человека в группе отличается от конформизма и нонконформизма как альтернативы. O.I. Зотова и И.К. Кряжева рассматривают самоопределение как часть адаптации личности в коллективе. «Адаптация индивида в коллективе как его самоопределение на основе наиболее существенных черт индивида обеспечивает силу вхождения человека в этот коллектив». Самоопределение личности в группе, адекватность самооценки являются важными условиями эмоционального здоровья личности, ее целенаправленного развития. Самоопределение в каждой рассматриваемой области, сообществе, зависит от уверенности человека в ценностных ориентациях поведения на разных уровнях. Ценности, ценностные ориентации в социальной психологии - «основа оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней», а также способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости. Таким образом, выделение ценностных ориентаций поведения на разных уровнях позволяет нам рассмотреть другие аспекты самоопределения. Наиболее полная система поведенческих ориентиров (ценностных ориентаций в широком смысле слова) представлена Н. Ф. Наумова. При его создании были использованы следующие измерения: 1) ориентация деятельности человека на внешний мир или на себя, на свою личность (то есть социальное или индивидуальное пространство самоопределения); 2) экзистенциальный или нормативный характер эталона, то есть несвободное (как продиктовано естественными потребностями и денежными средствами) или свободное (продиктованное представлениями о том, что должно) целеполагание. Н. Ф. Наумова выделяет следующие поведенческие ориентиры: план жизни, идея должного, ценность, цель, норма, самостоятельное поведение. 1. План, план жизни. Этот наиболее обобщенный ориентир поведения выражается в существовании у человека той или иной формы и степени определенного плана, плана жизни (С.Л. Рубинштейн), жизненной цели (А.Н. Леонтьев), цели проекта (Г.С. Батищев), проект (М.К. Мамардашвили), общий девиз его бытия (О.Г.Дробницкий). Наличие этого механизма связано со способностью человека интегрально «переносить себя в будущее», самооценкой в будущем, самоуважением. Это самоопределение жизни в чистом виде. Функцией цели жизни является формирование, сохранение, воспроизводство личности как личности. В возникновении и осознании цели жизни Н.Ф. Наумова выделяет три взаимодействующих механизма: -эмоциональный, как устойчивое доминирование определенных мотивов; - результат постоянной внутренней работы (в основном работа по осознанию ведущих мотивов и смысловых единиц жизни); - выбор самого себя, то есть выбор не между конкретными целями, а его собственным образом жизни, выбором между добром и злом в его собственном существовании. Этот свободный, то есть определяемый прежде всего индивидуально-внутренними обстоятельствами, выбор делается в результате сознательных (но не обязательно рациональных) действий воли. 2. Человек определяет, что ему нужно. Ярким выражением этого руководства является мораль, которая является добровольной саморегуляцией поведения, когда человек задает себе закон поведения, но выводит этот закон не из своей собственной природы (потребностей, интересов, стремлений), а из своей идеи. что связано. Смысл этого самоопределения раскрывается О.Г. Дробницкий: выполнение долга в этом случае является самоцелью, то есть не может быть средством для чего-то другого. Смысл стремления к должному заключается не в достижении определенного результата, а в самом стремлении, независимо от последствий, которые могут оказаться нежелательными. Следующей за долгом функцией является сознательное формирование себя. Диапазон человеческих ценностей довольно постоянен, однако иерархия ценностей варьируется в зависимости от ситуации, появления новых ценностей. Появление новых ценностей, невозможность реализовать все ценности, заставить человека постоянно делать выбор между ними, то есть строить и координировать их. Ценности действуют, живут только в момент отбора и оценки - только здесь их можно наблюдать как элемент, ориентир поведения. Их функция - создать упорядоченную и значимую, значимую для человека картину мира. Нормы отличаются от того, что вознаграждение и наказание за правильное выполнение социальных норм исходит извне (социальные санкции), а в случае моральных норм - изнутри (совесть) (М.И. Бобнева). Глубоко усвоенные, неуточненные нормы, сформулированные человеком не в категориях «может» - «нет», а в категориях «хороший» - «плохой», могут стать ценностью и обязанностью. В свою очередь, ценности, которые утратили связь с потребностями и чаяниями, становятся внешними рамками поведения, подобно долгу, диктуемому и контролируемому внешними санкциями, становятся нормами. Функция норм заключается в оптимизации поведения (в смысле его успеха и социальной приемлемости) с использованием стереотипов поведения, стереотипных решений; сохранение интеллектуальных, психологических и др. индивидуальных Принципы выдающихся ценностей позволяют нам охарактеризовать полноту самоопределения человека в любой области - профессиональной, семейной, в жизни в целом. Человек как профессионал, как личность и т. Д. Должен быть определен в плане жизни, нормах, должностях, ценностях, в способах саморазвития. Только тогда он сможет поставить себя и достичь своих целей (профессиональных, семейных, жизненных), не разрушая своей целостности. Если мы рассматриваем самоопределение как основу для зрелости человека, то личностью зрелого человека является человек, который определил себя в этих руководящих принципах: цель жизни, ценности, направления саморазвития, должное, нормы в индивидуальный и социальный планы по отношению к себе и обществу. В реальном поведении это самоопределение будет проявляться для целей, которые человек ставит перед собой, иерархически сопоставляя все ориентиры и средства, которые он использует для их достижения, то есть в проявлениях своих субъективных способностей. «Быть носителем цели, то есть ставить и реализовывать определенную цель, значит быть субъектом» Различные комбинации полюсов этих компонентов дают 16 возможных типов личного самоопределения. Гармоничный тип личностного самоопределения характеризуется богатым ценностно-смысловым ядром (осознание и широкий спектр собственных потребностей, интересов, ценностей), наличием пространства самореализации, активной творческой природой самореализации. , позитивное, привлекательное чувство будущего (ценность взрослой жизни, перспективы), наличие планирования в достижении будущего. Типы самоопределения в смысле, противоположном гармоничному, бездуховны и пассивны. Бездуховный тип характеризуется успешной реализацией и планированием при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативного будущего. Типы самоопределения в противоположном смысле гармоничны, недуховные и пассивны. Бездуховный тип характеризуется успешной реализацией и планированием при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативного будущего. Природа психологической реальности - практичность, приземленность, эмоциональный план. М. Р. Гинзбург, соотнося самоопределение подростков с регулярной стадией онтогенеза, разрабатывает «общий принцип коррекции при нарушении процесса личностного самоопределения в зависимости от того, в каких структурных компонентах отмечаются эти нарушения». Полноту самоопределения можно рассматривать с точки зрения наличия в нем двух процессов - объективации и субъективации. «Если мы рассмотрим самоопределение с точки зрения методологии индивидуального сознания, - пишет Д. Иванов, - то это можно представить как комбинацию двух процессов - объективации и субъективации. Более того, реализация только одного из них исключает возможность полного самоопределения.» Объективация означает осознание себя как носителя определенных форм коллективного сознания, определение своего «Я», определение своего места в Природе, Пространстве через культурные паттерны (идеи, концепции, которые охватывают определенную сферу бытия). Субъективизация означает реализацию противоположного акта - выражения себя в идеях, концепциях, в материализованных формах искусства (поэзия, живопись и т. Д.), в формах, которые чрезвычайно индивидуализированы. «Таким образом, с одной стороны, следуя канону, осуществляя личностный рост в каноне, признавая себя индивидуумом, но принадлежащим к определенной общине, группе, которая владеет определенным типом культурного контента, а с другой - преодолевая его. отвергая его, трансформируя на уровне своей личности. «Доминирование того или иного процесса может лежать в основе типологии самоопределения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 11 страниц
100 руб.
Реферат, Психология, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 23 страницы
200 руб.
Реферат, Психология, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 7 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg