Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Доходы и расходы бюджета: состав, принципы распределения

happy_woman 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Объектом настоящего исследования являются общественные отно-шения, складывающиеся по вопросам реализации бюджетного процесса в РФ. Предмет исследования – совокупность экономических отношений по составу и принципам распределения доходов и расходов бюджета РФ. Цель работы заключается в комплексном теоретико-правовом изуче-нии состава, принципов распределения доходов и расходов бюджета РФ. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1) изучить источники формирования доходов бюджета; 2) проанализировать структура доходов федерального бюджета РФ, принципы распределения; 3) описать организацию расходов бюджета; 4) проанализировать состав расходов федерального бюджета РФ . Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая); Бюджетный кодекс Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная экономическая си-стема диктует необходимость выполнения государством ряда общественно-значимых функций. С этой целью государством формируется централизо-ванный финансовый фонд, который называется федеральный бюджет. Феде-ральный бюджет представляет собой источник финансирования процесса предоставления некоторого объема и качества социальных общественных благ, например, таких как удовлетворение социально-культурных потребно-стей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управлении и пр. Настоящая тема актуальна ввиду того, что используя финансовые ре-сурсы, которые аккумулируются за счет налогов и прочих доходов, государство направляет их на финансирование программ расходов. Таким образом, доходы и расходы государственного бюджета касаются каждого гражданина, предприятия, организации. Так как, являясь налогоплательщиками, она принимают участие в финансировании доходной части бюджета, поэтому заинтересованы в эффективном распоряжении финансовыми ресурсами государством. В основе теоретических положений настоящего исследования лежат труды ученых юристов и экономистов, внесших неоценимый вклад в разра-ботку проблем финансов и их правового регулирования, в т.ч. таких, как: М.И. Боголепов, И.Х. Озеров, Н.М. Артемова, И.И. Веремеенко, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, Ю.А. Крохиной, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой и других ученых.
Содержание

Введение 3 1 Теоретико-правовой анализ доходов бюджета 5 1.1 Источники формирования доходов бюджета 5 1.2 Структура доходов федерального бюджета РФ, принципы распределения 9 2 Анализ расходов бюджета РФ 15 2.1 Организация расходов бюджета 15 2.1 Состав расходов федерального бюджета РФ 21 Заключение 24 Библиографический список 27
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 1?2.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.1?2.2008 № 6-Ф?КЗ, от 30.1?2.2008 № 7-Ф?КЗ, от 05.0?2.2014 № 2-Ф?КЗ, от 21.07.?2014 № 11-Ф?КЗ) // СЗ РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4?398. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2020. - № 5. - Ст. 492. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. Ст. 3823; 2019. - № 52 (часть I). Ст. 7774. Научная и учебная литература 4. Гореев, А.В. Факторный анализ нефтегазовых доходов в феде-ральном бюджете Российской Федерации / А. В. Гореев // МНСК-2017: Эко-номика. – 2017. - С. 10-13. 5. Гузь, Н. А. Пути оптимизации расходов федерального бюджета / Н. А. Гузь, М. В. Гриневич, А. В. Лисицкая и др. // Актуальные вопросы экономики и управления Сборник научных трудов. Москва, 2018. - С. 18-28. 6. Игонина, Л.Л. Бюджетный процесс в муниципальном образова-нии. Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Издательство РУ-САЙНС, 2019. - 238 с. 7. Иловайский С. И. Учебник финансового права. - Одесса, 1895. – 461 с. 8. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 1999. – 217с. 9. Комаров М. П. Государственные приоритеты политики доходов / М. П. Комаров.- М.: МАТИ, 2014. – 455 с. 10. Курскиев, Р.А. Доходы федерального бюджета, пути их роста / Р. А. Курскиев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №12-3 (89). - С. 161-164. 11. Львов Д. М. Курс финансового права / Д. М. Львов. - Казань: Типография императорского университета, 1887. – 521 с. 12. Молоствова, Е.С. Государственный бюджет: доходы и расходы / Е. С. Молоствова, А. А. Зотов // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины материалы 76-й международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. 2018. С. 328 - 334. 13. Окунь, А.С. Налоговые и неналоговые доходы в процессе обеспечения финансовой безопасности в бюджетной системе РФ / А. С. Окунь // Экономика и предпринимательство. – 2016. - №5. – С. 970-976. 14. Остапенко, Н. А. Значение налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации / Н. А. Остапенко // Аллея науки. – 2017. - №11. – С. 131-133. 15. Панкова, С. В. Ретроспективный анализ динамики доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации / С. В. Панкова, В. А. Волохина, А. П. Цыпин // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. - Т. 16. - № 4. – С. 692-710. 16. Савчишина, К. Е. Современные проблемы и перспективы разви-тия бюджетной системы России / К. Е. Савчишина // Проблемы прогнозиро-вания. – 2017. – №6. – С. 101-104. 17. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Ло-зовский, Е. Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2017. - 223 с. 18. Тория, Р.А. Повышение эффективности межбюджетных отноше-ний и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации / Р. А. Тория // Финансовое право. - 2012. - № 3. - С. 6-10. 19. Федосов, В.А. Бюджетная система РФ / под ред. О.В. Врублев-ской. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с. 20. Чулков, А.С. Особенности построения централизованных систем управления государственными и муниципальными финансами в субъектах Российской Федерации / А. С. Чулков // Финансы и кредит. - 2012. - № 21 (501). - С. 26-30. Электронные ресурсы 21. Официальный сайт Министерства финансов Российской федера-ции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.minfin.ru (дата об-ращения: 05.03.2020).
Отрывок из работы

1 Теоретико-правовой анализ доходов бюджета 1.1 Источники формирования доходов бюджета Доходы бюджета представляют собой отношения государства, организаций и граждан, которые возникают в ходе формирования централизованного государственного фонда. Реализация указанных отношений происходит в форме различных платежей, например, таких как, налоговые платежи. Также следует упомянуть, что в случае превышения доходов над расходами, бюджет называется профицитным. В противном случае он считается дефицитным. Каждая страна имеет свою уникальную структуру бюджета, которая определяется экономическими и политическими факторами, уровнем жизни, системой налогообложения. Финансово-правовое законодательство оставляет открытым вопрос понимания сущности «дохода». Доход, в широком смысле, это любое поступление денежных средств или получение материальных ценностей, которые обладают денежной стоимостью . Также Налоговый кодекс РФ , в частности статья 41, определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Научная литература содержит различные походы к пониманию дохода. М. П. Комаров считал, что доход это приток благ, который выражен в денежной или иной форме . В свою очередь, Дж. М. Кейнс писал, что доход предпринимателей это разница между ценностью готовой продукции, которая продана в течение определенного периода, и первичными издержками производства . Если говорить о государстве, то в этом случае, доход – это, в первую очередь, средство удовлетворения потребностей . Д. М. Львов считал, что «доход государства соединяется с производительным потреблением частного имущества: это потребление выражается во взимании налогов» , в данном определении подчеркивается перераспределительный характер доходов государства. Таким образом, доходы государства это, прежде всего, средство выполнения публичных обязательств государства. Виды доходов бюджета отражены на рис. 1. Рисунок 1 Виды доходов бюджета Налоговые доходы – это средства, которые поступают в бюджеты различных уровней в соответствии с налоговым законодательством, кроме того сюда относят пени штрафы, которые взимают за нарушение налогового законодательства. Различают следующие виды налогов: ? федеральные – устанавливаются федеральным законодательством и действуют на всей территории РФ: акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; ? субъектов федерации – устанавливают Налоговый кодекс РФ и законы субъектов РФ: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. ? Местные налоги – устанавливает Налоговый кодекс РФ и норма-тивно-правовые акты органов местного самоуправления: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор . Неналоговые доходы – это поступления финансовых ресурсов от распоряжения государственным имуществом или выплата компенсации в счет предоставленных государством услуг юридическим и физическим лицам. Состав неналоговых доходов бюджета возможно представить следующим образом: ? использование государственного или муниципального имуще-ства; ? реализация государственного или муниципального имущества; ? платные услуги казённых учреждений; ? штрафы, неустойки, в рамках применения мер ответственности; ? самообложение граждан; ? прочее. Такой вид доходов, как безвозмездные поступления, главным образом используются в федеративных государствах, где предусмотрено несколько бюджетных уровней. Безвозмездные поступления имеют в своем составе следующие: ? дотации на выравнивание уровня расчетной бюджетной обеспе-ченности; ? субсидии на софинансирование расходов; ? субвенции на исполнение расходных обязательств другого уров-ня; ? иные межбюджетные трансферты; ? безвозмездные поступления граждан и организаций. Все бюджеты развитых стран отличаются тем, что налоговые доходы являются основной доходной статьей и составляют 70-90% всех доходов. Нельзя сказать, что в Российской Федерации роль налоговых доходов настолько велика, но, тем не менее, они занимают значимое место среди до-ходных источников бюджета . Статья 39 Бюджетного кодекса РФ гласит, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Необходимо отметить, что изначально на законодательном уровне закреплялись как общая сумма, так и виды поступлений доходов бюджетов. Вместе с тем в настоящее время, согласно ст. 184.1 БК РФ, в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относится общий объем доходов бюджета. Итак, исходя из проведенного анализа, целесообразно сделать вывод о комплексности такой категории как доходы бюджетов в рамках бюджетного права. Доходы бюджета несут в себе экономическую, правовую и материальную сущность. По итогу, мы пришли к выводу, что доходы бюджета это совокупность денежных средств, которые поступают в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах РФ в федеральный, региональный или местный бюджет на безвозвратной основе, а также возвращаемые излишне уплаченные суммы, которые формируют финансовую базу для исполнения публичных обязательств государства и муниципальных образований. 1.2 Структура доходов федерального бюджета РФ, принципы распределения Федеральный бюджет РФ – это основной финансовый план государ-ства, он проходит утверждение в Федеральном Собрании и несёт статус фе-дерального закона. Федеральный бюджет – это форма образования и расхо-дования средств, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Доходы бюджеты имеют способность оказывать воздействие на хозяйственную активность, объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В этой связи представляется целесообразным проанализировать динамику и структуру доходов федерального бюджета РФ в 2014-2018 гг. . В целом можно заметить, что объем аккумулируемых доходов за дан-ный период существенно не изменялся и составлял в среднем 14318,16 млрд рублей, однако намечена тенденция к росту собираемых доходов, ввиду относительной стабилизации экономической ситуации в стране- восстановления экономического роста, сопровождающегося низкой инфляцией, контролируемым уровнем дефицита бюджета и сокращающейся зависимостью от цен на нефть (рис. 2). Рисунок 2Динамика доходов федерального бюджета РФ 2014-2018гг., в млрд. руб. Рассматривая доходы федерального бюджета в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых можно заметить, что, начиная с 2014 года намечена устойчивая тенденция сокращения нефтегазовых доходов в общем объеме с 51,3% в 2014 году до 35,9% в 2018 году. Снижение доли нефтегазовых доходов может быть объяснено падением цен на нефть и природный газ, в то время как ослабление рубля немногим компенсировало снижение стоимости энергоносителей. С 2008 года в отчетах об исполнении бюджета в составе нефтегазовых доходов Минфин выделяет поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные пошлины. Анализируя данные рисунка 2 можно заметить, что с начала 2014 года наметилась устойчивая тенденция увеличение доли НДПИ в общем объеме нефтегазовых доходов, что объясняется повышением ставки данного налога. В перспективе структура нефтегазовых доходов будет изменяться еще сильнее, в сторону увеличения доли НДПИ, ввиду проведения «налогового маневра» с 1 января 2019 года, суть которого состоит в постепенном увеличении налога на добычу полезных ископаемых и одновременном сокращении экспортных пошлин. Кроме того, с 2019 года в составе нефтегазовых доходов будут учитываться поступления от нового налога на дополнительный доход от добычи углеродного сырья (НДД), а также акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку . Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета отражена на рис. 3. Рисунок 3 Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета РФ 2014-2018 гг., млрд. руб. Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета напротив увеличилась с 48,7% в 2014 году до 64,1% в 2018 году, что произошло в основном за счет увеличения доходов от НДС в результате снижения вычетов, связанных с экспортом и импортом, а также доходов от акцизов, что было обусловлено индексацией специфических ставок акцизов (рис.3). Говоря о структуре ненефтегазовых доходов, можно отметить, что основную доля в общем объеме занимает налог на добавленную стоимость, который в среднем занимает 55,54%, также в состав ненефтегазовых доходов включается налог на прибыль организаций и пошлины. Устойчивая тенденция роста ненефтегазовых доходов будет подкреплена повышением налога на добавленную стоимость до 20% с 2019 года, что обеспечит еще большее увеличение ненефтегазовых доходов. В общей сложности за период с 2014 по 2018 год объем поступлений от НДС увеличился на 60% или 2188 млрд рублей. В целом рост ненефтегазовых доходов можно считать позитивной тенденцией, однако в случае реинвестирования данных доходов в нефтегазовую сферу не стоит ожидать активного развития остальных сфер промышленности, что является наиболее предпочтительным в современных условиях для российской экономики . В то же время увеличение налоговой нагрузки также не сопровождается ни качественными изменения, ни уменьшения перекосов в сторону сырьевой направленности экономики. Данные меры могут позволить возместить потери от падения нефтегазовых доходов, однако, продолжительная фискальная нагрузка на населении и бизнес может оказать сильный тормозящий эффект в развитии экономики. Процесс распределения доходов характеризуется ежегодной передачей доходных источников с одного на другой уровень бюджетной системы. Это происходит в соответствии с решениями, которые принимаются вышестоящим органом власти. Необходимость реализации принципа сбалансированности бюджета и обуславливает процесс распределения доходов. Реализация указанного принципа ставит задачу перед каждым органом государственной власти и органом местного самоуправления – иметь объем доходов, достаточный для выполнения законодательно установленных этому органу полномочий. Основная форма распределения доходов – это предоставление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений от федеральных и региональных налогов. Механизм перераспределения средств между бюджетами представлен межбюджетными трансфертами. Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, которые перечисляются другому бюджету бюджетной системы РФ, они могу осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Сравнительная характеристика этих форм представлена в таблице 1. Таблица 1 – Сравнительная характеристики форм распределения бюджета Харак-тери-стики Дотации Субвенции Субси-дии Бюджетные ссуды Бюд-жетные кредиты Кому предо-ставля-ются бюджетам другого уровня бюджетам другого уровня; юридиче-ским лицам. С 01.01. 2005 г. предоставляются только из Феде-рального фонда компенсаций, реги-ональных фондов компенсаций и местных бюджетов бюдже-там дру-гого уровня; юридиче-ским ли-цам; фи-зическим лицам бюджетам одного или другого уров-ня бюдже-там одного или друго-го уровня; юридиче-ским ли-цам На каких началах безвозмезд-но; безвозврат-но безвозмездно; безвозвратно безвоз-мездно; безвоз-вратно; на долевых началах возвратно (на срок до 6 месяцев в пределах од-ного финан-сового года); возмездно или безвоз-мездно возврат-но (на срок до одного года); воз-мездно На какие цели На финанси-рование теку-щих расходов (с 01.01.2005 г. на финансиро-вание текущих и капитальных расходов) На финансирова-ние целевых расхо-дов На фи-нансиро-вание це-левых расходов На покры-тие времен-ных кассовых разрывов На фи-нансиро-вание те-кущих и капиталь-ных расхо-дов Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня . Исходя из сказанного можно понять, что в доходах федерального бюджета Российской Федерации существенную доля занимают нефтегазовые доходя, несмотря на устойчивую тенденцию к их снижению. Стрессы в международной экономической ситуации 2014-2015 годов, проявляющиеся в уменьшении цен на энергоресурсы и введении санкций, привели к серьезным негативным последствиям, и в очередной раз указали на большую зависимость российской экономики, в частности зависимость объемов поступлений средств в федеральный бюджет страны. Предпочтительным вектором развития российской экономики должно стать усиление отраслевой диверсификации, а также ускорение развития реального сектора экономики. 2 Анализ расходов бюджета РФ 2.1 Организация расходов бюджета Под расходами государственного бюджета понимаются экономические отношения, которые возникают в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению . Также расходы бюджета можно назвать затратами, которые возникают в связи с выполнением своих функций государством. Величина и структура расходов бюджета находятся под влиянием множества факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы . Посредством бюджетных расходов финансируются бюджетополучате-ли, к которым относятся организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Также средствами бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета характеризуются безвозвратным характером, возвратной основой обладают лишь бюджетные кредиты и ссуды.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg