Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки

happy_woman 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Цель исследования: на основе теории и методики раскрыть и выявить особенности воображения у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображения. 2. Изучить особенности воображения у детей младшего школьного возраста 3. Рассмотреть роль музыкальной сказки в развитии воображения. 4. Наметить перспективы дальнейшего исследования. Объект исследования: воображение младших школьников. Предмет исследования: развитие воображения у младших школьников. Методы исследования: 1. отбор и чтение методической литературы; 2. поиск и анализ литературы; 3. сравнение изученного материала; 4. систематизация и обобщение материала.
Введение

Вопрос, который рассматривается в данной работе один из самых актуальных в психологии, педагогики и общей системе личностного развития подрастающего поколения сегодня. Это вопрос о развитии воображения, и о роли музыкального восприятия в развитии воображения младших школьников, о том, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 12 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить стандартно, шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров. Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, оно сочетает все познавательные процессы, зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (художественных, музыкальных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей. Многие психологи и педагоги, такие как Я.А.Пономарев, Б.М.Кедров, О.К.Тихомиров, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов, и другие, исследуя воображение как психический процесс, отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования. Считается, что одним из путей развития воображения может послужить восприятие произведения музыкального искусства как метод позитивного воздействия на мыслительные процессы ребенка. Направление исследования обусловлено стремлением объединить наработки психологов, педагогов и музыкантов, экспериментальным путем выяснить способы развития воображения, приемлемые в практической деятельности учителя начальных классов. Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, милосердию, состраданию, высоким поступкам. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские привычки и стать личными для каждого школьника. Учить применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни, оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества. Таким образом, настоящая работа посвящена исследованию роли восприятия музыки в развитии воображения младших школьников. Исходя из этого, в работе определенны следующие параметры:
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС…….. 6 1.1. Общие понятия о процессе воображения…………………………….. 6 1.2. Виды и функции воображения………………………………………… 11 1.3. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте 1.4. Связь интеллектуальных процессов личности с воображением……. 13 17 Выводы по 1 главе …………………………………………………………… 23 ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………. 24 2.1. Развитие воображения в процессе музыкального восприятия……… 24 2.2. Особенности младших школьников, влияющие на музыкальную деятельность………………………………………………………………………… 2.3 Развитие музыкального воображения средствами восприятия музыки у младших школьников ……………………………………………………………. 26 29 2.4. Определение уровня воображения у младших школьников в процессе музыкального восприятия………………………………………………. 32 2.5. Условия и рекомендации по развитию воображения в процессе восприятия музыки ………………………………………………………………… 35 Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Список литературы

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с. 2. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст] / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. — № 5-6. – С.14-15. 3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. Для учителя [Текст] /Л.С. Выготский. - CПб.: СОЮЗ, 2003.- 96 с. 4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] / М.В. Гамезо, Петрова Е.А, Л.М.Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с., С.35-38 5. Ильенков, Э.В. Личность и творчество. [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: Языки русской культуры, 2002. – 272 с., С.210. 6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2004.-464 с., С.266-267. 7. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература [Текст] / О.И. Аверьянова. - М.: Музыка, 2001.. – М.: Музыка, 2001 . – 255 с. 8. Мещяреков Б.Г. Современный педагогический словарь [Текст] / Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко - Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с. 9. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с., C.84. 10. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / В.В Немов — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-Ч.1. - 304 с. 11. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение [Текст]/ О.Н.Никифорова. – М.: Наука 2007. – 165 с., С 126. 12. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога. [Текст]/ В.Б. Шапарь. – М.: АСТ, 2004. - 734 с. 13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) 14. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //gendocs.ru/v383/ особенности_ развития_ воображения _ дошкольника 15. Развитие воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dskvp2301. mskobr.ru/base/gruppy _dou/ articles/ voobrazhenie/
Отрывок из работы

Глава 1. Воображение как психический процесс 1.1. Общие понятия о процессе воображения Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Мысленное представление того, что в прошлом не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше человек не встречался, возникновение идеи того, что еще только будет создано, — все это составляет особую форму психической деятельности — воображение. Воображение есть создание нового в форме образа, представления, идеи, воплощаемых затем в материальной вещи или в практической деятельности человека. Современные психологи до сих пор по разному подходят к этому процессу. Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко пишет в современном - психологическом словаре что воображение (фантазия) - психический процесс оперирования образами и синтеза новых образов. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров и В.А. Мижериков считали, что воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Р.С. Немов - известный советский и российский психолог, доктор наук, профессор дал определение воображения, как познавательного психологического процесса, в результате которого у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место восприятии, а теми процессами, которые происходят в нем самом, например его мотивации, мышления и памяти. Воображение - это также способность человека представлять в виде образов отсутствующие, т.е. вымышленные, объекты. В образах, рождаемых воображении человека, всегда содержить нечто такое, чего нет в реальной действительности. С воображением мы имеем дело тогда, когда думаем о будущем, когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы так же имеем дело в мечтах, фантазиях и грезах, пользуемся, когда занимаемся творчеством. Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, Е.Е. Сапоговой, В.Т. Кудрявцевой) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. Проблема сущности воображения и его психологических механизмов раскрыта в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Л.С. Коршуновой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников. Все психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи (Л. Дьюи, В. Штерн, и др.) рассматривали воображение ребенка как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как функция, постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.Г. Казакова и др.). Согласно И.А. Домашенко и М.В. Гамезо: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы. По мнению Э.В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно -последнему, оно позволяет предвидеть будущее. Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает с появлением проблемной ситуации, т.е. именно тогда, когда необходимо отыскать новые решения. Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом, реальному процессу удовлетворения потребностей может пред- шествовать иллюзорное, воображаемое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Однако опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в виде ярких представлений в конкретно-образной форме, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир. Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Причём, исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. И наоборот, другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается неопределенностью, тогда, исходные данные, с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления, здесь вступает в права фантазия. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны и нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен. Итак, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. 1.2. Виды и функции воображения Выделяют несколько основных видов воображения: пассивное и активное, репродуктивное и продуктивное (творческое). Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Пассивное воображение делится на произвольное (грезы, мечтательность) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. Продуктивным называют воображение, которое порождает совершенно новый, оригинальный образ, который ни в целом, ни по частям не имеет аналогов, существенно отличающийся от всего известного. Человек, по-видимому, является единственным из всех сущест, обладающих и активным и продуктивным воображением. Функции воображения: ·Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. ·Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. ·Формирование внутреннего плана действий. Способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации. Воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. 1.3. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем. Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Л.С. Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения. 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. 2. Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения, развивает и упражняет свои природные склонности. На долю воображения в детском возрасте выпадает воспитательная функция, смысл которой организовать поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться для будущего. 3. Воображение, имеющее важное значение для осуществления деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. В младшем школьном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество. Исследования Л.С. Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того, чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь является здесь тем внешним средством, которое организует воображение и мыслительную деятельность. Это доказывает важность такого метода, как словесное рисование при обучении детей. Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. В тех случаях, когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании даже весьма реальных, но необычных вещей. Например, К.И. Чуковский писал, когда в одной из школ повели с учениками разговор об акулах, кто-то из детей закричал: «Акулов не бывает!». В этом возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Воображение дает ребенку возможность постичь окружающий мир. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково — символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям: - по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления; - по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок начинает создавать на основе имеющихся сказок, описаний, картин все более сложные образы и системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются, насыщенностью, эмоциональностью; - воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их; - воображение становится преднамеренным и опосредованным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Они развиваются с годами, очень медленно и очень постепенно. Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего воображения (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – является сензитивным для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть деятельности осуществляют при помощи воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой также является воображение. Когда в процессе учебы учащиеся сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогия, опора при общем недостатке жизненного опыта, на помощь также приходит воображение. Возрастные изменения следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, а также при проведении диагностики. Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность, т.к. чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает воображение. Таким образом, значение функции воображения в психологическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психологического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Младший школьный возраст является сенситивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является подбор методов для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности. ? 1.4 Связь интеллектуальных процессов личности с воображением Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Известно, например, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этот закон применим к многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля. Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Воображение тесно связано и с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как рычаг, активизирующий состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg