Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения учащихся выразительному чтению на уроках литературы.

happy_woman 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Актуальность исследования заключается с одной стороны тем, что одной из главных задач школьного обучения является необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению, а с другой стороны - предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного чтения. Объект исследования - процесс овладения выразительной стороной чтения учащимися. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения. Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники выразительного чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия: подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха), составить памятку для формирования выразительного чтения и активно применять ее на уроках литературного чтения. В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения. В рамках достижения поставленной цели были поставлены, а также решены следующие задачи: - рассмотреть чтение как вид речевой деятельности; - изучить основные характеристики процесса выразительного чтения; - ознакомиться с процессом формирования навыка выразительного чтения у учащихся; - определить значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению; - разработать примерный план урока по выразительному чтению; - рассмотреть преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению. Для решения вышепоставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической и методической литературы; наблюдение за учебным процессом. Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах Ушинского К.Д., Маймана Р. Р., Завадской Т. Ф., Львова М.Р. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней сформулированы теоретические и методические основы системы работы над выразительным чтением. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Главная цель школьного обучения - формирование духовно богатой, всесторонне развитой и творческой личности ученика, поэтому в школе, на уроках литературного чтения уделяют немало времени выработке выразительного чтения у учащихся. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное, эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Благодаря выразительному чтению у читающего вырабатываются определенные навыки, такие как сила голоса, тон, темп речи, ритм речи, паузы и т.д. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как достаточно сложный комплекс ЗУН, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения. Являясь эффективным, доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в итоге - результат наиболее качественной социализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у учеников.
Содержание

Введение………………………………………………………………….…3 1. Сущность выразительного чтения……………………………………...5 1.1 Чтение как вид речевой деятельности……………………………...…5 1.2 Принципы методики выразительного чтения…………………..…....7 2. Методика работы над выразительным чтением……………………...10 2.1 Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста……………………………………………………………………………..10 2.2 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся……….14 2.3 Примерный план урока по выразительному чтению………………21 3. Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению…………………………………………….25 Заключение………………………………………………………………..32 Список литературы………………………………………………..……...34 Приложение……………………………………………………….………36
Список литературы

1. Астафьева О., Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение М.: Академия, 2007. - 272 с. 2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика. М. Академия, 2001. – 155 с. 3. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. – 163 с. 4. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007. – 145 с. 5. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с. 6. Воробьева С.Н., Кондратина Т.И. Чтение 2 - 4 класс: Методические разработки уроков. М. Издат-школа, 2000. – 187 с. 7. Завадская Т. Ф., Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения. М.: Дело, 2007. – 102 с. 8. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с. 9. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. – 140 с. 10. Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. – 78 с. 11. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с. 12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 368 с. 13. Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. – 135 с. 14. Майман Р. Р., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов. М.: Просвещение, 2000. – 125 с. 15. Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2003.-145 с. 16. Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. - 176 с. 17. Найденов Б. С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения М.:Просвещение, 2006 – 116 с. 18. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2001. – 312 с. 19. Рализаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб.: Специальная литература, 2004. – 198 с. 20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . – 564 с. 21. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. – 190 с. 22. Соловьева Н. М., Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках литературы. СПб.: Питер, 2005. – 271 с. 23. Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000. – 388 с. 24. Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002. – 112 с. 25. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос, 2000. – 157 с.
Отрывок из работы

1. Сущность выразительного чтения 1.1 Чтение как вид речевой деятельности В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А, в свою очередь, речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Соответственно, речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо. Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня: Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события (принцип антиципации). Третий уровень – исполнительский. При чтении произведения ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результат работы с текстом - его понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения: 1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста. 2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос. 3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали. В основном, эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения. Необходимо учитывать и функции чтения: - познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать); - регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь); - ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться). Нам важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности и формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса. Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений (наличие шевеления губами не является чтением про себя). Чтение про себя необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя. Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса должно быть хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка. Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, который включает в себя следующие компоненты: тон, сила голоса, тембр высказывания, ритм, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения (Приложение 1). Хорошо воспринимаются детьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, а также помогает развитию дикционных умений. Скороговорки следует брать короткие, а потом, по мере ознакомления, можно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение 2). Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). 1.2 Принципы методики выразительного чтения Выразительное чтение наиболее широко применяется на уроках литературы, где оно выступает как искусство звучащего слова, обнаруживая все свое магическое воздействие. При чтении художественных произведений с наибольшей наглядностью выступает действенность речи, ее зависимость от ситуаций и связь с эмоцией. На уроках литературы применяется выразительное чтение учителя и учеников. Решающее значение имеет чтение учителя. Без выразительного чтения не может быть полноценного преподавания литературы. Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Интонация основывается на так называемой выразительной триаде. Выразительная триада в свою очередь, состоит из: 1. техники речи; 2. логики чтения; 3. эмоционально-образной выразительности. Задачей обучения учащихся на уроках литературы является развитие способности воплощать литературное произведение в звучащее слово в соответствии со своим пониманием. В связи с этим возникает необходимость воспитания у школьников качеств, нужных для чтеца, и приобретение ими определенных знаний в области искусства художественного чтения. Уже на вводном занятии, сообщая ученикам сведения, необходимые для понимания произведения, учитель уделяет особое внимание тем из них, которые могут помочь воплотить произведение в звучащем слове. Чтение учителя должно увлекать учащихся и дать ключ к пониманию темы, идеи, своеобразия жанра и совершенства форм. Затем проводится специально направленный разбор и отрабатывается выразительное чтение. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», ученики зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными или слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: 1. Пробуждение чувств; 2. Выявление авторской позиции; 3. Вживание в ситуацию произведения; 4. План чтения и техника произнесения. Пробуждение чувств. Всякая эстетическая деятельность оказывается результатом переполненности чувствами, желания открыть их другим и освободиться от той стесненности, которая сопровождает напряжение чувств и кипение мыслей. В первом случае, чувство играет роль разведчика; во втором — судьи, оценивающего услышанное, помогающего совершить выбор. И в том и в другом случае чувство оказывается связанным с действиями на границе интуиции и сознания. Поэтому важно, чтобы произведение, предназначенное для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление. Выявление авторской позиции. Поиски авторской позиции в произведении чтецом и родственны, и отличны от научного, литературоведческого анализа. Важно уметь вовремя забыть всю свою историческую эрудицию, чтобы остаться наедине с текстом и извлечь из него максимум возможного. Вживание в ситуацию произведения. О «ленте» видений много писали, акцентируя на том, что для чтеца необходимо не только верно уловить авторский смысл произведений, но и конкретизировать его в собственном воображении, подключая те жизненные свои впечатления, которые уместны в предполагаемых обстоятельствах. План чтения и техника произнесения. Раскрытие на предыдущих этапах исполнительского анализа эмоциональных и смысловых основ произведения еще не говорит о том, что чтение будет пронизано ими. Несомненно, нужна прямая подготовка к исполнению. Методология выразительного чтения едина и для школьника и для учителя. Но методика обучения для каждого возраста особая. Обучение выразительному чтению начинается с 1 класса. Существуют основные положения, на которые должна опираться методика выразительного чтения в начальных классах: • читая текст произведения учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим; • у детей должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении; • учащиеся должны читать текст произведения осознанно, с желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили. Таким образом, уже в начальной школе перед учениками ставятся основные задачи выразительного чтения. В соответствии возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры, на какие- либо теоретические знания. Знания теоретического характера ученики получат в IV – VI классах. Успех обучения выразительному чтению в средних классах обеспечен двумя обстоятельствами: возрастными особенностями школьников 10-12 лет и содержанием программы по литературе. Восприимчивость, впечатлительность и конкретность мышления учащихся IV - V классов создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Непосредственность, доверчивость и эмоциональность позволяют довольно легко вовлекать учащихся в перипетии судьбы героя. Наиболее подходящая программа для того, чтобы научиться выразительно читать - это программа IV-VI классов, в которой представлены произведения различных жанров, соответствующие возрастным потребностям и возможностям школьников. В методике выразительного чтения должен быть проведен один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний и навыков. Теоретические сведения из области искусства, соответствующие навыки и умения усваиваются учениками постепенно, из урока в урок перед ними ставятся новые задачи. Начиная с IV класса, учащиеся знакомятся с выразительным чтением как с искусством; у детей закрепляются полученные ранее практические навыки и воспитываются новые, например: умение выявлять жанровые особенности произведения (сказка, загадка, пословица, басня, былина). В IV классе при чтении сказки «Царевна-лягушка» у учащихся развивается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях и одновременно воспитывается умение придавать повествованию сказочный характер. При чтении пословиц развивается умение выражать свое отношение к тому человеку, явлению, к которому отнесена пословица, передавать подтекст пословицы как сложного обобщения. В VI классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и по форме произведения, например, выразить нарастание напряженности чувств; передать многокрасочность и сложность композиции описания природы, что требует яркого зрительного представления всей картины в целом. Выше, перечислена только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. Во всяком случае, учитель всегда должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста. К VII классу курс обучения выразительному чтению должен быть освоен, т.е. предполагается, что учащиеся практически усвоили основы искусства выразительного чтения и ознакомились с принятой в нем терминологией. Получив подготовку в IV-VI классах и расширив ее в VII, учащиеся VIII класса должны уметь прочитать выразительно любое стихотворение, прозу, однако, умение выразительно читать необходимо укреплять и совершенствовать. 2. Методика работы над выразительным чтением 2.1. Подготовка к выразительному чтению как приём анализа текста При подготовке к выразительному чтению целесообразно использовать следующие приёмы: • сравнение двух вариантов выразительного чтения одной реплики, фразы, строфы одного произведения и обоснование своего выбора; • сопоставление реплики персонажа и авторской ремарки, сравнение внутреннего состояния героя и содержания его речи; • сравнение авторских ремарок, вводящих речь персонажа с целью последить динамику внутреннего состояния героя на протяжении диалога; • "защита" трактовки роли при подготовке к чтению по ролям; • составление партитуры чтения, размётка текста. Формулы вопросов и заданий для подготовки к выразительному чтению Цель Вопросы и задания Выявление динамики эмоций В какой момент изменится интонация при чтении и почему? С одинаковой ли интонацией будете читать начало описания (абзаца) и его конец? Как меняется настроение персонажей в ходе диалога? Как вы покажете в чтении смену настроения? Где и почему необходимо сделать паузу? Какой темп чтения вы выберете и почему? Будет ли меняться темп в ходе чтения? С одинаковой ли интонацией надо читать повторяющиеся строчки и почему? Выявление настроения, мотивов поведения персонажа Сравните прямую речь героя и авторские ремарки. Что герой чувствует и что он говорит в этот момент? Совпадает ли его внутреннее состояние и поведение? Прочитайте реплику героя дважды с разной интонацией и выберите наиболее верный вариант чтения. Выявление точки зрения, с которой ведётся повествование От чьего имени ведётся повествование? Чьими глазами "увидено" данное событие? Чью точку зрения надо передать в чтении? Как произносит свою реплику герой, и какой смысл вкладывает в эти слова автор? Одинаково ли относятся к персонажу герои и автор? Прочитайте данную фразу дважды, передавая сначала позицию героя, а затем позицию автора. СОСТАВЛЕНИЕ ПАРТИТУРЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа: 1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.; 2) разметка текста (составление «партитуры» чтения): проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; 3) упражнения в чтении. Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению» 1. Перечитайте произведение. 2. Определите, о чем в нем говорится. 3. Какие чувства переживают персонажи, и какие возникают у вас? 4. Представьте героев в своем воображении. 5. Определите подтекст. 6. Определите отношение автора к героям. 7. Сформулируйте задачу своего чтения. 8. Выберите средства речевой выразительности: тон, темп, паузы, логические ударения. 9. Проверьте себя: соответствует ли ваше чтение выбранной задаче. Выразительность речи и чтения Техника речи Текст Компоненты интонации - дикция, - понимание, - тон, - голос, - образное видение, - логическое и фразовое - дыхание - эмоциональное ударение, восприятие, - пауза, - авторская позиция, - мелодика речи, - позиция читателя, - тембр(окраска), - задача чтения - сила голоса, - темп Большую помощь в обучении выразительному чтению окажет составление «партитуры» чтения. При обсуждении текста школьниками делаются специальные пометки (составляются «ноты» выразительного чтения), указывающие места пауз, ударений, изменений силы голоса, темпа и ритма. Средства речевой выразительности Графические обозначения Сила голоса - чтение с повышением голоса: - чтение с понижением голоса: - ровное чтение: Паузы Основная пауза | Длительная пауза || Логическое ударение: - главное – ______ - дополнительное - _ _ _ _ Тон чтения: - доброжелательный, - ласковый, - равнодушный, - побуждающий, - увещевательный. Темп чтения: н – нормальный, уб. – убыстренный, б. – быстрый, м. – медленный, з. – замедленный. с. - средний Образец речевой партитуры сказки С. Я. Маршака «Пудель». 1часть На свете старушка / интонация повествовательная Спокойно жила, / темп средний, тон доброжелательный Сухарики ела/ мимика: легкая, добрая улыбка. И кофе пила./ И был у старушки/ Породистый пес,/ Косматые уши/ жесты: изобразить руками уши пса И стриженый нос.// 2.2 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся Для выразительного чтения большое значение имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например, на доске, слайде или на карточках записаны предложения: Детивчера ходили в театр. Детивчера ходили в театр? Дети вчераходили в театр! Дети вчера ходили в кино. Учитель спрашивает у учащихся, с какой интонацией следует прочитать предложения, учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса. 2. На доске записано предложение: Завтра будет сильный мороз. Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда будет сильный мороз?», а при втором чтении – на вопрос «Какой мороз будет завтра?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно. 3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения; учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение. Яркие лучи солнца светили в окна. Явознагражутебя. Ручьислез покатились по щекам. 4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Детям предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц. Родина –мать, умейза нее постоять. Нет ничего на светекраше , чем Родинанаша. Жить–Родинеслужить. Тотгерой, кто заРодинугорой. Честныйтруд– нашебогатство. Большедела– меньшеслов. Упустишьминуту– потеряешьчасы. 5. Учитель просит учащихся прочитать предложения, самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения: Мы прочитали стихотворение Л.Н. Толстого. Мыпрочитали стихотворение Л.Н. Толстого. Мы прочиталистихотворениеЛ.Н. Толстого. Мы прочитали стихотворениеЛ.Н. Толстого. 6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали «Повесть временных лет». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы: Когда читали учащиеся «Повесть временных лет»? Кто читал сегодня повесть «Повесть временных лет»? Что делали сегодня учащиеся? Что читали учащиеся сегодня? 7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как. Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение и силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такими паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем, совместно с учащимися разбирает прочитанное: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.д. После чего, под руководством учителя, школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например: 1. Учитель записывает на доске предложения или раздает учащимся карточки, в которых паузы обозначены графически. Детям предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных Как огорчили | его успехи отца! Как огорчили | его успехи | отца! Недавно | побывавший в Африке ученый | выступил с докладом. Недавно побывавший в Африке ученый | выступил с докладом. Все ученики сидели, | спокойно слушая учителя. Все ученики сидели спокойно, | слушая учителя. Я остановился в надежде увидеть Надю, | оглянулся. Я остановился, | в надежде увидеть Надю оглянулся. 2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы, в дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Согласье | крепче каменных стен. Одна пчела | не много меду натаскает. 3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. Затем выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл. Правда светлее солнца. Правда дороже золота. За правое дело стой смело. 2.3 Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению Большую роль и важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений в выразительном чтении играет интонация. Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 18 страниц
216 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 57 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg