Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование метода моделирования для развития связной речи на занятиях у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

vlada99 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Успешность обучения детей в детском саду, школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся[36].
Введение

Речевое развитие ребёнка является одним из самых важных этапов развития человека. Речевое развитие рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Главной задачей речевого воспитания детей, является развитие связной монологической и диалогической речи. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [29]. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая тяжело развивается у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную проблему, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью[1]. Поэтому особую значимость приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения, так как каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель – найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки у детей. Нарушение связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи. По диагностическим данным исследователей, детям с общим недоразвитием речи трудно отбирать факты для своих рассказов, строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении[11]. Несмотря на многочисленные работы и опыты специалистов данная проблема имеет место в современной логопедии. Одним из способов решения этой проблемы является использование на логопедических занятиях метода моделирования. В современной научно-педагогической литературе такими авторами, как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Л.И. Цеханская, Ю.Ф. Гаркуша придают большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью и детей с речевой патологией. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий[46]. На основании всего выше сказанного, предоставляется важным использовать метод моделирования в коррекционном процессе и для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, и для совершенствования общей интеллектуальной способности детей. В ходе проведения анализа литературы было установлено противоречие между необходимостью использовать наглядное моделирование на занятиях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью данного вопроса. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, заключающуюся в необходимости более глубокого изучения совершенствования и систематизации известных приемов использования метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Цель исследования - изучить особенности использования метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объект исследования – развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования – моделирование как метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет достаточно высоким, если, наряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам: - широкому применению метода моделирования на практике в условиях дошкольного образовательного учреждения; - использованию при пересказе и творческом рассказывании детьми средств наглядного моделирования; - реализации специально разработанного плана непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами метода моделирования. Задачи: 1. Изучить научную логопедическую, психолингвестическую и педагогическую литературу по проблеме использования метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 2. Описать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 3. Проанализировать особенности использования метода моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 4. Провести опытно-экспериментальную работу по применению метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 5. Составить методические рекомендации для логопедов в виде плана образовательной работы по использованию метода моделирования для связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. База опытно-экспериментальной работы: данное исследование выполнено на базе МБДОУ №15 «Ракета» г. Калуга.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы использования метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР …………………………………………………………………..7 1.1. Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..……7 1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ……………………………………………………………..…..11 1.3. Метод моделирования как средство развития связной речи…..……….16 1.4. Особенности использования метода моделирования как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………..…….19 Выводы по 1 главе……………………………………………………………...25 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования метода моделирования на занятиях развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР …………………………………………………26 2.1 Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………………….………26 2.2 Содержание работы, направленной на развитие связной речи средствами моделирования у старших дошкольников с ОНР………..……..…………….36 2.3 Анализ эффективности использования метода моделирования как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………………..……………………………………………….…….40 Выводы по 2 главе…………………………………………………….………...43 Заключение………………………………………………………………………44 Список использованной литературы……………………………………….…..47 Приложение………………………………………………...……………………52
Список литературы

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2009 [Электронный ресурс] // Электроннобиблиотечная система издательства «Лань». URL: http://lanbook.com/ (дата обращения: 15.09.2019) 2. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст]/ О.М. Вершина // Логопед. – 2004. №1, 34 – 40 с. 3. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва: Владос, 1999, - 491 с. 4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256с. 5. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок [Текст] / Т.А.Воробьева. – СПб.: Литера, 2010, 132 с. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. 7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. - Дефектология. - 1995. - №1 8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с . общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АКТИ, 2012. 9.Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов // Дефектология. – М., 2006. № 6. – C. 24-28. 10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АКТИ, 2012. – 142 с. 11. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов // Дефектология. – М., 2006. № 6. – C. 24-28. 12. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов. 2015. URL: http :// www . studfiles . ru / 13. Гризик, Т.И. Речевое развитие детей 6-8 лет [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / Т.И.Гризик. – М.: Просвещение, 2016. - 188 с. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 197 с. 14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. 15. Жуйкова,Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. -М.: Издательство Молодой ученый, 2012. --41-44с. 16. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н.Д.Зарубина. — М.: Русский язык, 1977. – 48 с. 17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 18. Кривовязова, Н.Д. Обучение связной речи [Текст] / Н.Д.Кривовязова. – Минск: НмЦентр, 2000. - 114 с. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с. 20 Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2007. – 277 с. 21. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст] / Н.И.Левшина, Л.В.Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. – С.67-75 Лира Т.Л. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Т.Л.Лира, Е.И. Мельник. – М.: Содействие, 2008. – 100 с. 23. Малетина, Н.П., Помомарева, Л.Т. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2004 г. – №6. 24. Миронова С.А.Коррекция нарушений речи / С.А. Миронова. – М., 2014. – 385 с. 25. Нищеева, Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нищеева.– М.: Детство–Пресс, 2014. – 72с/ 26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 27. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Текст] / Г.И.Панфиленко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — 2015. — №5. - С. 74-77. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах[Текст] / Т.В.Пятница. – М.: Изд-во Аверсэв. – 2006г. – 103 с. – С. 64-68. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина . —— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 36 с, ил., 4 л. ил. 31.Рязанова, Н.Е. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольников [Текст] / Н.Е.Рязанова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. — С. 147–149. 32.Сапогова, Е.Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников.- М.: Педагогика,1978.- 233с 33. Светлова И.А. Развиваем устную речь [Текст]: специальная программа по успешному овладению грамотой и выразительной речью / И.А.Светлова. – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 79 с. 34. Сингаевская, О.В., Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О.В. Сингаевская, А.В. Соболева // Логопедия сегодня. – 2011г. – №2. – С.2630. 35. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А.Стародубова. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с. 36.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.- 345с. 37.Ткаченко, Т.А. Занимательные символы [Текст] / Т.А.Ткаченко, Д.Д.Ткаченко. – М.: Прометей, 2002. – 100 с. 38.Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию [Текст] / Т.А.Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 48 с. 39. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к комплекту «Учимся говорить правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с. 40. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Нева, 2005. - 315 с. 41. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет [Текст] / Под ред. О.С.Ушаковой. — М.: Сфера, 2014. – 256 с. 42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / О.С.Ушакова, Е.С.Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288с. 43. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С.Ушакова. - М.: Вентана-Граф, 2002. – 56с. 44. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова, Е.С.Струнина и др. – М.: Сфера, 2004. – 80 с. 45.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении . —— М.: Знание, 1984. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; № 6) 46. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 93 с. 47. Чистякова, О.В. Составляем рассказ по картинке [Тест] / О.В.Чистякова. – СПб: Литера, 2009. – 96 с. 48. Шадрина, О.Г. Развитие связной речи детией дошкольного возраста [Текст] / О.Г.Шадрина, Е.Ф.Фомина // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №3.– С. 36-47 49. Шашкина Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы использование метода моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1.1. Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в 50-60-е гг. XX веке [49]. «Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности» [41, с. 49]. Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы. Также может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми) или физической ослабленностью ребенка частыми заболеваниями, недоношенностью. [49]. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей [41]. Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Активный словарь состоит из звукоподражаний, лепетных и небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg