Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ МЕР ВРЕМЕНИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

vlada99 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 117 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2020
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. Это касается и детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие восприятия мер времени имеет для них огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. От качества ориентировки во времени зависят осознание ребенком режима дня, усвоение учебного материала на уроках и дальнейшая социальная и трудовая адаптация.
Введение

Актуальность исследования. В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания математики, относятся дидактические игры. Осмысление зарубежного опыта дидактических игр с позиции теории психического развития и теории детской игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) позволяет отечественным психологам рассматривать её как универсальный инструмент развития детей и эффективно решать очень широкий круг диагностических и коррекционно-развивающих задач (Л.А. Абрамян, И.П. Воропаева, Е.М. Гаспарова, А.И. Захаров, Л.К. Стрелкова, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, Г.И. Репринцева, О.В. Хухлаева). Современные ученые подчеркивают, что игровые методы, с одной стороны, помогают развитию познавательных способностей учащихся, а с другой-может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А.Венгер, Ю.З. Гильбух, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.) своей деятельности, которая обеспечила бы развитие и коррекцию школьников, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Обучение математике является одним из основных направлений подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни, которое предполагает решение на уроках математики образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной и практической задач. Вместе с тем учеными доказано, что математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей у младших школьников с нарушением интеллекта и зрения. Особенности психики умственно отсталых учащихся с нарушениями зрения исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн и др.) и нашли отражение в специальной литературе. Исследованиями особенностей восприятия детей с нарушением интеллекта занимались И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская, Е.М. Кудрявцева, М.М. Нудельман, Э.А. Евлахова. Данные исследований показали, что развитие восприятия умственно отсталых детей характеризуется качественным своеобразием по сравнению с нормой. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечаются также замедленный темп восприятия, узость объема внимания, нарушение избирательности, малая дифференцированность. Развитие восприятия временных явлений, формирование представления и понятия о времени на уроках математики - одна из важных и сложных проблем учебно-воспитательной работы в коррекционных классах. Данная проблема нашла отражение в работах М.А. Аббасова, Б.И. Цуканова, Т.Л. Лещинской, М.Н. Перовой, В.В.Эк. Исследователи отмечают, что временные представления у детей с нарушением интеллекта диффузны, весьма приблизительны и неточны, а их формирование проходит медленно и с большими трудностями. В специальной литературе по вопросам о формировании временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики (С.В. Архипова, М.В. Воронина, М.Ф. Гордеева, М.Н. Перова, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, И.Н. Финкельштейн, В.И. Цуканов, В.В. Эк и др.) указывается, что учащиеся с нарушением интеллекта и зрения ошибаются в определении дней недели, названий месяцев, слабо владеют элементарной временной терминологией, не могут в правильной последовательности назвать часть суток (утро, день, вечер, ночь). Они имеют очень нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, даже режимных моментов, входящих в их ежедневный распорядок (перемен, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака). Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У умственно отсталых детей с нарушениями зрения понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть старших классах коррекции. На наш взгляд, важность данной проблемы для практики воспитания и обучения математике учащихся с нарушением интеллекта и зрения, и недостаточность методической разработки дидактических игр определяют актуальность исследования. Предмет исследования:.процесс формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики средствами дидактической игры. Объект исследования: возможности использования дидактических игр при формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики. Гипотеза исследования основывается на предположении, что в процессе специально организованного обучения математике с помощью дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений отмечается положительная динамика способности к восприятию мер времени у учащихся с нарушением интеллекта и зрения. Цель исследования: определить значение дидактических игр в процессе формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ методической литературы по проблеме роли дидактической игры в развитии восприятия мер времени у учащихся с нарушениями интеллекта и зрения на уроках математики. 2. Провести сравнительный анализ уровней сформированности временных представлений у умственно отсталых младших школьников с нарушением зрения и слабовидящих учащихся с сохранным интеллектом. 3. Разработать и применить комплекс дидактических игр и развивающих упражнений по развитию восприятия мер времени на уроках математики. 4. Проанализировать влияние дидактических игр на развитие восприятия временных понятий и представлений у учащихся с нарушением интеллекта и зрения. 5. Предложить систему дидактических игр по развитию восприятия мер времени у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики. Методы исследования: • Теоретический анализ литературы. • Изучение медицинской и психолого-педагогической документации. • Анализ результатов исследования. • Метод статистического анализа с математической обработкой данных. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе школы-интерната №3 АОП г. Саратова для обучающихся и воспитанников с нарушениями зрения. Экспериментальную выборку составили учащиеся 4 «В» класса с нарушением зрения и интеллекта (10 человек) и учащиеся 4 «А» класса - слабовидящие с сохранным интеллектом (10 человек). Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во Введении обосновывается актуальность, обозначаются цель, задачи, область исследования, степень изученности данной проблемы. В теоретической части представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В экспериментальной части исследования представлены результаты сравнительного анализа уровней сформированности временных представлений у учащихся 4-х классов, направления коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия мер времени у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики, проводятся количественный и качественный анализ результатов исследования. В Заключении подводятся итоги исследования, описываются рекомендации и результаты исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....……..3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ………………..9 1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта и зрения………………………………………….9 1.2 Особенности обучения математике младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………..15 1.3 Особенности усвоения временных представлений и понятий учащимися с нарушением интеллекта на уроках математики……...……..22 1.4 Коррекционное значение математических дидактических игр в процессе развития внимания у умственно отсталых младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………..33 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ ……………....41 2.1 Методика применения дидактических игр при изучении мер времени на уроках математики в школе АОП (из опыта работы)…………………...41 2.2 Сравнительный анализ уровней сформированности временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта и зрения и у нормативно развивающихся слабовидящих младших школьников..…49 2.3 Эффективность применения дидактических игр по развитию восприятия мер времени у учащихся с нарушением интеллекта и зрения на уроках математики……………………………….………………………..66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....81 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….85 Приложение А. Сведения об учащихся Приложение Б. Диагностический материал для определения уровня сформированности временных представлений Приложение В. Этапы и методика изучения мер времени Приложение Г. Математические игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления Приложение Д. Проект урока математики в 4 классе по теме: «Меры времени. Год» Приложение Е. Показатели уровня сформированности представлений о времени у учащихся с нарушениями зрения коррекционного и общеобразовательного классов
Список литературы

1. Аббасов, М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы / М.Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. - № 4.-с.18-24 2. Александрова, Э.И. Математика //Сборник программ для общеобразовательной школы (Система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова) / Сост. Л.А. Вохмянина. М., 2001.-240 с. 3. Андрущенко, Т.Ю., Карабекова, Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова // Вопросы психологии.- 2003. - №1.-с.28-32 4. Архипова, С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24–30. 5. Афанасьева, Ю.А. Использование интерактивных технологий на уроках математики при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (учебно-методическое пособие) / Ю.А. Афанасьева. Щелково: Издатель П.Ю. Мархотин, 2010. – 106 с. 6. Афанасьева, Ю.А. Обучение математике учащихся с нарушением интеллекта с помощью с помощью интерактивных технологий на базе Smart Board // Вопросы гуманитарных наук. – 2014. – №1 (70). – С. 29–33. 7. Афанасьева, Ю.А. Система коррекционно-педагогической работы на уроках математики в младших классах коррекционно-развивающего обучения: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. / Ю.А. Афанасьева. М., 2006. – 240 с. 8. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей / Т.В. Башаева. Ярославль: Академия развития, 1998.-340 с. 9. Богданов, В.П. Осознание комфортных условий на уроках математики в специальных школах / В.П. Богданов // Дефектология, 1997. - № 5.-с.22-28. 10. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах /. Брезе. Москва, «Просвещение», 1981.-160 с. 11. Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 28–30. 12. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией / В.В. Воронкова. Москва, 1994.-364 с. 13. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах / Т.К. Жигалкина. М., 1995.-140 с. 14. Жигалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике Т.К. Жигалкина. М: Просвещение, 1989. 15. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. М: Просвещение, 1985.-260 с. 16. Знакомимся со временем. Киров: Кировская областная типография, 2002. 17. Иншакова, О.Б., Колесникова, А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией / О.Б. Иншакова. М, 2006.-120 с. 18. Клименченко, Д.В. Время. Меры времени, календарь / Д.В. Клименченко // Начальная школа. 1993. № 6. С.22-26. 19. Комар, О. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер времени // Начальная школа. 1994. № 6.-с.24-31. 20. Коваленков, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленков. Москва, 1990.-180 с. 21. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. Москва,2008. 22. Кондратьева, С.Ю. Познаём математику в игре / С.Ю. Кондратьева. СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2011. - 140 с. 23. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей / В.А. Крутецкий. М., 1988. 24. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В,В. Лебединский. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1985 25. Михайлова, О.И., Бондаренко В.Р. Материал к изучению темы "Меры времени" // Начальная школа. 1990. № 1.-с.14-21. 26. Менчинская, Н.А. Психология обучения математике / Н.А. Менчинская. М.: Уч. пед. изд., 1995. 27. Назаренко, К.В. О понимании временных явлений и их причин младшими школьниками // Начальная школа. – 1989. - № 7. 28. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1982. 29. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002. 30. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. М.: ВЛАДОС, 1999. 31. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталого школьника / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М., 2002. 32. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова. Просвещение. Учебная литература. Москва, 1996. 33. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. М., 1999. 34. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1986. 35. Специальная педагогика /Под ред. М.Н. Назаровой. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 340 с. 36. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. М., 1996. 37. Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / И.М. Соловьев. Москва, 2009. 38. Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа.2006. № 4 39. Финкельштейн, И.Н. Представления и понятие о времени у детей-олигофренов / И.Н. Финкельштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 294 с. 40. Холден, А. Время. Серия «Веселые уроки» А. Холден. М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2000. 41. Царева, С.Е., Волчек, М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. Начальная школа. - № 11. – 2008 42. Цуканов, В.И. Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. 43. Цуканов, В.И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся / В.И. Цуканов // Дефектология. – 1990. – №3. – С. 28–32. 44. Эк, В.В., Перова, М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе / В.В. Эк, М.Н. Перова. Москва, 2007. 45. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Эк. М., 2005. 46. Эрдниев, П.М., Эрдниев, Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. М., 1998.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗРЕНИЯ 1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта и зрения Для детей этой группы характерна значительная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отмечается снижение результативности познавательной деятельности и активности. А.И. Зотов и А.Ф. Самойлов отмечают, что низкий уровень развития и овладение конкретным мышлением умственно отсталых слепых и слабовидящих школьников нарушает развитие произвольности, тормозит развитие интеллектуальной активности, самостоятельности и целенаправленной учебной деятельности. Изучение представлений слепых умственно отсталых детей показало их специфические особенности, которые проявлялись в стереотипности представлений, выражающихся в идентичности всех воспроизводимых фигур, в резкой схематичности, отражающих самые общие свойства (голова, ноги, туловище), или указывающие лишь родовые признаки (А.Ф. Самойлов, 1976). Для слепых умственно отсталых детей характерна слабая возрастная динамика результативности запоминания (Е.С. Нарышкина, 1974). Замедленность образования произвольных процессов отрицательно сказывается на продуктивности мнестических процессов. Нарушения в развитии произвольной деятельности слепых умственно отсталых школьников резко ограничивает возможности формирования активности, самостоятельности и целенаправленности их деятельности (А.Ф. Самойлов, 1977).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg