Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Изменение внешних границ РФ после 1991 года

happy_woman 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2020
Цель моего исследования – найти исторические предпосылки изменения внешних границ, выяснить, как изменение государственных границ в разные периоды после 1991 года повлияло на международные отношения РФ с другими странами, а также какие преимущества и недостатки можно в этом найти. В монографии российского политолога В.Е. Хвощева «Мир без границ – война без фронтов?» описаны типичные проблемы, возникающие при изменении территориальных границ государств, в частности, России. А именно: из-за изменений границ Российской Федерации нарастают проблемы, обусловленные неразвитой пограничной и таможенной инфраструктурой, неудовлетворительным состоянием обустройства государственной границы на многих ее участках, низким уровнем социально-экономического развития пограничных территорий, активизацией преступной деятельности через госграницу, незавершенностью международно-правового оформления государственной границы. Также, как уже было сказано, территориальные споры между двумя соседними государствами иногда приводят к военным конфликтам, что влечет за собой большие экономические и людские потери. Данный труд позволяет посмотреть на территориальные разногласия между странами с абсолютно другой стороны и показывает, что зачастую подобные конфликты решаются очень просто. Как я уже отметил вначале, очень часто причиной территориальных конфликтов является историческая принадлежность территории определенному государству. Однако термин «историческая принадлежность» очень расплывчат и часто не может прояснить, кому должна принадлежать данная территория, так как в разные исторические периоды она имела разных «хозяев». Интересную позицию на этот счет высказывает известный российский ученый-историк Е.Н. Понасенков. В своей монографии «Первая научная история войны 1812 года» он делает акцент на том, что Россию в текущем ее виде нельзя считать правопреемницей Древней Руси, Российской Империи или даже СССР, так как различен не только политический строй и этнический состав этих государств, но и, что самое главное, сильно различаются их территориальные границы, а потому многие территории, на которые претендовала или претендует современная Россия, на самом деле ее не являются. По словам Понасенкова, если РФ претендует на «исконность» (например, это была одна из причин, по которым Россия вступила в военный конфликт на Крымском полуострове), то территория нынешней Калининградской области должна быть отдана Германии (Калининград раньше назывался Кёнигсбергом и был административным центром германской провинции Восточная Пруссия с 1773 по 1945 годы), республика Карелия – Финляндии, а Курильские острова – Японии. Историческая ценность предлагаемых Понасенковым тезисов часто ставится под сомнение в научном сообществе, однако я считаю, что в рамках этого исследования подобное необычное мнение должно прозвучать. Подводя промежуточный итог, важно отметить, что в современных реалиях изменение территориальных границ очень часто является долгим и сложным процессом, который может привести как к ухудшению экономических и политических отношений между государствами, так и к их нормализации. Чтобы понимать все эти процессы, для изучения изменения территориальных границ нужно применять исторический подход. Для удобства повествования я буду перечислять все события в хронологическом порядке, указывая в скобках год окончательного разрешения территориального конфликта.
Введение

Изменение государственных границ – важный исторический процесс, который обычно затрагивает интересы нескольких государств. Считаю необходимым сразу уточнить понятие «государственной границы», так как именно ей будет посвящено мое исследование. Различают несколько видов государственных границ, а именно: - сухопутная государственная граница – это линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. - морская государственная граница – линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами или территориальные воды государства с открытым морем. - граница воздушного пространства – это воображаемая поверхность, которая проходит по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности. Государственная граница устанавливается на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства не граничат с водами других держав, а соприкасаются с открытым морем, - внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом. В моем исследовании я буду говорить про изменение морских и сухопутных границ РФ, так как понятие «граница воздушного пространства» несколько размыто и обычно не используется при территориальных спорах. Причины, по которым государственная граница смещается, часто разнятся, но можно выделить наиболее распространенные: открытие новых территорий (было очень распространено на заре человечества и несколько столетий назад, в наше время практически неактуально, так как человек давно освоил и поделил всю сушу), военный конфликт между соседними странами (в XXI веке такой способ все еще остается очень распространенным среди стран третьего мира, однако «цивилизованные» страны чаще стараются решать конфликты мирным путем), мирные переговоры (самый распространенный способ изменения государственных границ). Также нужно отметить причины, которые преследуют государства, вступающие в стадию мирных переговоров или военного конфликта. Наиболее точно эти причины выделил доктор географических наук В.А. Дергачев в книге «Геополитика: учебник для вузов». Автор говорит о том, что территориальный конфликт между государствами возникает, когда территория исторически принадлежала определенному государству, однако вследствие предшествующих событий эта территория попала под контроль другого государства, а также, когда территория имеет какое-либо экономическое или стратегическое значение (например, на ней много минеральных ресурсов или расположена военная база). Как мы позже увидим, оба варианта являются причинами территориальных конфликтов в современной России. История формирования территориальных границ Российского государства насчитывает много столетий. Последнее значительное преобразование территории России произошло после распада СССР в 1991 году. Однако на этом территориальные вопросы и споры не прекратились, и многие конфликты, связанные с внешними границами РФ, длятся до сих пор.
Содержание

1.Введение………………………………………………..6 2.Основная часть 2.1. Установление границ недропользования в Каспийском море………………………………………..8 2.2. Территориальный спор с Китаем…………….11 2.3. Территориальный спор с Норвегией………….14 2.4. Территориальный спор с Азербайджаном….15 2.5. Воссоединение Крыма с Россией……………...18 2.6. Присоединение Анклава в Охотском море….21 2.7. Открытие новых островов в Арктике………24 3.Вывод………………………………………………….25 4. Список использованной литературы……………….26
Список литературы

1) Дергачев В.А. Геополитика : учебник для вузов / В.А. Дергачев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 2) Мир без границ – войны без фронтов? / Под редакциейВ.Е.Хвощева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 2002. – 381 с. 3) Е.Н. Понасенков «Первая научная история войны 1812 года» - Москва: Изд-во АСТ – 2020. – 892 с. 4) "Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) 5) Хвощев В.Е., Муллаянов Р.Ш. Пограничная политика России и безопасность. Опыт регионального анализа /В.Е.Хвощев, Р.Ш.Муллаянов. – Челябинск : Изд-во ЮурГУ, 2001. – 345с. 6) Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития / Л.Б.Вардомский // Приграничные районы, приграничное сотрудничество / Под ред. Л.Б. Вардомского. - М.: ИМЭПИ РАН, 2000. - С. 18-44. 7) "Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней" (Сергей Черняховский и др.) 8) Границы безопасности и безопасность границ /под ред. В.Е. Хвощева.– Челябинск : изд-во ЮУрГУ, 2001. – 326с.
Отрывок из работы

2. Основная часть 2.1. Установление границ недропользования в Каспийском море (2003) Для начала напомню, что Каспийское море – это внутриконтинентальный водоем, фактически озеро, а потому на него не распространяется действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, и в первую очередь не работает положение, определяющие разграничение континентального шельфа и установление на нём экономических зон, подконтрольных определенным государствам. После распада Советского Союза между государствами, имеющими выход к Каспийскому морю, возникли разногласия по поводу того, как определить международный статус Каспийского моря и как разграничить добычу его полезных ресурсов (в первую очередь, важнейших для экономики нефти и газа, которые изобилуют на шельфе). В настоящий момент правовой режим Каспия определяется советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории, запрет на плавание судов под флагами некаспийских государств и свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон. Однако данные договоры не учитывали интересы соседних государств (Казахстана, Туркменистана, Азербайджана), поэтому возникла необходимость введения новых поправок. В начале 2000-х годов Россия достигла договоренностей по границам недропользования Каспия с Казахстаном и Азербайджаном. Был подписан ряд соглашений (6 июля 1998 года с Казахстаном, 23 сентября 2002 года с Азербайджаном и трёхстороннее соглашение 14 мая 2003 года). Хотя эти соглашения привели к разграничению лишь северной части Каспийского моря, для России этого оказалось вполне достаточно, так как своих целей она достигла. При этом, надо заметить, что все вопросы были урегулированы очень мирно. Вкратце, суть этих договоренностей заключается в том, что государственная граница трех государств проходит по линиям равного удаления от берегов. То есть, по факту, каждое государство получает часть акватории, прямо пропорциональную длине сухопутной границы этого государства с Каспийским морем. Итоги для России: 1) Решена проблема пограничных месторождений. 2)Были начаты разработки шельфовых месторожденийимени Ю. КорчагинаиВ. Филановского, а также ряда других. 2.2. Территориальный спор с Китаем (2004) Данный конфликт продолжался несколько сотен лет, и чтобы лучше в нем разобраться, нужно глубже копнуть в историю. В середине XVII века русские землепроходцы вышли к реке Амур, однако Российское государство не смогло закрепиться на среднем и нижнем течении Амура из-за недостатка сил на Дальнем Востоке. Власти Цинского Китая считали весь бассейн Амура своим, хотя значительная его часть была не освоена. Несмотря на попытки российских дипломатов решить вопрос путем переговоров, Китай начал боевые действия против русских поселений в бассейне Амура. Посленеудачной осады Албазина в 1686 году Китай пошел на заключениеНерчинского договора1689 года. По нему Россия сохраняла за собой Нерчинск и основную часть территории Забайкальского края, а также получала ряд уступок — в частности, до середины XIX века два речных острова близ Хабаровска, равно как и сам Хабаровск, находились на территории, которая в соответствии с этим договором признавалась нейтральной. Нерчинский договор 1689 года устанавливал лишь условную границу, статус которой не изменили все последующие договоры России и Китая вплоть до середины XIX века. Всё изменилось после того, как в 1856 году западные страны развязаливторую опиумную войну против Китая. Возникла угроза захвата Англией и Францией Приморья и Сахалина с целью создания плацдарма для давления как на Китай, так и на Россию. Угроза была более чем реальна не только из-за экспансии Запада в Восточной Азии, но и ввиду того, что во время Крымской Войны англо-французский флот атаковал Петропавловск-Камчатский и в случае успеха мог высадить десант в Приморье. Ввиду сложившихся обстоятельств Россия пошла на заключение договоров с Китаем —сначалаАйгунского(1858), а затемПекинского(1860). К Пекинскому договору была приложена карта, на которой хорошо видно, что два острова на реке Амур вблизи Хабаровска были отмечены как территория России. При подписании Версальского мирного договора и учреждении Лиги Наций (1919) был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера. Тем не менее, в договоре были предусмотрены исключения, одним из которых являлось наличие уже демаркированной границы. Таким образом, Версальский договор никак не затрагивал два речных острова близ Хабаровска. В начале 1960-х годов произошло ухудшение отношений СССР и КНР. На фоне обострения отношений китайцы заявили свои права на небольшой остров Даманский, который принадлежал Советскому Союзу, но находился с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в октябре 1969 годалокальный военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих. В 1964 году был подписан договор о размежевании территории между СССР и Китаем. Вопрос об островах Тарабарова и Большом Уссурийском, а также о так называемом Фуюаньском треугольнике не был согласован, из-за чего и начался территориальный конфликт. В то же время китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. СССР, в свою очередь, углублял дно и укреплял берег. В 1969 году главы правительств СССР и Китая по итогам конфликта пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров Даманский при этом фактически остался у китайцев. В 1991 году М.С. Горбачев заключил с Китаем пограничный договор, по которому граница была отодвинута от китайского берега и проведена по фарватеру Амура. В итоге остров Даманский окончательно отошел Китаю, а Фуюаньский треугольник стал спорной территорией. Ирригационная война вокруг него продолжилась. Окончательно китайский конфликт был урегулирован 14 октября 2004 года. Владимир Путини Ху Цзиньтао подписали соглашение, согласно которому территория спорных островов (380 км?) делилась поровну между сторонами. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам. По итогам раздела остров Тарабаров (43,3 км?) полностью отошёл Китаю, а территория Большого Уссурийского острова была поделена — 40 % досталось КНР, а 60 % России. Итоги для России: 1)Полностью урегулирована граница России и Китая на Дальнем Востоке, за изменение которой столетиями шли пограничные конфликты и споры. 2)У Китая отпала мотивация вести ирригационные войны, ибо он получил свою долю и признал юрисдикцию России над 60 % площади Большого Уссурийского острова. 3)Новая граница была проведена под прямым углом на суше. Такая граница более удобна для маркировки и ее труднее с юридической точки зрения нарушить, в отличие от границы по фарватеру реки с изменяющимся разливом. 4)Китай потерял возможность оспорить «неравные договора» середины XIX века на основе факта отсутствия установленной границы. 5)Удалось отвести границу на значительное расстояние (20-30 км) от Хабаровска. 2.3. Территориальный спор с Норвегией (2010) Спор о проведении морской границы между Россией иНорвегиейсуществовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия. Разрешение спора долгое время усложняли 3 фактора: - Полярные позиции сторон.СССР настаивал на проведение границы по линии вдоль побережья архипелагаШпицберген, Норвегия на равноудалённом положении границы от побережий Шпицбергена и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля. - Шпицбергенский трактат 1920 года.Согласноданному трактатуархипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но при этом находится под международным контролем. Трактат не только не давал Норвегии исключительных прав на морское пространство вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам-подписантам трактата претендовать на акваторию Баренцева моря. - Прецедент с морской границей. В 1969 году в своем решении по Северному морю Международный Суд ООН постановил, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон. Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми. Конфликт обострился в 2000-е годы в связи с обнаружением в Баренцевом море богатых запасов нефти и газа. В 2010 году для решения спора Россия и Норвегия разделили спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части, то есть выбрали компромиссный вариант. 15 сентября 2010 года— подписание договора«О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане»между двумя странами. Согласно договору, спорная территория была поделена между сторонами поровну, то есть Россия получила 87,5 тыс. км?. Как пояснил премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг на пресс-конференции, Норвегия пошла на заключение этого договора по следующим причинам: - Надо было урегулировать более 1700 км морской границы — самой протяженной не только в Европе, но и вообще в мире. - Надо было укрепить сотрудничество РФ и Норвегии в области освоения и развития ресурсов Арктики. - Данный договор может служить примером урегулирования с использованием норм международного права подобных территориальных споров для других стран, в частности участниками борьбы за Арктику. По его же словам, Норвегия уже имеет опыт подобного освоения — на примере месторождений Фригг и Статфьорд, расположенных на границе британского и норвежского секторов Северного Моря. Подписание соглашения вызвало шквал критики со стороны оппозиционеров — по их мнению, Россия должна была отстаивать свою позицию и игнорировать аргументы Норвегии. В определённой степени данную критику можно понять, ибо Россия, равно как и Норвегия, имела значительный запас юридических аргументов в свою пользу. В целом обе стороны считают договор компромиссным и взаимовыгодным, поэтому и преимущества, полученные Россией, такие же. 2.4. Территориальный спор с Азербайджаном (2011) Достаточно необычный территориальный спор произошел у России с Азербайджаном. В 2011 году Россия передала Азербайджану сёла Храх-Уба (Палыдлы) и Урьян-Уба (Урьяноба), которые были анклавами России на территории Азербайджана. Население этих сёл составляет всего около 600 человек (из которых большинство – лезгины). До образования СССР оба села входили в составДагестанской области. В составсоветского Дагестанасела вошли в 1920 году (Храх-Уба) и в 1940 году (Урьян-Уба), что было закрепленопостановлением №1023Совмина СССР от 28 мая 1954 года, действие которого в 1984 году продлили на 20 лет. С 1943 года входили в составМагарамкентского районаДагестанской АССР. В 2004 году истек срок постановления №1023, что привело к территориальному спору. Сёла было решено передать Азербайджану, что было оформлено договором«О государственной границе», при этом жителям спорных сёл был предоставлен выбор из двух вариантов: переезд на территорию Дагестана с получением компенсации или отказ от переселения и получение гражданства Азербайджана. Однако окончательное разрешение спора произошло еще только спустя 6 лет. Договор определяет прохождение госграницы между Россией и Азербайджаном на всём её протяжении, от начальной точки на западе до Каспийского моря на востоке. За основу была принята существовавшая административно-территориальная граница между РСФСР и Азербайджанской ССР на момент распада СССР. Как отмечается в справке к закону, «начальная точка — это точка стыка госграниц РФ, Азербайджана и Грузии, местоположение которой будет определено отдельным трехсторонним договором». Немалое значение в территориальном споре играло положение трансграничной реки Самур. В 1952 году для обеспечения маловодных районов Азербайджанской ССР на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала, которое было завершено в 1956 году. Административная граница стала проходить по правому берегу реки, то есть весь гидроузел стал собственностью Дагестанской АССР вплоть до распада СССР. В 1990-е годы уже независимый Азербайджан объявил Самурский гидроузел на территории РФ своей собственностью, что привело к проблеме делимитации границы между двумя государствами. В итоге 28 августа 2010 года Россия и Азербайджан подписали соглашение№ 1416-р о делимитации границы и использовании ресурсов р. Самур. Новая граница переместилась с правого берега реки на середину гидроузла, плюс стороны договорились о делении ресурсов реки по принципу 50/50 (ранее Азербайджан пользовался 90 % ресурсов реки). Иными словами, Азербайджан сделался совладельцем гидроузла. Итоги для России: 1)Россия укрепила партнерские отношения с Азербайджаном 2.5. Воссоединение Крыма с Россией (2014) В феврале-марте 2014 годапослегосударственного переворотана Украине, организованного националистами и оппозицией приподдержке Запада, жителямКрымаиСевастополяпришлось взять власть в свои руки. Под охраной российских войск и сил самообороны власти автономии начали подготовку к референдуму, прошедшему 16 марта 2014 года. 17 марта 2014 года— по итогам прошедшего 16 марта референдума Крым провозглашен независимым государством, что было признано Россией. 18 марта 2014 года— подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Три дня спустя, после одобрения обеими палатами Парламента, Президент Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В тот же день был издан указ Президента РФ«Об образовании Крымского федерального округа». Таким образом, реализовалось существовавшее на протяжении нескольких последних десятилетий стремление крымчан, севастопольцев и россиян к воссоединению своей страны и своего народа. Воссоединение Крыма с Россиейкак процесс объединения двух независимых государств имеет последствия не толькодля России, но идля самого Крыма. Итоги для России: 1)Крымчане стали полноправной и полноценной частью российского народа, население России выросло на 2,3 млн человек. 2)Территория России выросла на 27 000 км?, также к России перешло порядка 3/4 исключительной экономической зоны Украины в Чёрном и Азовском морях, включая месторождения нефти и газа. 3)Россия закрепила за собой военно-морскую базу в Севастополе, а также все прочие крымские порты и военные базы, и получила прочный стратегический контроль над акваторией Азово-Черноморского региона, в том числе контроль над Керченским проливом. 4)Россия получила возможность отказаться от Харьковских соглашений (скидка на газ в обмен на пролонгацию договора о базе ЧФ в Севастополе) и вернуться к европейским ценам на газ для Украины, что и было сделано. 5)Россия получила крупные химкомбинаты на севере Крыма, судостроительные и судоремонтные предприятия Крыма, научные учреждения Крыма, Главный центр испытаний и управления космическими средствами Космического командования в Евпатории, 3000 гектаров виноградников и крупнейшие винзаводы, в том числе знаменитый Массандровский винзавод с его крупнейшей в мире коллекцией вин. 6) Россия получила крымские курорты и туристические места, при этом в границы России вернулся ряд важнейших памятников российской истории и символов русской культуры: древний город Херсонес, в котором был крещён князь Владимир; город-герой Севастополь, с которым связана слава русского флота; курортная Ялта и знаменитый пионерский лагерь Артек; Ливадийский дворец; «Ласточкино Гнездо»; город-герой Керчь. 7)Крым успешно интегрировался в Россию, к 2017 году в основном решена проблема его энергонезависимости от Украины, активно строитсямост через Керченский пролив. 2.6. Присоединение Анклава в Охотском море (2015) Данный анклав внутри нашего Охотского моря, больше известный как«Peanut Hole Sea of Okhotsk», находился вне исключительной экономической зоны РФ и поэтому по международному праву считался открытым морским пространством. Такое пространство доступно для всех стран мира, которые могут заниматься там любой экономической деятельностью, разрешеннойМорской Конвенцией, исключая деятельность на шельфе. По данной Конвенции Охотское море близко к статусу полузакрытого моря: Статья 122.Для целей настоящей Конвенции «замкнутое или полузамкнутое море» означает залив, бассейн или море, окружённое двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств. Охотское море окружено территорией России и Японии. Связь с Тихим Океаном обеспечивается через проходы между Курильскими островами. 2001 год. Пытаясь добиться своих прав на анклав, РФ еще в 2001 году подала общую заявку на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и арктической части. В 2004 году было принято решение разделить эти заявки. По анклаву заявка была рассмотрена в 2013 году (об этом ниже), тогда как по арктической части Россия представила заявку на заседании комиссии ООН 10 февр. 2016 г. Февраль 2013 года — Россия подала свою заявку по континентальному шельфу в Охотском море. Этому предшествовала многолетняя работа по подготовке всестороннего научного обоснования российской заявки. Проводились также продолжительные консультации с Японией. Функции головного ведомства по доработке заявки выполняло Минприроды России. Оно координировало научные исследования и обработку полученных данных, отвечало за подготовку материалов заявки и её оформление. Важную роль в успешном прохождении заявки сыграли также дополнительные гидрографические работы, которые были проведены осенью 2013 года Минобороны России. МИД обеспечивал дипломатическое и международно-правовое сопровождение этих работ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 27 страниц
120 руб.
Реферат, История, 25 страниц
200 руб.
Реферат, История, 16 страниц
200 руб.
Реферат, История, 23 страницы
200 руб.
Реферат, История, 10 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg