Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические условия обучения младших школьников решению нестандартных задач по математике

happy_woman 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2020
Проблема: как научить младших школьников решать нестандартные задачи? Объект исследования: обучение решению нестандартных задач по математике Предмет исследования: психологические условия обучения младших школьников решению нестандартных задач по математике Цель работы: изучение психологических особенностей процесса обучения школьников решению нестандартных задач. Гипотеза: решение нестандартных задач на уроках математики помогает развивать творческое мышление младших школьников. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебно-методическую литературу; 2. Изучить развитие творческого мышления у младших школьников; 3. Проанализировать трудности, которые возникли при решении нестандартных задач у младших школьников; 4. Классифицировать нестандартные задачи.
Введение

Нестандартные задачи – это задачи, для которых в математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Решение задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. [18] Нестандартные задачи формируют у школьников высокую математическую активность, качества, присущие творческой личности: гибкость, оригинальность, глубину, целенаправленность, критичность мышления, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей. Именно при решении нестандартных задач оттачивается мысль ребенка: связанная, последовательная, доказательная. Решая задачи, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Учащиеся должны уметь решать не только стандартные задачи, но и требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности. [34] Наибольшую трудность у учащихся вызывают задачи, текст которых начинается с вопросительной формы, и задачи, в которых вопрос сформулирован в непривычной для учащихся форме. Но, пожалуй, самую большую трудность вызывает не сам текст задачи, а поход к прочтению и осмыслению её содержания и выбор действия при решении. Важно сформировать у учащихся элементарные навыки и умения решать текстовые задачи, что способствует дальнейшему усвоению последующего курса математики. [22] Особенностью нестандартных задач является то, что в их решении нельзя «натаскать» учеников, заучить с ними последовательность операций, которая лежит в основе решения определённых видов нестандартных задач, что не исключается при решении задач типовых. Каждая нестандартная задача оригинальна и неповторима в своём решении. Нестандартные задачи не имеют готовых, заученных учащимися алгоритмов; они просты и доступны по содержанию, занимательны и интересны для младших школьников. Каждая нестандартная задача – это маленькая проблема для учеников, которая требует повышенной умственной активности и находчивости в поисках путей решения. [15] Но, к сожалению, для современной начальной школы все еще характерна репродуктивная деятельность. На уроках школьники почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи, назначение которых состоит в том, чтобы поисковая деятельность учащихся с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывались и в конечном счёте совсем исчезла. Привыкая к выполнению стандартных типовых заданий, имеющих единственное решение и, как правило, единственный ответ, который заранее предопределён на основе некоторого алгоритма, учащиеся привыкают к однотипным действиям, начинают мыслить по стандарту, практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал, прежде всего логическое мышление, творческую активность. [9] Усиление роли развивающего обучения, необходимость формирования у учащихся навыков упорядоченного анализа, синтеза и элементарного исследования обусловили появление в учебниках математики 1-4 классов некоторых задач, значительно отличающихся от обычных по содержанию, форме и методам решения. Такие задачи в методике математики принято называть нестандартными. Нестандартность этих задач заключается не в сложности, а в непривычности для учащихся. Появление нестандартных задач свидетельствует об эволюции содержания и структуры текстовых задач в зависимости от других компонентов методической системы, об изменении их роли и места в обучении, то есть является вполне закономерным, обоснованным процессом. [16] Данной проблеме посвящены работы Т. М. Давыденко, Л. В. Занкова, А. И. Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивной познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. В работах Г. А. Балла, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся. В экспериментальных психологических исследованиях Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина, А. А. Леонтьева и др. рассматриваются вопросы развития творческих способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. [20]
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................7 1.1. Общие понятия о мышлении.................................................................7 1.2. Творческое мышление как разновидность мышления человека.....10 1.3. Барьеры творческого мышления и пути их преодоления ................16 1.4. Специфика развития творческого мышления у младших школьников..................................................................................................18 Выводы по первой главе.......................................................................................22 Глава 2. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ...............................................................................24 2.1. Понятие о нестандартных задачах и их классификации..................24 2.2. Анализ затруднений у младших школьников при решении нестандартных задач ..................................................................................28 2.3. Условия эффективности обучения младших школьников решению нестандартных задач ..................................................................................33 Выводы по второй главе ......................................................................................38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................43 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................49
Список литературы

1. Анализ олимпиад в начальной школе [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/analiz-olimpiadi-v-nachalnih-klassah-2022789.html, свободный. 2. Богданец, И.А. Барьеры творческого мышления [Текст] / И.А. Богданец, М.А. Малахова // Вестник научных конференций. – «Консалтинговая компания Юником». - 2017.- С. 123-124. 3. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / Е. А. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1717-1719. 4. Виды мышления – психология [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://probol.info/psihologiya/vidy-myshleniya-psihologiya-umozaklyuchenie-kak-forma-myshleniya.html, свободный. 5. Виды мышления и их характеристика [Электронный ресурс] –Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vplate.ru/myshlenie/vidy/#h2_720601, свободный. 6. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию [Текст] / И.Б. Гриншпун – М.: Ин-т практ. психологии, 2000. – 87 с. 7. Значение нестандартных задач в практике преподавания начального курса математики [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:https://studexpo.ru/675376/pedagogika/znachenie_nestandartnyh_zadach_praktike_prepodavaniya_nachalnogo_kursa_matematiki, свободный. 8. Корнилов, Ю. К. «Общая психология. Мышление» [Текст] / Ю. К. Корнилов. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 36 с. 9. Место и роль нестандартных задач в начальном курсе математики [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/558830/mesto_rol_nestandartnyh_zadach_nachalnom_kurse_matematiki, свободный. 10. Методика обучения младших школьников решению нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://clck.ru/Mwu6N, свободный. 11. Методика обучения решению нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/558832/metodika_obucheniya_resheniyu_nestandartnyh_zadach, свободный. 12. Мышление основные виды мышления и мыслительные операции [Электронный ресурс] –Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-238355.html, свободный. 13. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов – С.Пб., 2006. – 304 с. 14. Нестандартная задача как компонент начального математического образования [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=2&*=4jhM9AMlfAdiFHb8adfxhqrcZuJ, свободный. 15. Нестандартные задачи в начальной школе [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020288, свободный. 16. Нестандартные задачи в начальном курсе математике [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnye-zadachi-v-nachalnom-kurse-matematiki/viewer, свободный. 17. Нестандартные задачи и их виды [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/1069154/pedagogika/nestandartnye_zadachi_vidy, свободный. 18. Нестандартные задачи как средство развития логического мышления [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-matematike-na-temu-nestandartnie-zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-1753665.html, свободный. 19. Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7161/2/10Hramtsova.pdf, свободный. 20. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-nestandartnye-zadachi-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya, свободный. 21. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18762/, свободный. 22. Обучение младшего школьника решению нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.stud24.ru/mathematic/obuchenie-mladshego-shkolnika-resheniju-nestandartnyh/5352-10935-page3.html, свободный. 23. Обучение младшего школьника решению нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/1911187/pedagogika/obuchenie_mladshih_shkolnikov_resheniyu_nestandartnyh_logicheskih_zadach, свободный. 24. Обучение младшего школьника решению нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.stud24.ru/mathematic/obuchenie-mladshego-shkolnika-resheniju-nestandartnyh/5352-10935-page1.html, свободный. 25. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/446/6094.php, свободный. 26. Общие понятия о мышлении [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1792-obshhie-ponyatiya-o-myshlenii.html, свободный. 27. Особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-tvorcheskogo-mishleniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2713896.html, свободный. 28. Преодоление барьеров развития креативности [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654214, свободный. 29. Психология творческого мышления [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654518, свободный. 30. Развивающее обучение младших школьников при решении нестандартных задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311100/, свободный. 31. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-mishleniya-mladshih-shkolnikov-v-processe-obucheniya-1206712.html, свободный. 32. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://qps.ru/KhEa4, свободный. 33. Решение нестандартных задач в начальной школе [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/79048.html, свободный. 34. Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=784256, свободный. 35. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров [Текст] / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 — 520 с. 36. Творческий труд. Особенности творческой деятельности. [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://medicfactory.ru/arttrud.htm, свободный. 37. Творческое мышление [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://dodiplom.ru/ready/111378, свободный. 38. Творческое мышление: особенности и проблемы [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://psychologist.tips/220-tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-problemy.html, свободный. 39. Творчество [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/tvorchestvo.html, свободный. 40. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19462/ , свободный. 41. Характеристика мышления как психического процесса [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/harakteristika-mishleniya-kak-psihicheskogo-processa-2490245.html, свободный. 42. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] / Н. И. Чернецкая// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8. – С. 56–60. 43. Этапы решения математических задач [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://clck.ru/MwuAe, свободный.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Общие понятия о мышлении Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности, порождает такой ре¬зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно пони¬мать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов: оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, решение которых нудно найти, и актив¬ным изменением условий задачи. [26] Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие учёные, как Г.Айзенк, Дж.Кеттелл, Ж.Пиаже, Ф.Гальтон и другие. В отечественной науке свой вклад в изучение этого вопроса внесли С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, З.А.Зак и другие. А.З.Зак указывает, что мышление – это процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира. Сущность его в отражении: общих и существенных явлений и свойств предметов, которые не воспринимаются непосредственно; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. А.З.Зак характеризует мышление как специальную и своеобразную умственную деятельность человека. Разные люди не только «ломают себе голову» над разными вопросами – они используют разные средства и по-разному относятся к своим успехам и неудачам. Мышление даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия, расширяет границы познания. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает, позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. В этом отношении А.А.Люблинская рассматривает мышление с двух сторон: во-первых, как процесс познания, во-вторых, как форму умственной деятельности человека. Посредством мышления человек познаёт предметы и явления в их существенных признаках и тех многообразных реальных связях, которые между этими предметами и явлениями существуют. Такими связями являются отношения причины и следствия, цели действий и средств, используемых человеком, целого и частей (элементов), строения предмета и его назначения и многие другие. А.А.Люблинская считает, что каждый тип связей, каждая их категория обозначены определёнными словами. Называя их, человек намечает, какие связи ему надо найти (вопрос) или констатирует, какие связи он установил (ответ). Полное и точное определение мышления можно найти у А. В. Брушлинского: «Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его приделы» Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь для данного человека. При этом всякий раз человек хочет найти решение, которое он мог бы применить и в других подобных ситуациях. В этом случае говорят, что мышление – это обобщенное отражение действительности. [8] Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними, пишет С.Л.Рубинштейн. В этой связи он выделяет особенности мышления: 1. Опосредованный характер - то, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретённые теоретические знания, косвенное познание. 2. Обобщённость - познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном. Обобщение люди выражают посредством речи, языка. Словесное обобщение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам. 3. Мышление – высшая ступень познания действительности. Чувственной основой мышления является ощущения, восприятия и представления. Органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. 4. Установление связи и отношений между предметами и явлениями. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы, их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Таким образом, мышление даёт возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущение и восприятие выражают преимущественно отдельные стороны явлений. [41] Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. Выделяется 4 вида мышления в психологии. (см. Приложение 1) [5] Таким образом, мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания окружающего мира. [4] 1.2. Творческое мышление как разновидность мышления человека Творческое мышление - вид мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. [29] Творчество (в узком смысле) - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Творчество (в более широком смысле) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты, знания, решения, способы действия. [39] Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. Одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа. Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным, особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого. Оно отличается от стандартного логического, которое является линейным, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения. Дж. Гилфорд выделил четыре особенности мышления: 1) Оригинальность, необычность (нетривиальность) высказывае¬мых идей - ярко выраженное стремление человека к интеллекту¬альной новизне. Творческий человек всегда и везде стре¬мится быть не таким, как все, старается найти свое собственное решение задачи; 2) Семантическая гибкость - способность видеть проблему под новым углом зрения, видеть новые способы использова¬ния известных объектов и решения, расширять сферу их функ¬ционального применения на практике. Творческий человек все¬гда находит неожиданные, оригинальные способы применения вполне обычных предметов; 3) Образная адаптивная гибкость - изменение своего восприятие проблемы (задачи) таким образом, чтобы в уже изве¬стном увидеть новые, скрытые от не¬посредственного наблюдения стороны; 4) Семантическая спонтанная гибкость - способность продуци¬ровать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в част¬ности такой, которая не содержит в себе очевидных намеков на искомое решение задачи. В данном случае речь идет об умении человека искать и находить подсказку в решении задачи там, где ее не видит или не замечает большинство других людей (людей нетворческого склада ума). [13] Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. Особенности творческого мышления: Ассоциативность Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Такое мышление подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация. Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути решения. Нестандартность Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи. Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции. Образный характер Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами. Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей. Проблемность Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами. Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя. Открытость новому Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем, чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству. [38] Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями. В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов: а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте; б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений; в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение; г) проверка и доработка. Особенности творческой деятельности: 1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой. 2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления. 3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы. 4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания. 5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует центральную нервную систему. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4—6 градусов. [36] Наиболее тонкий момент в процессе мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из набора структур и схем знаний, хранящихся в долговременной памяти человека. В случае относительно простой задачи субъект обладает хорошо структурированными знаниями, которые позволяют ему достаточно легко создать адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговременной памяти превращает задачу в творческую. Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта): Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам: во - первых, он образует помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во - вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случаи научного творчества задача заключается в познании, в случаи искусства - в создании. [37] На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям. Творчество — не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады. Высшее кульминационное творческое состояние — это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. [12] 1.3. Барьеры творческого мышления и пути их преодоления Барьеры творчества (препятствия в творческой деятельности) – это тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. Одна из удивительнейших способностей человеческого разума – решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Главная особенность творческой личности в нестандартном, оригинальном мышлении. Творческое мышление, как его определяют американские психологи Г. Линдсей и К. Томпсон, есть мышление, направленное на открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному руслу. По их мнению, развитию творческого мышления препятствуют пять барьеров: 1. Конформизм – желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников. 2. Цензура – внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу. 3. Ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом. 4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек стремится решить проблему сразу, во что бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик. [2] А. Антонов выделяет следующие виды психологических барьеров. Барьер оценки объекта изобретения, как не отвечающего обще-ственным потребностям; Барьеры неверия в собственные силы (гиперсложность, боязнь авторитетов); «Функционально-мыслительные» барьеры (стереотипность мышления); Семантические барьеры. Совершенно избежать психологических барьеров в процессе поис¬ка идей, пожалуй, никому не удастся. Но с ними вполне возможно бо¬роться. Сегодня психологи убеждены: научить мыслить творчески можно любого человека. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Среди способностей к творческому мышлению наиболее важны следующие способности: к генерации идей; к логической проработке идей; к оценке и выбору среди множества возможных идей наиболее вероятных. Эти способности могут быть реализованы на разном материале и в различной форме. Методы преодоления барьеров творческого мышления В качестве основных методов преодоления барьеров творческого мышления применяют: Изменение окружающей среды; Изменение своего поведения; Изменение своих способностей; Изменение своих убеждений; Изменение себя как личности: Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность - его неотъемлемым атрибутом, можно определить креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Важнейшим условием творческой реализации является прежде всего наличие творческой энергии и умение этой энергией управлять, т.е. высокий уровень саморегуляции личности. Очень часто энергия не функционирует нормально по причине высокого самоконтроля, блокирующего подсознание. На основе мышечной релаксации, достигаемой в разных вариантах аутогенной тренировки, возможны и техники произвольного самовнушения, и развитие высших творческих функций (психических процессов): произвольного внимания, ярких наглядно-чувственных представлений (видений), воображения, эмоционального переключения и др. [28] 1.4. Специфика развития творческого мышления у младших школьников Многие ученые (Дж. Гилфорд, Б. Олмо, 3. И. Калмыкова) утверждают, что творческое мышление следует развивать у ребенка уже в начальной школе с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов. Творческое мышление развивается только в том случае, когда учащиеся сталкиваются с учебными трудностями, для решения которых нет готовых образцов, а также продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата. По мнению Е. К. Лютовой, в младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, но, тем не менее оно отличается ситуативностью и спонтанностью проявлений. [40] Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно научается оперировать по новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, ведь познание - активный процесс. Умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к тому, что умственные способности детей быстро развиваются: развивается наблюдательность, активируется воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни (перенося в нее новые знания), легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Творческое мышление находится в сильной зависимости от несовершенства психических процессов и личности младшего школьника, и перспективы ее развития напрямую вытекают из особенностей дальнейшего обучения и дальнейшего развития всех психических структур. На данном же этапе важнейшими достижениями в творческом развитии являются: овладение творческим методом мышления, овладение свободной аналитико-синтетической деятельностью в русле теоретико-эмпирической системы. Школьные задания сами по себе уже подразумевают творческую активность, формируют открытость в мышлении, беглость в умственной деятельности. Обучение четко дифференцируется и становится конкретно-предметным, причем предметы, которым обучаются подростки, сложны, разнообразны, требуют приложения достаточных психических сил. [42] Проблемой развития творческого мышления у младших школьников является несоответствие воображения и уровня интеллекта. Ещё Лев Семёнович Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается. На различных уроках, не зависимо от предмета, нужно развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей. Ребёнок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми - всё обогащает воображение, позволяет ребёнку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчётливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности. Использование в учебном процессе проблемно- поисковых методов, организация групповых форм работы также способствует развитию творческого мышления. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg