Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

«Коррекция интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством игровых упражнений»

s.anzhelochka97 4500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 144 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2020
Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи. Распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, при которой на фоне нарушения звукопроизношения, отмечаются просодические нарушения речи (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович) [5; 22; 37]. Благодаря речи происходит передача жизненного опыта поколениям, согласовываются те или иные действия человека. Речь является основным средством передачи информации, выражения эмоций, чувств. Так как стертая дизартрия является сложным синдромомцентрально-органического генеза, который проявляется в неврологических, психологических и речевых симптомах, при данной патологии у детей возникают сложности в общении. Дата: 21.06.2020 Оценка: Отлично
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи. Распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, при которой на фоне нарушения звукопроизношения, отмечаются просодические нарушения речи (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович) [5; 22; 37]. Благодаря речи происходит передача жизненного опыта поколениям, согласовываются те или иные действия человека. Речь является основным средством передачи информации, выражения эмоций, чувств. Так как стертая дизартрия является сложным синдромомцентрально-органического генеза, который проявляется в неврологических, психологических и речевых симптомах, при данной патологии у детей возникают сложности в общении. При стертой дизартрии одним изведущих дефектов является нарушение просодической стороны речи [35]. Огромную роль в соблюдении правил речевого общения в русском языке играет интонация. Роль интонации настолько велика, что меняя смысловую интонацию, кардинальным образом можно изменить смысл. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей, с обычным речевым развитием, интонационная система в целом сформирована, в частности, использование интонационных конструкций русского языка близится к эталонным моделям взрослых. Тогда как у дошкольников со стертой дизартрией отмечаются нарушения просодических компонентов речи, что затрудняют обучения детей [1]. Проблемой развития интонационной стороны речи занимались выдающиеся ученые: Л.З. Андронова, А.А. Блудов, М.О. Гуревич, Н.В. Черемисина и др., которые подчеркивали, что интонационная выразительность речи воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка [3; 8; 14; 51]. В связи с этим,коррекция интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений работы при стертой дизартрии.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ОКРАСКИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ................................. 12 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией................................................................................. 12 1.2. Характеристика интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией....... 18 1.3. Теоретическое обоснование коррекции интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством игровых упражнений..... 23 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1............................................................................. 29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬ-НОЙ ОКРАСКИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ..................................................................... 31 2.1. Методы и методики исследования интонационно-выразительной окраски речи, ход эксперимента.................. 31 2.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования уровня сформированности интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией...…….....…....................…………….. 34 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 ………………………........................……..... 43 3ЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ОКРАСКИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ.................................. 44 3.1. Анализ программ коррекции интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.................................................................. 44 3.2. Программа коррекции интонационно-выразительной окраски речи у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством игровых упражнений................. 55 3.3. Анализ эффективности проведенной программы коррекции (контрольный этап эксперимента).................... 62 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.……………………………...………...........…. 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………….............………………………….............…. 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 72 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………........…......................... 78
Список литературы

1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. – Волгоград: Просвещение, 2001. – 21 с. 2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Под общ.ред. Е.С. Алмазовой, Г.В. Чиркиной. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 545 с. 3. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи / Л.З. Андронова // Дефектология. – 2000 – № 6. – С. 63–67. 4. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артемова. – М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 90 с. 5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2006. – 320 с. 6. Бабина Г.В. Речевые нарушения / Г.В. Бабина. – М. : Академический проект, 1978. – 678 с. 7. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М. : Книголюб, 2005. – 56 с. 8. Блудов А.А. Дизартрия. Лечение нарушений произношения у детей / А.А. Блудов, Н.В. Белова. – СПб. : Наука и Техника, 2009. – 180 с. 9. Бондарко Л.В. Основы общей фонетики / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – Л. : Просвещение, 1991. – 800 с. 10. Боровцова Л.А. Говори красиво. Логопедическое пособие по формированию просодической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста/ Л.А. Боровцова, О.В. Люлин.. – Т. : Просвещение, 2011. –21 с. 11. Брызгунова Е.А Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. – М. : Просвещение, 1984. – 497 с. 12. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – М. : Медицина, 2001. – 448 с. 13. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 270 с. 14. Гуревич М.О. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М. : Гос. мед., 2005. – 176 с. 15. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М. : Просвещение, 1996. – 143 с.
Отрывок из работы

Дизартрия – это обобщенное название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. При дизартрии нейромоторные нарушения являются причиной трудностей моторной реализации речевого высказывания. При дизартрии нарушена иннервация мышц периферического речевого аппарата, т.е. нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. Интонационно-выразительная окраска речи – это главный компонент просодии. Интонация содержит в себе ряд акустических компонентов: тон голоса, его окраску, насыщенность либо силу звучания голоса, мелодику, паузы, логическое ударение, скорость речи. Данные акустические свойства интонационной выразительности речи находятся в зависимости от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, быстроты смены артикуляций и эмоционального тонуса. В работах Е.М. Мастюковой и других исследователей, посвященных изучению речи детей со стертой дизартрией, отмечены нарушения темпа речи, а также трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений, отмечается, что в возрасте 5–6 лет у этих детей выражены стойкие нарушения интонации. К шести годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. При изучении коррекции речи основной акцент делается на вопросы, касающиеся последовательности овладения ребенком системой родного языка, и механизмы, лежащие в основе формирования языковой специфичности. Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка. Необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка. Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям. Таким образом, коррекция интонационной выразительности речи включает в себя коррекцию речевого дыхания, темповой организации, ритмических структур и интонационной выразительности речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 58 страниц
290 руб.
Дипломная работа, Разное, 122 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg