Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретико-методические аспекты развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

happy_woman 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2020
Цель исследования - изучить методику развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста. Объект исследования: формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная работа по развитию словаря старших дошкольников с применением различных дидактических игр приведет к положительной динамике показателей изучения слов не только в их обобщённых значениях, но и видовых, и родовых понятий, также мы предполагаем, что развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным, если: 1) планомерно, целенаправленно использовать дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; 2) учитывать специфику влияния дидактических игр на развитие словаря дошкольников. В соответствии с целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста. 3. Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста. 4. Определить задачи и содержание словарной работы в детском саду. 5. Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. 6. Экспериментально проверить результативность использования дидактических игр в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста. Направление работы определило следующие методы исследования: метод анализа научной и методической литературы; метод эксперимента (констатирующий и формирующий этапы). Теоретико-методологической основой исследования являются труды Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и др., рассматривающие процесс овладения детьми лексикой родного языка в непосредственной связи с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста исследования Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, рассматривающие процесс развития словаря дошкольников с решением языковых задач. Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов. База исследования: МКОУ «НШДС № 2» города-курорта Кисловодска. Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. При развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Детям предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь [3, с. 3]. Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. [3, с. 5] Необходимо отметить, что на занятиях посредством дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщённых значениях. В этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр…...………………………………..7 1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………..7 1.2 Задачи и содержания словарной работы в детском саду……………….11 1.3 Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста. Дидактические принципы и условия проведения игр……………19 1.4 Виды дидактических игр. Методика проведения дидактических игр в ДОУ……………………………………………………………………………30 Выводы по первой главе……………………………………………………...36 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр…………..38 2.1 Констатирующий этап……………………………………………………38 2.2 Формирующий этап……………………………………………………....45 2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа…….58 Выводы по второй главе ……………………………………………………..61 Заключение ……………………………………………………………………63 Список использованной литератруы………………………………………..65 Приложение …………………………………………………………………...70
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [2, с.46]. Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон. Данные о количестве слов одного возраста в литературе очень разнятся, так как словарный запас ребенка в дошкольном возрасте быстро обогащается и зависит от воспитания и условий жизни ребенка [2, с.48]. В современной методике нормой годовалого малыша считается 10-12 слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов [1, с.125]. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов [6, с.76]. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [10, с.174]. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» [16, с.34]. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: - первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (мяч - только вот этот мяч). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого - начала второго года жизни; - вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (мяч относится к любому мячу, независимо от его размера, цвета, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; [26, с.45] - третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, мебель и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и машинки и мячи, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года; - четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни [26, с.46]. После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная соотнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово. Он ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: паук - «ползук», вазелин - «мазелин». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова [6, с.24]. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово, относящееся к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной значимости слов [10, с. 57]. На шестом году жизни дети называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребёнок уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, заяц, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, овца - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок шестого года жизни ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) - существительные (вход - выход); прилагательные (добрый - злой); наречия (хорошо - плохо); глаголы (говорит - молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть снег? - мягкий, первый, холодный, липкий); наречия к глаголам (Как может говорить человек? - быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова - синонимы (красивый - симпатичный, веселый - жизнерадостный, страшный - ужасный). Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов. Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («колоток», «копатка», «жданный»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений. Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания [21, с.92]. 1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду Словарная работа в детском саду - это планомерное развитие активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что развитие словаря детей идёт совместно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с ознакомлением правильного отношения к окружающему (А.Н. Богатырева, Н.П. Иванова, В.В. Гербова). При работе со словарем большое внимание уделяется знакомству детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, т.е. развитие смысловой стороны речи. В.И. Логинова дополнила методику обогащения словаря на основе знакомства детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, доказала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями [28,с.63] . В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Выдающиеся исследователи выделяют четыре основные задачи: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Обогащение словаря способствует количественному росту слов, нужных ребёнку для общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Наибольшую трудность для усвоения дошкольником представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. 2. Уточнение слов, т.е. словарно-стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. 3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике. 4. Устранение не литературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все рассмотренные ранее задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии. Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: 1) овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; 2) освоение содержания слова на уровне его значения; 3) усвоение слова как единицы языка на уровне смысла [4, с.35]. Рассмотрим словарную работу с детьми по каждому направлению. Первое направление словарной работы - овладение словами представлено в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.П. Иваненко, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной и др. Ученые уделяли большое внимание выделению предмета из среды, формированию его отчетливого представления и соединение образа и слова. По их мнению, слово должно опираться на представление о предмете. Они отмечали, что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено, и работа над ним завершена [4, с.47]. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение. Его использование широко представлено в учебных пособиях О.И.Соловьевой [115,с.86] и А.М. Бородич [13,с 49], поэтому остановимся лишь на некоторых моментах: 1. Наблюдение используется в ряде занятий, проводимых в детском саду во всех возрастных группах: осмотр помещений детского сада, экскурсии, рассматривании предметов (мебели, одежды, овощей и т.п.), наблюдение за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.). 2. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдения детей разного возраста, но объем знаний и методы работы должны быть различным [11, с.74]. 3. Готовясь к организации наблюдений с детьми, педагогу следует отобрать необходимый круг сведений, а так же слова, которыми дети должны овладеть во время наблюдения. 4. В процессе наблюдения необходимо по возможности активизировать разнообразные анализаторы (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные). Например, дать детям возможность побегать по участку, пособирать листья, шишки, потрогать кору деревьев и т.д.; в ходе наблюдений надо помочь детям увидеть основное, т.е. направить их мыслительную деятельность в определенное русло. Когда дошкольники выделят основное, запомнят и закрепят его в своем сознании [11, с.75]. 5. При наблюдении важно, чтобы звучание слова, произносимого взрослым, совпадало по времени с восприятием ребенка предмета или действия, которое оно обозначает. Иначе дети будут отвлекаться, и их восприятие не соединяется со словом. 6. Во время наблюдения не следует перегружать детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает их от главного и быстро утомляет. 7. Количество наблюдений должно быть педагогически обосновано и соответствовать числу других занятий [11, с.76]. Ознакомлению детей с окружающей действительностью и обогащению их словаря способствует показ картин. Картина в силу своей статичности дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, не отвлекаясь на мелочи, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения). Это позволяет ребенку лучше закрепить полученные представления, а вместе с тем усвоить и слово. Благодаря этому методу, прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину [13, с.21]. В детском саду используются предметные и сюжетные картины. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, поэтому ее лучше применять в упражнениях и при развитии связной речи. Предметные картины располагают детей к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного объекта. Поэтому занятия по активизации, уточнению и обогащению словаря дошкольников предполагают широкое использование предметных картин [14, с.84]. Роль картин меняется в зависимости от задач словарной работы. Как показала М.М. Конина, при активизации и уточнении детского словаря картина выступает как вспомогательный материал, помогающий ребенку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт. При обогащении словаря представлениями, которых ребенок не может наблюдать в ближайшем окружении, она выступает первичным материалом, несущим ребенку новое слово вместе с представлением [14, с.85]. К картинам, используемым для словарной работы, М.М. Конина предъявляет следующие требования: художественность, реалистичность, а отчетливость изображения, отсутствие нагромождения деталей, несущественных предметов. Также детей знакомят с репродукциями картин русских художников. Это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании воспитатель может значительно обогатить словарь детей [15, с.234]. Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а так же словарной работы является использование художественной литературы. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка эпитеты, сравнения, метафоры и пр., оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок [24, с.58]. Детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер. Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются: 1) обнаружение в тексте «образных слов»; 2) объяснение педагогом значений слов и оборотов речи; 3) специальные упражнения на подбор сравнений и эпитетов; 4) воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?»; 5) словесное рисование; 6) подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.) и т.д. [28, с.35] Однако нельзя забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ изобразительных средств языка не должен превращаться в главный вид работы при ознакомлении с художественной литературой. Необходимо стремиться к тому, чтобы работа над средствами языка органически вплеталась в систему художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание [30, с.22]. Прекрасным средством обогащения словаря детей служат загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы. Второе направление словарной работы - освоение содержания слова - представлено в работах В. И. Логиновой и ее учеников [72, с. 31]. Исследователи разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слова. По их мнению, развивающий эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности: Первый этап - первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре. Второй этап - введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Третий этап - введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам [39, с.72]. Представленные этапы работы имеют место во всех возрастных группах и реализуются через группы занятий. Первая группа занятий соответствует первому этапу словарной работы. К ней относятся все виды занятий, на которых осуществляется первичное ознакомление с предметами и явлениями (демонстрация предметов, игры типа лото или парных картинок, игры-занятия с куклой, прогулки и экскурсии), дается самое общее представление и вводится название. Общим в методике проведения этих занятий служит организация восприятия предметов, явлений в целом, отделение их от сопутствующих. Вторая группа занятий соответствует второму этапу словарной работы. Типичными для этой группы являются занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов, их качествами, свойствами, а также сравнение предметов [13, с.65]. Большое место на этом этапе работы должно отводиться проговариванию, точному называнию предмета и его особенностей. Проговаривание обеспечивает более высокое осмысление материала, особенно на младших ступенях обучения. Поэтому на занятиях необходимо обеспечить максимальную речевую активность, дать возможность повторять наиболее трудные слова [13, с.85]. Третья группа занятий соответствует третьему этапу словарной работы. Освоение понятий и соответствующего словаря требует умения видеть особенности предметов и явлений, выделять наиболее существенные из них и обобщать на этой основе предметы и явления. Это обеспечивает развитие простейших форм логического мышления и освоение обобщающей функции слова [13, с.87]. Важную роль играет общение взрослых с детьми в процессе бытовой деятельности, анализ и обсуждение конкретных жизненных ситуаций, поступков людей, их оценки, общение детей со сверстниками (дети чаще прибегают к употреблению прилагательных, передающих этическое и эмоциональное отношение к предметам, явлениям; художественная литература, которая дает возможность «пережить кусок жизни в свете определенного мировоззрения» (Б.М. Теплов); этические беседы - отбор приемов, сосредотачивающих внимание детей на объекте (появление и исчезновение предмета; организация действия с предметом, сюрпризные моменты и т.п.), что обеспечивает восприятие предмета в целом; совпадение названия предмета или явления с тем, на чем сосредоточено внимание ребенка, многократное его повторение; упражнение детей в использовании в речи определенных слов, их повторении [24, с.47]. 1.3 Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста. Дидактические принципы и условия проведения игр Одним из эффективных средств развития словаря дошкольников в нашем исследовании являются дидактические игры. Игры выполняют роль обучения и являются одним из главных средств развития речи малышей. Игра помогает овладению и закреплению знаний. Применение дидактической игры увеличивает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, улучшает усвоение речевого материала. Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Е.И. Тихеева применяет игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка [41, с. 135]. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, говорит, что надо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей [21,с 78] . Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, они расширяют и углубляют представление детей об окружающем, так же воспитывают познавательный интерес и развивают познавательные способности. Дидактические игры - хороший метод словарной работы и умственного воспитания. В игре малыш отражает окружающую реальность, выявляет свои познания, делится ими со сверстниками. Отдельные виды игр по-разному влияют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательной частью которых является познавательное содержание и умственная задача. Участвуя в игре, малыш хорошо усваивает познания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Словарные дидактические игры развивают как видовые, так и родовые понятия, осваивают слова в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок находится в ситуации, когда вынужден применять приобретённые ранее знания и словарь в данных условиях. Дидактические игры как игровой метод обучения рассматривается в двух вариантах: игры - занятия и дидактические или авто дидактические, игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg