Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Становление и эволюция коллегиальной системы управления в XVIII веке

happy_woman 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.10.2020
Цель курсовой работы – рассмотреть правительственные учреждения, появившиеся во время правления Петра I Великого. Объектом курсовой работы выступает коллегиальная система управления в целом, а в качестве предмета можно рассмотреть один из видов коллегиальной системы, к примеру, коммерц-коллегию, представлявшую большое значение. Задачи: 1. Изучить предпосылки развития коллегиального управления в Российской Империи. Проследить развитие коллегиального управления. 2. Рассмотреть этапы реформы высших органов власти и управления, и формирование системы коллегий. 3. Изучить виды коллегиального управления на примере коммерц-коллегии. 4. Рассмотреть образование абсолютной монархии в России в конце XVII – начале XVIII в. 5. Изучить реформу государственного устройства, проводимую Петром I и Екатериной II.
Введение

С момента возникновения социальной организации вопрос управления был в повестке дня как один из самых важных. Для успешного функционирования социальной системы большинство ее членов делегируют некоторые из своих полномочий тем представителям, которые могут обеспечить ее воспроизводство. В то же время одним из основных условий такого «пожертвования» является обеспечение того, чтобы основные потребности других участников системы будут удовлетворены за счет способности управляющих организовать оптимальные формы совместной жизнедеятельности. Именно поэтому изучение способов управления вызывает постоянный интерес у социально ориентированного человека. Актуальность этой проблемы не зависит от определенного исторического периода и определенной отрасли человеческой деятельности. Вопросы управления напрямую связаны с его социальной природой. Одной из первых полностью оформленных социальных систем стало государство. На уровне государственности связи и взаимодействия между социальными единицами строятся через систему государственных учреждений и институтов , которые создаются силами социальной группы, получившей статус управляющих от большинства населения. В связи с этим вопросы, связанные со структурами управления и построений на уровне государственных учреждений. В свою очередь, государственная система социальной организации, склонная к самовоспроизводству, оказывается зависимой от экономических факторов, создающих необходимые условия для ее стабильности. Особое значение в этом отношении имеют те отрасли, которые в данный хронологический период оказывают максимальное влияние на процессы самовоспроизводства и устойчивости государственной системы. Актуальность изучения управления вообще и коллегиальной системы управления, в том числе, обусловливают повышенный интерес.К тому же, постижение опыта прошлого позволяет не допустить ненужных ошибок,одновременно, использовать положительные стороны управленческих и административных технологий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. История развития коллегиальной системы управления в России. 5 1.5. Предпосылки возникновения и развития коллегиального управления. 5 1.5. История введения коллегиальной системы 6 1.3 Коллегиальная система в конце 18-в начале 19 веков 10 1.4. Система коллегий как завершающий процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата 12 1.5. Коммерц-коллегия как вид коллегиального управления 15 ГЛАВА 2. Общая характеристика коллегиальной системы управления и результаты её введения 18 2.1. Деятельность коллегий 18 2.2 Внутренняя организация и делопроизводство коллегиальной системы 20 2.3 Результаты введения коллегиальной системы 24 ГЛАВА 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII). 25 2.1. Переход к абсолютизму в России. 25 3.1. Государственный механизм. 26 Заключение 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Список литературы

1. Вернадский Г.В. Очерк истории права Русского государства XVIII - XIX вв. (Период империи). М., 1998. С. 32. 2. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов – С-Пб.: Питер, 2001.- 208с. 3. История государственного управления в России: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С 203. 4. Куликов В.И. История государственного управления в России: Учеб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 368 с. 5. Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – N 5.- С 18-20 6. Нестеренко Т.Г. Без монополии на информацию. // Бюджет. Март. 2004.- С 42-45. 7. Пантелеев А.Ю., Гачицкий В.А. Казначейские учреждения Российского государства в Сибирской губернии. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2003.-96 с. 8. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. 380 с. 9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 147. 10. О.И. Чистяков История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 430 с. 11. Черепнин Л.В. Указ. Соч. С. 177 12. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 4. С. 251.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. История развития коллегиальной системы управления в России. 1.1. Предпосылки возникновения и развития коллегиального управления. В средние века во время правления Ивана III на Руси (1462 – 1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Прихода, Большой Казны, Большого Двора, Счетный приказы-службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея в подчинении местное управление. В 1512 году был создан Казенный Приказ (Двор). А в 1558 году было создано первое государственное экономическое учреждение - Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало1. В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным бюджетом явилась роспись доходов и расходов за 1679 – 1680 годы на сумму 1220,4 тыс. рублей. Во времена правления Петра I (1682 – 1725 гг.) старые Приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они стали ветхими, система была сложной и запутанной, не было единых правил составления смет, не было окончательного баланса бюджета, не было последующего контроля. Поэтому Петр I предпочел коллегиальное начало в управлении, который он наблюдал в соседних европейских странах. Боярскую Думу он распустил и образовал первую на Руси коллегиальную организацию– Сенат - из 9 человек, куда вошли преданные и умные люди. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 г. В 1717 - 1718 годах вместо прежних Приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения наиболее важными из них были три: камер-коллегия, которая отвечала за государственные доходы и имущество; штатс-контор-коллегия, отвечающая за государственные расходы; ревизион-коллегия, которая следила за исполнением сметы доходов и расходов. Сенат стал высшим органом финансового управления в стране. В 1722 г. была утверждена должность Генерал-прокурора, который стал представителем верховной власти и государства перед Сенатом. Обновление центральных управлений привело к новой реорганизации территориальных органов. В качестве примера они взяли шведскую структуру управления, которую они пытались совместить с русскими обычаями. В результате этой реорганизации вся страна была разделена на 11 губерний. Те, в свою очередь, были разделены на 45 губерний, во главе которых стояли воеводы. Контроль поступления доходов на местах осуществляли воеводы, но непосредственный контроль возлагался на надзирателей сборов, или камериров, под начальством Камер-коллегии. В то же время должность рентмейстера или казначея утверждается Штат-контор-коллегией. Казначей принимал, поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал их в соответствии с ассигнованиями. Казначейство, или «рентарея», состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную Казенную палату, из которой были понесены расходы на центральное управление. Реформа, таким образом, вместо старой приказной системы ввела новую систему коллективного управления. 1.2. История введения коллегиальной системы Задолго до окончания войны Петр I приказал дипломатам и разведчиками собирать информацию о государственном устройстве других стран (прежде всего Швеции), а также отправил студентов, которых называли «навигаторами» , во все части света для обучения государственному управлению. Это было сделано не случайно, а с целью узнать, как устроены государства, добившиеся выдающихся достижений в военном деле. Первое употребление термина «коллегия» встречается в начале 1698 года в обращении, или, точнее, предложением Френсиса Ли об учреждении семи «комитетов или коллегий» Петру. Затем, в 1702 году, в манифесте о вызове иностранцев в Россию Петр объявил о своем решении учредить «порядочное тайной воинской думы коллегиум или собрание» с коллегиальным составом, в которое входили бы: президент, советник, секретари и другие канцелярские чиновники, ведая в последней инстанции военный комиссариат, кассовые дела и вообще всё, что касается военной службы иностранцев. Третье по времени упоминание о коллегиях встречается в 1711 году в «мемориале», поданном Фридрехом Блигером, в котором говорится, что для правильного развития горного дела предлагал «определить коллегиум, который состоит в искусных сему художеству особах, которому полную дирекцию сего дела поверить». К началу 1712 относится новое предложение относительно коллегий. К сожалению, имя автора остается неизвестным, а он предложил сделать следующие два вида коллегий: учинить коммерц-коллегиум и ревизион-комиссион; коммерц-коллегиум предлагалось создать так: 1) «взять из Амстердама, из Англии и из Гамбурга по два человека меконтантных (недовольных) купцов, которым бы в тамошних местах кривда (неправда) учинена была для приумножения торгов; 2) Учредить ревизион-коллегия –– пересмотрительный приказ, который бы во всем государстве на все годы все приходы и расходы свыше всех приказов считать мог подробно, ибо оттого, что в приходах и расходах не всюду счет бывает, к воровству много случай дает; и надлежит в таких делах президентом знатному и весьма верному быть, и в чем на кого о каких неисправностях донесено будет, надлежит в оном же приказе разыскивать. 12 февраля 1712 года Петр I дал именной указ «учинить коллегиум для торгового дела исправления, чтоб оную в лучшее состояние привесть». В соответствии с указом, «взяты были к Москве иноземцы нарвские жители» два человека и один дерптский купец, к ним присоединили несколько человек знатных купцов московских и шестерых жителей слободы, и им было поручено выработать правила или пункты о коллегии коммерции. Эта комиссия работала около двух лет, составляла пункты и приступила к пересмотру таможенного устава. Таким образом, обозначался характер и само название тех учреждений, которые должны были заменить собой приказы. Первые шаги к этой реорганизации были вялыми и случайными. А к 1715 году Петр I начал активно «осмыслять» о реорганизации государства и ввел центральные учреждения. На первых этапах введения он сразу начал их обсуждать, а именно выявлять недостатки. В то же время он издал известное распоряжение о передаче информации об «экономии» датчан, австрийцев и шведов. В своей записной книге под 14 января 1715 года Петр пишет заметку в память о трех коллегиях. К 23 марта того же года относится его собственноручная записка «о коллегиях, к соображению», в которой он перечисляет шесть коллегий. Затем в январе 1716 года Петр уехал за границу и и оставался там до конца следующего года. Сбор предварительных сведений шел своим чередом, но устройство коллегий приостановилось и продвинулось только после того, как Брюс получил приказ Питера (28 июня 1717 г.) продолжить работу с Генрихом Фиком, который в то время привез необходимую информацию о структуре шведских коллегий. Стоит отметить интересный факт, как Фик получил и доставил информацию об устройстве центральных органов власти. Генрих явился в Стокгольм под видом человека, который хочет поступить на работу в одну из шведских коллегий и поэтому якобы хочет ознакомиться с их устройством. Когда сведения были собраны, Фик кружным путем переправил их в Россию, причем наиболее важные документы были подшиты в юбке его жены. Оба супруга сильно рисковали – сведения о государственном устройстве являлись государственной тайной. В случае разоблачения Фика неминуемо ждала бы смертная казнь, как вражеского агента. Но все обошлось благополучно. Согласно выше сказанному приказу 9 августа этого же года Фик представил доклад сенату и тогда же сенат распорядился, чтоб губернаторы приглашали желающих из пленных шведов, которые уже овладели и русским языком, к разъяснению государственного устройства. В то же время за границей подбирал охотников в русскую службу Люберас. Между тем в октябре 1717 г. вернулся и сам Петр и принялся решительно к учреждению коллегий. На основании шведских штатов, привезенных Фиком, составлен был примерный реестр персонала всех коллегий и утвержден 11-го декабря. В то же время окончательно определены, какие именно коллегии будут введены и 15 декабря назначены в них президенты и некоторые из вице-президентов. Канцлер Головкин, фельдмаршал Меншиков и адмирал Апраксин остались начальниками канцелярий, превратившиеся уже в коллегии: иностранных дел, воинскую и адмиралтейскую соответственно. Из соединения старых приказов (всех судных, поместного, сыскного и земского) образовалась юстиц-коллегия, президентом которой стал старый дипломат Андрей Матвеев. В президенты были назначены: камер-коллегии – кн. Д.Н. Голицын, штатс-коллегии – И.А. Мусин-Пушкин (начальник Монастырского приказа), ревизион-коллегии – князь Я.Ф. Долгорукий, коммерц-коллегии – Пётр Толстой, Берг и манафактур-коллегии были сосредоточены в руках фельдцейхмейстера Брюса, сохранивший в своем заведывании и артиллерийскую канцелярию. Итого насчитывается девять коллегий. По штату коллегий, утверждённому 12 декабря, полагались следующие должности: русские - президент, вице-президент (русский или иностранец), 4 коллегиальных советника, 4 коллегиальных асессора, 1 секретарь, 1 нотарий, 1 актуарий, 1 регистратор, 1 переводчик, подъячие трёх статей; иностранцы: 1 советник или асессор, 1 секретарь. Сразу же выделяется группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Они занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также той роли, которую играли в управлении их президенты - первейшие сподвижники Петра. Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий. Главной фискальной коллегией стала камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием денежных поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через штатс-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а контроль и наблюдение за работой финансовых органов предписывался независимой от других ревизион-коллегии. В день утверждения коллегий (11 декабря) Петр I уехал в Москву, оставив коллегиям указ «сочинять» коллегию и собирать необходимую информацию в течение одного года под командованием генерала Брюса. Затем с 1719 года должна была начаться правильная деятельность коллегий. Однако в конце мая 1717 года Брюс отказался от своей должности в пользу Генриха Фика. Такая смена заведывания, а также «отсутствие Петра, стало причиной замедления устройства коллегий». 28 апреля 1718 г. всем коллегиям решительно было указано сочинять свои регламенты на основании шведского устава «во всех делах и порядках по пунктам», а которые пункты в шведском регламенте неудобны или с ситуацией сего государства несходны, и оные ставить по своему рассуждению и поставя об оных, докладывать, так ли им быть». По указу 17 июня 1718 г. выработанные в коллегиях регламенты вносились в сенат, где и должно было решаться, что переменить против шведского оригинала и каким образом быть. Сенат о своем мнении докладывал государю, который и ставил окончательное решение. К сожалению, президенты не очень торопились кончать порученное им дело и очевидно, что начать действий коллегий с 1719 года было невозможно. Из этих подготовительных работ только одна была до некоторой степени закончена: именно подбор служащих в коллегиях. Безусловно, упущенное время не вернуть и Петр распорядился вести дела государственного порядка по старым манерам. В 1719 году окончательны были составлены регламенты большинства коллегий и в 1720 году вышел генеральный регламент, содержащий общие правила коллежского устройства. Указом от 18 января 1721 года была создана Вотчинная коллегия, которая ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Особое положение заняла возникшая в феврале 1721 года Духовная коллегия — Святейший Правительствующий синод. С 1722 года действовала Малороссийская коллегия, осуществлявшая контроль за гетманской администрацией. Ревизион и Штатс-коллегии были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего в 1721 году было 11 коллегий, а в 1723 – 10 коллегий. Вскоре после смерти Петра I (в 1727 г.) были проведены «контрреформы», уничтожившие многие элементы его административной реформы: были упразднены прокуроры и фискалы, штат коллегий сокращен втрое, упразднена должность рекстмейстера (секретаря) в Сенате и оставлена вакантной должность его председателя, что уменьшило роль Сената, некоторые коллегии были ликвидированы и созданы заново. 1.3 Коллегиальная система в конце 18-в начале 19 веков Указом 5 февраля 1722 г. Петр I установил новый порядок передачи престола, основанный на назначении наследника по воле царствующего императора. Сам Петр умер внезапно и воспользоваться этим законом не успел, что привело к борьбе за престол между различными группировками, продолжавшейся почти 40 лет. Они вошли в историю под названием эпохи дворцовых переворотов. При Екатерине I создается Верховный тайный совет, которому были подчинены Сенат, Синод и коллегии. Святейший Синод изменился незначительно. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а её дела переданы Канцелярии синодального экономического правления. Но после осуществления секуляризации монастырских и церковных земель в 1763 г. Коллегия была восстановлена и заведовала этими землями и проживавшими на них крестьянами. В Синоде усилилась личная власть обер-прокурора, который сосредоточил в своем ведении административное руководство кадрами духовенства. Результатом неустойчивой внутренней политики были частые перемены в деятельности, численности и устройстве коллегий. После смерти Петра I под предлогом экономии средств был вдвое уменьшен аппарат коллегий. В 1725 г. были объединены Камер и Штатс-контор коллегии, а в 1731 г. в единую Коммерц-коллегию были слиты Берг, Мануфактур и Коммерц-коллегии. В 1727 г. был упразднен Главный магистрат, а управление городским населением передано губернаторам и воеводам. Стабильнее оказались три «главные» коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, а также коллегии, связанные с охраной правосудия и помещичьей собственности – Юстиц и Вотчинная. При Елизавете Петровне были восстановлены все петровские коллегии и Главный магистрат. В 1760-е гг. появляется Коллегия экономии и Медицинская коллегия. Все коллегии делились на департаменты, общие собрания коллегий созывались лишь в случае разногласий в департаментах или отсутствия четких законов. То есть в коллегиях стало расти единоначалие. Усиление в стране политических репрессий привело к появлению новых органов – Тайной розыскных дел канцелярии (1731-1762 гг.) и Тайной экспедиции Сената (1762-1801 гг.). Она числилась структурной частью Сената, но фактически являлась самостоятельным учреждением. Кроме этого создаются и другие учреждения для выполнения определенных функций или руководства определенными территориями: Сибирский приказ, Печатная контора, Соляная контора и др. Вся эта пестрая система центральных учреждений с различным организационным устройством, недостаточно определенным отношением между собой и высшими органами действовала без серьезных изменений до реформы местного государственного аппарата 1775-1785 годов. Усиление феодальной эксплуатации крестьян, произвола и всевластия помещиков, а также рост налогового гнета привели к острому политическому кризису, который проявился в форме крестьянской войны под руководством Пугачева 1773-1775 годах. Значение Совета при высочайшем дворе существенно выросло, он превратился в высший совещательный и распорядительный орган государства по всем вопросам внутренней и внешней политики. Реформа 1775 года вызвала упразднение большинства коллегий. К концу 1780-х годов сохранились лишь три коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Дела упраздненных коллегий были переданы местным учреждениям. После подавления восстания Пугачева правительство провело большую реформу местного управления и суда. На престол вступила Екатерина II. В ноябре 1775 года был утвержден документ «Учреждение для управления губерний Российской империи», согласно которого была проведена децентрализация управления, то есть расширились распорядительные и исполнительные права местных учреждений и чиновников, им были переданы многие функции и права коллегий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 56 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 56 страниц
1400 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg