Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ

natati2016 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2016
Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов в выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, влияние экологического воспитания на становление личности ребенка. Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева и другие исследователи. Формирование системы экологических представлений является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае, понимают мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Применение приема моделирования имеет ключевое значение при формировании экологических представлений детей дошкольного возраста. Индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель сформированности у него экологических представлений. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения. Занятия должны строиться с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических представлений (о мире животных; о растительном мире; о неживой природе; временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Введение

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для формирования экологических представлений, усвоения норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем и не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Моделирование – это действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников. Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В. Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности. Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, М.С. Гиляров, Н.Н. Поддъяков, А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, З.П. Плохих, В.П. Арсентьева и другие. Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания представлений детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности применения различных методов и приемов, в частности приема моделирования, в процессе формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений. Этим во многом обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы и ее актуальность. Цель исследования: изучить возможности использования наглядных моделей в процессе формирования экологических представлений у старших дошкольников. Объект исследования: процесс формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование приема моделирования в процессе формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: В основу исследования было положено предположение о том, что формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при выполнении следующих условий: систематическое использование на занятиях наглядных моделей экологического характера; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей данного возраста; постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой. Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть теоретическое основы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием приема моделирования. 3. Изучить возможности использования приема моделирования для формирования экологических представлений дошкольников. 4. Проверить полученные теоретические выводы экспериментально. Для решения поставленных задач определены следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; наблюдение; беседа; диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических представлений дошкольников; статистическая обработка и анализ полученных результатов экспериментальной работы. База исследования: МБДОУ № ... города ... области (например, МБДОУ № 1 города Сергач). Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решений задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы
Содержание

Введение.......................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием приема моделирования................................................................................................6 1.1. Анализ проблемы экологического образования и воспитания дошкольников....................................................................................................6 1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста............................14 1.3. Моделирование как средство формирования экологических представлений старших дошкольников........................................................20 Выводы по главе 1.....................................................................................................28 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию моделирования в процессе формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....................................................................29 2.1. Выявление уровня сформированности экологических представлений дошкольников........................................................................29 2.2. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования..........................41 2.3. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента..........48 Выводы по главе 2.....................................................................................................54 Заключение.................................................................................................................56 Литература.................................................................................................................58 Приложение................................................................................................................62
Список литературы

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997. 2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2012, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. 3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2010. - N 5. - с. 80-82. 4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Бабунова Т.М. – М.: Сфера, 2007. – 208 с. 5. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 7. - с. 36-42. 6. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2014. - N 7. - с. 38-46. 7. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 7. - с. 12-20. 8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2014. – с. 111-113. 9. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56. 10. Венгер Л.Н. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Венгер Л.Н. – М.: Дошкольное воспитание, 2009. - С.41. 11. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с. 12. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Виноградова Н.Ф. - М.: Просвещение, 2008. - 103с. 13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с. 15. Згурская Л.Ч. Экология малышам [Текст] / Згурская Л.Ч. – М.: Дошкольное воспитание, 2010. - С.32. 16. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011.- N 7. - с. 45-49. 17. Зебзеева В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – с. 69 18. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 7. - с. 31-34. 19. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 3-9 20. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
Отрывок из работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности [19, с. 33]. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [29, с. 19]. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.) [25, с. 24]. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, – показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи [18, с. 33]. В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [30, с. 11]. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [19]. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников [40].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg