Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНА

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста во внеурочной деятельности

happy_woman 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.10.2020
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста. Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста. Цель исследования: определение эффективности программы внеурочной деятельности для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста. Гипотеза: процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста будет успешным, если будет разработана и внедрена специальная программа внеурочной деятельности, направленная на пропаганду и формирование приоритетов здорового образа жизни. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «ценностное отношение к здоровью». 2. Рассмотреть направления, формы и методы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста. 3. Раскрыть возможности внеурочной деятельности для формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста. 4. Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста, проанализировать полученные результаты. Выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами исследования. Использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование обучающихся, опытно-экспериментальная работа. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста посредством специальной программы внеурочной деятельности. Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. База исследования: ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат».
Введение

Проблема здоровья детей и подростков в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики. Суть этой проблемы определяется высокой заболеваемостью детей, как физической, так и психической. Нарушение ценности здорового образа жизни приводит к различным отклонениям в поведении. В последние годы активизировались научные исследования по проблеме ценностного отношения к здоровому образу жизни, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в психологии, педагогике и других общественных науках. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни рассмотрены в работах И.И. Брехмана, который подчеркивает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой [3, с. 13]. И.И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место, уступая материальным ценностям, ценности карьеры и др. [3, с. 16]. В среднем школьном возрасте у подростков формируются такие важные психические новообразования, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание и самооценка. Поэтому именно на этом этапе взросления важно стимулировать подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и тем самым актуализировать субъектность в сохранении и укреплении здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека» [32, с. 4]. Поэтому, утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Но для этого необходимо определить наиболее эффективные пути и средства, способствующие развитию у обучающихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и формой организации свободного времени студентов. Правильно организованные внеклассные занятия способствуют формированию познавательных потребностей учащихся и являются средством формирования навыков и культуры здорового образа жизни.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста во внеурочной деятельности.………………………….….9 1.1. Сущность понятия «ценностное отношение к здоровью»………..9 1.2. Направления, формы и методы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста….......................................................................22 1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста……………………..33 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся 5 классов……………………………………………41 2.1. Состояние сформированности основ здорового образа жизни у обучающихся 5 классов……………………………………………41 2.2. Разработка и реализация программы внеурочной деятельности «Быть здоровыми хотим» для обучающихся 5-х классов………..46 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………....55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..67 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..69 ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..70 ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..71 ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..72 ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………..73
Список литературы

Ананьева, Н.А., Ямпольская, Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. – 1994. – Т.1. – № 1. – 13-18 с. 2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа. Лекции. – М.: «Первое сентября», 2006. – 70 с. 3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 1990. – 208 с. 4. Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии // Валеология. – 1997. – № 4. – С.5-7. 5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. – 804 с. 6. Голубев, А.И. Мониторинг состояния здоровья / А.И. Голубев // Дополнительное образование. – 2003. – № 9. – С. 22-27. 7. Давиденко, Д.Н. Основы здорового образа жизни человека / Д.Н. Давиденко // Вестник Балтийской академии. – 1996. – Вып. 9. – С.15-23. 8. Зайцев, Г.К., Зайцев, А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – СПб., 1998. – 112 с. 9. Зайцев, Г.К. Физическое воспитание и спортивная подготовка. Новые подходы / Г.К. Зайцев. – Л., 1991. – 44 с. 10. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 224 с. 11. Куценко, Г.И., Кононов, И.Ф. Режим дня школьников / Г.И. Куценко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина,1987. – 112 с. 12. Максиняева, М.Р. Занятие по ОБЖ с младшими школьниками / М.Р. Максиняева. – М., 1996. – 232 с. 13. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности: методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Ю. В. Науменко. – Москва: Глобус, 2009. – 124 с. : ил. 14. Никифоров, Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с. 15. Проблема ценности в философии / Под ред. Н.Г. Харчева и др. – М., 1966. – 262 с. 16. Равкин, З. И. Развитие образование в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / З. И. Равкин // Педагогика. – 1995. – №5. – С. 87-90. 17. Савина, Е.М. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ярославль, 2006. – 21с. 18. Тамошин, Ю.М. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты // Директор школы. – 2001. – №8. – С. 21-28. 19. Терентьев, Л.А. Формирование ЗОЖ у подрастающего поколения // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». – М., 2006. – С. 254-257. 20. Тихомирова, И. А. К здоровью детей через обучение и воспитание / И. А. Тихомирова // Экология и жизнь. – 2012. – № 1. – С. 43-48. 21. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – Л.,1960. – 344 с. 22. Тутатчиков, А.Т. Педагогическое управление здоровьесберегающим образованием в средней школе: Автореф.дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 2004. – 22 с. 23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. 24. Философский энциклопедический словарь / главная редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с. 25. Хакимова, Г.А., Гребенюк, Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 175 с. 26. Гребнева, М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc 27. Науменко, Ю. В. Анкета «Уровень сформированности знаний о ЗОЖ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.findsmarter.ru. / (дата обращения: 01.09.2019). 28. Нефедова, А.С., Сахарова, Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 274-276. – URL https://moluch.ru/archive/72/12349/ (дата обращения: 26.09.2019). 29. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 2-е изд., испр. и доп.. – 494 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://litmy.ru/knigi/psihologiya/215924-psihologiya-slovar-1990.html 30. Шишова, В. В., Данилова, М. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/63/9917/ (дата обращения: 16.09.2019). 31. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493/ (дата обращения: 10.09.2019). 32. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=344846&fld (дата обращения 02.09.19)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста во внеурочной деятельности 1.1.Сущность понятия «ценностное отношение к здоровью» Рассматривая проблему формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся среднего школьного возраста, необходимо осознать, что такое здоровье. Конституция Всемирной организации здравоохранения гласит, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия [31]. Понятие «здоровье человека» включает в себя различные характеристики, и мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой, как отношение к собственному здоровью, как ценности. «Ценностное отношение к здоровью» – термин, появившийся на рубеже ХХ-ХХI вв. Он определяется как высокая степень заботы по формированию, сохранению, укреплению физического, психического и социального здоровья [8, с. 3]. По мнению Д.В. Колесова, оно включает: формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья [28]. Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк отмечают, что ценностное отношение к здоровью – это «отношение человека к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья» [25, с. 4]. Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать поведение, направленное на сохранение здоровья, которое основано на осознании важности здоровья как ценности и активном участии в его сохранении и укреплении. Условия и образ жизни имеют большое значение как факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни большинства людей понимается как «устойчивый образ жизни человека, сложившийся в определенных социальных и экологических условиях, направленный на удовлетворение его потребностей» [7, С. 16]. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению [19, с. 13]. И. И. Брехман считает, что установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия с самого раннего возраста [3, с. 8]. Структура здорового образа жизни по Э. Н. Вайнеру должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, половую культуру, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование [4, с. 5]. В настоящее время человечество накопило многочисленные примеры благотворного влияния физических нагрузок на уровень обменных процессов, функции внутренних органов, мышечной ткани, увеличение емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнано, что рациональная физическая активность, приводящая к повышению мощности и устойчивости механизма общей адаптации за счет улучшения функций центральной нервной системы, восстановительных процессов, способствует поддержанию здоровья и инвалидности человека на высоком уровне. Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм основывается на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, главным фактором физического развития в жизни ребенка [2, с. 26]. Эффективность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте также актуальна в связи с тем, что в этот период возможно формирование устойчивой мотивации к здоровью, методами валеологического воспитания и обучения и формирование практических навыков поддержания здорового образа жизни в соответствии со стереотипом и моделью поведения, заложенными в раннем детстве. Под рациональным питанием понимают хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывается характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания [11, с. 32]. Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов: 1. обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности; 2. удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах; 3. соблюдение режима питания. Нарушение принципов рационального питания неизбежно приводит к развитию заболеваний, которые укорачивают жизнь человека, делают ее неполной, а иногда и болезненной. Достаточно сказать о таких проблемах, как голодание, ожирение и хроническая нехватка необходимых питательных веществ. Рациональный распорядок дня – это хорошо организованный режим дня, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам. При этом все элементы режима осуществляются последовательно в одно и то же время, что способствует выработке поведенческих паттернов, повышающих адаптивность к окружающей среде. Задача построения рационального распорядка дня включает в себя правильную организацию сна, питания, смену видов деятельности, чередование работы и отдыха. Неправильный распорядок дня или частые срывы вызывают проблемы со здоровьем, которые проявляются в усталости, нарушениях сна, повышенной раздражительности и различных заболеваниях [12]. Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Закаливание считают одним из лучших способов сохранить здоровье. Оно повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням. Важно начинать закаливание организма в детском возрасте, когда происходит формирование терморегуляции и развиваются механизмы иммунобиологической защиты. Основными правилами закалки являются последовательность, постепенность, непрерывность и регулярность. Процесс закаливания связан с регулярным воздействием воздушных и водных процедур. Когда мы говорим о закаливании воздухом, то имеем в виду пребывание и движение на свежем воздухе в любую погоду, летом и зимой. Важно, что желание побывать на свежем воздухе в любую погоду становится серьезной потребностью человека, и удовлетворение этого желания является неотъемлемой частью его образа жизни. Поскольку состояния человека оказывают существенное влияние на эффективность его деятельности, общения, физическое и психическое здоровье, встает вопрос об их регуляции. При этом регуляция подра-зумевает не только устранение отрицательных, но и вызов положи¬тельных состояний. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Не вызывает сомнения необходимость работы по предупреждению и устранению вредных привычек (табакокурение, пьянство, наркомания и др.), в основе которой должно лежать воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья [28]. Р. А. Березовская подчеркивает при этом, что основным механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. При этом важную роль играет рефлексия, дающая возможность оценивать и корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья [28]. Ценностное отношение подростка к здоровью понимается как система индивидуальных, избирательных связей подростка с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими здоровью людей, обусловленных внутренними и внешними факторами, характерными для подросткового возраста, основанных на его знаниях в области гуманитарных наук, биологии, потребностях сохранения и укрепления здоровья, что проявляется в здоровьесберегающем поведении, эмоциях и оценках здоровья [25]. Опираясь на мнение Г. С. Никифорова, мы исходим из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты: ? когнитивный компонент (субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знания основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное влияние на здоровье субъекта); ? эмоциональный компонент (определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением самочувствия); ? поведенческий компонент (реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, особенности мотивации в области здорового образа жизни и действия, направленные на сохранение здоровья); ? потребностный компонент (наличие потребности в ведении образа жизни, сохраняющем и укрепляющем здоровье); ? оценочно-рефлексивный компонент (самоанализ и оценка своего отношения к здоровью) [14]. Когнитивным аспектом ценностного отношения подростков к здоровью является реализация психических процессов, связанных с познанием явлений здоровья, здорового образа жизни, здоровьесбережения. Этот аспект означает, что подросток обладает теоретическими знаниями в области анатомии, физиологии, гигиены, питания и здорового образа жизни. Как и другие аспекты, она может находиться на разных уровнях и развиваться. Например, знания в области психологии человека и животных, социальной психологии об эволюции и коэволюции живого мира свидетельствуют о достаточно высоком уровне когнитивного аспекта ценностного отношения человека к здоровью. Важным содержательным направлением когнитивного компонента является познание [14]. Эмоциональный компонент ценностного отношения подростков к здоровью характеризуется внешним, эмоциональным проявлением их чувств и отношения к здоровью. Эмоции-это яркое проявление текущего отношения человека к своему здоровью. Это вытекает из определения эмоции как «психического отражения в форме непосредственного, предвзятого переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [29, с. 401]. Человек проявляет свое положительное отношение к жизни в эмоциях радости, любви, счастья, удовольствия и т. д. Негативное отношение к жизни проявляется в тоске, страдании, скуке, печали и других негативных эмоциях. Сила эмоционального компонента зависит не только от уровня ценностного отношения к здоровью, но и от особенностей психики каждого человека. Эмоция сочетает в себе эти два компонента. Впечатляющая составляющая эмоции уникальна, связана с конкретным предметом и конкретной ситуацией. Экспрессивный компонент – это непроизвольная реакция конкретного организма, с проявлением всех его особенностей, как психических, так и анатомо-физиологических. В соответствии с критериями длительности, интенсивности, объективности или неопределенности эмоции также отличаются друг от друга. В. Н. Мясищев делит их на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения [15]. Сохранение положительных эмоций по отношению к здоровью подразумевает наличие у подростков эмоционального отношения к нему. Но на этапе формирования ценностных отношений также имеет значение наличие положительных эмоциональных реакций и состояний. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью проявляется в деятельности и поведении подростка. Подросток активно проявляет себя в здоровом образе жизни, создает образы и продукты труда, в которых он выражает свое отношение к жизни, к живым существам, к здоровью. Навыки самообслуживания, здоровый образ жизни, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, физическая активность, Физическая культура, распознавание полезных и вредных объектов из окружающего мира, забота о других живых существах и организмах и др. они свидетельствуют (особенно в совокупности и системе) о том, что подростки имеют ценностное отношение к здоровью. Потребностная составляющая ценностного отношения подростков к здоровью в первую очередь определяется системой подростковых потребностей. Знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу представляет собой пятиуровневую иерархию: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в принадлежности и любви; потребность в признании; потребность в самореализации (самоактуализации). Они также дополняются потребностями в знании и понимании и эстетическими потребностями. Все эти потребности являются основными. Согласно пирамиде, А. По Маслоу, самые мощные потребности человека связаны со здоровым функционированием организма (физиологические потребности и потребности в безопасности). Поэтому можно утверждать, что в определенной степени потребностная составляющая ценностного отношения к здоровью человека любого возраста определяется природой. Личные потребности человека формируют свою собственную структуру, которая может не совпадать с «пирамидой». Поэтому при воспитании ценностного отношения не следует исключать и потребностные аспекты. Поэтому особенно важно обращать внимание на потребности, связанные с сохранением биологических аспектов здоровья [10]. Оценочно-рефлексивный компонент ценностного отношения к здоровью проявляется в умении осмысливать, анализировать и оценивать свое отношение к здоровью. Развитие рефлексии в подростковом возрасте влечет за собой развитие этого компонента и достижение им достаточной зрелости. Понимая себя как живое существо, свое единство с другими живыми существами, подросток понимает общее и различие между ними. Достаточно глубокое размышление может привести к философским обобщениям о принадлежности к единой «биосфере» Земли. Способность подростков к рефлексии дает возможность реализовать идею: через ценностное отношение к другим существам воспитывать ценностное отношение подростка к своей жизни и здоровью. Во всех этих смыслах и во всех компонентах соотношение колеблется от отрицательного к положительному [16, с. 87]. Обычно существует три состояния отношений (или три уровня): положительное, нейтральное и отрицательное. Согласно другой классификации, отношения делятся на процессуальные и продуктивные. Позитивное ценностное отношение – это ожидаемый результат. В рамках позитивного отношения можно также рассматривать разные уровни, так как далеко не всегда подросток показывает положительные результаты по всем компонентам ценностных отношений. Поэтому к позитивным отношениям следует отнести подростков с такими ценностными установками на здоровье, которые являются положительными для большинства (3-5 критериев) и нейтральными для остальных. Если по разным критериям подросток демонстрирует примерно одинаковое количество положительных и отрицательных отношений, а неопределенные показатели преобладают, то его следует отнести к среднему, нейтральному уровню воспитания. Преобладание отрицательных показателей на разных уровнях может сочетаться с отдельными нейтральными значениями, свидетельствующими о негативном отношении подростков к своему здоровью. Поэтому каждый уровень характеризуется не строго определенным состоянием, а их совокупностью, которая имеет свои нижние и верхние границы и свои особенности [25]. В каждой из нижеследующих таблиц ценностное отношение подростков к здоровью охарактеризовано по своим критериям (когнитивному, эмоциональному, поведенческому, потребностному, оценочно-рефлексивному). Когнитивный компонент и соответствующий критерий характеризуется объемом знаний о жизни и здоровье, о здоровом образе жизни, о здоровьесбережении; об анатомии, физиологии, гигиене, питании; о психологии человека и животного, о социальной психологии; об экологии; об эволюции и коэволюции живого мира; медицинские знания, а так же иные человековедческие и биологические знания и мерой их системности (табл.1). Таблица 1 Уровни ценностного отношения к здоровью (когнитивный компонент) Отрицательное Нейтральное Положительное Отсутствуют знания о зож; фрагментарны знания об анатомии, физиологии и др. биологические знания; отсутствуют знания о психологии человека, животного, по социальной психологии; нет знаний о своих биологических и психических особенностях; нет представлений о пользе и вреде различных диет, о последствиях вредных привычек. Подростки имеют фрагментарные знания о жизни и здоровье, о зож, о здоровьесбережении; об анатомии, физиологии человека и животных, гигиене, питании; о психологии человека и животного, о социальной психологии; об экологии; об эволюции коэволюции живого мира; медицинские знания, а также иные человековедческие и биологические знания. Знания не системны. Знания в области безопасности жизнедеятельности, экологии, человековедческих и биологических дисциплин системны, по крайней мере, в объемах, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Для измерения когнитивного компонента могут использоваться критерии образованности: осведомленность (полнота и точность воспроизведения) и сознательность (логичность выводов), действенность (готовность действовать), умелость (продуктивность, результативность выполняемых действий) [14]. По эмоциональному критерию можно определить показатели импрессивности и экспрессивности, длительности, интенсивности, предметности, неопределенности; выявляются показатели эмоциональных реакций, эмоциональных состояний и эмоциональных отношений. Важным также является видовое соотношение эмоциональных реакций, состояний, отношений, т.е. мера устойчивости эмоций (табл. 2). Таблица 2 Уровни ценностного отношения к здоровью (эмоциональный компонент) Отрицательный Нейтральный Положительный Преобладают негативные эмоциональные реакции и статусы в здоровом образе жизни, уважении других людей к своему здоровью, к гигиене, сбалансированному питанию; положительная реакция на вредные привычки, проявляющаяся положительной реакцией и осознанием себя и других в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Возможны как равновесные, так и неравновесные соотношения выразительности и экспрессивности. В крайних случаях – наличие устойчивых, долговременных, положительных эмоциональных отношений к явлениям, которые являются вредными и опасными для здоровья и жизни людей и других живых существ. Существуют как негативные, так и позитивные эмоциональные реакции и состояния, связанные с явлениями, представляющими опасность для жизни и здоровья подростка, других людей и живых существ. Реакции и состояния неустойчивы, легко изменяются в зависимости от внешних воздействий. Нет стабильного эмоционального отношения к здоровью (своему, чужому, живым существам). Эмоция характеризуется неопределенностью, изменчивостью (а не длительностью). Преобладание внушительности в проявлениях эмоций. Преобладают положительные эмоциональные реакции и состояния на здоровый образ жизни, на бережное отношение других людей к своему здоровью, на требования гигиены, рационального питания; на вредные привычки, проявления нездорового образа жизни и здоровья отрицательные эмоции. В выражении эмоций преобладают устоявшиеся устойчивые эмоциональные состояния, присущие конкретному человеку ; в то же время проявления эмоций подвержены внешним воздействиям; можно утверждать, что существуют эмоциональные отношения к здоровому образу жизни. Интериоризация социальных ценностей приводит к устойчивым психическим состояниям, которые выражаются в поведении. Следовательно, о наличии ценностного отношения подростков к здоровью свидетельствует их поведение (табл. 3). Таблица 3 Уровни ценностного отношения к здоровью (поведенческий компонент) Отрицательное Нейтральное Положительное Подросток имеет вредные привычки, ставит под угрозу свое здоровье, не соблюдает правила здорового образа жизни, не соблюдает или частично соблюдает правила гигиены, не имеет навыков Самопомощи, игнорирует правила техники безопасности; пренебрегает физической активностью, малоподвижным, нездоровым образом жизни, способами самореализации, создает риски для жизни и здоровья как самого себя, так и других людей и живых существ, в поведении не руководствуется позитивным отношением к жизни и здоровью. В жизни иногда следует правилам и нормам здорового образа жизни, гигиены, иногда пренебрегает ими; умеренно, может быть, эпизодически, занимается физической культурой, в самореализации не уделяет особого внимания снижению рисков, но и не пренебрегает правилами техники безопасности; не имеет вредных привычек или они существенно не влияют на жизнь (не увлекается ими). Как правило, ведет здоровый, безопасный образ жизни, следует соответствующим правилам, нормам, рекомендациям; активно стремится к осуществлению здорового образа жизни; уделяет внимание двигательной активности, физической культуре или спорту, систематически занимается ими; активно организует и выстраивает безопасные траектории своего поведения, стремится и обычно реализует самореализацию в формах и способах, не представляющих опасности для жизни и здоровья себя и окружающих, с соблюдением всех необходимых норм; строит свои модели здорового образа жизни и следует им. Потребностный критерий характеризуется наличием и мерой потребностей в здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья, в безопасности жизнедеятельности, в самореализации способами, не несущими вреда здоровью и жизни человека (табл. 4). Таблица 4 Уровни ценностного отношения к здоровью (потребностный компонент) Отрицательное Нейтральное Положительное Существуют потребности в употреблении вредных для здоровья продуктов питания, напитков и наркотических средств; нет необходимости в систематическом соблюдении правил гигиены; нет необходимости в здоровом образе жизни ; нет выраженной потребности в безопасности; есть потребности в самореализации в формах, опасных для жизни и здоровья. Физиологические потребности не являются избирательными; нет потребности в употреблении продуктов питания и веществ, вредных для здоровья и жизни; нет желания соблюдать обязательные правила гигиены; нет потребности в здоровом образе жизни; присутствует потребность в самосохранении. Есть четко выраженные потребности в здоровом образе жизни, в физической активности, в рациональном питании; есть стремление соблюдать соответствующие нормы; нет потребности в употреблении вредных продуктов питания и веществ; есть четко выраженные потребности в сохранении и коррекции здоровья. Для измерения потребностного компонента используются критерии: мера потребностей в здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья, в безопасной жизнедеятельности, в самореализации способами, не несущими вреда здоровья и жизни человека [14]. Оценочно-рефлексивный критерий характеризуется адекватностью оценок и самооценок состояния здоровья и образа жизни; способностью анализировать эти состояния и делать полезные для коррекции здоровья выводы (табл. 5).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Медицина, 58 страниц
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg