Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Актуальные тенденции в изучении детской речи.

happy_woman 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.10.2020
Объект исследования - процесс изучения детской речи. Предмет исследования – основные направления, формы, методы по развитию изучения речи дошкольников. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что деятельность образовательного учреждения по организации специальных занятий по развитию детской речи будет благоприятно воздействовать на развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость внедрения современных методов и технологий для развития речевой деятельности детей. Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблемам речевой деятельности детей. 2. Проанализировать особенности развития речи детей. 3. Провести диагностику речевой деятельности детей дошкольного возраста. 4. Разработать рекомендации педагогам по формированию речевой деятельности детей дошкольного возраста. Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ и обобщение психологических исследований по изучаемой проблеме; - эмпирические методы: наблюдение и сравнение результатов различных методов изучения детской речи; - методы обработки данных. База исследования (экспериментальная база): Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад№15 «Дельфиненок» села Витязево Краснодарского края. Методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких как: Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеева, А.Н. Леонтьев, Л.П Бочкарева, Ю.Н. Косенко, Е.В. Савушкина, Л.В. Танини и др. [4]. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты исследования курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности учителем логопедом при развитии и обогащении речи ребенка. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах и специальных курсах для высших учебных заведений студентов педагогических специальностей. Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность использования современных технологий в образовательном процессе обучения и воспитания связанно с интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, формирование новой системы образования, направленной на внедрение в мировое образовательное пространство. Результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к появлению новых образовательных технологий. Современный подход к применению таких методов заключается в построении его на технологической основе. Для эффективного образовательного процесса значимо использование интерактивных обучающих технологии и систем. Эффективность обучения в такой форме в значительной степени превосходит классические методы обучения. Необходимо дать не только знания, но и научить самостоятельно их добывать и обогащать, тем самым обогащать свой словарный запас и тренировать правильную и грамотную речь. Добиться этого можно с помощью современных методик по изучению и овладению речи. Необходимость их внедрения в образовательный процесс продиктована тем, что к нам ежегодно поступают дети с низким уровнем познавательной активности и социальной адаптации. Использование в педагогической деятельности образовательных методик по развитию и изучении детской речи, позволяет логопедам и воспитателям, а так же учителям повысить культуру речи ребенка, а следовательно, добиваться более высоких результатов обучения. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 1.Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности детей с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 2.Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования. 3.Повысить мотивацию детей к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: - мне интересно то, чему меня учат; - мне интересен тот, кто меня учит; - мне интересно как меня учат. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся. 4.Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, хар актер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Актуальность использования современных технологий в образовательном процессе обучения и воспитания связанно с интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, формирование новой системы образования, направленной на внедрение в мировое образовательное пространство. Результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к появлению новых образовательных технологий. Современный подход к применению таких методов заключается в построении его на технологической основе. Для эффективного образовательного процесса значимо использование интерактивных обучающих технологии и систем. Эффективность обучения в такой форме в значительной степени превосходит классические методы обучения. Необходимо дать не только знания, но и научить самостоятельно их добывать и обогащать, тем самым обогащать свой словарный запас и тренировать правильную и грамотную речь. Добиться этого можно с помощью современных методик по изучению и овладению речи. Необходимость их внедрения в образовательный процесс продиктована тем, что к нам ежегодно поступают дети с низким уровнем познавательной активности и социальной адаптации. Использование в педагогической деятельности образовательных методик по развитию и изучении детской речи, позволяет логопедам и воспитателям, а так же учителям повысить культуру речи ребенка, а следовательно, добиваться более высоких результатов обучения. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 1.Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности детей с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 2.Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования. 3.Повысить мотивацию детей к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: - мне интересно то, чему меня учат; - мне интересен тот, кто меня учит; - мне интересно как меня учат. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся. 4.Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, хар актер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ……………………………………………………………...………………..7 1.1. Изучения детской речи в России и зарубежем в разные годы…………………………...…………………………………………….……...7 1.2. Современные направления в изучении детской речи …………………...……………………………………………..............................10 ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ……….……………………………………………………………….......18 2.1.Характеристика базы исследования.………………………………….........18 2.2. Анализ работы современных образовательных технологий по изучению детской речи в условиях образовательных учреждений …………..................…………………….………….…………………………….19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….................................28
Список литературы

1. Алексеев, И.А. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта/ И.А. Алексеев [и др.]. Коллективная монография / Под общей редакцией Н.В. Скоробогатовой, Н.Л. Лихачевой. - Шадринск, - 2015. – 254 с. 2. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости/С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012.- № 3.- С. 97-107. 3. Бибина, О.А. Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях /О.А. Бибина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Йошкар- Ола: МОСИ – ООО ИПФ «СТРИНГ», - 2016. - С. 280-286. 4. Боровик, И.С., Васильева, В.С. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с умственной отсталостью на коррекционных занятиях /И.С. Боровик, В.С. Васильева // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. - Челябинск, 2015. - С. 52-55. 5. Галкина, У.М. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта /У.М. Галкина // Образование и наука в современных реалиях:сборник материалов III Международной научно-практической конференции /под общ. ред. О.Н. Широкова [и др.]. - 2017. - С. 64-66. 6. Гугкаева, И.Т., Бугулиева, З.В. Особенности коммуникативной функции речи у детей с умственной отсталостью и их влияние на процесс социально-психологической адаптации / И.Т. Гугкаева, З.В. Бугулиева // Современные технологии в образовании. - 2016. - № 16. - С. 43-46. 7. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта /И.А. Емельянова. - Биробиджан: Мысль, 2014. – 154 с. 8. Емельянова, И.А. Педагогическое сопровождение речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта / И.А. Емельянова // Гносеологические аспекты образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову/под общ. ред. А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова. - Елец: «Мысль». - 2016. - С. 226-230. 9. Емельянова, И.А. Обучение младших школьников вопросно-ответной форме общения /И.А. Емельянова // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. – Елец: «Мысль». - 2015. - С. 202-205. 10. Емельянова, И.А. Воспитание у младших школьников с нарушением интеллекта доброжелательного отношения к окружающим/ И.А. Емельянова //Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: «Наука». - 2018. - С. 44-49. 11. Зелинская, Е.А. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности / Е.А. Зелинская // Инновации в образовании. -2014. - № 3.- С. 44-53. 12. Зелинская, Е.А. Эффективность комплексной методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности / Е.А. Зелинская // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 33-37. 13. Зелинская, Е.А.Эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии / Е.А. Зелинская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 4 (333). - С. 118-124. 14. Коркунов, В.В., Рейт, К.К. Сформированность поведенческого компонента коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями интеллекта/ В.В.Коркунов, К.К.Рейт// Специальное образование. - 2013. - №2. - С. 54-61. 15. Ламзина, А.М., Салмина, С.В. Взаимодействие субъектов коррекционно-педагогического процесса с целью формирования коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением интеллекта / А.М. Ламзина, С.В. Салмина // Актуальные вопросы модернизации российского образования: сборник статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции /под общ. ред. И.А. Рудакова. – Йошкар- Ола: МОСИ – ООО ИПФ «СТРИНГ», - 2014. - С. 100-107. 16. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 152 с. 17. Лозовская, Н.Ю., Фетисова, Е.Ю. Коррекция мыслительных операций младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития речи: проблема, направления работы / Н.Ю. Лозовская, Е.Ю. Фетисова //Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. Т. 1. - С. 64-68. 18. Мамкина, И.Н.Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта /И.Н. Мамкина //Проблемы педагогики. - 2017. - № 4 (27). - С. 46-53. 19. Мусаева, Н.С. Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта / Н.С. Мусаева // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 896-898. 20. Овсянникова А.Н. Формирование коммуникативной компетенции у умственно отсталых учащихся с системным недоразвитием речи / А.Н. Овсянникова В книге: Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза коллективная монография. Шадринский государственный педагогический университет /под общ. ред.Н. В. Скоробогатова, Ю. А. Пяшкур. - Шадринск, -2016. - С. 97-107. 21. Павлова Н.В. Мотивационный компонент упражнений по русскому языку как способ формирования коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта / Н.В. Павлова // Социокультурная интеграция и специальное образование:сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - Москва, 2015. - С. 191-199. 22. Пакриева Л.А. Организация учебно - воспитательной работы с интеллектуальным нарушением детей / Л.А. Пакриева // Практическая педагогика и психология: методы и технологии:сборник статей Международной научно-практической конференции. – Йошкар- Ола: МОСИ – ООО ИПФ «СТРИНГ», - 2016. - С. 168-171. 23. Рейт, К.К. Психолого-педагогическая технология формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта/К.К. Рейт// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. Т. 19. № 3. - С. 22-26. 24. Рейт, К.К. Развитие поведенческого компонента социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения /К.К. Рейт// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 27-32. 25. Смагина, И.В.К вопросу о коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением интеллекта/ И.В. Смагина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. - 2016. - С. 407-412.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ 1.1. Изучения детской речи в России и зарубежьем в разные годы Внимание к вопросам изучения речевого развития детей мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Аристотеля, Сократа, Платона, римского педагога Квинтилиана, в трудах которых упоминается о важности развития речи детей и даются практические советы. Так же изучением детской речи занимался чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Ян Амос Коменский писал: «Человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного». Нам давно известно, язык и ум человека развивать. Развитие речи, по мнению Яна Амоса Коменских, осуществляется с правильного называния окружающих предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. Иоганн Генрих Песталоцци, чьи труды близки по содержанию с трудами Яна Амоса Каменских, раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка. Он писал: «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку Пестолоцци выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах. Распространенным методам изучения детской речи в мире стал метод итальянского педагога, Марии Монтессори, разработанный ею для домов ребенка. Она считала, что основными задачами обучения должны быть воспитание чувств, мускулов и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Преимущество метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной базы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. Испольований гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка способствуют развитию правильной речи. Важное место в методике Монтессори, занимает сложение слов из подвижных букв и письму. Педагоги России спорно оценивали этот метод. В нашей стране стал пропагандировать в начале этого века Ю. И. Фаусек. Необходимость обучению родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, С. Полоцкого. М. В. Ломоносову, осуществил реформу русского языка. Он выступил за национальное образование и воспитание на родном языке. Возникновение системы обучения родному языку принадлежит К. Д. Ушинскому. Теоретически обосновал и разработал целостную систему обучения родному языку детей младшего школьного возраста. В его системе можно выделить ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в развитии и воспитании личности; в жизни общества, место в начальном обучении; дидактические принципы; цели преподавания; методы, средства и приемы обучения родному языку и развития речи. Сторонницей Ушинского была Е. Н. Водовозова. Основное внимание она уделяла воспитанию в семье. Водовозова считала, народное творчество благоприятно способствует изучению родной речи. В становлении советского дошкольного воспитания большую роль сыграла Н. К. Крупская. Она считала речь основой умственного воспитания; словарь, его богатство — важной стороной речи. Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Е. И. Тихеевой. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева определила основные разделы работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Большое влияние на формирование методики оказала доктор педагогических наук, Е. А. Флерина. Ей принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. Свое влияние на программы этого периода оказали научные исследования детской речи следующих ученых: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, А. М. Леушина и другие. В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Свой вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962). Интерес вызвала работа А. П. Усовой об использовании народного творчества, в том числе словесного, в воспитании дошкольников. Так же влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. На протяжении длительного исторического периода методика развития речи формировалась как наука. Даже в наше время нельзя считать эту методику окончательно сложившейся, — сейчас она продолжает совершенствоваться и изменяться. Говоря о методике развития речи нельзя не упомянуть о «Программе воспитания и обучения в детском саду», (авторский коллектив под ред. Васильевой). Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. В программе излагаются основы умственного, физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Важное значение придается связи содержания воспитательно-образовательной работы детского сада с программами начальной школы. Цель программы: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе. 1.2. Современные направления в изучении детской речи Целью инновационных технологий является качественное изменение личности воспитанников. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных методов и средств. [5, с.165] Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях: 1. Здоровье сберегающие технологии: основной их целью является формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. 2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Проектная деятельность – одна из наиболее востребованных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. В группе с воспитанниками и родителями мы используем творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. В результате применения этого вида технологий мои воспитанники могут проявлять самостоятельность, фантазию, креативность, развивать образное мышление, восприятие и речь. 3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. 4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. 5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. 6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. 7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современный психолого-лингвистический подход к развитию речи детей дошкольного возраста основывается на теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Разбирая проблему взаимодействия речи и мышления, Лев Семенович Выготский оспаривал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична, то есть она не выполняет коммуникативных функций и является признаком незрелости детского мышления. Выготский доказал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь, являющаяся основой развития мышления у ребенка. Главным вопросом в изучении взаимодействия мышления и речи является проблема формирования понятий, усвоения детьми значения слова. Выготский писал: «Всякое слово уже обобщает» тем самым определял значение слова как феномен мышления. Ученый говорил: «Формирование понятия невозможно вне речевого мышления». Беседуя со взрослым, ребенок усваивает нерасчлененный, слитный образ. Значение слова у ребенка и взрослого часто не совпадает. Несмотря на совпадение слов по своей номинативной функции, лежащие в их основе мыслительные операции различны. Понимание значения слов у детей происходит постепенно и переходит на новую ступень обобщения. Так Выготский показывал развитие интеллектуальной функции языка у детей. Даниил Борисович Эльконин также подчеркивал осознанность речевого развития детей. Он считал, что у ребенка рано проявляется особая чувствительность к языку, которая проявляется в умении использовать ранее встречавшиеся языковые формы в новых речевых ситуациях, в комбинировании элементов языка в зависимости от условий общения. Прослеживая особенности развития звуковой стороны языка у дошкольников, ученый отметил, что уже в младшем дошкольном возрасте дети используют звуки как предмет деятельности и практического познания. Введение ребенка в звуковую действительность позволяет продуктивно подготовить детей к овладению чтением, обеспечить усвоение грамматики и неотъемлемо связанной с ней орфографии. Эльконин разработал методику обучения дошкольников чтению, основанную на действии со звуковой стороной языка. Таким образом, он показал, что овладение звуковой системой языка – основа для становления речи ребенка. Процесс становления и изучения речи детей исследовал и А.А. Леонтьев. Он квалифицировал основные компоненты речевой деятельности: цель, потребность, речевое действие, намерение, мотив. Ученый выделял необходимость увеличение речевых умений и навыков, а также языковых средств, которые они обеспечивают, для овладения детьми системой языка. При этом он разделяет речевые умения и навыки, определяя навыки как речевые механизмы, а умения – как использование этих механизмов для различных целей. Раскрывая структуру речевого высказывания, Леонтьев отмечает ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь, умение выбрать языковые средства для нужного содержания и умение обеспечить обратную связь для эффективности общения и получения ожидаемых результатов. При этом он указывает на важнейшее свойство приобретения детьми речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые сочетания. Так же Леонтьев считал, что чувство языка дает возможность детям быстро ориентироваться в языковом материале и совмещать языковые единицы в высказывание. Так же изучением данной проблемы изучал Феликс Алексеевич Сохин. Он исследовал главный психологический механизм развития речи: речь детей развивается на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Предполагал, что существенную роль играет обобщение языковых и речевых явлений, их понимание, которое может складываться как неосознаваемое «чувство языка». Обосновывая теорию осознания детьми явлений языка и речи, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, с формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Сохин опирался на взгляды лингвистов, философов, психологов, которые считали, что процесс усвоения детьми языка не просто механическое запоминание слов и фраз, а усовершенствование языковой способности. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, доказал необходимость формирования осознания явлений языковой действительности. Эта идея стала основной в исследованиях всех сторон речи дошкольников. Без общения невозможно полноценное активное развитие ребенка. По его мнению, усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых умений и навыков, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка. В лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработаны теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Итоги исследований послужили базой для совершенно нового программного содержания обучения родному языку детей. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Все это придает процессу становления речевого развития ребенка творческий характер. Современные исследования детской речи, направленные на совершенствование содержания и форм обучения родному языку, проводятся в трех основных направлениях: Таблица 1 Структурное Функциональное Когнитивное познавательное Формирование разных структурных уровней системы языка: -фонетического, -лексического, -грамматического Формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи Все три направления связаны между собой, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований речи дошкольников. Фонетическая сторона речи изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Исследования, посвященные изучению развития лексической стороны речи, дали возможность уточнить преемственные связи в работе над смысловой стороной слова, изучить лексические упражнения и речевые ситуации для улучшения семантической точности употребления слов в разных контекстах. Исследуя задачи овладения ребенком грамматическим строем речи, ученые ставят на первый план словотворчества как в становлении морфологической стороны речи, так и в развитии творческих словообразовательных умений . При исследовании связной речи детей одной из важнейших функций стала система критериев связности высказываний у детей дошкольного возраста. К ним относятся: последовательность изложения, содержательность, объем высказывания и правильность грамматического оформления текста. Появлений коммуникативных ситуаций способствуют развитию связности речи, способствуют появлению более красочного содержания высказываний, а структуру текста более стройной. Правильно построенное предложение влияет на связность текста и его эмоциональную окраску. Углубленное изучение воздействия лексической работы, работы по воспитанию звуковой культуры речи и формированию грамматического строя речи на связность речевого высказывания была создана новая программа речевого развития дошкольников. Содержание, которой представлены в различных методических рекомендациях. Большое количество трудов посвящены изучению формирования связной монологической речи как самому сложному речевому комплексу. Л.В. Ворошнина посредствам обучением старших дошкольников различными видами рассказыванием выделяла пути совершенствования монологической речи процесса обучения творческому рассказыванию, выставляя на первый план роль последовательности обучения разным видам рассказывания. А.А. Зрожевская в процессе обучения родному языку предложила новую последовательность введения объектов и видов описания. Основную роль в развитии связной монологической речи многие исследователи отводят художественной литературе. Очень важным считают эмоциональный аспект восприятия литературного произведения и составление плана произведения с помощью пространственного моделирования. К функциональному направлению можно отнести обучения родному языку на основе ознакомления с художественной литературой и фольклором. Исследования, посвященные формированию у детей элементарного осознания языковых явлений, доказывают, что осознанное отношение к слову как основной единице языка и к словесному составу предложения является необходимым условием развития связной речи дошкольников (Г.П. Белякова, Ф.А. Сохин). Таким образом, идеи Ф.А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу современных исследований и методических разработок по развитию всех сторон речи дошкольников. Обобщая основные выводы психологов по проблемам развития речи, можно сказать, что развитие речи рассматривается на основе развития у ребенка языковой способности. Комплекс усвоенных ребенком речевых умений и навыков составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2.1. Характеристика базы исследования Полное название: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 "ДЕЛЬФИНЕНОК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА Адрес: 353417, Краснодарский край, Анапский район, город Анапа, село Витязево, Черноморская улица, /пер 4-ый черноморский 9/2 Учебно-методические комплексы, по которым работает детский сад «Вдохновение» (под редакцией Федосовой И.Е..). МАДОУ №15 МО г-к Анапа является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование город-курорт Анапа. Функции и полномочия учредителя в отношении детского сада осуществляются администрацией муниципального образования город-курорт Анапа. Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 30 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 43 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg