Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-правовая защита детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях замещающей семьи

happy_woman 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.10.2020
Объектом исследования моей работы являются дети–сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в приемной семье. Предмет исследования: содержание и особенности процесса социально– психологической адаптации ребенка в приемной семье. Цель исследования: Провести анализ процесса социально–психологической адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье и выявить его особенности. Задачи: 1) Дать социально–психологическую характеристику детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2) Дать понятие приемной семьи и определить ее социально–психологический портрет. 3) Дать понятие социально–психологической адаптации. 4) Выявить особенности протекания процесса социально–психологической адаптации сирот в приемной семье. 5) Провести анализ нормативно–правовой базы по защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы по вопросам формирования, функционирования и развития социальных институтов как зарубежных ученых, так и отечественных авторов и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение. База исследования: исследование проводилось на базе МКУ ЦППМСП "ДЕТСТВО" Г. Краснодара (Центр диагностики и консультирования). Практическая значимость работы состоит в том, что полученные теоретические положения и выводы и сформулированные авторские рекомендации создают предпосылки для использования на практике подготовленных предложений по совершенствованию функционирования современного института социальной защиты детей-сирот. Структура работы: введение, 3 главы, заключение и списка использованной литературы.
Введение

Изменения в экономике и политической жизни общества привели к увеличению числа дете鬬¬–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория детей особенно нуждается в государственной поддержке и защите. Приоритетной задачей государственной политики на современном этапе стало устройство детей–сирот в приемные семьи, поскольку было выявлено отрицательное влияние сиротских учреждений на детей. Комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности, незащищенности, враждебности, конфликтности, неспособности к общению, депрессивности. Нарушен процесс социализации в силу отсутствия субъектов полноценного семейного воспитания, затруднено развитие представлений о культуре социального семейного и межличностного общения, нарушен процесс ознакомления ребенка с социальными ролями всех членов полноценной семьи, отсутствует ощущение семейной защищенности. Воспитание ребенка сироты в приемной семье является длительным и сложным процессом, требующим множество усилий не только со стороны приемных родителей, но и широкого круга специалистов–психологов, педагогов, медицинских работников, социальных работников. Особенно социально–психологическое сопровождение детей–сирот в приемной семье необходимо в период адаптации, поскольку на данном этапе особенно ярко проявляются все отрицательные последствия вне семейного интернатного воспитания. От того насколько эффективно осуществлялась работа по адаптации ребенка в приемной семье будет зависеть весь процесс дальнейшего воспитания и развития ребенка.
Содержание

Введение 4 1. Дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в приемной семье как объект социальной работы. 7 1.1. Социально–психологическая характеристика детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7 1.2. Приемная семья: понятие и социально–психологический портрет. 15 2. Основные подходы к изучению социально–психологической адаптации детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемных семьях. 19 2.1 Понятие социально–психологической адаптации. 19 2.2. Особенности процесса социально–психологической адаптации детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемных семьях. 24 3. Изучение процесса социально–психологической адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье 35 3.1. Анализ нормативно–правовых актов в сфере защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 36 3.2. Изучение психологической адаптации детей–сирот в приемной семье 44 Заключение 50 Список литературы 52
Список литературы

1. Агентство социально информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.asi.org.ru 2. Алексеева Т. Программа социально-правовой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области. // Социальная педагогика. - 2013.- №3.- С.3-7. 3. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот//Социальная педагогика. - №1. - 2009. - С. 123-127. 4. Власова М.В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] / М.В. Власова.- М.: Российский бухгалтер, 2007.-392с. 5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ 6. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика [Текст] / И.Ф. Дементьева. -М.: Академия, 2015.- 222с. 7. Дементьева Н.Ф., Устинова Г.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М: 2014. – 158 с. 8. Журко А.В. Проблемы функционирования уполномоченных по правам ребенка в субъектах российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-funktsionirovaniya-upolnomochennyh-po-pravam-rebenka-v-subektah-rossiyskoy-federatsii 9. Иванова-Гладильщикова Н.П. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] // Н.П. Иванова-Гладильщикова // Общая газета. -1998.-С. 11-12. 10. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ 11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 12. Коробейников И.А. Проблема сиротства: реалии и ожидания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. -2006. - №1.-С.8-15. 13. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблем сиротства в России [Текст] / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии.- 2001.-№3.-С.57-70. 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2017 № 1066 «Об утверждении правил обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/71759160/ 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/ 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории российской федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями российской федерации детей, являющихся гражданами российской федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/ 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70661542/ 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 170 «Об утверждении правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70881198/ 19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70904076/ 20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 № 1116 «Об утверждении правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/71769880/ 21. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 (ред. от 27.07.2017) "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания" [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206497/ 22. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379/work 23. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей госдураственной поддержки за 1 квартал 2018 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://economy.midural.ru/content/reestr-socialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizaciy-poluchateley-gosdurastvennoy 24. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ 25. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/6/ 26. Указ Президента РФ от 18.08.1994 N 1696 (ред. от 19.02.1996, с изм. от 15.01.1998) "О президентской программе «Дети Росси» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=334356&rnd=E1C718803C663AACA965BE8D52CA4966#06804691880287808 27. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 г. № 398 Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41181 28. Файрузова Д.Ю. Правовые аспекты защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.scienceforum.ru/2015/808/8499# 29. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ 30. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/d058eb42b6f0a8f074125b4a4f09d08db64eda72/ 31. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ 32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 33. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
Отрывок из работы

Глава 1. Дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в приемной семье как объект социальной работы 1.1 Социально–психологическая характеристика детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Исследованиями особенностей социально–психологического развития детей–сирот занималось множество ученых психологов. Среди зарубежных ученых это были Д. Боулби, И. Лангмейер, M. Малер,3. Матейчик, М.Д.С.Эйнсворт и другие, а к отечественным ученым можно отнести Л.С. Выготского, Т.М. Землянухину, И.А. Коробейникову, М.И. Лисину, В.И. Мясищева, B.C. Мухину, С.Ю.Мещерякову, Л.Я. Олиференко A.M. Прихожан, А.Б. Холмогорову. По своему развитию дети–сироты сильно отличаются от детей, воспитывающихся в семье, темп развития детей–сирот значительно отстает. Не только психическое, но и социально и физическое здоровье сирот имеет целый комплекс негативных особенностей, которые отличают их от детей, воспитывающихся в семье на всех ступенях детства, начиная от младенчества и дальше. Данные особенности в разной степени выражают себя на каждом возрастном этапе. Но все они приводят к серьезным и негативным последствиями в последующем формировании личности ребенка. Детям–сиротам не хватает личного внимания и эмоциональной поддержки, которые необходимы для благоприятного развития. У таких детей наблюдаются тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития [3]. Дети, лишенные родителей с момента рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Лишение ребенка родителей в возрасте от 1 до 3 лет чаще всего влечет за собой тяжелые последствия для интеллекта и личностных функций, которые в дальнейшем уже невозможно исправить. При исследовании особенностей адаптации детей в детских садах и дошкольных детских домах, было выявлено, что неблагоприятное течение адаптации в детских садах составляет 3,4%, а в детских домах 55%. Данные цифры уже говорят об отклонениях детей–сирот, начиная с раннего возраста. Неблагоприятное течение адаптации связано с выраженными изменениями эмоционально–психической сферы, вегетативной регуляцией в формировании глубоких нервно–психологических расстройств, накоплением отрицательных эмоций и перенапряжением регуляторных механизмов. Уже в первом полугодии жизни ребенок–сирота гораздо более спокойное и некапризное существо, чем ребенок из семьи. Его реакцию может оживить появившийся взрослый или другой ребенок, но это ненадолго, ребенок вскоре снова застывает в неподвижности, смотря в одну точку. Начиная со второго полугодия жизни различия между детьми, воспитывающимися в семье, и сиротами начинают только увеличиваться. Сироту из дома ребенка можно охарактеризовать как безразличного к окружающему, боязливого малыш, тихого, ненавязчивого, что существенно отличает его от радостного, любознательного, требующего внимания ребенка из семьи. Общение детей–сирот характеризуется вялостью прохождения и имеет смазанную форму, оживления возникают с трудом. Вследствие нарушения развития личностно–ситуативного общения у детей–сирот начинает задерживаться и предметно–манипулятивная деятельность, а позже уже и ситуативно–деловое общение. У сирот почти отсутствует смех, радостные вскрики и улыбки, очень мало вокализации, двигательное оживление слабое. Общение персонала детского дома личностно не ориентированно, взрослые не видят в ребенке уникальной личности, не наделяют ее ценностной значимостью, не практикуют к нему личностного отношения, что и находит отражение в особенностях образа себя младенцев: равнодушие, отсутствие положительного эмоционального отношения к своему отражению, которое со временем становится отрицательным. Таким образом, младенцы, воспитывающиеся в доме ребенка, характеризуются определенными отклонения в становлении важнейших психологических образований, у них происходит искажение образа себя, задерживается становление субъектного отношения к самому себе, происходит замедленное и неполноценное развитие первого личностного образования–активности. Дети в домах ребенка слабо различают оттеночных спектр эмоций взрослого к своим действиям. В доме ребенка дети проявляет инициативу только тогда, когда активность начинается со стороны взрослого. Как только заканчивается внимание со стороны воспитателей в доме ребенка, сразу же угасает и инициативность самого ребенка. Следует отметить прямую зависимость между общением и познавательной активностью. Дефицит общения в доме ребенка повлек за собой пассивно–оборонительный рефлекс, возникающий в ситуации новизны, а отсутствие личностно–ориентированной связи с взрослыми, тормозило развитие ориентированной деятельности, сопряженной со смелостью, наступательностью. В домах ребенка дети чаще проявляли робость, страх, неудовольствие при виде новых игрушек. Общение ребенка с взрослыми необходимо для усвоения им операционально–технической стороны предметной деятельности. Дети, воспитывающиеся в детском доме, мало осведомлены о социальном назначении вещей и практически не умеют пользоваться ими. Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка с взрослыми, а поскольку такая возможность общения у детей–сирот отсутствует, то происходит замедление процесса становления активной речи, а, следовательно, и тормозится формирование ведущей познавательно деятельности детей [5]. Общение со сверстниками у детей из домов ребенка отстает в становлении по всем показателям, эмоциональное отношение и интерес к ним снижены, инициативные действия проявляются позднее, окрашиваясь в отрицательные эмоции. Особенности общения не только с взрослыми, но и со сверстниками, а так же характер предметной деятельности у детей–сирот сказываются на сроках возникновения и темпах развития речи. Дети, воспитывающиеся в детских домах, отстают в развитии речи от детей из семьи, их речь беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. У воспитанников детского дома потребность во внимании и доброжелательности остается доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребности в сотрудничестве, стремление и способности что–либо делать вместе с взрослым у дошкольников детского дома практически не наблюдается, во время чтения и обсуждения книги воспитанники детского дома также не проявляют познавательной активности. Они не задают ни одного познавательного вопроса, обращенного к взрослому, не высказывают свое мнение. В детском доме познавательные беседы с дошкольниками превращаются в пассивное восприятие информации, которое их утомляет: через 5–6 минут дети начинают отвлекаться, а потом охотно соглашаются прекратить беседу. Наблюдения за поведение дошкольников в детском доме позволяют сделать вывод о его ситуативности, повышенной зависимости от предметного окружения. Сиротам свойственна неспособность сосредоточиться на определенном занятии, распланировать свои действия, для них так же характерна двигательная расторможенность, импульсивность. На занятиях дошкольники из детского дома значительно чаще отвлекаются на окружающие предметы, чем их сверстники в детском саду (в 4 раза), постоянно нарушают правила в дидактических играх, в свободной игре переключаются с одного предмета на другой, не удерживают сюжет игры. Это значит, что дети, растущие вне семьи не способны контролировать свое поведение и сосредоточить внимание на определенном виде деятельности. Исследование показателей психической развития детей младшего школьного возраста (1–4 класс) показывает, что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития, так же на низком уровне находится развитие наглядно–образного мышления. Для психологии неоспоримо положение о том, что, формируясь в деятельности, любая форма мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.п. Подобная практика, богатая у ребенка, воспитывающегося в семье, чрезвычайно бедна у воспитанников детского дома [7]. Характеристика готовности к школьному обучению не ограничивается особенностями интеллектуального развития. Важное значение имеет развитие произвольной саморегуляции поведения, благодаря которой ребенок сможет сам выполнять различные задания по определенными требованиями. Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо, чтобы требования, первоначально выдвигаемые учителем, в последующем выступали требованиями, которые ученик сам предъявит к собственным действиям. Требовательность к собственным действиям предполагает достаточно высокую степень сформированности способности самоконтроля, наличие способности сформировать внутренний план действий. Сравнивая уровень развития данной стороны к готовности к школьному обучению у воспитанников школы - интерната и детей из семьи можно выявить следующие особенности произвольной саморегуляции. Дети-сироты хорошо справляются с теми заданиями, в которых достаточно лишь последовательно выполнять прямые и элементарные указания взрослого. Их действия носят пошаговый характер: выполнение и самоконтроль следуют непосредственно за указанием педагога. В тех же случаях когда правило выполнения задания достаточно сложно и вводится не пошагово, а формируется до начала деятельности, а тем более, когда ребенок должен ориентироваться на несколько таких правил, эффективность выполнения заданий воспитанниками школы - интерната становится неудовлетворительной. Последнее свидетельствует о сравнительно более низком уровне развития саморегуляции поведения у данной группы детей, нежели у их сверстников из обычных школ. Таким образом, ограниченная, преимущественно групповое общение детей с взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослых – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, напротив, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний. Последним периодом пребывания большинства детей в учреждениях интернатного типа является подростковый возраст, далее они вступают в самостоятельную жизнь. Чаще всего воспитанники не готовы к лишению привычной опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 15–16 летнего выпускника детского дома имеют первостепенное значение. Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а тем более таит особые опасности для воспитанников детских домов. Ключевыми для формирования личности в этот сложный период и наиболее уязвимыми в условиях воспитания в детском доме являются области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности. Именно на них должна сосредотачиваться основная работа по преодолению отрицательных последствий пребывания в учреждениях интернатного типа и по подготовке подростков к взрослой жизни за его стенами [2]. У воспитанников детских домов развитие всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образа Я, самооценка) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из семьи. У детей–сирот нет четкого представления о том, кем он является, нет чувства уверенности в себе и своих способностях. На этапе подросткового возраста у детей–сирот недостаточно сформировано чувство внимания к интимно–личностной стороне общения со сверстниками, их дружеские отношения и связи часто носят спонтанный, неизбирательный характер и формируются в условиях обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников. Дети–сироты характеризуются недостаточной выраженностью представлений о собственных умениях, интересах в образе Я, что нарушает нормальное протекание процесса самоопределения важное для формирования личности. Важнейшей психологической составляющей характеристикой подросткового возраста является обращенность в будущее. Психологический анализ профессионального самоопределения свидетельствует, что этот процесс по–разному протекает в интернате и массовой школе. Различие состоит в том, что в обычной школе вначале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые в последующем сменяются вполне реальными, причем в ряде случаев возникают достаточно сложные, противоречивые отношения между теми и другими. У воспитанников школы–интерната, рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к её выбору у них, как правило, непротиворечивое. В данном случае отсутствие противоречивости в профессиональном определении не может быть оценено положительно. Подросток из массовой школы, выбирая соответствующую своим способностям и объективным обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний совершает акт сознательного самоограничения, необходимого профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома это акт совершают другие: профессиональное самоопределение обусловлено системой общественного воспитания. Поскольку детские дома бывают жестко связаны только с несколькими средними специальными учебными заведениями, обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном обеспечении. По существу акт профессионального самоопределения превращается для воспитанников интерната в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте важнейшая составляющая личностного самоопределения, то очевидно, как неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности. Профессиональная перспектива может быть полностью сформулирована лишь как часть целостной временной перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими людьми, и мотивы, связанные с развитием собственной личности, собственного Я. Эти группы мотивов временной перспективы также значительно менее выражены у воспитанников детского дома. Они представлены незначительно и относятся лишь к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего [10]. Другая область психического развития личности – становление психосексуальной идентичности. В подростковом возрасте, в периоде созревания человека эта область занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным поведением и развитием, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представлений человека о себе как о мужчине или женщине выходят на первый план в формировании личности детей данного возраста. Воспитанники детского дома идеализируют взаимоотношения в семье, так как не имеют достаточного опыта в жизни. Их положительная модель в значительной мере расплывчата, не наполнена конкретными бытовыми деталями. Дети – сироты не имеют представления о системе семейных взаимоотношения, как должен вести себе муж – отец, женщина – мать и ребенок. Искаженные представления о поведении мужчин и женщин в контексте семейных отношений может в дальнейшем отрицательно сказаться на формировании адекватных представлений о мужественности (москулинности) и женственности (феминности), в конечном счете, исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности. Школьники из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием. 1.2 Приемная семья: понятие и социально–психологический портрет Достаточно низкий уровень сформированности, функционирования и эффективности института приемной семьи в нашей стране связан с рядом причин. Во – первых, большинство населения находится за чертой среднего уровня дохода. Во–вторых, многие имеет пассивную позицию по отношению к проблеме сиротства, и считают, что решением этой проблемы должно заниматься исключительно государство. У многих людей сформировалось негативное отношение к детям из неблагополучных семей, так как генетическому фактору они отводят первостепенное значение, считая, что дети из таких семей обладают только отрицательными характеристиками и обязательно в будущем повторят судьбу своих родителей. Но, не смотря на это, существует так же множество людей, которые не равнодушны к проблеме сирот, понимая все отрицательные стороны данного вопроса, они все же готовы на ответственный шаг по созданию приемной семьи. Согласно Семейному кодексу РФ, а именно главе 21, приемная семья определяется как правовая форма принятия на воспитание в семью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства, на срок, указанный в договоре [7]. Данная форма устройства предусмотрена, прежде всего, в целях увеличения количества детей, воспитывающихся в семье и материальной поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшиеся без попечения родителей, а именно дети–сироты; дети, родители которых неизвестны, ограничены в родительских правах, лишены их, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других учреждениях. Работа приемного родителя квалифицируется как профессиональная деятельность, к которой предъявляются жесткие требования. Не каждый человек способен стать приемным родителем, для этого необходимо обладать особыми личностными качествами и быть способным, а главное готовым к воспитанию чужого ребенка. В «Положении о приемной семье», а именно в п.16 прописаны обязанности приемных родителей, к ним относятся обязанность воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители в воспитании детей должны руководствоваться положениями «Профессионального кодекса приемного родителя» и «Должностной инструкции приемного родителя». При оценке возможных кандидатов в приемные родители необходимые, рассматривать не только личные особенности, но и социальные и психологические. К социальным факторам относят: тип семьи (полная или неполная), форма брака (зарегистрированный или гражданский), образование, профессию, а также доход семьи. Среди психологических особенностей значимыми могут оказаться: особенность эмоционального реагирования и представления о семье и своей роли в ней, предшествующий опыт воспитания детей. Анализ литературы по психологии и психологии семейных отношений позволил выявить следующие социально–психологические характеристики, которыми должны обладать приемные родители: 1) активная жизненная позиция; 2) позитивная самооценка; 3) высокий уровень самоконтроля; 4) ответственность и терпимость в отношениях; 5) ориентация на семейные интересы; 6) способность к изменению образа и уклада жизни в соответствии с потребностями ребенка; 7) умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе; 8) способность справляться с кризисными и сложными ситуациями, разрешать конфликты; 9) терпимость, эмпатия, теплота, заботливость, энергичность, гибкость, креативность; 10) способность объективно оценивать ситуацию; 11) способность понимать изменяющиеся потребности членов семьи, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения. 12) способность управлять трудным поведением детей, поддерживать их. 13) способность адекватно интерпретировать причины отклоняющегося поведения приемного ребенка. 14) умение видеть потребности ребенка и своевременно оказывать помощь по их удовлетворению; 15) способность вовлечь взрослых членов семьи в воспитание нового ребенка; 16) умение работать в тесном сотрудничестве со специалистами различных служб. 17) умение помочь детям выработать приемлемое поведение, стать более самостоятельными, независимыми и уверенными в себе. 18) умение выработать у ребенка представления о разнообразии социальных ролей в семье и способах семейного взаимодействия; 19) умение способствовать личностному профессиональному самоопределению ребенка. 20) умение поддерживать доверительные отношения с ребенком; 21) способность приемного родителя сформировать у ребенка чувство защищенности и безопасности; 22) умение выстраивать равноправные взаимоотношения с членами семьи. Для эффективного осуществления роли приемного родителя необходимо не только обладать данными качествами, но и владеть основами детской психологии, педагогики, медицины. Приемный родитель, так же должен постоянно проходить обучающие курсы, которые помогут ему в воспитании ребенка [6]. Выводы по 1 главе. Изучив социально–психологические особенности детей–сирот и детей, воспитывающихся в семье, можно сделать вывод о том, что процесс развития, становления личности у них протекает по–разному. Дети сироты, испытывая дефицит общения и внимания со стороны родителей, становятся в большинстве случаев неуверенными, замкнутыми, менее эмоциональными личностями. Чаще всего для них характерна озлобленность, агрессивность, обида за несостоятельность своей судьбы. Все процессы, включая интеллектуальное развитие, психо– эмоциональное развитие, наглядно–образное мышление у детей–сирот отстают от детей, воспитывающихся в семье. Ведь именно семья играет ключевую роль в процессе становления и развития личности, в процессе социализации ребенка в обществе. Глава 2. Основные подходы к изучению социально–психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемных семьях 2.1 Понятие социально–психологической адаптации Для того, чтобы правильно сформулировать определение социально–психологической адаптации необходимо отдельно рассмотреть понятия «адаптации», «психологической адаптации» и «социальной адаптации». Адаптация в общебиологическом смысле определяется как процесс приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Адаптация в психологическом словаре определяется как состояние динамического равновесия между человеком, как живой системой и внешней средой. О. Яцентюк различает две разновидности адаптации: 1) Аллопластическая адаптация – человек пытается изменить внешнюю среду в соответствие со своими требованиями; 2) Аутопластическая адаптация – человек изменяет собственную личность для приспособления к среде. Так же существует отдельный вид, который рассматривается как смешанный. Суть его состоит в том, что человек подстраивается и перестраивается под среду, но при этом сохраняя свое собственное «Я», свою индивидуальность, как бы частично адаптируясь. Согласно определению, взятому из психологического словаря, под психологической адаптацией понимается приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в систему взаимоотношений, в исполнение соответствующих ролевых функций, а так же это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. С психологической адаптацией неразрывно связан процесс социальной адаптации индивида, эти два процесса взаимодополняют друг друга. Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [4]. Социальная адаптация (краткий психологический словарь) – это постоянный процесс активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Социально–психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиции, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В данном случае активен человек, входящий в определенную социальную группу. При этом выделяется два типа вхождения в социум в зависимости от структуры потребностей и мотивов: 1. Тип активной адаптации, для которого характерно преобладание воздействия на социальную среду. 2. Тип пассивной адаптации, который определяется конформным принятием целей группы. Социальная среда либо изменяется под влиянием человека, либо принимается им в процессе адаптации. В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях «адаптация», «психологическая адаптация», «социальная адаптация» и «социально–психологическая адаптация». Наиболее обширным понятием, включающим в себя все остальные, является понятие «социально – психологической адаптации», на которое и необходимо сделать акцент в данной главе. Кряжева И.К. и Зотова О.И. под социально–психологической адаптацией подразумевают включенность личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества, что является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 53 страницы
636 руб.
Курсовая работа, Психология, 39 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg