Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика развития знаний о биологическом разнообразии своего региона

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.10.2020
Модернизация сферы образования влечет за собой изменения в содержании и методах данного процесса. В области биологического образования изменения проявляются достаточно четко, особенно, что касается смены целевой ориентации и обозначения приоритетности его развивающий функции. В настоящее время становится актуальным выбор эффективных методов и средств, которые бы способствовали повышению качества знаний школьников.
Введение

Актуальность исследования. Биологическое разнообразие – обязательный атрибут динамической стабильности биосферы, и его сбережение является одной из актуальных проблем современности. Об этом свидетельствует принятие Конвенции о биоразнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992). Страны, участвовавшие в конференции, (среди них и Россия), пришли к соглашению работать на достижение общих целей Конвенции и реализации конкретных задач по сохранению биологического разнообразия на Земле. Из задач Конвенции выделяются такие, как например добавление в содержательную часть образования понятия «биоразнообразие», написание новых программ, учебников, методических пособий, способствующих не только усвоению учениками основ изучения «биоразнообразия», но и развитию навыков практической деятельности по сохранению видового разнообразия природного мира в каждом из регионов Земли. Проблема сбережения биологического разнообразия давно перешла из региональной в мировую, но она требует постоянного наблюдения, учета и охраны именно на уровне регионов. Как правило, начало воспитания экологической культуры детей закладывается в процессе изучения территории своего города, села, знакомства с охраняемыми территориями, растениями, животными, занесенными в Красную книгу. В условиях усиления негативного воздействия антропогенного фактора на растительный и животный мир Земли в каждом регионе решение этой проблемы приобретает фундаментальное значение для сохранения живой природы, поэтому очень важно отразить эту проблему в школьном курсе биологии. В процессе обновления образования выявилась важность для России проблемы регионализации образования. Эта проблема ставилась А.Я. Гердом, Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, В.И. Водовозовым, JI.C. Выготским, В.Н. Шацким, а в наше время З.И. Васильевым, Н.В. Гордеевым, Л.Н. Лесохиной, В.М. Петровичевым, В.Н. Аверкиным, А.В. Даринским и др. Региональные природные различия в нашей стране должны быть отражены в содержании образования в каждом предмете, особая роль принадлежит предметам естественнонаучного цикла, в том числе и биологии. «Региональный компонент должен ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса» [21, с. 24]. Региональный компонент служит средством конкретизации общего содержания и дает сведения о частном; знания, гармонично связанные с федеральным компонентом, усваиваются учащимися осознаннее. Очень важно найти соотношение федерального и регионального компонентов образования. К тому же содержание регионального компонента требует наполнения. Необходим поиск путей введения регионального содержания о биоразнообразии и научных основ изучения и сохранения биоразнообразия в школьный курс биологии, так как эти знания играют ведущую роль в формировании естественнонаучной картины мира, составляют научную основу природоохранной деятельности и в этом нам видится актуальность настоящего исследования. Цель исследования: выделить и рассмотреть наиболее эффективные методики изучения биоразнообразия на уровне региона. Объект исследования: методика формирования знаний о биоразнообразии своего региона. Предмет исследования: методические особенности изучения регионального биоразнообразия путем использования экскурсий и проектных методов в школьном курсе биологии. Гипотеза исследования: использование в учебном процессе таких методических приемов как экскурсии в природу и проектная деятельность способствует мотивации учащихся к природоохранной деятельности и актуализирует интерес к изучению биоразнообразия своего региона. Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретические основы исследования проблемы изучения биоразнообразия своего региона в школьном курсе биологии. 2. Используя методы контент-анализа и изучения источников осветить состояние проблемы изучения биоразнообразия на уровне региона в школьном курсе биологии на настоящее время. 3. Предложить и методически обосновать использование проектной и экскурсионной деятельности в рамках изучения учащимися биоразнообразия своего региона. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический: анализ научной и специальной литературы по теме исследования. 2. Контент-анализ. 3. Метод качественного анализа результатов исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 3 1.1. Содержание понятия «биологическое разнообразие» 4 1.2. Состояние изучения регионального биоразнообразия в школьном курсе биологии на современном этапе 4 ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ 5 2.1. Интегрированные инновационные способы изучения биологического разнообразия в курсе биологии 6 2.2. Проведение экскурсий как метод изучения биологического разнообразия региона 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ?
Список литературы

1. Агеев, М. Г. Вид как основная единица биологического разнообразия. Биоразнообразие: Степень таксономической изученности. – М. : Наука, 1994. – С. 132–140. 2. Анохина, Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естетственно-научного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Москва, 2009. – 59 с. 3. Бигон, М. Особи, популяции и сообщества / М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд. – М. : Мир, 1989. – Т. 2. – 477 с. 4. Биологическое разнообразие и условия устойчивого развития // Вестник АсЭко. – 1994. – №3/4. – С. 22. 5. Биология : реферативный журнал : свод. том : в 12 ч. – М. : ВИНиТИ. 6. Бродский, А. К. Введение в проблемы биоразнообразия: иллюстрированный справочник / А. К. Бродский. – СПб. : Изд-во ДЕАН, 2002. – 144 с. 7. Бродский, А. К. Биоразнообразие : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. К. Бродский. — М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 208 с. 8. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М. : Просвещение, 1983. – 384 с. 9. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов педагогических институтов по биологической специальности / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М. : Просвещение, 1986. – 384 с. 10. Власова, Е. А. Живые системы. Экосистемы : тетрадь-практикум / Е. А. Власова, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. – М. : Просвещение, 2009. – 112 с. 11. Власова, Е. А. Проблема развития знаний о биологическом разнообразии в школьном курсе общей биологии / Е. А. Власова, Л. Н. Сухорукова // Биологическое разнообразие: современное состояние и проблемы сохранения : материалы науч.-практ. конф. – Ярославль : Канцлер, 2004. – С. 191–193. 12. Власова, Е. А. Развитие знаний о биологическом разнообразии в курсе общей биологии : методическое пособие / Е. А. Власова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. – 117 с. 13. Власова, Е. А. Развитие знаний о биологическом разнообразии при обучении общей биологии / Е. А. Власова // Естествознание: исследования и обучение : материалы международ. конф. «Чтения Ушинского» ЯГПУ. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 97–103. 14. Власова, Е. А. Разнообразие живых организмов: тетрадь-тренажёр / Е. А. Власова, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. – М. : Просвещение, 2008. – 384 с. 15. Власова, Е. А. Содержание понятия о биологическом разнообразии в профильном курсе биологии / Е. А. Власова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. – № 2 (59). – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. – С. 15–19. 16. Власова, Е. А. Экосистемное разнообразие – один из компонентов понятия «биоразнообразие» в школьном курсе общей биологии / Е. А. Власова // Естествознание: исследования и обучение: материалы международ. конф.: «Чтения Ушинского» ЯГПУ. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. – С. 95–101. 17. Галкина, Е. А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. – М. : ИПККГПУ, 2011. – 212 с. 18. География и мониторинг биоразнообразия. – М. : Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. – 432 с. 19. Гиляров, A. M. Биоразнообразие, или почему столько видов организмов / А. М. Гиляров // Биология в школе. – 1999. – № 7. – С. 5–13. 20. Гиляров, М. С. Мнимые и действительные проблемы биоразнообразия / М. С. Гиляров // Успехи современной биологии. – 1996. – Вып. 4. – С. 496–506. 21. Дамбиева, Н. Д. Национально-региональный компонент в образовательном процессе: проблемы, поиски, решения / Н. Д. Дамбиева // III Республиканская научно- практическая конференция педагогов школ УИС по теме «Реализация регионального компонента в образовательном процессе». – М., 2018. – 50 с. 22. Дарех, Л. Ф. Региональный компонент в структуре образования / Л. Ф. Дарех // Педагогика. – 1999. – №8. – С. 30–34. 23. Даринский, Л. В. Региональный компонент содержания образования / Л. В. Даринский // Педагогика. ¬ 1996. – №3. – С. 18–20. 24. Захаров, И. С. Разъяснение учащимся роли экологии в экономике / И. С. Захаров // ЭКО-бюллетень ИнЭкА. – №4. – 2008 – С. 45–49. 25. Захаров, Б. В. Общая биология, профильный уровень / Б. В. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – М. : Изд-во «Дрофа». – 2010. – 283 с. 26. Зверева, Н. М. Практическая дидактика для педагога : учебное пособие / Н. М. Зверева. – М. : Педагогическое общество России, 2011. – 256 с. 27. Зверев, А. Т. Экологическое мировоззрение – основа устойчивого развития // XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Россия, Москва, 25–26 июня 2010) : тезисы докладов и презентаций. – СПб., 2010. – С. 93–95. 28. Кларин, М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии. – 2004. – №1. – С. 11–24. 29.Конюшко, В. С. Методика обучения биологии : учебное пособие / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – СПб. : Книжный Дом, 2005. – 256 с. 30. Крискунов, Е. А. Экология / Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2013. – 217 с. 31. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с. 32. Ладынин, Ю. Г. Растительный мир Московский области : учебное пособие / Ю. Г. Ладынин. – М. : Мирта, 2017. – 139 с. 33. Левкина, Е. В. Методика преподавания биологии : учебно-практическое пособие / Е. В. Левкина ; Бузулукский гуманитарно-технологический институт. – Бузулук : БГТИ, 2013. – 154 с. 34. Лещинский, В. И. Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе на основе личностной вовлеченности [Электронный ресурс] / В. И. Лещинский, С. В. Неделина, Т. П. Буренина. – Режим доступа: http://bim-bad.ru/biblioteka/article_full. – Дата доступа: 27.12.2019. 35. Мамедов, Н. М. Переход к устойчивому развитию как культурно-цивилизационный сдвиг / Н. М. Мамедов // XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Россия, Москва, 25–26 июня, 2010 г.) : тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». – СПб., 2010. – С. 7–15. 36. Миркин, Б. М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, С. В. Суматохин. – М. : Вентана–Граф, 2013. – 212 с. 37. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России // Биология. – 2004. – №35. – С. 16–22. 38. Пасечник, В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии : дисс. докт. пед. наук / В. В. Пасечник. – М. : МПУ, 1994. – 269 с. 39. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. – М. : Академия, 2007. – 272 с. 40. Поташник, М. М. Требования к современному уроку : методическое пособие / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 272 с. 41. Примак, Р. Н. Основы сохранения биоразнообразия. – М. : Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. — 256 с. 42. Сафонов, М. А. Практический курс методики обучения биологии: учеб.- метод. пособие для студ. вузов биол. специальностей / М. А. Сафонов, С. Н. Рябцов, Н. В. Семенова. – М. : Дом педагогики, 2011. – 153 с. 43. Северцев, А. С. Внутривидовое разнообразие как причина эволюционной стабильности / А. С. Северцев // Общая биология. – 1990. – Вып. 5, т. 51. – С. 579–589. 44. Строгова, Н. В. Урок-лекция о исчезающих видах Московской области : методическое пособие / Н. В. Строгова, И. А. Понурая. – М. :ИРИ УРФ, 2018. – 147 с. 45. Суравегина, И. Т. Биоразнообразие. Новая тема в курсе биологии / И. Т. Суравегина, Л. И. Шурхал // Биология в школе. – 1999. – С. 31–35. 46. Углов, Т. К. Биоразнообразие Московской области / Т. К. Углов, Ю. Г. Ларин, Е. А. Столетова. – М., 2019. – 206 с. 47.Уткина, Т. В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерльного государственного стандарта / Т. В. Уткина // Экологический ежегодник. – 2014. – №7. – С. 56–60. 48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., рег. №19644. – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. – Дата доступа: 27.12.2019. 49. Чуйкова, Л. Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. – 2011. – №1(17). – С. 20–32. 50. Чуйкова, Л. Ю. Проблема устойчивости экологической культуры и экологического сознания личности в современных условиях / Л. Ю. Чуйкова // Человек и образование. – 2012. – №1 (30). – С. 49–53. 51. Чуйков, Ю. С. Основы общей экологии : учебное пособие / Ю. С. Чуйков, Л. Ю. Чуйкова. – Издание 3-е. – Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2010. – 364 с. 52. ЮНЕСКО на саммите 2002: образование и культурное разнообразие в интересах устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. – 2002. – №3 (25). – С. 14.
Отрывок из работы

Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 1.1 Содержание понятия «биологическое разнообразие» Биологическое разнообразие (биоразнообразие) – это «жизненно необходимая библиотека», «значительный материальный ресурс», который во многом еще не изучен [9, с. 31]. Оно является важнейшим условием целостности и устойчивости биосферы как среды жизни человека. Только биосфера с достаточно сложной структурой способна к саморегуляции [2, с. 47]. Сокращение биологического разнообразия ведёт к потере биосферой способности к самоподдержанию, характеризуется лавинообразным ускорением: чем больше видов исчезает, тем худшие условия создаются для оставшихся видов. Современному человеку необходимо взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию жизни в биосфере. Это условие выживания человечества на планете [8, с. 27]. Биосфера может существовать без человека, человек без биосферы – нет, поэтому сохранение биоразнообразия является глобальной, мировой, задачей на пути к устойчивому развитию планетарной жизни. Важное направление стратегии решения этой проблемы – экологизация школьного биологического образования на основе изучения биоразнообразия. Понятие «биоразнообразие» включает не только научные, но и ценностно-нормативные аспекты, а значит, вносит вклад в развитие экологической культуры школьников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg