Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Взаимодействие права и морали.

happy_woman 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
Цель данной работы это изучение и анализ проблем, связанных с правом и моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия морали. Изучение российского законодательства, связанного с правом и моралью. Анализ, исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не претендует на рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы. Задачи исследования: 1. Выявить статус морали в современном российском обществе; 2. Определить состояние права как социокультурной системы в новых российских условиях; 3. Раскрыть механизм взаимодействия морали и права в развитии российского общества; 4. Показать области взаимосвязи морали и права в современных российских условиях и выявить проблемы развития морально-правовой сферы; 5. Спрогнозировать основные направления решения проблемы взаимодействия морали и права в современном российском обществе. Объектом исследования в данной работе является современное российское общество как развивающаяся система. Современное российское общество как объект исследования имеет хронологические и концептуальные основания. Временными рамками является период начала (с 1991 года) в России реформ политического строя, государства, общества, экономики и т.д. по настоящее время. Предметом исследования выступает взаимосвязь морали и права как регулятивных факторов развития современного российского общества. Методология исследования. Решение основной проблемы работы невозможно без применения в анализе морально-правового взаимодействия диалектического метода, позволяющего изучить механизмы данного взаимодействия. Междисциплинарный статус исследуемой темы позволяет раскрыть своеобразие понятий и идей, выработанных в рамках философии, этики, теории права, социологии, вовлеченных в изучение данной проблематики, через системный метод. Каждая из наук в соответствии со своим предметом рассматривает один из аспектов данной проблемы, вырабатывая специфические для данной науки методы, приемы и формы познания. Изучить всесторонне проблему на1 стыке наук позволяет интегративный метод. Появление в современной науке исследований, использующих интегративую методологию, объясняется актуальностью прикладного характера современного знания. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка. В первой главе раскрываются понятие, термин и формы права. Во второй главе рассматривается взаимосвязь, противоречия и отличительные особенности права и морали.
Введение

Актуальность темы. Взаимодействие морали и права является одной из актуальных тем практической философии, этики и теории права. Данная тема находится в центре внимания исследователей самого разного плана и раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Современное российское общество — это динамически развивающаяся система. Переходное состояние морали и становление права в российском обществе предполагает необходимость этического анализа, осмысления взаимодействия морали и права как социальных регуляторов, лежащих в основании совершенствования общества. Теоретическое осмысление данной проблемы может способствовать как развитию теории морали и теории права, так и повышению их роли в морально-правовом воспитании человека, становлении гражданского общества, базирующегося на моральных и правовых ценностях. Степень разработанности. Проблема взаимодействия морали и права решалась исследователями различных направлений социальных и гуманитарных наук. Философы, богословы, правоведы, писатели освещали данную проблему, но она неисчерпаема и трактуется по-новому в разные эпохи и у разных исследователей. Несмотря на то, что тема взаимодействия морали и права достаточно давно привлекает к себе внимание исследователей, она до сих пор не утратила своей актуальности. Большинство авторов, обращающихся к данной проблеме, уделяли внимание преимущественно юридическому или социально-философскому анализу взаимоотношений морали и права, не останавливаясь на этическом аспекте их взаимодействия. Взаимодействие морали и права, как правило, было приоритетно для изучения юридической наукой.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА 6 1.1. Термин право 6 1.2. Позитивное право 9 1.3. Формы позитивного права 11 ГЛАВА 2. ПРАВО И МОРАЛЬ 15 2.1. Взаимосвязь права и морали 15 2.2. Противоречия между правом и моралью 21 2.3. Отличительные особенности 26 Заключение 30 Библиографический список 33
Список литературы

1. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид.лит.,2016. – 160с. 2. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. – М.: Юрид.лит.,2015. – 359с. 3. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. – М.: СТАТУТ,2016. – 709с. 4. Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК,2017. – 320с. 5. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма,2015. – 329с. 6. Алексеев С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: СТАТУТ,2018. – 397с. 7. Берман Г. Дж. Кризис западной традиции право. //Вестник международного университета, серия “Право”. –М.,2016.№4. – 70-80с. 8. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. – М.: Юрайт,2018. – 336с. 9. Венгеров А. В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция,2018. – 528с. 10. Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.: Мысль,2019. – 524с. 11. Кант И. Критика чистого разума /Под.ред. Торбова Ц. – 2-е изд., – София.,2015. –263с. 12. Кант И. Сочинения в 6-и т. Т.4. – М.: Мысль,2015. – 1018с. 13. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. /Под ред. Кудрявцева Г. А. – М.: Юрид.лит.,2020. – 156с. 14. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ЮРАЙТ,2017. – 416с. 15. Комаров С. А. Малько А. В. Теория государства и права. Краткий учебник для ВУЗов. Учебно-методическое пособие. – М.: Норма,2018. – 448с. 16. Комментарий к Конституции РФ. Вопросы и ответы. /Под.общ.ред.д.ю.н., проф. Червонюка В. И. – М.: ЭКМОС,2017. – 288с. 17. Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,2019. – 536,628с. 18. Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. – М.: Наука,2019. – 263с. 19. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М.: Юристъ,2016. – 656с. 20. Матузов Н. И. Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2020. – 776с. 21. Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – Спб.,2019.№6 – 103-113с. 22. Общая теория государства и права. Академ.курс в 3-х т. /Под ред. проф. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало,2019. – 528с. 23. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.,2019. – 912с. 24. Персинг Р.М. Лайла. Исследование морали. – М.: Лавка Языков,2015. – 218с. 25. Словарь по этике. /Под ред. Кона И. С. – 3-е изд. – М.: Полит.лит.,2016. – 392с 26. Соловьев Э. Ю. Кант И.: взаимодополнительность морали и права. – М.,2017. – 210с. 27. Современный философский сборник. – М.:Юрайт,2018. – 742с. 28. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект,2016. – 304с. 29. Франк С. Л. Ницше и этика “любви к дальнему” //Франк С. Л. Сочинения. – М.,2017. – 32с. 30. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮРАЙТ-М,2018. – 432с. 31. Юридическая Энциклопедия. /Под ред.Тихомировой Л.В., Тихомирова М.Ю. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,2019. – 972с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества. 1.1. Термин право Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права» – писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения права. Есть множество определений права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии. Аквинат рассматривает: Вечное право– это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права. Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям. Естественное правоприсуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его. Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха. Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из “чистых форм”, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом. Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью обозначаются разные явления: 1. Система норм, издаваемых государством (позитивное право); 2. Определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право); 3. Определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право); 4. Явления нравственного, морального характера. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права – гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. «Науки о праве в своих обширных разветвлениях везде говорят о началах справедливости и уважения к достоинству человека». По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования. Регулятивная статическая функцияправа сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан. Регулятивная динамическая функциянаправлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального. Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно–охранительные меры иного характера. Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь. 1.2. Позитивное право В каждом политически организованном обществе существует естественное право, которое охватывает такие права, как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене. Естественные права существуют независимо от того, закреплены они, где-либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. С. С. Алексеев считает, что «…если в условиях цивилизации право (позитивное право) занимает центральное место в инфраструктуре социального регулирования, то ее исходным элементом, отправным, активным фактором, преломляющим требования экономики, другие объективно обусловленные требования общества, являются естественные права.». В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно: – создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности. – существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи). Позитивное право – это право четко определенное, записанное в законе, устойчивое, защищаемое особенными государственными органами. Но и в данном смысле право имеет два значения: • субъективное право– свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение; • объективное право– здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство». Имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право). Именно, объективное право, является исходным пунктом при рассмотрении всего комплекса правовых понятий. В то же время не упустим из поля зрения значения в юридических делах, во всей нашей жизни субъективных прав. Ведь недаром право называется “правом”. Основное назначение этого крупного института в жизни людей заключается в том, чтобы – как говорил философ – определять дозволенное и недозволенное, т.е. определять юридические возможности людей, свободу поведения тех или иных субъектов. И этот крупный институт называется “правом” как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно выражаясь, говорить о правах. Объективное же право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является “позитивным” потому, что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять – что юридически дозволено, а что – юридически недозволено. И они в этой связи по большей части, в идеале получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов, иных источников. Объективное право в рассматриваемом отношении, т. е. как позитивное право, можно признать некоторым искусственным и притом – постоянно существующим, “заведенным” на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием (некоторые философы говорят даже – “второй природой”), существующим в государстве. Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя. 1.3. Формы позитивного права Каким же образом определенные требования (иные положения) о поведении людей становятся юридическими нормами – общеобязательными эталонами для решения конкретных жизненных ситуаций? Главное здесь – это те способы (формы), при помощи которых эти требования, иные положения приобретают публичный характер – становятся основой обязательных, юридически императивных последствий. Существует три способа формирования и существования позитивного правакак публичного явления – института государственной жизни. Они (с известной долей условности) могут быть названы так: Обычное право– исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права (право, выраженное преимущественно в обычаях); Право судей– судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право (право, создаваемое преимущественно судом); Право законодателя– формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии – представительных (право, создаваемое путем законодательной деятельности государством); Обычное право.Юридические нормы могут возникать и на ранних стадиях развития цивилизации действительно повсеместно возникают из самой жизни, особенно в экономике, товарно-рыночном хозяйстве, когда государство признает спонтанно складывающиеся в самой жизни типизированные модели для последующих решений конкретных жизненных ситуаций. Здесь формирующим началом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Право судей. Юридические нормы могут возникать в результате “самого” судебного решения, т. е. “самого” центрального звена юридического регулирования, разрешающего данную ситуацию, коллизию, конфликт (особенно, если отсутствуют по данному конкретному вопросу обычай и закон, или тот и другой не отличаются нужной определенностью). Когда судья делает вывод, например, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является должником или наследником, какое наказание наложить на виновного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, справедливости, другого критерия (“порядок”, духовный идеал и пр.), мысленно формулирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение, посвященное конкретному делу, может стать образцом, примером (этот образец называется прецедентом) подобных же жизненных случаев. Право законодателя. Со временем в большинстве государств основным путем формирования позитивного права становится прямая деятельность государственных органов, как правило, высших, но мере развития демократии – представительных. Здесь можно говорить о правотворчестве в строгом смысле, т.е. о “творчестве права”, о его создании в результате особой, сознательной, целенаправленной деятельности людей. Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт – нормативный документ, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые и в котором юридические нормы “живут”, пребывают. Главным нормативным юридическим актом является закон. Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, древнеримские законы XII таблиц, Русская Правда и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и положения обычного права. В ходе правового развития происходит изменение удельного веса в той или иной национальной юридической системе форм позитивного права. Если обычное право в своем начальном виде осталось преобладающим для неразвитых государств, то в странах, продвинувшихся по пути прогресса, оказалось доминирующим либо “право судей”, либо “право законодателя” и сложились две соответствующие им типичные системы права: прецедентная система (в виде так называемого “общего права” – common law- Великобритании, права США) и законодательная по своей основе система стран континентальной Европы (в виде романо-германского права – права Франции, Германии и др.). Вывод по первой главе. Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений. Правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе. ГЛАВА 2. ПРАВО И МОРАЛЬ Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях. 2.1. Взаимосвязь права и морали Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. По мнению Ю.А. Агешина: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений». Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право. Мораль, как сложносоставное явление включает в себя разнородные, с точки зрения динамизма, элементы. Одни из них, как пример, общественные права, обладая крайним консерватизмом характеризуется и наименьшей динамикой, другие же, как например, прогрессивный нравственный идеал, в целом опережая достигнутый уровень социально-экономического уровня развития, идут впереди права, стимулируя динамизм правового развития. Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется морально, т.е. подлежит моральной оценке. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того: • что нравственная основа права, является важной составной величиной общей регулятивной потенции права; • что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Мораль, по мнению Гегеля, требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступали бы в действия моральные определения». Гегель отмечает что, чтобы поступок имел моральную ценность. Необходимо понимание того, справедлив он или несправедлив, является ли он хорошим или дурным. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» – «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg