Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, РАЗНОЕ

Оценка памяти.

happy_woman 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 19 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
1.3. Задачи • изучить физиологические и психологические основы памяти; • провести исследовательские работы по оценки видов памяти учащихся; • изучить объем кратковременной памяти у учащихся; • исследовать непроизвольную память; • выявить эффективные приёмы по увеличению объёма памяти у учащихся. 1.4. Гипотеза Показатель качества памяти каждого человека индивидуален, но при использовании соответствующих методик он будет подвергаться корректировке в сторону улучшения. 1.5. Объект исследования Ученики 11 класса. 1.6. Предмет исследования Качество памяти учащихся. 1.7. Время исследования Период времени с сентября 2019 г. по март 2020 г.
Введение

1.1. Актуальность темы Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности каждого из нас. Благодаря памяти расширяются наши познавательные возможности. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Поэтому необходимо постоянно тренировать свою память. 1.2. Цель Оценка качества памяти учащихся МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина»
Содержание

Часть 1. ВВЕДЕНИЕ 3 1.1. Актуальность темы 3 1.2. Цель 3 1.3. Задачи 3 1.4. Гипотеза 3 1.5. Объект исследования 3 1.6. Предмет исследования 4 1.7. Время исследования 4 Часть 2. Литературный обзор 4 2.1. Память - что же это? 4 2.2. Различные формы памяти. 4 2.3. Процессы памяти 6 2.4. Методы изучения непроизвольной памяти 7 2.5. Провал памяти 8 2.6. Особенности памяти 9 2.7. Исследование памяти 9 2.8. Рекомендации по улучшению памяти 10 Часть 3. Экспериментальная часть 11 3.1. Оценка различных видов памяти учащихся 11 3.2. Результаты 14 3.3. Выводы 16 Информационные источники 17 Приложения 18
Список литературы

1) Справочник «Практикум по общей психологии» 2014г. 2) «Справочник психолога средней школы» 2010г. 3) Практикум «Основы психологии» 2006г. 4) Память «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C» 5) Как улучшить память «https://blog.cognifit.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-10-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2/
Отрывок из работы

Часть 2. Литературный обзор 2.1. Память - что же это? Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действий раздражителей на органы чувств и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В настоящее время выделяют две фазы памяти: лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (кратковременная память), и стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации следов (долговременная память). 2.2. Различные формы памяти. Поскольку память включена во все процессы жизни и деятельности человека, то формы ее проявления и ее виды чрезвычайно многообразны. Различные формы проявления мнемической деятельности вычисляются в соответствии с тремя основными критериями. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образы единичных предметов и обобщенные представления, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами. Эмоциональная память заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Словесно – логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно – логической. При этом она проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). 2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что ему нужно в данный момент. 3. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов. Долговременная память основывается на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувствительность к интерференции (т.е. смешению следов). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Таким образом, в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Различные виды памяти, выделенные в соответствии с различными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по существу, представляют собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. 2.3. Процессы памяти Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание – главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Произвольным считается запоминание преднамеренное, т.е. происходящее при наличии у человека четко осознанной цели запомнить, заучить предъявленный материал. Так запоминаются, например, правила грамматики, таблица умножения, некоторые профессиональные инструкции, новые слова и многое другое. Но подавляющее большинство сведений, хранящихся в памяти человека, остается там непроизвольно. Запоминание без специальной на то задачи, как бы непреднамеренное осаждение в памяти следов деятельности, выполняемой человеком, называется непроизвольным запоминанием. Непроизвольно запоминаются, например, различные профессиональные сведения и навыки, содержание или фрагменты прочитанных книг и многое другое, так или иначе связанные с деятельностью выполняемой человеком. Организация деятельности, ее характер и направленность, активность человека при ее выполнении – вот те общие факторы, которые, в конечном счете, определяют успешность непроизвольного запоминания, его всевозможные количественные и качественные характеристики. 2.4. Методы изучения непроизвольной памяти В психологии имеется целый ряд методик, предназначенных для экспериментального изучения особенностей непроизвольного запоминания и факторов, влияющих на его эффективность. Наиболее плодотворные и ставшие классическими исследования в этой области проведены советскими психологами П.И. Зинченко и А.А.Смирновым. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения определяются тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей. 2.5. Провал памяти Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Забывание – свойство, противоположное сохранению как одному из звеньев общего процесса памяти. Это свойство, состоящее в угасании следов памяти или их тормозимости другими воздействиями воспринимаемой (и запоминаемой) среды. Свойство забывания в самом общем его понимании является совершенно необходимым для процессов памяти, оно по-своему необходимо для осуществления общей ориентирующей функции психики. Забывание осуществляется по своим специфическим закономерностям. Забывание (или торможение следов памяти) вызвано не простым течением «чистого» времени, прошедшего от момента заучивания, а обусловлено тем, что это время заполнено какой-то новой деятельностью (и не только мнемической, разумеется). Поэтому в психологии говорят о взаимодействии (интерференции) следов памяти, выделяя два направления тормозных влияний деятельности на имеющиеся (или вновь создавшиеся) следы памяти. Проактивное торможение действует вперед во времени, т.е. затрудняет, ухудшает заучивание некоторого последующего материала, и ретроактивное торможение, которое действует назад во времени, т.е. ухудшает воспроизведение ранее заученного материала в результате запечатления в памяти некоторого нового мнемического материала. Установлено, что интенсивность взаимных тормозных влияний двух смежных во времени деятельностей тем выше, чем более схожими являются эти деятельности (или чем более схожи два вида заучиваемого материала). Кроме того, тормозные влияния, оказываемые деятельностью (как ретро-, так и проактивно), тем сильнее чем более сложной является данная деятельность (или чем сложнее мнемический материал). 2.6. Особенности памяти Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. 2.7. Исследование памяти Одной из важных проблем является сближение исследований памяти и внимания. Факты быстрого стирания из кратковременной памяти событий, на которые не было обращено внимание субъекта, пока остаются почти единственной связью между исследованиями внимания и памяти. По словам С. Джонсона, истинное искусство памяти есть искусство внимания. Д. Норман (1973) пишет в связи с этим следующее: «Обычно считается, что исследования внимания, восприятия изображений и памяти различны и независимы. Эти три сферы должны в конце концов объединиться в одну картину переработки информации». Отдельный опыт с памятью сводится в основном к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя определенное время, так или иначе воспроизводит или узнает усвоенное. В каждом опыте экспериментатор имеет дело с тремя переменными: деятельностью усвоения или заучивания, интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием), деятельностью воспроизведения (или узнавания). Различия между традиционными методами экспериментального исследования памяти сводятся главным образом к модификациям указанных переменных. В исследованиях памяти экспериментальный материал может предъявляться зрительно или на слух. Кроме того, возможны различные варианты этих двух основных способов: зрительно - слухо-моторный и зрительно-моторный (одновременно со зрительным предъявлением материала испытуемый читает его вслух или про себя), зрительно-слуховой (одновременно со зрительным предъявлением материала его читает вслух экспериментатор) и т.п. Для исследования памяти используют специальную аппаратуру: мнемометры и мнемотахистоскопы различных конструкций, позволяющие точно дозировать время экспозиции стимулов и интервалы между экспозициями. Вместе с тем широко применяют и так называемые безаппаратурные методики при строгом соблюдении условий эксперимента, четкой подборке и дозировке экспериментального материала. 2.8. Рекомендации по улучшению памяти ? Используйте мнемотехнику. Мнемотехника – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций в нашем воображении. Различные исследователи утверждают, что «само-воображение» является очень полезным для процессов обучения и памяти; ? Старайтесь активно что-либо вспоминать; ? Попробуйте игры для развития интеллекта; ? Старайтесь высыпаться; ? Правильно питайтесь; ? Занимайтесь физическими упражнениями; ? Почаще выходите из дома на прогулки; ? Попытайтесь избавляться от стресса. Часть 3. Экспериментальная часть 3.1. Оценка различных видов памяти учащихся Опыт №1. Исследование объема кратковременной памяти. Цель: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобса. Объект исследования: ученики 11 класса. Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер. Ход работы: исследование проводилось с группой учащихся из 10 человек. Оно состояло из четырех аналогичных серий. В каждой серии испытуемому зачитывался один из наборов цифровых рядов (фото 1). Элементы ряда предъявлялись с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводили элементы ряда в том же порядке, в каком они им предъявлялись. В каждой серии независимо от результата читались все семь рядов элементов. Инструкция во всех сериях опыта была одинаковой. Интервал между сериями не менее 7 мин.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg