Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие личности дошкольников в проектной деятельности

happy_woman 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
Цель курсовой работы – развитие личности дошкольников в проектной деятельности. Для выполнения поставленной цели предполагается осуществить решение следующих задач: 1. Изучить теоритические аспекты личности дошкольников в проектной деятельности; 2. определить основные понятия о процессе формирования личности; 3. изучить влияние проектной деятельности на развитие дошкольника; 4. выделить особенности проектной деятельности; 5. проанализировать развитие личности дошкольников в проектной деятельности; 6. рассмотреть рганизацию проектной деятельности в условиях ДОУ ; 7. провести анализ результатов исследования. В качестве объекта исследования выступает личность дошкольника. Предметом исследования являются особенности развития личности дошкольников в проектной деятельности. При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как: аналогия, сравнение, обобщение, анализ и наблюдение. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили периодической печати и специальная литература следующих авторов: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский и др. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Начиная с детского сада педагоги стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования личностных качеств на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Личностное развитие дошкольника осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности, но без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств. Изучение личностных особенностей дошкольников связано с именами К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, Е.И. Тихеевой и др. Проявляя глубокий интерес и уважение к развивающейся личности воспитанника, они выстраивали его образование через формирование психических, духовных, личностных качеств. Обновляющейся российской системе дошкольного образования требуются образовательные технологии, которые обеспечивают полноценное формирование личности ребенка-дошкольника. Одной из таких технологий является проектная деятельность. Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности позволяет в рамках дошкольной образовательной организации позволяет формировать личность ребенка дошкольного возраста, развивать у детей необходимые навыки и умения для самостоятельного творческого мышления. Это весьма актуально для формирования личности ребенка-дошкольника, развития способностей к планированию и самоорганизации. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему дошкольной образовательной организации, открытой для активного участия родителей.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3 1. Теоритические аспекты личности дошкольников в проектной деятельности…………………………………………………………………...…6 1.1 Основные понятия о процессе формирования личности……….…..6 1.2 Влияние проектной деятельности на развитие дошкольника….….10 1.3 Особенности проектной деятельности…………………….………...11 2. Анализ развития личности дошкольников в проектной деятельности…...13 2.1 Организация проектной деятельности в условиях ДОУ…………...13 2.2 Эмпирическое изучение личности дошкольников и анализ результатов исследования……………………………………………….………17 Заключение……………………………………………………….………………25 Список использованной литературы………………………….………………..27
Список литературы

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2016. - №7. 2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 112 с. 3. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - 208 с. 4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. 5. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2016. - №3. 6. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2016. - 302 с. 7. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2016.- С.140. 8. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2016. - С.80-84. 9. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2016. - 40 с. 10. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2018. - 128 с. 11. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2016. - 78 с. 12. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2017. - 72 с. 13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2017 - 96 с. 14. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2017. - С.503. 15. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2018. - №2. 16. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2016. - №6. 17. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. - 80 с. 18. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2017. - 398 с.
Отрывок из работы

1. Теоритические аспекты личности дошкольников в проектной деятельности 1.1 Основные понятия о процессе формирования личности Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Личность - это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности. Выдающийся педагог Г. Ващенко определил метод проектов как обеспечивающий «приспособления содержания и методов учебной работы к особенностям детской природы». Метод проектов – метод проблемного обучения, способ организации поэтапной практической деятельности на основе взаимодействия педагога и воспитанника между собой для достижения цели, определенной проблемой данного проекта. Метод проектов является своеобразной формой перспективного планирования учебной работы с участием детей. Вместе с тем – это специфическая педагогическая технология, по которой осуществляется этот план. Обращение к методу проектирования имеет большие преимущества. Он активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познания. С помощью метода проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возраста в разных направлениях: 1. формируется жизненная компетентность (ребенок приобретает дееспособности в различных жизненных ситуациях); 2. активизируется познавательная деятельность воспитанников; 3. развивается креативность, самостоятельность в принятии решений; 4. формируется Я-концепция у ребенка («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня любят»); 5. развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка; 6. формируются умения и навыки учебного, воспитательного и коммуникативного направления. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Линии развития личности ребенка-дошкольника в проектной деятельности происходит через: социальное развитие, развитие самопознания и положительной самооценки, овладение способами внеситуативно-личностного общения. В ходе проектной деятельности происходит физическое, познавательное и эстетическое развитие ребенка: 1)физическое развитие: развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни, совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролевые игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»); 2)познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей, развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»); 3)эстетическое развитие: углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов, овладение различными видами художественной деятельности, развитие способностей к эстетической оценке (например, ролевой игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»). В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1. игровые (участники играют конкретных персонажей); 2. исследовательские (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сочинений, газет); 3. информационно-практические (в них дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни); 4. творческие (результат – сказка, постановка). На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей. Педагог – координатор проектной деятельности. Он должен понимать, что успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовывать свою жизнь как проект: определить дальнюю и близкую перспективы, наметить план действий, ресурсов для выполнения и, реализовав его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели. Для успешного внедрения проектной деятельности в детском коллективе педагог с преподавателя превращается в помощника, советчика, который всегда находится не «над ребенком», а рядом с ним. Важно, чтобы между участниками учебно-воспитательного процесса преобладал демократический стиль взаимоотношений, который предполагает понимание и принятие дошкольника таким, какой он есть, проявление уважения к ребенку и его родителей – участников проекта, предоставление им педагогической поддержки. 1.2 Влияние проектной деятельности на развитие дошкольника Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. 1.3 Особенности проектной деятельности Проектная деятельность имеет ряд особенностей. А именно: 1. проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; 2. участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; 3. проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Таким образом, изучив понятие проектной деятельности в контексте современных задач развития личности ребенка-дошкольника мы сделали вывод, что метод проектной деятельности это эффективный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста, он основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обращение к методу проектирования имеет большие преимущества, он активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познания. С помощью проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возраста в разных направлениях: развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. 2. Анализ развития личности дошкольников в проектной деятельности 2.1 Организация проектной деятельности в условиях ДОУ Для реализации поставленной цели было проведено исследование в подготовительной группе МАДОУ детский сад № 221 Зиповская ул., 18, микрорайон Завод Измерительных Приборов, Краснодар. В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Выявить уровень сформированности познавательной активности у детей подготовительной группы МАДОУ детский сад № 221.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 54 страницы
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg