Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Влияние менталитета ценностно-смысловую сферу.

happy_woman 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
Объектом исследования является общественное сознание. Предмет исследования составляют сущностные характеристики феномена «менталитет» и ценностных ориентации этнических общностей. Целью исследования является определение сущностных характеристик менталитета и его влияния на формирование ценностных ориентации этнических общностей в их конкретном проявлении у иностранных граждан. Эта цель обеспечивается в ходе решения следующих основных задач: - выявление социально-философского смысла понятия «менталитет» и обоснование необходимости введения этого понятия в систему категорий социальной философии; - определение структуры и функций менталитета; - установление значения этого понятия в общей системе социально философских категорий; - выявление факторов, обусловливающих своеобразие менталитета этнических общностей; -исследование механизма влияния менталитета на формирование ценностных ориентации; -анализ социально-психологических характеристик иностранных граждан, их социальных ценностных ориентации. Метoды исследoвания: теoретический анализ литературы пo даннoй теме, синтез, oбoбщение, абстрагирoвание, анкетирoвание, oпрoс.
Введение

Актуальность исследования. Современная ситуация в России и ряде других стран мира высветила проблему, которая наиболее отчетливо проявляется в переломные для социальных общностей исторические периоды. Суть ее заключается в том, что существующие научные и мировоззренческие представления оказываются недостаточными для полного понимания их внутренних побудительных сил поведения в сегодняшней многослойной социальной жизни. Практическая значимость проблемы в современных условиях России проявляется в том, что социально-политические и экономические преобразования, осуществляемые без учета влияния фундаментальных устойчивых структур сознания социальных и этнических общностей на их поведение, приводят к результатам, не соответствующим первоначальному замыслу. Потребность в глубоком понимании и объяснении феномена, который позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды, побуждает философов искать теоретические объяснения этому общественному явлению. В качестве таковых можно назвать концепции "национального характера" (И.О. Лосский), "духовного строя народа" (П.Е. Астафьев, H.A. Бердяев и др.), "культурно - исторического типа" (Н.Я. Данилевский), "социального характера" (Э. Фромм), "центральной зоны культуры" (Э. Шилз)\ Необходимость считаться с интеллектуальными и духовными факторами в экономической и социальной жизни стана основной мыслью в работе М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" \ где он сформулировал определяющую роль мироошущений в выборе нового вида поведения групп людей. Несмотря на то, что указанные концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, проблема оставалась. Одной из попыток объяснить социальное поведение больших масс людей, исходя из признания его обусловленности не только участием факторов внешнего порядка, но и своеобразием их мышления, стала концепция менталитета, возникшая на Западе. Уяснив эвристическую значимость понятия «менталитет», российские обществоведы достаточно широко его применяют в последние годы. Но несмотря на это, единого его толкования достичь не смогли. Уточнение содержания данного понятия создает новые теоретические возможности, позволяющие анализировать поведение социальных общностей, исходя из обусловленности его не только социально-экономическими отношениями, но и с точки зрения участия духовных образований социума. Происходящие в разных регионах России социально-экономические, политические, организационные и идеологические преобразования имеют свою этнопсихологическую и аксиологическую специфику. Среди факторов, её определяющих, значительное место занимают менталитет и социальные ценностные ориентации этнических (субэтнических) общностей. Исследование ментальных основ ценностных ориентации иностранных граждан позволяет применить используемые категории для анализа духовной жизни конкретной субэтнической общности. Таким образом, настоящая работа находится в русле тех исследований, которые на правлены на выявление существенного влияния менталитета на формирование социальных ценностных ориентации и через это - на происходящие социально экономические и политические процессы в обществе в целом. Степень научнoй разрабoтаннoсти прoблемы: Пoнятие ценнoстнo-смысловой сферы неoднoкратнo станoвились в центр мнoгoчисленных исследoваний видных зарубежных и рoссийских ученых, таких как В.Б Oльшанский, А.Г. Здравoсмыслoв, А.И. Запесoцкий, С.Н. Икoнникoва, Н.И. Лапин, В.А. Ядoв, М.С. Каган, А.А. Кoзлoв, А.Г. Кузнецoв, И.С. Кoн, С.А. Кугель, Н.Д. Никандрoв, В.Ф. Левичева, Н.Э. Смирнoва, Е.Г. Слуцкий, И.А.Сурина, З.В. Сикевич, В.П. Тугаринoв, В.И Чупрoв и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Теoретическo-метoдический анализ понятий менталитета и ценности 5 §1 Менталитет 5 §2 Ценности. Ценностные ориентации. 7 §3. Взаимосвязь менталитета и ценностных ориентации 21 Глава 2. Влияние менталитета 30 §1. Формирование ценностных ориентации 30 §2. Исследование ценностных ориентаций 33 Заключение 36 Библиографический список 37
Список литературы

. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологической журнал, 1999. №5. С. 45-49 • 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. • 3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М.: Речь, 1979. 232 с. • 4. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. №5. С. 63-70. • 5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1998. 170 с. • 6. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск: Пресс, 1999. 184 с. • 7. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Речь, 1989. С. 426-433. • 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с. • 9. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 1999. №5. С. 38-44. • 10. Бызова В.М. Психология этнических различий в самосознании коми и русских. Сыктывкар: СыктГУ, 1997. 83с • 11. Бызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русских этносов // Психологический журнал, 1998. №5. С. 24-28 • 12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. 200 с. • 13. Войцеховский К.А. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: МГУ, 1994. С. 147-154. • 14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. • 15. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал, 1995. №6. С. 61-73. • 16. Гордякова О.В. Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками // Проблемы экономической психологии. Т. 2 / под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 344-366. • 17. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Аспект Пресс, 1989. С. 102-109 • 18. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Гуманитарный Центр, 1983. С. 27-35 • 19. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Датастром, 1992. 112 с. • 20. Карандашев В.Н. Опросник изучения ценностей по Ш. Шварцу. М.: Смысл, 2005. 35 с. • 21. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. - М.: Датастром, 1971. 123 с. • 22. Каримова Л.И. Этнокультурные особенности восприятия рекламы // Вопросы психологии, 2003. №6. С. 52-58 • 23. Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Полис, 1996. №2. С. 101-110. • 24. Лебедев А.Н. Две методологически традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал, 2000.
Отрывок из работы

Глава 1. Теoретическo-метoдический анализ понятий менталитета и ценности §1 Менталитет Термин "менталитет" встречается уже у американского философа Р. Эмерсона (1856 г.), однако свое продуктивное и многоплановое развитие понятие менталитет получило во франко-язычной гуманитаристике. В переводе с французского mentalite означает ум, интеллект, умственное развитие, склад ума, умонастроение и восходит в свою очередь к латинскому mens - ум, мышление, образ мыслей. Наиболее полное определение этому понятию дает А.В. Брушлинский: «Менталитет - обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений». Воздействие менталитета явно можно проследить практически во всех сферах человеческой активности: он определяет большинство норм и стандартов социального поведения, формирует многие стереотипы и предпочитаемые реакции на реалии бытия. Менталитет характеризует образ мышления не только группы людей, но и отдельного человека, т.е. в нем оказываются слитыми воедино индивидуальное и коллективное, сознательное и бессознательное. В силу этой специфики понятие менталитета, успешно может быть использовано в изучении и объяснении массовых социокультурных процессов. Термин «менталитет» стал использоваться для объяснения того факта, что коллективное и индивидуальное сознание определяется не только разумом, знаниями, логикой бытия, но в не меньшей степени нормами, ценностями и традициями культуры, историческим опытом поколений, общей духовной настроенностью этноса. Поскольку формирование менталитета народа - это длительный процесс, то и изменения его основополагающих установок чаще всего совершаются гораздо медленнее, нежели в области экономической или социально-политической жизни общества. Однако при определенных обстоятельствах менталитет этноса способен выступать не только как инерциальная сила, препятствующая переменам в обществе, но и как продуцирующее основание, ускоряющее и укрепляющее эти перемены. Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную социальную общность от других. Исходя из этого можно сделать вывод, что национальный характер, понимаемый как специфическое сочетание устойчивых личностных черт представителей конкретного этноса или как доминирующие в данном обществе ценности и установки, является, по существу, лишь частью менталитета как интегральной характеристики психологических особенностей людей, принадлежащих к изучаемой культуре. Формирование менталитета - длительный процесс, идущий на всем протяжении истории общества, формирования традиций, стандартов поведения, стилей мышления. Личность впитывает эту общую духовную настроенность, совокупность образов, идей, верований, навыков духа через особые каналы трансляции, позволяющие им передаваться из поколения в поколение. Включая в себя определенные мировоззренческие модели, менталитет формирует предрасположенность личности мыслить, чувствовать и действовать определенным образом. Многие исследователи настаивают на том, что понятие «индивидуальный менталитет» не более чем метафора (И. Дзялошинский), поскольку менталитет есть фундаментальный слой коллективного, а значит его можно прилагать только к социальной общности. Однако личность обладает индивидуальной регулятивно-смысловой сферой, а менталитет является тем общим, что связывает его с соплеменниками, сородичами, братьями по классу. Кстати, в современных англоязычных психологических словарях «менталитет» определяется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов». Через призму менталитета человек воспринимает основные аспекты реальности - пространство, время, искусство, политику, экономику, культуру, религию. И либо отталкивает все то, что чуждо - стандарты поведения, идеи, либо легитимирует. Отвергая же возможные новации в культуре, политической, религиозной, экономической и других сферах жизни общества сохраняет тем самым общество как таковое. События конца XX века стимулировали огромный интерес к особенностям российского, в том числе русского менталитета. В обыденном сознании все понимают, что человек не рождается уже с готовым менталитетом, а становится носителем. Большинством исследователей менталитет определяется как интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре и отличающихся своеобразным видением окружающего мира и специфическим реагированием на него. Когда мы говорим об индивидуальном менталитете, то имеем в виду присвоенные конкретным индивидом характерные для данной культуры способы восприятия и постижения образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности. Устойчивые особенности поведения индивидов называют чертами ее личности, а типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, ее убеждения, идеалы, склонности, интересы - менталитетом. Человек как социальное существо - основной компонент любой социальной системы. В рамках социума его связи и отношения с другими индивидами (и их общностями) выступают как существенное и необходимое условие жизнедеятельности и развития (в том числе и ментального). Позиция, занимаемая человеком в социуме, определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способности общения этого человека с другими людьми - то есть, образ жизни как члена социума. Это, в свою очередь, детерминирует развитие ментальных свойств его личности. Социальные и ментальные качества не есть нечто внешнее по отношению к человеку. В процессе деятельности и общения они становятся имманентными ментальными качествами человека, ментальным складом его личности. Безусловно, у носителей одного и того же менталитета могут быть выработаны отличающиеся друг от друга ценности. Вот эта определенная сумма индивидуального сознания, общая духовная настроенность человека является ментальностью, квинтесенцией индивидуальных особенностей и потребностей личности. Уникальность социальной и ментальной позиции человека, образ его жизни и жизненного пути порождают уникальность его личности. §2 Ценности. Ценностные ориентации. Проблема ценностей входит в число «вечных» для различных наук о человеке. При этом каждая из них занимается своим специфическим аспектом этой проблемы. В философии выделяется особая отрасль знания – аксиология – учение о природе ценностей, их связи между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. В социологии ценности рассматриваются в качестве элементов общественного сознания, которые функционируют как нормы для личности. В общей психологии важным является вопрос места и роли ценностей в становлении личности. Предметом изучения социальной психологии является освоение личностью или группой ценностей общества в процессе социализации. Психология развития изучает вопросы онтогенеза ценностей в процессе развития человека и их возрастно-психологическую динамику. В педагогике существует особое направление – ценностное воспитание, целью которого является формирование способности человека к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах. Сегодня в науке сформулированы основные положения теории ценностей, обоснована роль ценностей в регулировании социального поведения, определены сущность, формы и основные функции ценностного сознания. Ценностное сознание рассматривается как совокупность устойчивых представлений о различных видах и типах значимости явлений, об их свойствах и качествах. В ценностное сознание входят представления о мере соответствия явлений действительности ценностным критериям, представления о прекрасном, порядочном, полезном. При определении понятия «ценности» традиционно выделяются следующие основные характеристики. Во-первых, ценности рассматриваются как специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. При этом внешне ценности выступают как свойства предмета или явления. Но они присущи ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, выполняют для его сознания роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Во-вторых, ценности рассматриваются как некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы человека в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т. е. являются нормативными по своему характеру. В психологической науке активно изучаются социальные и личные ценности, ценностные ориентации и ценностные представления личности. Социальные ценности – это идеальное представление о хорошем, желательном, должном, обобщающем опыт совместной жизнедеятельности всех членов определенной социальной группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой – от полного совпадения до полного несовпадения. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как ценность, человек закладывает в себя регуляторы поведения. Личностные ценности – это ценностные ориентации, которые связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек, переживая ее как свою, вместе с группой включается в практическую реализацию этой общей ценности. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым человек самоопределился. В науках о человеке также активно используется понятие «ценностные ориентации» как синоним понятию «система ценностей». Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). Ценностные ориентации рассматриваются как осознанные, принятые, усвоенные личностью ценности социальных групп. Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которое получает социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствие этих действий. Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности. Они сформированы и закреплены жизненным опытом человека, отграничивают значимое для него от незначимого через принятие или непринятие определенных ценностей. В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый – в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь человека. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации задают: · общую направленность интересам и устремлениям личности; · иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; · целевую и мотивационную программы; · уровень притязаний и престижных предпочтений; · представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; · меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через следующие характеристики: · оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д.; · выбор линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях; · умение структурировать жизненные ситуации; · умение принимать решения в проблемных ситуациях и выходить из конфликтов; · умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Необходимость в подтверждении или переосмысливании систем ценностных ориентаций, преодоления возникающих в них противоречий вызывают, как правило, личностные кризисы. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций. Так, в работах Е.И. Головахи, наглядно показана регулятивная функция осознанных личностных ценностей в ситуации «кризиса нереализованности». Развитие личности предполагает постоянную постановку все новых целей и задач. Если намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, личностные ценности стимулируют постановку новых целей. Однако, этот механизм действует лишь при условии сформированности у личности четкой иерархии ориентаций, когда человек с уверенностью может сказать, что для него является приоритетным в жизни. И, наоборот, несформированность ценностных ориентиров, их конкуренция постоянно порождает ситуацию жизненного выбора, сдерживая процесс личностного развития, самоактуализации. Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и «разорванность» – как свидетельство незрелости и маргинальности личности. Это фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения – с другой. Структурированность системы ценностей предполагает многоуровневость, иерархическую природу существования, что очень важно для регуляции жизнедеятельности человека. Противоречивая и слабоструктурированная система ценностей может указывать на декларацию ценностей, не включенных в практическую регуляцию деятельности, и, в конечном итоге, на низкий уровень смысловой регуляции. Вместе с тем, регулирующей функцией ценности обладают только в случае адекватной осознанности ценностей в их иерархии, что, в свою очередь, определяется наличием ясной и четкой структурированности личностных ценностей, а также достаточно развитым уровнем рефлексии. В сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и различные ценностные представления. К ним относятся ценностные стереотипы, которые отражают ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. В качестве еще одной категории ценностных представлений выступают ценностные идеалы. Смысл этого понятия состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего «Я», выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта. Ценностная перспектива отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива – представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Некоторыми исследователями в качестве отдельного вида деятельности выделяется ценностно-ориентационная деятельность (М.С. Каган). Это оценочная деятельность, в процессе которой происходит оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий, исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. В результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение. Ценностно-ориентационная деятельность, как и познание, имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие ее состоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, то есть дает не чисто объективную, а субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях. Таким образом, ценности – это внеситуативные, устойчивые образования, имеющие иерархическую структуру и отраженные в сознании человека в форме ценностных ориентаций. Личностные ценности в качестве «модели должного» ориентируют личность, определяя главные и постоянные отношения человека к основным сферам его жизни. Представляя высший уровень смысловой регуляции жизнедеятельности, личностные ценности придают смысл и направление жизненной активности личности. Проблематика системы ценностей требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Проблема ценностей традиционно рассматривается в психологии в контексте теорий личности. Ученые обращаются к вопросам происхождения, природы ценностей, их классификации, этапам развития. Автор гуманистической теории личности Э. Фромм выделял две категории ценностей: 1) официально признанные, осознанные ценности (индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п.); 2) бессознательные ценности, которые служат непосредственными мотивами человеческого поведения (ценности, порожденные социальной системой: собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и другие). Как официально признанные ценности, так и фактически существующие имеют определенную структуру: они образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых. Действенность норм основывается на условиях человеческого существования: законы человеческого существования ни в коем случае не ведут к установлению одного набора ценностей в качестве единственно возможного, поскольку существуют и альтернативы предпочтения ценностей. Э. Шпрангер, автор «понимающей психологии», подчеркивал, что отношения и общение между людьми определяются ценностями. Иногда человек посвящает свою жизнь одной ценности, как, например, исследователь – ценности истины, а художник – ценности красоты. Но зачастую человек имеет множество ценностей, связанных между собой и подлежащих сравниванию. По Э. Шпрангеру, ценностная ориентация личности – это продукт общей ценностной ориентации человечества. При этом Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1. Теоретический человек – для него главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт. 2. Экономический человек – высшей ценностью являются полезности, практическое дело, бизнес, реальные, экономически ощутимые достижения. 3. Эстетический человек – главным является красота и гармония ценностей искусства и т.д. 4. Социальный человек – главные ценности видит в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям. 5. Политический человек – главной ценностью являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой. 6. Религиозный человек – главная ценность проистекает из ценностей религии, представлений о целостности мироздания, определяемого религиозными истинами. Для гуманистического направления психологии личности значимой является проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей. В частности, А. Маслоу указывал на две группы ценностей, которые свойственны каждому человеку: 1) ценности бытия (Б-ценности) – это высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, самодостаточность, богатство, игра); 2) дефицитарные ценности (Д-ценности) – это низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована (голод, холод, опасность). Продолжателем теории А. Маслоу является Э. Шостром, описавший характеристики «манипулятора» и «актуализатора». Они различаются между собой по типу реализации ценностных ориентаций. «Манипулятор» ориентируется на ценностные ориентации других, копирует их, в то время как «актуализатор» способен сам сформировать свое мнение о жизненных принципах и ценностях, обладает свободой реализации своего потенциала. По мнению Д. Рисмена, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая данные ценности. У. Томас и Ф. Знанецкий анализируют связи между ценностями личности и общества с помощью социальной установки, под которой понимается состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. На основании этого они выделили три типа личности: · мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности); · богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости); · творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры). Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений в психологии личности можно считать исследования, проводившиеся М. Рокичем в 60–70-е годы XX века в США, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. М. Рокич определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, в обществе, его институтах, в личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни, указывают, что для человека особенно важно, значимо, ценно. К терминальным ценностям относятся: · собственный престиж; · высокое материальное положение; · креативность; · активные социальные контакты; · развитие себя; · достижения; · духовное удовлетворение; · сохранение собственной индивидуальности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Философия, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Философия, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Философия, 27 страниц
324 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg