1. Анимация в туризме.
1.1 Понятие анимационной программы
Выбранная тема является интересной и актуальной, так как особое место в гостиничных предприятиях на современном этапе развития занимает анимационная служба, обеспечивающая организацию анимационной деятельности туристов. Именно анимация является источником большой дополнительной прибыли отеля, и привлекательности турпродукта, поэтому в профессионалах данного профиля заинтересованы все современные гостиничные предприятия.
Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. включают минимально - один, максимально - три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих.
При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: ?1, С. 19?.
• дети, путешествующие со своими родителями;
• молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);
• относительно молодые, экономически активные люди 25-44 лет;
• экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);
• пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств.
В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года.
В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Более полно предлагает классифицировать туризм Всемирная туристская организация по следующим типам:
• внутренний туризм - путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;
• въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
• выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма.
Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» - внутренний и выездной туризм; «международный туризм» - въездной и выездной.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация. «Анимация» имеет латинское происхождение (anima - воздух, ветер, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность. ?2, С. 34?.
Большинство туристов, отправляющихся в дальнее путешествие, стараются выбрать не только комфортабельные условия проживания, интересную экскурсионную программу обслуживания, но и наличие анимационной команды в отеле, пансионате или курортном комплексе. Анимация – совершенно новое направление, которое стало активно использоваться во всем мире. Это оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Данное явление в туризме рождено конкуренцией между курортами, равными по великолепию интерьеров, инфраструктуре, обслуживанию и сервису.
В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.
Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Она основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристской деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.
Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь. ?3, С. 221?.
Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:
- производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
- накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
- воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
- коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
- создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;
-снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.
К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.
Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.
Анимация в туризме может быть представлена:
- анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные пр?граммы, ш?у-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
- анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
- анимаци?нными эксп?зициями (музейн?е ш?у, к?стюмир?ванные эксп?зиции). Сюда м?гут вх?дить анимаци?нные ш?у-музеи, к?гда турист?в и экскурсант?в на эксп?зиции встречают «?жившие» ист?рические перс?нажи или к?гда вечер?м в г?стинице ?рганизуется ш?у, н? не с?зерцательн?е, а с неп?средственным активным участием турист?в. Например, скучный к?гда-т? и редк? п?сещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сег?дня в наци?нальн?е ш?у при п?м?щи анимаци?нн?й ?рганизации эксп?зиции в натуральную величину (деревня с живыми перс?нажами, ?существляющими ?сн?вные раб?ты п? д?му, ?г?р?ду и др.); [4,С.141]
- анимацией в тематических парках (аттракци?ны, встречи с гер?ями мультфильм?в, суперш?у). Первые развлекательные парки п?явились в Евр?пе уже в к?нце 60-х г?д?в. Н? наст?ящий туристский бум ?ни стали испытывать лишь в п?следние г?ды. Ежег?дн? наиб?лее крупные центры развлечений п?сещает до 10 млн. г?стей. Наиб?льшей п?пулярн?стью п?д?бные туры п?льзуются у любителей семейн?г? ?тдыха, м?л?д?жен?в и неб?льших м?л?дежных групп. Интересн?, чт? б?льшинств? п?сетителей парк?в - не дети, на к?т?рых ?ни были рассчитаны, а взр?слые. Осн?вные п?сетители парк?в в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракци?нами главн?й привлекательн?й черт?й тематических парк?в является пр?исх?дящее в?круг действ?. Так, например, американский парк У?лта Диснея - эт? наст?ящая индустрия ?тдыха и развлечений, устр?енная с истинн? американским размах?м. Ег? уникальн?сть как туристск?г? пр?дукта с?ст?ит не т?льк? в т?м, чт? ?н имеет св?ю с?бственную сл?жную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, ?бучения, и св?ю с?бственную жизнь, в к?т?рую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракци?н?в различных гер?ев мультфильм?в и худ?жественных фильм?в Диснея. Привлекательны для турист?в завтраки и ужины в ?кружении гер?ев Диснея. Кр?ме т?г?, ни за какие деньги не купишь ?щущение сказки, в к?т?р?й нах?дишься кругл?сут?чн?;
- сп?ртивн?й анимацией (к?ллективные и индивидуальные сп?ртивные игры, с?ревн?вания, с?стязания, аэр?бика, шейпинг, й?га, танцевальные вечера);
- г?стиничн?й анимацией (развлекательные, сп?ртивн?-?зд?р?вительные мер?приятия, вечера ?тдыха, раб?та миниклуб?в, кафе, бар?в в г?стиницах). Анимат?ры (чаще всег? м?л?дые люди) раб?тают с туристами п?ст?янн?, м?жн? сказать, круглые сутки. Осн?вная задача этих раб?тник?в - не дать людям с?скучиться.
Путешествующих турист?в ?бъединяет не т?льк? интерес к культуре, ?бычаям, традициям нар?д?в мира, желание п?знак?миться с уникальными памятниками худ?жественн?й культуры чел?вечества, лучшими ?бразцами мир?в?й и ?течественн?й литературы, музыки, театра, н? и желание ?тд?хнуть и развлечься.
Итак, ?б?бщив все вышесказанн?е, ф?рмул?й анимации в туризме м?жн? признать следующий к?мплекс: исп?льз?вание интереса + ?живление эксп?зиции + включение турист?в в действие + разн??бразие развлечений.
Осн?вная задача - с?здать туристу к?мф?рт, чт?бы ему был? интересн?, чт?бы ?н чувств?вал себя участник?м пр?граммы, чт?бы ?тдых зап?мнился ему как лучшее ег? времяпрепр?в?ждение.