Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
В результате написания диссертационной работы была достигнута основная цель - обоснованы специфические инструменты и механизмы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов на основе разработанной комплексной научно-обоснованной методики.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России во всех сферах экономики сложились рыночные отношения, основной движущей силой которых является конкуренция. Рынок образовательных услуг характеризуется высокой степенью конкуренции, которая со временем будет только усиливаться. Это связано с уменьшением количества абитуриентов в стране, развитием интеграционных процессов в образовании, а также с борьбой за повышение доступности и качества высшего образования. Поэтому в сферу высшего образования всё активнее проникают идеи маркетинга, которые диктуют вузам необходимость изучения и прогнозирования предпочтений целевых аудиторий, позиционирования высшего учебного заведения на различных рыночных сегментах, а также необходимость разработки мер по управлению конкурентоспособностью образовательных услуг вуза. Однако для разработки корректной маркетинговой стратегии вузам необходимо проводить полномасштабный анализ конкурентоспособности своих образовательных услуг. В теории и практике экономического анализа и маркетинговых исследований предпринимались попытки разработать методику маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов и при этом сталкивались со множеством проблем. Во-первых, являясь общественным благом, сфера высшего профессионального образования подвержена государственному регулированию. Во-вторых, на современном этапе социально-экономического развития национальная система высшего профессионального образования не стабильна, так как переживает процесс реформирования в связи присоединением России к Болонскому процессу и усилением борьбы за повышение качества высшего образования. В-третьих, конкурентоспособность образовательной услуги зависит от требований рынка труда, который испытывает острый недостаток в высококвалифицированных кадрах. В-четвёртых, невозможно получить адекватную оценку конкурентоспособности образовательной услуги, если не учитывать предпочтения, потребности и экономические возможности потребителей в определённом регионе. Следовательно, существует необходимость в разработке научно обоснованной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов, которая, с одной стороны, позволит учесть специфику сферы высшего образования, с другой стороны, должна быть универсальной, т.е. одинаково доступной для любого высшего учебного заведения. Разработка такой методики требует всестороннего анализа специфики образовательных услуг, национальной системы высшего образования, законодательно-правовой базы, регламентирующей её состояние и развитие, а также предпочтений целевых аудиторий. Всё вышеперечисленное обусловило выбор темы диссертационного исследования и позволяет считать её актуальной в научном и практическом смысле. Степень разработанности и изученности проблемы. Теоретической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования системы высшего образования: Антюхова А.В., Байденко В.И., Бершадской М.Д., Васильева Ю.В., Герасиной О.Н., Гребнева Л.С, Гретченко А.И., Дынькина Б.Е., Карпенко О.М., Кастуевой-Жан Т.В., Кислицина К.Н., Клещарь Е.А., Коржуева А.В., Мезякова Ю.А., Мининой А.А., Николаевой Т.А., Попкова В.И., Сальниковой Т.С., Самойленко П.И., Фомина Н.В., Brennan J., Leibold М., Santiago Р. и др. Теоретические основы маркетингового анализа конкурентоспособности и управления качеством изложены в трудах: Горбашко Е.А., Данченок Л.А., Дробышева Г.Н., Емельянова С.Г., Иванова В.А., Леонтьевой Л.С., Минько А.Э., Минько Э.В., Мишина В.М., Родионовой Л.Н., Рожкова В.Н., Романовой И.М., Синяевой И.М., Смирнова В.П., Сурниной Е.А., Фатхутдинова Р.А., Чайникова В.Н. и др. В области исследования проблем качества образовательных услуг наибольший вклад внесли: Алексеенко В.А., Белова С.Н., Велева М., Гарифуллина Ф.З., Геворкян Е.Н., Гьошев Б., Мкртчян С.С, Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Петропавловский М.В., Романов А.А., Савельев А.Я., Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В., Трайнев В.А., Шматков Р.Н., Dill D., Green D., Harvey L.., Woodhouse, D. и др. Сфера услуг высшего профессионального образования в контексте маркетингового подхода рассматривается в работах Захаровой И.В., Кузьминой Е.Е., Лаврова A.M., Ласковец СВ., Поликарповой Л.А., Полуниной Т.А., а также в диссертационных работах Абрамкиной А.А., Герман Н.Г., Козлова А.Н., Нетёсовой А.В., Саяпиной Н.Н. и др. Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и практические вопросы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов проработаны недостаточно полно. Детального изучения требует оценка влияния социально-экономических факторов и нормативно-правовой базы на формирование системы показателей конкурентоспособности образовательных услуг. Механизм адаптации общенаучных методов маркетингового анализа конкурентоспособности к специфике высшего образования остается до сих пор слабо изученным. Все это в совокупности определяет объективную необходимость разработки методических рекомендаций в области маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов на основе статистических методов, повышающих объективность результатов исследования и обоснованность выводов, а также позволяющих анализировать процессы управления конкурентоспособностью образовательных услуг. Целью диссертационного исследования является разработка комплексной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов. В соответствии с целью в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи: • выявить аспекты и факторы формирования конкурентоспособности высшего учебного заведения; • провести анализ возможных методов маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения; • разработать механизм апробации предлагаемых методик маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов. Объектом исследования являются высшие учебные заведения Российской Федерации. Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе маркетингового управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза. Теоретической основой диссертационной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования системы высшего образования, положения экономической теории и управления, маркетингового анализа конкурентоспособности и управления качеством, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ведущих специалистов-практиков в области маркетинговых исследований в сфере высшего образования. Методологической базой исследования являются методы системного, сравнительного, индексного и корреляционного анализа, а так же методы группировки, главных компонент, моделирования, экспертных оценок и опросов, позволившие обеспечить обоснованность выводов. Использовались табличные и графические методы представления статистических данных. Для обработки исходной информации применялся пакет прикладных программ MS Excel. Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики и Фонда «Общественное мнение», материалы научно-практических конференций, данные комплексной оценки деятельности Московского гуманитарного университета, результаты экспертного опроса, а также тематические информационные ресурсы сети Интернет. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплексной научно-обоснованной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов, в выявлении факторов формирования конкурентоспособности высшего учебного заведения, проведение анализа возможных методов маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения и предложение программы по повышению конкурентоспособности вузов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается соответствием выбранной методологии, поставленным цели и задачам, наличием системы логических доказательств и аргументов, подтверждением теоретических положений фактическим материалом, практическими результатами, содержащимися в аналитических и информационных материалах, собранных автором в ходе исследования. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования обусловлена её новизной и заключается в развитии теории маркетингового анализа в части оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов. Практическая значимость заключается в возможности использования положений диссертационного исследования высшими учебными заведениями в процессе управления маркетинговой деятельностью, в том числе при разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг. Разработанная в диссертационном исследовании система показателей и предложенные методики оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов позволяют учесть специфику современных социально-экономических условий, особенности государственного регулирования сферы высшего образования, а также предпочтения, потребности и экономические возможности потребителей в конкретном регионе, что даёт возможность вузу решать проблемы, возникающие при разработке рыночной стратегии. Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы основного текста, которые сфокусированы на раскрытии различных аспектов теоретических и практических сторон избранной темы, заключение и список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность и значимость темы исследования, определяются цели и задачи, раскрывается научная новизна полученных результатов, их практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности высшего учебного заведения» выявлены особенности современного состояния деятельности высших учебных заведении?. Исследованы факторы конкурентоспособности высших учебных заведении?. Сформированы критерии оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов как основного условия обеспечения конкурентоспособности. Во второй главе «Специфика маркетингового анализа как инструмента оценки деятельности высшего учебного заведения» выявлена роль маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения при формировании его конкурентоспособности, а также сформированы методы маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения. Дана оценка эффективности методов маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов. В третьей главе «Методические подходы к маркетинговому анализу конкурентоспособности образовательных услуг вузов» проведен анализ методики маркетингового анализа конкурентноспособности высшего учебного заведения и предложена программа по улучшению методики маркетингового анализа конкурентноспособности высшего учебного заведения ? В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные теоретические выводы и практические рекомендации.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности высшего учебного заведения ……….….…......….9 1.1. Особенности современного состояния деятельности высших учебных заведений ……………………………………………………………….…….…..9 1.2. Факторы конкурентоспособности высших учебных заведений……..16 1.3. Формирование критериев оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов как основного условия обеспечения конкурентоспособности……………………………………………………........29 ГЛАВА 2. Специфика маркетингового анализа как инструмента оценки деятельности высшего учебного заведения…………………….……..…....38 2.1. Роль маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения при формировании его конкурентоспособности…………………..38 2.2.Методы маркетингового анализа деятельности высшего учебного заведения.......................................................................................................................49 2.3. Оценка эффективности методов маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов……………………….54 ГЛАВА 3. Методические подходы к маркетинговому анализу конкурентоспособности образовательных услуг вузов.…………..……………….…...61 3.1. Анализ методики маркетингового анализа конкурентноспособности высшего учебного заведения…..…………………………...………………….....61 3.2. Предложение по улучшению методики маркетингового анализа конкурентноспособности высшего учебного заведения…..………...……………....75 Заключение………………………………………………..…………………….83 Библиографический список……………………….……………….…………87 Приложения……………………………………………………………….…….90
Список литературы

1. Котлер Ф. «Основы маркетинга», С-Пб., Питер. 2017 г. 2. Котлер Ф. «Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее к человеческой душе». М., Эксно. 2015 г. 3. Майер Р. «Программирование приложений»,М., Эксно. 2016 г. 4. Панкрухин А.П.. Маркетинг: Учебник для студентов. Гильдия маркетологов. 3-е изд. 2015. 5. Роздольская И.В, Мозговая Ю.А., Маркетинговые технологии и интенции продвижения продукции организации, Вестник Белгородского университета экономики и права №1., Белгород.,2015. 6. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 672 с. 7. Гаркавенко С.С. Маркетинг. Учебник. – 4 изд. доп. М.: Либра, 2011. – 720с. 8. Герчикова И. Н. Методика проведения маркетинговых исследований// Маркетинг. 2013. №3. – С. 11-16. 9. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2013. – 251 с. 10. Краснова В. А.Матвеева А.Привалов Н.Хорошавина «Семь нот маркетинга» М.: ЗАО «Журнал Эксперт» 2010. – С. 33-41. 11. Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации: учеб.-практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 255 с. 12. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление маркетинговыми проектами. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2012. – 336 с. 13. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – М., Дашков и К, 2013. – 148с. (ЭБС КнигаФонд) 14. Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М., Дашков и К, 2015. – 294с. (ЭБС КнигаФонд) 15. Чарльз Д. Шив Курс МВА по маркетингу/ Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хаи?эм—М.: Альпина Паблишер, 2015.— 720 c. (ЭБС Аи? Пи Эр Букс) 16. Эриашвили Н.Д. Управление маркетингом: учебное пособие/ Эриашвили Н.Д., Коротков А.В., Синяева И.М.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 463 c. (ЭБС Аи? Пи Эр Букс) 17. Меликян О.М. Поведение потребителеи?: учебник. – М., Дашков и К, 2012. – 280с. (ЭБС КнигаФонд) 18. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга. [пер. с англ.]. Ф. Котлер [и др.]. 5-е европ. изд.. М.. Вильямс. 2012. 751 с. ил. 19. Панов А.И. Стратегическии? менеджмент: учебное пособие для студентов вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 302 c. (ЭБС Аи? Пи Эр Букс) 20. Гребнев Л.С. Экономика для бакалавров: учебник. М.: Логос, 2013. (ЭБС КнигаФонд) 21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010. – 142с. 22. Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 2010. - № 4. - С.3-13. 23. Лидовская Ольга «Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения», Издательский дом "Питер", 2013. 48 с. 24. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: уч. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2014. – 231 с. Интернет-источники: 25.Маркетинговыеисследования/URL:http://www.vevivi.ru/best/Marketingovye-issledovaniya-ref176188.html/ (Дата обращения 11.02.19) 26. Маркетинг/URL:http://refoteka.ru/r-17999.html/ (Дата обращения 11.02.19) 27. Исследования в маркетинге/URL:http://www.bestreferat.ru/referat-118143/ (Дата обращения 02.03.19) 28.Маркетинговое исследование рынка /URL:http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketingovoe_issledovanie_rynka/(Дата обращения 07.03.19) 29. Метод фокус-группы/URL:http://www.life-marketing.ru/life-marketing/focus_group_metod/ (Дата обращения 17.03.19) 30.Порядок проведения глубинного интервью/URL:http://www.antema.ru/tools/glubinnoe_intervyu/(Дата обращения 12.04.19) 31. Глубиноне интервью /URL:http://management-study/ru/glubinnoe-intervyu/html#ixzz3nD9Lmz7W/ (Дата обращения 12.04.19) 32. Теоритические основы марктенговых исследований/URL:http://www.nbene.narod.ru/market/fmarket14.htm/(Дата обращения: 11.03.19) 33. URL: http://mosgu.ru/about/missiya/ 34. URL: http://mosgu.ru/UNIVER/Napravlenia/bakalavr/index.php/(Дата обращения 09.05.19) 35. Анкетировние как метод исследования/URL:http://grandars.ru/college/sociologiya/anketirovanie.html/ (Дата обращения 21.04.19) 36.Маркетинг/URL:https://www.ereading.club/chapter.php/97792/16/K_Eksperimental%27naya_psihologiya__konspekt_lekciii/ Дата обращения(30.05.19)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности высшего учебного заведения 1.1. Особенности современного состояния деятельности высших учебных заведений Образование, способы его развития и совершенствования – это темы, не теряющие своей актуальности с момента появления самой концепции образовательного института. Столь высокий коэффициент значимости обусловлен тем, что сфера обучения в целом и образования в частности – это одна из основ существования нации и её мировоззрения, основа функционирования и развития экономики, политической среды государства, а также его внешней деятельности. Эффективность каждого из этих понятий определяется уровнем профессиональной деятельности представителей данного социума. В свою очередь, именно образование изначально формирует и развивает будущие профессиональные навыки. Роль высшего образования, в наше время, огромна, она позволяет развиваться, общаться на различные темы, раскрывать способности и развивать научно-техническую базу, возможность получить более высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития всего человечества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Маркетинг, 46 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg