Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

shahov_2020 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 121 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.10.2020
На основании теоретического и эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы. Творческая деятельность важна для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст продуктивный период в жизни ребёнка. Изобразительное искусство, музыка, танец создают питательную среду для творчества, помогает ребёнку выразить свои чувства, развивает моторику, помогает найти новые решения в обычных ситуациях. Для успешного развития творческой деятельности для ребенка необходимо получать новый опыт и впечатления.
Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей и создания условий для раскрытия индивидуальности обучающихся. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155 одной из основных задач ставит задачу сохранить и поддержать индивидуальность ребенка, развить его способности и творческий потенциал. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх — ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. ФГОС ДО [1] в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и творческих действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к стадии развития творческих способностей. Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Актуализируется проблема развития умений творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Степень разработанности проблемы исследования. Анализ литературы по проблеме творческой деятельности выявил многих отечественных и зарубежных ученых: H.A. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, H.A. Ветлугина, Л.C. Выготский, З.Ю. Максимова, О.Л. Никольская, Д. Гилфорд, H.H. Поддъяков, Я.А. Пономарёв, C.Л Рубинштейн, Д. Смит, П. Торренс и другие. Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А. Лук, A.M. Матюшкин рассматривают творчество как качество личности; H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, З.Н. Дьяченко, Т.С. Комарова рассматривают творчество как деятельность; В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, H.H. Поддъяков, Я.А. Пономарёв и другие исследуют творчество как способность. В работах ученых к раскрывают психолого-педагогические закономерности творчества и пути его развития концепция креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Е.Е. Туник); H.A. Ветлугина, Л.C. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, H.H. Поддъяков, Е.В. Субботский и другие характеризуют особенности развития творчества детей дошкольного возраста, необходимые условия его развития. В настоящее время разработано большое количество инновационных программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном образовательном учреждении (Е.С. Дёмина, А.А. Майер, В.Ф. Пронина, Ю.П. Русанова, Л.И. Шварко и др.). Среди этих программ следует выделить программы: «Красота - Радость - Творчество» под редакцией Т. Комаровой; «Синтез» (М. Петрова, Т. Рубан, К. Тарасова); «Природа и художник» Т. Копцевой; «Театр - творчество - дети» Н. Сорокиной, Л. Миланович; «Росток» А. Шестаковой и др. Анализ содержания этих программ дает возможность сделать вывод, что большинство программ развития творческих способностей детей ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. Но развитие творческих способностей ребенка - это, прежде всего, реализация его собственной индивидуальности, связанная с развитием способности выразить свое эмоциональное содержание. Процесс развития творческих способностей дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, познавательной, коммуникативно-поведенческой. Эта мысль подчеркивается в работах М.В. Ермолаевой, Т.И. Чирковой, Е.Л. Яковлевой и др. При несомненной важности отмеченных исследований степень разработанности проблемы развития творческой деятельности дошкольников является недостаточной, так как не в полной мере изучен процесс организации образовательной деятельности, способствующей развитию творческих способностей дошкольников в различных учреждениях дополнительного образования. В связи с этим выявлены следующие противоречия: 1) между требованиями ФЗ « Об образовании в РФ» и ФГОС ДО к структуре, условиям реализации, результатам освоения программы и недостаточной разработанностью научных положений о системе организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста; 2) между существующими теоретическими основами организации творческой деятельности в ДОО (понятие, принципы, методы) и отсутствием программно-методического комплекса в соответствии с ФГОС ДО. С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования: какова система организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО? Таким образом, была сформулирована тема исследования «Организация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО». Цель исследования – разработать систему организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Объект исследования – творческая деятельность старших дошкольников в образовательном процессе ДОО. Предмет исследования – управление творческой деятельностью старших дошкольников в ДОО. Гипотеза исследования: система организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, разработанная в рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов, позволит педагогам развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) на основе теоретического анализа работ уточнить определения понятий «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности», выявить особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста; 2) на основе изучения и обобщения педагогического опыта выявить методы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях; 3) на основе теоретического анализа работ охарактеризовать изобразительную деятельность в системе творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста; 4) разработать теоретическую модель системы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО в процессе изобразительной деятельности; 5) на основе теоретической модели создать программу организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО, проверить ее в ходе формирующего эксперимента; 6) составить методические рекомендации по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Теоретико-методологические основы исследования. 1. Методологические основы: деятельностный и личностно-ориентированный подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман). 2. Теоретические идеи: теория творчества как качества личности (Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А. Лук, A.M. Матюшкин); некоторые положения теорий творчества как деятельности (H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, З.Н. Дьяченко, Т.С. Комарова) и как способности (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, H.H. Поддъяков, Я.А. Пономарёв и другие), которые раскрывают психолого-педагогические закономерности творчества и пути его развития; концепция креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Е.Е. Туник), частично определяющая наш практический инструментарий исследования; идеи развития творчества детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, Л.C. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, H.H. Поддъяков, Е.В. Субботский и другие) раскрывает особенности детского творчества и необходимые условия его развития. Методы исследования: 1) теоретические методы исследования (теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретическое моделирование); 2) эмпирические методы исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент); 3) математическая обработка результатов с помощью параметрического критерия t-Стьюдента. Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно в 2017 — 2019 гг. Первый этап – поисково-теоретический (сентябрь 2017 – декабрь 2017 г.) – теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, определение проблемы исследования; формулировка цели, гипотезы и задач исследования; разработка проспекта диссертации. Второй этап – теоретико-исследовательский (январь 2018 года – июнь 2018 года) – теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; решение теоретических задач исследования; разработка теоретической модели; разработка на основе теоретической модели программы работы; написание и публикация научной статьи по проблеме. Третий этап – экспериментальный (сентябрь 2018 года – апрель 2019 года) – проведение формирующего эксперимента, направленного на проверку программы; Четвертый этап – аналитико-обобщающий (май 2019 года – июнь 2019 года) – обобщение результатов теоретического и эмпирического исследований; разработка методически рекомендаций; написание заключения; написание и публикация научной статьи по проблеме. Пятый этап – завершающий (июль 2019 – ноябрь 2019 года – завершение работы над текстом диссертации; списком литературы; приложениями. База исследования. МБДУ «Детский сад №5», количество испытуемых – 26 детей старшего дошкольного возраста (13 детей в экспериментальной группе и 13детей в контрольной группе). Научная новизна исследования: - создана система организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана теоретическая модель системы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы и методических рекомендаций по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО 1.1 Особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 1.2 Методы и средства организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 1.3. Теория и практика организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО Глава 2 Практика организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО 2.1. Проектирование, ход и результаты формирующего эксперимента по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО 2.2. Методические рекомендации по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО......10 1.1 Особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….10 1.2 Методы и средства организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………26 1.3. Теория и практика организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО………………………………….….38 Глава 2 Практика организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО ………………………………………………63 2.1. Проектирование, ход и результаты формирующего эксперимента по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО…………………………………………………………………………..63 2.2. Методические рекомендации по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………….73 Заключение……………………………………………………………….…….113 Список литературы …………………………………………………………117
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 115 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336 2. Бухвалов, В.А. Основы творческой деятельности [Текст] / В.А. Бухвалов. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998 – 151 с. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991. – 4. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 164– 168. 5. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. – М., 1972. – 6. Блащук, Л.А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5–7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация. — М., 1985.С. 138 7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 8. Пасмор, Е.С. Мир психологии [Текст] / Е.С. Пасмор – Москва, 2007. – 9. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 10. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. – С. 412. 11. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с. 12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография [Текст] / Н.А. Ветлугиной. - М., 1972. – 12. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., 1986. – 13. Аникина А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста- образование:прошлое, настоящее,будущее- молодой ученый(Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар,август 2016). — Краснодар: Издательский дом «Новация», 2016. — iv, 78 с.) с- 23-26. 16. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001. 17. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014 С. 223-225. 15. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка [Текст] / Б.Л. Яворский. - М., 1972. – 18. Тютюева, И.А. Особенности развития творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. Н. Тютюева, Н. Б. Булдакова // Вестник Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. - 2013. - №1. - С. 109-113. 18. Мосина, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников Педагогическое мастерство: Материалы междунар. науч. конф. / Н.В. Мосина. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 119–125. 19. Беликова, М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М. Беликова // Дошкольное воспитание. – 1981. – №4. — С. 27 20. Аникина, А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 23-26. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Психология развития). ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ. 21. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена.– 5-е изд. – СПб.: Сфера, – 2009 22. Колокольникова, З.У «Метод игры-труда» Е.И. Тихеевой в практике работы современного ДОУ [Текст] / З.У. Колокольникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №1. – С.421-423. 23. Федорченко, Н.И. Игровые формы как метод общения, обучения и накопления жизненного опыта [Текст] / Н.И Федорченко, С.Н. Рябых // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2015. – №115. – С.160-172. 24. Калинченко, А.В Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие [Текст] / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М: Айрис-пресс, 2008 – 112 с. 25. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М, 2014. – 160 с. 26. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1978. – 127 с. 27. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118. 28. Захарова, Н. И. Мультимедийная сказка, как средство развития творческих способностей дошкольников / Н.И. Захарова // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 141 - 153. 29. Редькина, Е. Музыкально - дидактическая игра с использованием ИКТ – как средство развития творческих способностей детей старшего возраста / Е.Редькина // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 123 - 134. 30. Баженова, В.В. Мозговой штурм, как метод стимулирования творческой активности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otsar.ru/index.php/proekts/2010/94-ross3-3, свободный (Дата обращения 20.06.2018г.). 31. Шевырёва, М. И. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / М.И. Шевырева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 103-106. 32. Комарова, Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1. – С. 44-46. 33. Комарова, Т. С. Как научить ребенка рисовать : обучение детей в детском саду и в школе [Текст] / Т. С. Комарова. ? Москва : Столетие, 1998. ? 140с. 34. Родакер, Н.М. Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном [Текст] / Н.М. Родакер // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. - №23. – С.26-31. 35. Погодина, С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников [Текст] / С.В. Погодина. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. 36. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / Т.Н. Доронова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2008. – 189 с. 37. Шарова, В.Д. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс] / В.Д. Шарова // Педагогика онлайн. – 2015. – режим доступа: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html, свободный (дата обращения: 20.06.2018г.) 38. Новикова, Е.В. Педагогичсекие условия формирования детского изобразительного творчества [Текст] / Е.В. Новикова, Т.Б. Хорошева // Вестник. – 2016. – №1. – С.34-36. 39. Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. - 213 с. 40. Таскина, А.В. Развитие познавательных способностей через изобразительную деятельность у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Таскина, М.А. Андросов, А.И. Храпов // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2015. – №7(15). – С.187-189. 41. Новикова, Е.В. Курс лекций «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»: учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.В. Новикова. – Глазов, 2011. – 216 с. 42. Симонов, В. П. (2009) Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании : учеб. пособие. М. : Высшее образование ; Юрайт Издат. 357 с 43. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - Ч. 2. - 256 с. 44. Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как предмет междисциплинарного исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук: / В. Ю. Кричевский. - СПб., 1993. - 40 с. 45. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО 1.1.Особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста Творчеству и творческой деятельности посвящено внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Это обусловлено его прикладным значением в жизни общества. Ведь именно люди с творческими возможностями способствуют дальнейшему развитию и прогрессу человечества. В.А. Бухвалов, утверждает, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности является результатом творческой деятельности [2, с.163]. Если рассматривать творчество в узком смысле, то это – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае "творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия" [3, с.87].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg