Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

happy_woman 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.10.2020
Объект исследования: двигательная активность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста. Цель исследования: разработать и апробировать комплекс подвижных игр и отследить влияние подвижных игр на двигательную активность у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2) Раскрыть особенности уровней развития двигательной активности и физического развития у детей дошкольного возраста. 3) Определить значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры 4) Разработать комплекс подвижных игр для развития двигательной активности детей дошкольного возраста. 5) Организовать опытную проверку полученных диагностических данных. 6) Проанализировать результаты работы использования подвижных игр на занятиях физической культуры с детьми дошкольного возраста. Методы исследования: - теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения, систематизация; - эмпирические: опытно-поисковая работа, диагностические наблюдение, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Этапы исследования: 1) Теоретико-аналитический: изучение сути двигательной активности, ее функции в структуре физического воспитания, особенностей развития и проявления на этапе дошкольного возраста. Определение параметральных характеристик объекта исследования. 2) Диагностический: отбор и систематизация диагностических заданий для исследования уровня сформированности физических качеств у детей дошкольного возраста. Проведение диагностической процедуры, сбор эмпирического материала. 3) Аналитико-обобщающий: количественный и качественный анализ эмпирического материала, количественный и качественный анализ данных, их систематизация, обобщение и оформление результатов констатирующей части опытно-поисковой работы. 4) Разработка комплекса подвижных игр для развития двигательной активности и проведение формирующей и контрольной части опытно- поисковой работы, обобщение итогов исследования, их оформление, представление к защите. Теоретическая и методологическая основа: исследования отечественных специалистов по психологии и педагогов по проблемам детской игры. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты, такие как П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Н.В. Архипова, Т.М. Бондаренко, Т.М. Вавилова, С.А.Васильченко, Т.И.Осокина, Л.И. Пензулаева, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и многие другие, представили игру как деятельность, способствующую качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающую разностороннее влияние на формирование личности дошкольника. Практическая значимость исследования: возможность применения предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Введение

Развитие человека – это процесс физиологического, психологического и общественного формирования, охватывающий все количественные и высококачественные конфигурации прирожденных и обретенных средств, которые происходят под воздействием находящейся вокруг реальности. Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса; наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др. В первые годы жизни малыша всестороннее развитие считается основой физического воспитания. В возрасте с 3 до 7 лет формируются определенно необходимые черты личности и закладывается фундамент здоровья. Физическим состоянием ребенка во многом определяется результат в любой деятельности. Организм дошкольника чувствителен на минимальные отклонения от нормы в окружающей среде, которые связаны с формированием и функциональной незрелостью некоторых его органов и систем. У детей дошкольников связи меж соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослого человека. Как раз, в следствие чего, при решении многих педагогических задач нужно принимать во внимание физические способности и состояние малыша. Охрана и упрочение физического и психического здоровья детей, а также и их эмоционального благополучия обличается самой существенной задачей дошкольных образовательных организаций. Образовательная область физическое развитие содержит в себе «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование исходных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами…» [51]. Разбор физического и двигательного развития детского организма дошкольного возраста, а также показателей здоровья в последние годы раскрыл неспокойные тенденции: по данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова до 40% детей старших дошкольников находятся на низком уровне двигательного развития, причины которого кроются в современном образе жизни [11]. Единственную тенденцию для детских учреждений - уменьшение двигательной активности детей наблюдают специалисты по психологии, педагоги и врачи (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), потому как для дошкольников потеря в движениях может стать следствием потери в здоровье, развитии, знаниях. Как раз по этой причине в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях проблема здоровья стоит на первом месте. В случае, если принять во внимание, что двигательная активность - это еще и условие, стимулирующий фактор развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится явным актуальность данного вопроса [41]. Двигательная активность – это неотъемлемая потребность организма в движении, удовлетворить которую, есть важнейшее условие многостороннего развития и воспитания ребёнка. Положительное влияние на организм оказывает двигательная активность. Двигательная активность является естественной потребностью детей. Создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, утренней гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, спортивные игры и развлечения, формирование культурно-гигиенических навыков, организация рационального питания, все это включает в себя система физического воспитания. Только при наличии специально созданных условий организации занятий физической культурой, а также дополнительных оздоровительно- спортивных мероприятий можно добиться поставленных целей и задач на достаточно высоком уровне. Таким образом, можно выделить противоречия между современными требованиями, предъявляемых к дошкольникам, ухудшением состояния здоровья воспитанников и созданием условий для развития физических качеств и двигательной активности воспитанников в дошкольных организациях.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-6 ГЛАВА1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ…………………………………………………………………………7 1.1 Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста……….7-13 1.2 Значение и роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста……………………………………………………………..12-21 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….22 2.1. Система работы по использованию подвижных игр детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….22-27 2.2. Диагностика уровня развития двигательной активности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….27-37 Заключение………………………………………………………………………...38-39 Список используемой литературы………………………………………………..40-44
Список литературы

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 2002 . 96с. 2. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. Волгоград : Учитель, 2008. 151с. 3. Амарян Р.И., Муравьев В.А.. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Айрис-пресс, 2010. 128с. 4. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М. : Физкультура и спорт, 2008. 220с. 5. Асташина М.П., Шульгина В.П.. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие. Омск : Изд- во СибГУФК, 2007. 112с. 6. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М. : Просвещение, 2006. 183с. 7. Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания пед. институтов. М. : Айрис-пресс, 1999. 198с. 8. Байкова Г.Ю. Реализация образовательной деятельности «Физическое развитие». М. : Волгоград : Учитель. 2016. 171с. 9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М. : Просвещение, 2005. 174с. 10. Береснева З.И., Казаковцева Р.Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2009. 95 с. 11. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. : Физкультура и спорт, 2006. 96с. 12. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. 104 с. 13. Вепрева И.И., Татарникова Г.М., Модель физкультурно- оздоровительного образования старших дошкольников. М. : Волгоград : Учитель, 2016. 128с. 14. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008, 70 с. 15. Давыдова В.В., Климова Е.А. Особенности физического развития детей // Физиология развития человека. М., 2000, 247с. 16. Дик Н.Ф., Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников / Н.Ф. Дик, Е.В. Жердева. М. : Ростов н/Д: Феникс, 2009. 256с. 17. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. /Пособие для воспитателей, родителей, воспитателей по физической культуре. // М. : Просвещение, 2004. 100с. 18. Егоров Б.Т. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников. // Справочник воспитателя ДОУ, №1. 2008 . 64-65с. 19. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 336 с. 20. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: оздоровления дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2009. 208 с. 21. Кенеман А.В. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 245с. 22. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2005. 448с. 23. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. //М.: Владос, 2003. 215с. 24. Кузнецова М.Н., Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н.Кузнецова. М. : Айрис-пресс, 2009. 112с. 25. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Волгоград. : Учитель, 2007. 185с. 26. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 2009. 286 с.: ил. 27. Махнева М.Д., Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. М. : АРКТИ, 2009. 264с. 28. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников». Часть 2. Охрана и укрепление здоровья / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2015. 144с. 29. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников». Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2015. 144с. 30. Михалина Г. М. Методические подходы к педагогической диагностике физической подготовленности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2000. 195 с. 31. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб.: Образование, 1993. 56 с. 32. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольника //М. : Просвещение, 1999 . 234с. 33. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. М. : Айрис-пресс, 2003. 164с. 34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3е изд., испр., и доп. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 368с. 35. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду для детей 5-6 лет: методическое пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013. 84с. 36. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду для детей 6-7 лет: методическое пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013. 86с. 37. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 39. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 40. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., Т. 4/ под ред. П. Ф. Лесгафт «Физкультура и спорт», 1953. 270 с. 41. Рунова М.А., Двигательная активность ребенка в детском саду: 5- 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 256с. 42. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. М. : Просвещение, 2007. 126с. 43. Рунова М.А. Физическая готовность детей к школьному обучению. // Справочник старшего воспитателя ДОУ, №1, 2008. 204с. 44. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 27.08.2015. М. : Издательский дом «Ажур», 2014. 58с. 45. Степанкова Э.М. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 368 с. 46. Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Концепция дошкольного воспитания. 2003. 47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М. : Сфера, 2000. 64с. 48. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М. : Сфера, 2005. 120с. 49. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2009. 96 с., ил. 50. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М., Просвещение, 2006. 88с. 51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf 52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/2974 53. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников, СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. 112с. 54. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2004. 208 с., ил. 55. Шишкина В.А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 136с. 56. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. c. 41-46
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 1.1. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста Двигательная активность – средство полноценного развития и подготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным, и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекло к себе внимание ученых всевозможных направлений, его изучали физики (И. Ньютон, А. Эйнштейн), биологи (Ч. Дарвин, И. Мечников), ученые физиологи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели), специалисты по психологи (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия) и др. [7]. Движение человека занимает особое место в исследованиях ученых специалистов по физической культуре и спорту (Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева) и др. [26]. Прирожденное влечение к движению подарила ребенку природа, снабдив довольно ценным ощущением – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Высокая подвижность дошкольника – «его естественная стихия» считал Е.А. Аркин [4]. Основная, генетически обусловленная биологическая потребность человеческого организма – это двигательная активность. Двигательные функции неразделимо связаны с жизненно необходимыми системами организма: кровообращение, дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Таким образом, совершенствование движений развивает не только лишь двигательные возможности человека, но и в тоже время расширяет запасные способности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивает их регуляторные аппараты. Сотрудниками лаборатории российского физиолога И.А. Аршавского зафиксирована прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы от активности скелетной мускулатуры. Подобная взаимосвязь выявлена еще и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Так же положительное воздействие оказывает рациональная двигательная активность на нервную систему и психическое развитие дошкольника, увеличивает иммунитет и биологические свойства организма, его устойчивость к инфекции [29]. Понятие «двигательная активность» включает в себя необходимую сумму движений, производимых человеком в процессе его жизнедеятельности. В дошкольном возрасте двигательная активность условно делится на 3 составные части: - динамичность в процессе физического воспитания; - физическая активность, которая осуществляется во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; - внезапная физическая активность в свободное время. Эти составляющие неразрывно связаны меж собой. Исследование психолого-педагогической литературы показало, что двигательная активность определяется как: - важное проявление жизни, естественное влечение к физическому и психическому развитию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева); - основная база персонального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчиняется главному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский); - кинетический (двигательный) момент, определяющий развитие организма и нервной системы вместе с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд); - удовлетворенность в личных побуждениях ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.). Такие авторы как, М.А.Рунова, Т.В. Хабарова, Э.Я.Степаненкова выделяют три уровня двигательной активности: - Высокий уровень двигательной активности. Для детей дошкольного возраста свойственна высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, довольно богатый двигательный опыт, который позволяет обогатить свою самостоятельную деятельность. Определенные дети этой группы выделяются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. - Средний уровень двигательной активности. Дети имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств, для них свойственно многообразие самостоятельной двигательной деятельности. - Низкий уровень двигательной активности - это малоподвижные дети, у которых прослеживается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость, у них никак не проявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку [41]. Рассмотрим факторы, характеризующие двигательную активность дошкольников. На сегодняшний день человек все меньше использует в повседневной и трудовой деятельности свои двигательные возможности и способности. За столетие процент мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократился с 94% до 1% в настоящее время. Под влияние гипокинезии попадают и дети в возрасте до семи лет. На дошкольников влияет еще и интенсивность образовательного процесса в дошкольном учреждении, сложившийся уклад семейной жизни и другие факторы. Устранение проблемы рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях становится первоочередным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Определенно весомое место данное положение занимает в воспитании старших дошкольников. Наряду с увеличением умственной нагрузки в режиме дня детей дошкольного возраста, неотъемлемым условием после напряженной умственной нагрузки на занятиях определенно считается рационально организованная двигательная активность. Изменения двигательной активности в каждом возрастном периоде обусловливается множественными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме этого, подвижность детей индивидуальна и различна, значительное влияние на них оказывают условия жизни и воспитания. Необходимость организма в физической активности индивидуальна и зависит от многих факторов: социальных, физических, экономических, культурных. Обуславливается уровень двигательной активности наследственными и генетическими признаками: Минимальный – поддерживает нормальное состояние организма. Оптимальный – более высокий уровень, предоставляет больше возможностей для жизнедеятельности организма. Максимальный – отделяет чрезмерные нагрузки, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности. Естественную биологическую необходимость в движениях подавляют социальные факторы, инициируя состояние моторного голодания, вредного для организма. На этапе роста и созревания детского организма пагубное влияние недостатка двигательной активности особенно проявляется ярко. Последствия недостаточной двигательной активности у детей дошкольного возраста имеют длительный латентный характер и проявиться только в зрелом возрасте, оказывая отрицательное воздействие на работоспособность и состояние здоровья взрослого, что может быть незамечено ни родителями, ни педагогами, ни тем более самим ребенком. Продолжающийся недостаток двигательной активности может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма [53]. Двигательную активность детей отличают показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 часов, на двигательной активности падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 часов 15 минут против 5 часов 45 минут. Не менее важную значимость в оценке двигательной активности детей имеет показатель ее интенсивности. По сведениям В.Г. Фролова, дошкольники пятилетнего возраста на занятиях по физической культуре выполняют 67 движений в минуту, в 6 лет - 70,4, в 7 лет - 73,2 движений. На прогулке производимых ребенком движений повышается. Г.П. Юрко утверждает, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту [41]. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, так как в последние годы было проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность детей дошкольного возраста, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. Большинство научных исследователей, изучавших двигательную активность детей дошкольного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших дошкольников. Cреднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков – 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания двигательной активности детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательную активность летом мальчиков 5-6- летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение двигательной активности детей - она составляет 94,7% [43]. Двигательная активность детей значительно зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребности детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной активности (объема, продолжительности, интенсивности) к 7 годам объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма. У детей дошкольного возраста с высокой двигательной активностью, преобладает достаточный запас двигательных умений и навыков; им легче даются движения, которые требуют скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще небольшие. У дошкольника достаточно хорошо развиты главные двигательные качества такие как ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества: - удерживает статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги); - подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); - прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия; - бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; - бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м; - хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [53]. Итак, решая первую задачу нашего исследования, мы обнаружили, что двигательная активность оказывает большое влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Имеется взаимосвязь меж психическим развитием и уровнем физической подготовленности ребенка. Двигательная активность активизирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дошкольники, обладающие большим объёмом двигательной активности в режиме дня, отличаются средним и высоким уровнем физического развития, хорошими показателями состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенным иммунитетом, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. На фоне общего физического развития у дошкольников улучшается подвижность, стабильность нервных процессов, уравновешенность, скапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Впрочем, при перегрузках дети все еще быстро устают, «истощаются» и проявляется охранительное торможение. следовательно одно из основных условий эффективности физического воспитания старших дошкольников – это учет возрастных особенностей. 1.2. Подвижные игры их роль и значение в развитии детей дошкольного возраста Множественные исследования специалистов указывают на то, что уровень развития физических качеств в настоящее время находится на низком уровне, который не удовлетворяет современным нынешним требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Именно по этой причине, вопрос развития двигательной активности весьма актуален и требует дальнейшего совершенствования. К старшему дошкольному возрасту у детей возникает высокая потребность в двигательной активности, но они не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Дети 6-7 лет все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей 6-7 лет могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни. Для обеспечения оптимального режима двигательной активности старших дошкольников большую роль играет повышение интереса к физической активности. В процессе выполнения интересного дела повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Верное решение проблемы развития двигательных активности детей дошкольного возраста обуславливается применением различных средств на занятиях физической культурой, увеличивается значимость постоянных, ежедневных занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Средствами развития двигательной активности являются: - утренняя гимнастика, - гимнастика пробуждения; - подвижные игры, физкультминутки; - занятия физической культурой, в том числе и на улице. У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому рекомендуется использовать ее для развития двигательной активности детей В развитии разносторонне сформированной личности дошкольника подвижные игры играют особую роль. Они рассматриваются как ключевое средство физического воспитания. Являясь важнейшим средством физического воспитания, подвижная игра в то же время оказывает и оздоровительное воздействие на детский организм. Игра – незаменимое средство совершенствования движений, развивая их, содействует развитию быстроты, выносливости, координации движений. Колоссальное число движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, что в свою очередь оказывает положительное влияние на психическую деятельность [36]. Игра существовала как спутник человека с давних лет. Прогрессивные отечественные ученые-педагоги, гигиенисты, например П.Ф. Лесгафт либо А.П. Усова, выявили значимость игры как деятельности, содействующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии малыша, способствующей многостороннему воздействию на формирование его личности [40]. Рассмотрим, то, что говорили о смысле подвижной игры в жизни детей известные педагоги. Д.А. Эльконин провел исследование педагогической и психологической литературы по вопросу исторического возникновения игры, он утверждал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающего поколения в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Загруженность родителей и раннее включение детей в деятельность взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало особой разницы среди возрастных категорий, и в итоге очень рано становились действительно независимыми [56]. Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основоположник российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт уделял игре особое место, определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Сообразно установленному определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся четким и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Он исследовал игру как одно из основных средств физического образования и воспитания и уделял более значительное место играм на занятиях физической культуры. Он полагал, что подвижные игры представляют собой более сложное действие, нежели отдельные гимнастические упражнения и имеют огромное образовательное и воспитательное значение [40]. А В.Л. Страковская полагает, что «подвижная игра – это средство пополнения дошкольником знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [46]. Огромное значение игре как средству воспитания придавал К.Д. Ушинский. Детскую игру он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он акцентировал внимание на то, что эта самая действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более ясна. В игре дошкольник контактирует со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно управлять предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. Согласно мнения Ушинского, игры в известной мере способствуют формированию его личности и не проходят бесследно для будущей жизни ребенка. Существенное воздействие оказывают игры на развитие детского воображения, тем более в дошкольном возрасте [54]. В.Г. Марц считал подвижные игры приоритетными, равно как значимое средство физического и морального воспитания. Стремился к внедрению в образовательные учреждения. Он считал, что подвижные игры являются средством физического и нравственного воспитания детей, и разработал методику руководства играми, а также полагал, что от руководства игрой во многом зависит ее успех. Так же автор органически связывал подвижную игру со спортивной. Первой ступенькой той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх до спортивной игры он видел самую простую подвижную игру. Игры – это средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности считал А.С. Макаренко. В играх у дошкольников воспитывается чувство коллективизма, активность, инициатива, но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и как правило формирование новых психических процессов и качеств личности ребенка. Игра, как осмысленная деятельность, направлена на достижение определенных двигательных задач в стремительно меняющихся условиях, в которых проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями [27]. В теории и методике физического воспитания имеется общепризнанная классификация подвижных игр. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры (баскетбол, хоккей, футбол и др.), подвижные игры – игры с правилами. В дошкольном учреждении применяются по большей части элементарные подвижные игры. Подвижные игры так же классифицируются по таким параметрам как: возраст, степень подвижности малыша в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), виды движений (игры с бегом, метание и т.д.). Выделяется еще один вид игр – игры-забавы, которые предусматривают выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.) и требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости. Спортивные игры рационально проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте – это баскетбол, городки настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные и несюжетные игры с правилами относятся к подвижным играм вызывающие интерес у дошкольников двигательные игровые задания, которые ведут к достижению цели содержат несюжетные подвижные игры: - перебежки, ловишки; - игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и т.п.); - игры-эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»); - игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). В каком-то смысле сюжетные подвижные игры отображают жизненный или сказочный эпизод. Дошкольника привлекают игровые образы, он творчески проявляет себя, изображая кошку, воробья, автомобиль, волка, гуся, обезьянку и др. Сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия – есть содержание подвижной игры [1]. По мнению М.А. Руновой методика проведения подвижной игры содержит безграничные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, на умелое педагогическое руководство ею. Важное место занимает профессиональная подготовка педагога, педагогическая наблюдательность и предвидение. Образовательные и воспитательные функции подвижной игры успешно осуществляются только при умелом руководстве ею, которое предполагает управление двигательным и нравственным поведением старших дошкольников. Методика проведения подвижных игр содержит в себе - Название. - Задачи (закреплять, совершенствовать, управлять). - Цель (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.). - Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.) - Содержание (дошкольный возраст). - Правила (знание правил игры, начинаем игру после сигнала). - Ход (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал) - Руководство (отслеживаем развитие сюжета). - Варианты (усложнения). - Анализ (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится) В период проведения подвижной игры необходимо учитывать, что сбор детей необходим там, где будут начинаться игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, которая должна быть краткой, понятной, интересной и эмоциональной. Действия дошкольников в игре определяет роль, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх для детей-дошкольников применяются наиболее сложные движения. Перед дошкольниками стоит задача моментально отвечать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, роли распределяются меж всеми детьми; используются игры-эстафеты. Создание условных обстоятельств, при проведении подвижной игры, могут осуществлять сами дети. В дальнейшем эти умения имеют шансы пригодиться в самостоятельной деятельности. По ходу развития двигательной активности детей игры необходимо усложнять, хотя при этом последовательность действий и эпизодов остается при этом неизменной. Усложнения должны быть всегда обоснованы, кроме того, они делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg