Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОДЫ)

Использование метода проектов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе

happy_woman 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.10.2020
Цель работы – обосновать и апробировать на практике эффективность применения метода проектов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. В качестве объекта исследования мы рассматриваем метод проекта при обучении иностранному языку. В качестве предмета исследования выступает процесс формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Гипотезой исследования следует считать предположение о том, что использование метода проектов будет более эффективным, если при работе над проектом будет произведена активизация коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, нежели обычный урок-повторение.. На фоне поставленной цели и выдвинутой гипотезы был обусловлен ряд следующих задач: 1) раскрыть сущность метода проектов и понятие проекта; 2) изучить типы проектов; 3) рассмотреть технологию создания проектов; 4) выявить этапы работы над проектом; 5) описать этапы организационной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся методом проектов; 6) изучить процесс формирования коммуникативной компетенции на примере учебного проекта; 7) определить эффективность применения метода при обучении иностранному языку на среднем этапе в общеобразовательной школе. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: ? теоретические: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков ? эмпирические: наблюдение, тестирование обучающихся, беседа. ? статистические: анализ, обработка полученных данных. Теоретическая значимость исследования - дано теоретическое обоснование использованию проектной методики как средству обучения монологическому высказыванию на английском языке учащихся старших классов средней школы; - предложены критерии и детализированная шкала оценки творческого монологического высказывания; - уточнены теоретические положения применения тренинга для обучения творческому монологическому высказыванию на английском языке; - доказана возможность использования тренинговой организации занятий как формы реализации обучения в сотрудничестве в рамках проектного метода. Практическая ценность исследования - заключается в создании нескольких проектов, способствующих эффективной работе на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).; - разработанные памятки по подготовке и публичной презентации творческого монологического высказывания как продукта проектной деятельности применяются при обучении английскому языку учащихся старших классов средней школы; - полученные результаты могут быть использованы при составлении учебных пособий и подготовке элективных курсов, направленных на формирование риторической компетенции на занятиях по английскому языку в средней школе; Теоретической базой исследования послужили: • основные работы И.А. Зимней и А.Н. Леонтьева, рассматривающие основные приемы речевой деятельности; • концепция применения проектного метода в обучении иностранному языку Е.С. Полат; • подход к сущности творческого монологического высказывания В.И. Невской, Н.В. Гераскевич. Опытной базой исследования выступила МБОУ СОШ №5 г.о. Лобня Московской области. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет (с 2018 по 2020 гг) в МБОУ СОШ №5 г.о. Лобня Московской области. Первый этап( январь – март 2018 г) - изучение педагогического опыта практического применения проектного метода в обучении английского языка и организация обучения монологическому высказыванию в школе. Второй этап (сентябрь-октябрь 2018 г) - изучение стимулирующего потенциала проектного метода в ходе экспериментальной проверки в средней общеобразовательной школе. Третий этап (ноябрь – декабрь 2019 г) - разработка методики обучения творческому монологическому высказыванию и проведение проверки ее эффективности в ходе опытного обучения. Четвертый этап( январь – февраль 2020 г) - оформление магистерской диссертации в соответствии с требованиями. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках образовательного процесса обучающихся 5-9-х классов МБОУ СОШ №5 г.о. Лобня Московской области. По материалам исследования опубликованы две статьи. Логунова П. В., Мишина Е. Н. Использование метода проектов при обучении монологическому высказыванию на английском языке в средней школе / П.В. Логунова, Е. Н. Мишина [Электронный ресурс] // URL: https:// infourok.ru / ispolzovanie-metoda-proektov-pri-obucheniimonologicheskomu-vyskazyvaniyu-na-anglijskom-yazyke-v-srednej-shkole-4137610.html Мишина Е. Н., Логунова А. В., Логунова П. В. Развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» в системе вузовского образования // Материалы национальной контент-платформы (г. Мичуринск 12 декабря 2019 г.) Сборник научных статей. 2019. – С. 30-33. Положения, выносимые на защиту: 1) творческое монологическое высказывание есть подготовленное авторское высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора, служащее средством воздействия и предполагающее наличие некоторой эмоциональной реакции реципиентов; 2) риторическая компетенция, являясь целью обучения творческому монологическому высказыванию и неотъемлемой структурной единицей иноязычной коммуникативной компетенции, связанной с другими ее конституентами, представляет собой умение осуществлять коммуникацию в рамках риторической ситуации общения при учете особенностей аудитории слушателей, с применением лингвистических, экстралингвистических, психологических и внелингвистических средств и механизмов воздействия и поддержания внимания, в соответствии с нормами, принятыми в том или ином культурном сообществе, с целью достижения наибольшего прагматического эффекта публичного выступления; 3) для обучения монологической речи как творческой деятельности старшеклассников средней школы наиболее целесообразным является использование методики, сочетающей в себе тренинговую форму организации занятий и проектный метод, как средство мотивации и стимуляции активности школьников. Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования. В концепции модернизации образования отмечается, что на современном этапе развития общества система образования должна быть ориентирована не только на передачу школьникам некой суммы знаний, но и на развитие всех аспектов их личности, их познавательных и созидательных способностей. Языковое же образование ставит своей стратегической целью формирование вторичной языковой личности, т.е. личности, достигшей такого уровня владения иностранным языком, который позволяет ей использовать его как средство постижения иной культуры. Становится очевидным, что в современной школе необходимы такие технологии, методы, приемы, которые нацелены на превращение процесса изучения английского языка в собственно познавательный процесс, способствующий раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности школьника, что и обуславливает актуальность настоящего исследования, посвященного использованию метода проектов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Вышесказанное приводит нас к противоречию между формированием вторичной языковой личности на уроках английского языка, и отсутствием универсализации и методически грамотному применению метода проектов в школе. На основании выявленного и сформулированного противоречия обозначается проблема исследования: как активизировать процесс формировании иноязычной коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе посредством метода проектов?
Содержание

Введение……………………………………………………………… 1 Теоретические основы использования метода проектов при обучении иностранному языку…………………………………….. 1.1 Раскрытие понятия «коммуникативная компетенция», «метод проектов», классификация проектов………………………………. 1.2 Технология создания проектов, этапы работы над проектом…. 1.3 Возрастные особенности среднего школьного возраста……… Выводы по главе 1…………………………………………………… 2 Опытно-экспериментальная работа при использовании метода проектов в обучении иностранному языку………………………… 2.1 Описание этапов организационной работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся методом проектов……………………………………………………………….. 2.2 Выявление особенностей использования метода проектов в обучении иностранному языку……………………………………… 2.3 Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на примере учебного проекта………………………………………….. 2.4 Определение эффективности применения метода проектов при обучении иностранному языку……………………………….. Выводы по главе 2………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………. Список литературы………………………………………………….. Приложение 1…………………………………………………………. Приложение 2………………………………………………………… Приложение 3…………………………………………………………. Приложение 4………………………………………………………… Приложение 5………………………………………………………..
Список литературы

Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 1.1 Раскрытие понятия« коммуникативная компетенция», «метод проектов» и классификации проектов В современном обществе роль человека, говорящего на иностранных языках, значительно возрастает. Коммуникативная компетентность является одной из основных задач, которая является основной целью обучения иностранным языкам и отвечает требованиям концепции модернизации российского образования. Преподаватель, формирующий коммуникативную компетенцию, должен создать необходимые условия для приобретения навыков и умений учащимися с высоким уровнем общения. Понятие «коммуникативная компетентность» по происхождению означает определенную систему требований к человеку, связанную с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских техник, умение индивидуально подходить к собеседнику и т. д. К компонентам коммуникативной компетенции относятся: • лингвистическая компетентность, то есть знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных предложений; • социолингвистическая компетентность, то есть способность использовать и трансформировать языковые формы в зависимости от ситуации общения; • дискурсивная компетентность, т. е. способность воспринимать и генерировать высказывания в коммуникативном общении; • стратегическая компетентность, т.е. способность прибегать к коммуникационной стратегии, вербальной и невербальной, чтобы компенсировать незнакомый языковой материал; • социокультурная компетентность, т. е. желание вступать в общение с другими людьми, уверенность в себе, которая предполагает ставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них. В настоящее время в методике преподавания иностранного языка сложилось мнение, что цель современного образовательного пространства может быть достигнута с помощью проблемных и межкультурных подходов к определению предметного содержания обучения на иностранном языке, а также с помощью личностно-ориентированных и коммуникативно-активных подходов к организации иноязычной образовательной деятельности. Метод проекта позволяет наименее ресурсоемким способом создавать условия труда, максимально приближенные к реальным, для формирования компетенций учащихся. При работе над проектом у школьников есть исключительная возможность развить навыки решения проблем( поскольку обязательным условием для реализации метода проекта в школе является решение их собственных проблем для учащихся с помощью инструментов проекта), а также освоение методов деятельности, составляющей коммуникативные и информационные компетенции. Также, с внедрением метода проекта в учебную деятельность школьников, произошли изменения в форме организации образовательной деятельности и образовательного сотрудничества с аудиторных занятий на лабораторно-семинарские и лекционно-лабораторные исследования. Метод проектов, эффективный подход, который широко применяется в школе, был разработан американскими учеными У. Килпатриком и Д. Дьюи, также под руководством С. Шацкого группой российских ученых. Использование метода проектов в обучении иностранному языку имеет такую особенность, что реализация проектов может осуществляться как на русском, так и на иностранном языке. Проект, выполненный на иностранном языке, может отличаться по качеству работы, так как в этом случае возможны ошибки. Очень важно, чтобы школьник был заинтересован, деятельность проекта затрагивает различные сферы жизни, помогает ребенку раскрыть его потенциал. Для создания теоретической базы были использованы работы таких ученых, как Е. С. Полат, И. А. Зимняя, У. Килпатрик, В. В. Гузеева. Реализация метода проекта в школьном образовании во многом определяется тем, что метод проекта, являясь относительно новым методом в преподавании английского языка, способствует решению таких приоритетных задач современного образования, как: • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; • расширение и систематизация знаний языка, расширение лингвистических горизонтов и словарного запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; • создание основы для формирования интереса к повышению уровня владения изучаемым иностранным языком, использование иностранного языка в качестве средства получения информации, позволяющей расширить ваши знания в других предметных областях. Есть много определений проекта. Проект переводится с латыни как «брошенный вперед». Изначально слово «проект» означало план, эскиз, план того, что будет сделано. В дальнейшем была разработана интерпретация «Проект - прототип, прототип любого объекта, вид деятельности и т. д.». В 20-м веке дизайн, т. е. «процесс создания проекта», стал одним из наиболее распространенных видов интеллектуальной деятельности, и термин «проект» утратил свою «изначально техническую» интерпретацию. Под методикой проектов Зуева М.Л. подразумевает «технологию организации образовательных ситуаций, в которой учащийся ставит и решает свои проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащихся» [23, с. 65]. У. Килпатрик, американский учитель, предложил оригинальное определение: «Проект - это любое воздействие, индивидуальное или групповое, совершенное от сердца» [24, с. 79]. В методе проектов в качестве педагогической технологии был воплощен ряд идей, наиболее четко представленных американским учителем и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952), который заявил следующее: «Детство не является периодом подготовки к будущей жизни», но полноценная жизнь. Следовательно, образование должно основываться не на знаниях, которые когда-нибудь будут ему полезны, а на том, в чем сегодня отчаянно нуждается ребенок, на проблемах его реальной жизни. Разработка метода проекта имеет долгую историю, уходящую в 17 век. Основанная в 1671 году Королевская академия архитектуры в Париже в 1702 году объявила конкурс на строительные планы, эскизы которых назывались проектами. Метод проекта не является принципиально новым в мировой практике. Возник в начале этого века в США. Его также называли методом проблем и он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и учителем Джорджем Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком Метод проекта привлек внимание российских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с развитием американских педагогов. Под руководством русского учителя С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытающихся активно использовать методы проектирования в педагогической практике. Позднее, даже при советской власти, эти идеи стали широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и по постановлению ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени не было серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В то же время он активно и очень успешно развивался в зарубежной школе. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джорджа Дьюи, метод проектов были широко распространен и приобрел большую популярность благодаря к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практическому применению для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.« Все, что я знаю, я знаю, зачем мне это нужно, и где и как я могу применить эти знания» - это основной тезис современного понимания метода проекта, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знания и практические навыки. Основная идея метода проекта в обучении иностранному языку состоит в том, чтобы сместить акцент с различных типов упражнений на активную умственную деятельность школьников, что требует знания определенных языковых инструментов для его проектирования. Именно поэтому вам необходимо обратиться к методике проекта на этапе творческого использования языкового материала. Только метод проекта может решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, который решает действительно интересные, практически значимые и доступные для школьников задачи с учетом особенностей культуры страны и на основе межкультурного взаимодействия. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют за определенный промежуток времени. Этот метод органично сочетается с групповыми( совместным или совместным обучением) методами. Метод проекта всегда предполагает решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, различных методов, учебных пособий, а с другой - требует интеграции знаний, навыков для применения знаний из различных областей науки, техники, технологии, и творческие поля. Результаты выполненных проектов должны быть, как говорится, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если оно практическое, - конкретный результат, готовый для использования (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проекта как о педагогической технологии, то эта технология предполагает сочетание исследовательских, поисковых, проблемных методов, креативных по своей сути. Карл Фрейд выделяет отличительные черты метода проектирования, среди которых наиболее значимыми являются следующие: - участники проекта подбирают инициативу проекта у кого-то из жизни; - участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; - участники проекта развивают инициативу проекта и доводят ее до сведения всех; - участники проекта организуются в бизнес; - участники проекта информируют друг друга о ходе работ; - участники проекта вступают в дискуссию [23, с. 72]. Проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими чертами для всех проектов, так и отличительными чертами, среди которых основными являются следующие: - использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; - акцент на самостоятельной работе обучающихся( индивидуальных и групповых); - выбор тем, представляющих большой интерес для школьников и непосредственно связанных с условиями, в которых реализуется проект; - подбор языкового материала, видов заданий и последовательности работ в соответствии с темой и целью проекта; - визуальное представление результата. Есть пять основных компонентов проекта: 1. Определение потребностей и краткое изложение проблемы. Необходимо с самого начала определить, на кого направлены результаты проекта и зачем они нужны; 2. Набор исходных идей. Эти идеи представляют собой мысли учащихся о том, какой проект они могут реализовать; 3. Изучение одной или нескольких идей. Обучающийся (или группа обучающихся) должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем( одноклассниками) идею, которая будет развиваться дальше. В процессе разработки идеи обучающийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами; 4. Выполнение проекта. Обучающиеся создают то, что они разработали. На этом этапе они могут изменить некоторые особенности проекта, если столкнутся с серьезными трудностями во время работы. Часто бывает, что ученики должны упростить начальную версию; 5. Оценка проекта. Учащийся (одноклассник или учитель) оценивает качество выполненного проекта. Кроме того, учащийся оценивает свою деятельность во время реализации проекта, указывает, как он улучшит процесс проекта в следующий раз. В процессе изучения сущности концепции метода проекта и концепции проекта мы сочли целесообразным рассмотреть типы проектов. В настоящее время существует множество классификаций проектов. Согласно одной из этих классификаций, английские специалисты в области методики преподавания языка Т. Блур и М. Сент-Джон выделяют три типа проектов: 1. Групповой проект, в котором изучение проводится всей группой, и каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы. 2. Мини-исследование, состоящее из индивидуального социологического опроса с использованием анкет и интервью. 3. Проект, основанный на работе с литературой, предполагающий выборочное чтение по теме, интересующей школьника и подходящей для индивидуальной работы [23, с. 74]. По мнению исследователей, самый простой и популярный тип, используемый на практике, - последний. Однако этот тип проекта нацелен только на развитие внимательного и читабельного чтения, работы с библиотечными каталогами и справочными книгами, то есть работы с литературой. Уильям Килпатрик выделил четыре типа проекций. Эта классификация также известна: «Первый тип проекта касается опыта, в котором цель состоит в том, чтобы сделать, достичь, выполнить что-то конкретное, воплотить идею или идею в определенной форме. Второй тип проекта опирается на целенаправленное использование опыта. Третий тип касается решения проблем, фактического опыта, целью которых является раскрытие интеллектуальных трудностей и недоразумений и их продуктивная обработка. Четвертый тип касается приобретения знаний и навыков, или опыта, в котором человек продвигает свой собственный процесс обучения к определенной точке »[25, с. 46]. Но в то время нельзя говорить о каких-то радикальных методах в методах обучения. Рабочая школа19- го века была спичкой для первого типа. Килпатрик был единственным, кто действительно расширил сферу применения метода проекта. Воплощение материала проекта может стать идеей для реализации того, что было задумано. Второй тип может существовать, только если проект установлен в качестве цели, потому что этот тип является пассивным опытом учащегося, который описывает опыт и эстетическое восприятие. Эволюция и история человечества создали проект третьего типа, поскольку человечество способно решать проблемы. Границы этого типа приложений широко расширены. Мышление стало основой и основой для создания проекта. В нашей повседневной жизни возникают трудности или моменты, когда нам нужно принять решение, поэтому мы можем приписать этот тип проекта здесь. Однако есть разница между проблемой и проектом, и она заключается в том, что вам просто нужно поставить цель. Четвертый тип проекта направлен на практическое использование полученных знаний. Когда вы изучаете и осваиваете предмет, вы можете заниматься практической деятельностью. Накопленные знания могут быть востребованы по мере необходимости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языки (переводы), 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языки (переводы), 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Языки (переводы), 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Языки (переводы), 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Языки (переводы), 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg