Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Творческие кластеры как инструмент развития молодежного досуга

shahov_2020 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.10.2020
Социально-культурная деятельность как область реализации интересов и досуговых предпочтений индивидов является значимым фактором изменении?, происходящих в ценностных ориентациях отдельных социальных групп, обществе в целом. Рассматривая вопросы трансформации ценностных ориентации? молодежи в сфере досуга, следует обратить внимание на новые культурные площадки.
Введение

Актуальность курсовой работы определяется тем, что в современных условиях именно творческие индустрии во многом формируют качество досуга людей, а также решают целый ряд социально-экономических проблем и способствуют росту благосостояния мегаполиса. В настоящее время область творческих индустрий стала центром профессиональных дискуссий во всем мире. По статистике спрос на комфортные и функциональные творческие места в городе возрастает с каждым годом. Новая социально-экономическая ситуация и новые требования к культуре труда и общественных отношений предопределяет сегодня необходимость разработки нового подхода в изучении проблем молодежного досуга и творческих индустрий, которые возникают на фоне преобразований в культурной жизни современного общества, также пересмотра принципов организации городского пространства и развития экономики мегаполисов. Ведь современная городская среда в условиях досуга — это совокупность многих объектов, которые формируют специфическое пространство, и возможность возникновения взаимоотношений внутри него. Качество городской среды напрямую зависит от того насколько хорошо удовлетворяются в этом пространстве объективные потребности и запросы жителей города. Возможность реализации культурных и коммуникативных потребностей горожан связана в целом с уровнем культурного потенциала каждого отдельно взятого мегаполиса. К пространствам, содержащим и транслирующим культурный потенциал для молодежной среды любого города можно, безусловно, отнести специализированные места для проведения культурного досуга граждан, такие как театры, концертные залы, библиотеки, дома культуры и т. д. Однако, можно отметить, что эти пространства навязаны молодежи государством извне. И зачастую они не воспринимают их как, что-то близкое и понятное. Поэтому чаще всего естественной реакцией городского молодого сообщества при отторжении таких культурных сообществ, как чего-то внешнего, является попытка создавать свой собственный внутренний мир городской культуры. Так возникают иные пространства, которые активно развивают и используют сами горожане. Одной из форм таких пространств является творческий кластер, который существует в рамках, так называемой, «креативной недвижимости». Таким образом, актуальность проблемы и недостаточная степень разработанности определили тему исследования: «Творческие кластеры как инструмент развития молодежного досуга». Объект: творческие кластеры в молодежной среде; Предмет: деятельность творческих кластеров в развитии молодежного досуга. Цель: Охарактеризовать деятельность творческих кластеров как инструмента развития молодежного досуга. Задачи: 1. Определить генезис понятия «творческий кластер» в социально-культурной деятельности. 2. Обосновать молодежную среду как основную аудиторию творческих кластеров. 3. Охарактеризовать инновационный опыт деятельности творческих кластеров России, направленных на развитие молодежного досуга. 4. Провести анализ практического опыта деятельности творческих кластеров для молодежи в городах Москва и Санкт-Петербург. Степень научной разработанности проблемы. Изучение творческих кластеров с точки зрения организации пространства мегаполиса является предметом изучения исследователей различных научных школ. Существенный вклад в понятие о творческих индустриях, и в частности о кластерах, внес ведущий специалист по развитию городов Чарльз Лэндри с концепцией «Креативный город». Также дальнейшим развитием упомянутых понятий занимались американские экономисты Майкл Портер и Ричард Флорида, куратор программы ЮНЕСКО «Креативные города» Саймон Эванс, А. Маршалл и другие. Интерес к изучению данной темы нашел свое отражение и в многочисленных исследованиях российских авторов (Зеленцовой Е.В., Гладких Н. Гнедовского М.Б., Петренко И.А., Дэниела Замански, О.И. Генисаретски и Миллиевой Ю.С.) Значительный вклад внесли публикации работы Шильдта Л.А. и Беловой И.А., посвященной разработке теоретических основ функционирования творческих кластеров и их классификации. Вместе с тем, рассмотрению отдельных проблем в индустрии кластеризации города посвящены работы Байкова Е.А., Зайцевой Г.А., Комаровой М.В., Литвинцевой Г. Ю., и Шептухиной Л. И. Также особое значение для исследования имеют труды, посвященные характеристике технологий социально-культурной деятельности. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ таких выдающихся ученых, как Т. Г. Киселева, Е.И. Григорьева, Ю.Д. Красильников, Н.Н. Ярошенко, Г. Н. Новиковой, Г.К. Селевко и др. Однако, при всей значимости исследований на тему творческих индустрий и организации городского пространства, проблема специфики творческих кластеров и их технологий функционирования как инструмента для развития молодежного досуга рассмотрена учеными не в полной мере, что обуславливает востребованность выбранной темы курсовой. Выводы по курсовой работе: §1. Творческий кластер - это объединение субъектов креативных индустрий города на одном пространстве для создания нового уникального творческого продукта, а также направленного на создание инфраструктуры, обеспечивающей их взаимодействие. Существуют различные творческие кластеры по своему содержанию, их образование зависит от особенностей региональных культурных ресурсов (кластеры визуального искусства, современного уличного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, мультикультурные и пр.). Они весьма различны по принципам формирования, территориальным предпочтениям, характеру взаимоотношений с официальной властью, представленных в них творческим индустриям. В то же время творческие кластеры развиваются по определенным принципам, присущим современным креативным индустриям. § 2. Творческий индустриальный кластер стал местом притяжения для талантливой молодежи – она идет сюда за новыми знаниями, с собственными идеями и проектами. Основная задача творческих кластеров и креативных индустрий в целом – это поддержать молодых людей, помочь им реализоваться в своих начинаниях. Работа в кластере несет еще и созидательную функцию: это и воспитание подрастающего поколения, и интересный досуг, и развитие творческих способностей, и подготовка кадров. § 3. Творческие индустрии, являясь ядром креативной экономики, обладают мультипликативным эффектом — они придают новые импульсы развития как смежным отраслям, так и в целом в городской экономике и городской среде. Слияние современных творческих и экспериментальных подходов, типичных для искусства и предпринимательства, порождает инновационные, эффективные идеи в области бизнеса. Способность творческих индустрий создавать стиль и разрабатывать дизайн в сочетании с навыками маркетинга помогает преобразовывать более крупные производства, позволяя им выдержать становящуюся все более глобальной конкуренцию. § 4. Принципиально новые, культурные площадки, наполненные содержательным досугом и разнообразными формами социально- культурнои? деятельности, позволят продуктивно удовлетворять индивидуальные потребности молодежи в развлечениях, самосовершенствовании, творческои? и профессиональнои? самореализации личности. Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦОНИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ 8 § 1.1 Генезис понятия «творческий кластер» в социально-культурной деятельности 8 § 1.2. Молодежная среда как основное направление деятельности творческих кластеров 15 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 23 § 2.1. Характеристика инновационного опыта деятельности творческих кластеров России для молодежи 23 § 2.2. Пути развития молодежного досуга на примере деятельности творческих кластеров городов Москва и Санкт-Петербург 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Список литературы

1. Антонова А.А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(47). – Новосибирск: СибАК, 2015. 2. Акунина Ю. А., Ванина О. В. Протестное искусство в молоде?жнои? среде: социально-культурныи? анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – No 5 (73). – С. 76–82. 3. Байков Е.А. Формирования инновационных творческих кластеров на территориях крупных городов // В книге: Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016) Труды международной научно-практической конференции. под ред. А.В. Бабкина. 2016. С. 188-195. 4. Барышева, Ю.С. Трансформация идентичности в условиях социокультурного пространства мегаполиса / Ю.С. Барышева, А.П. Краснопольская // Вестник МГУКИ. – 2015. - №6.- С.108-115. – Бибриогр.: с.114-115. 5. Власова, Е.А. Мегаполис как семантико-символическая система: дис. Канд. Филос. Наук : 20.00.01 / Е.А. Власова: Моск. гос ун-т культуры и искусств ; науч. рук. И.В. Малыгина.- М., 2013. – 199л. : ил. – Прил.: л. 174-199. – Библиогр. : л.154-173 6. Герасимова И. А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – No 4 (54). – С. 92–98. 7. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: политический вызов для России // Журнал литературный, политический и учёный «Отечественные записки». 1818-1884, 2001-2018 / Выпуск журнала № 4 (25) 2005 8. Есаков, В. А. Мегаполис и его культура. На примере Москвы / В. А. Есаков. – Изд. 2-е; перераб. – М.: Альфа-М, 2009. – 206, [1] с. – Бибриогр.: с. 183-206. 9. Есаков. В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии / В.Ф.Есаков. – М.: Голден Би, 2001.- 175 с. – Библиогр.: с. 159-175. 10. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : МГУКИ, 2002. — 288 с. 11. Зайцева, Г.А. «О творческих индустриях». Журнал «Справочник руководителя культуры», с. 56-62, №1, 2008. 12. Зеленцова Е.В., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. — М.: «Классика — XXI», 2010. — 240 с. 13. Ионис А.С Проблемы реализации инновационной кластерной политики с точки зрения государственного управления// Кластеры. Исследования и разработки. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 6-16. 14. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теорети-ческие основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М., МГУКИ, 2001. — 136 с. 15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Социально-культурная деятельность: Учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: МГУКИ, 2004.-539с. 16. Княгинин В. Н. Культурная революция в пространстве города // 60 параллель. — 2009, № 2 (33). — С. 68–77. 17. Комарова, М.В. Технологические аспекты организации и постановки социально-культурных программ/ М.В.Комарова// Инновационные технологии обучения культурно/досуговой деятельности: Сб. науч. тр. М.: МГУКИ, 2000. –С.202-210. 18. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современнои? культуры: проблема генезиса и семиотические особенности сообщения // Критика и семиотика. – 2014. – No 2. – С. 220–233. 19. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижиков.- М.:МГУК, 1998 20. Литвинцева, Г. Ю. Креативные пространства — аудитории нового типа // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10-2 (52). — С. 201-202. 21. Лэндри Ч. Креативный город /Ч. Лэндри; Ин-т культ. политики; пер. с англ – Москва.: Классика-ХХI», 2006. - 399 с. 22. Миллиева Ю.С. Опыт организации творческих кластеров в России/ Ю.С. Миллиева // Проспект Свободный: электронный сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика. – Красноярск, 2015. – С. 43-44. 23. Мильков Д.В. Государственная поддержка творческих индустрий в России: опасности и возможности // Международный культурный форум в Ульяновске: инициатива, партнерство, развитие (сборник информационных и аналитических материалов) / Под общ. ред. Астафьевой О.Н. Ульяновск: ООО «Мастер студия», 2013. 76 с 24. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2006. 25. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие/ Г.Н.Новикова-М.:МГУКИ, 2008.-173с. 26. Пальцев, В.В. О необходимости создания автомобильного кластера в ПФО // Будущее технической науки: сб. матер. межд. конф. / НГТУ, 2009. - С. 357. 27. Петренко И.А. Креативная экономика: зарубежный и российский опыт / Российский университет Дружбы народов. – Москва, 2014. 28. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран // Портер М., пер с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 943с. 29. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под научной редакцией Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004. – 512с. 30. Соловьев М.С. Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 10-12 31. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 650-652. 32. Федотова Н. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — Т.199. — 2013. — С. 17—33. 33. Флорида Ричард. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; Пер. с англ. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 430 с. 34. Шептухина Л. И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города / Л. И. Шептухина // Мир современной науки. — 2012. — Т. 4. — С. 76–83. 35. Шильдт Л.А., Белова И.А. Развитие творческих кластеров.//Уфимский государственный нефтяной технический университет. Изд-во «Научные технологии». / Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». – 2012. Интернет - источники 36. Официальный сайт дизайн-завода «Флакон» – Москва. URL: http://flacon.ru (дата обращения 12.12.2019) 37. Официальный сайт Лофт-Проекта «Этажи» – Санкт-Петербург. URL: http://www.loftprojectetagi.ru (дата обращения 12.12.2019) 38. Официальный сайт творческого кластера «Артмуза» – Санкт- Петербург. URL: http://artmuza.spb.ru (дата обращения 12.12.19) 39. Официальный сайт центра дизайна ARTPLAY – Москва. URL: http://www.artplay.ru (дата обращения 12.12.2019) 40. Официальный сайт креативного кластера «Хлебозавод» URL:https://hlebozavod9.ru (дата обращения 21.12.19) 41. Пространство «Ткачи»: сайт проекта iPetersburg. –2015. URL: www.ipetersburg.ru/prostranstvo-tkachi (дата обращения 21.12.2019) 42. Саймон Эванс. Творческие кластеры: ключевые понятия. [Электронный ресурс] URL: http://creativeclusters.com/clusters.dreamhosters.com/ ?page_id=1599 (дата обращения 31.11.2019) 43. Самострокова Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 141-143. — . [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/36/4094/ (дата обращения: 20.11.2019) 44. Свободная энциклопедия Википедия // [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Креативное_пространство#cite_ref-kvadroom_4-0 (дата обращения 02.12.2019) 45. «Порт Севкабель»: Новая жизнь после открытия // URL:https://www.the-village.ru/village/city/city-guide/326053-port-sevkabel-2-0 (дата обращения: 22. 12. 19) 46. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 / евразийский международный научно-аналитический журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2785. (дата обращения 10.12.2019) 47. Чайникова, Л.Н. Кластеры в системе развития инновационного потенциала Тамбовской области // [Электронный ресурс] URL: http://sciencebsea. narod.ru/2006/ekonom_2006/chainikova_klastery.html (дата обращения 10.12.2019)
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦОНИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ § 1.1 Генезис понятия «творческий кластер» в социально-культурной деятельности Приступая к рассмотрению темы данного параграфа, следует начать с определения понятия «кластеры». Понятие кластера ввел американский экономист Майкл Портер в своей работе «Международная конкуренция», продолжая исследование А. Маршалла, который установил, что успешное развитие национальной экономики зависит от локальных концентраций специализированных отраслей. По словам М. Портера: «Кластер или промышленная группа – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 65 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Социология, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Социология, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Социология, 50 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg