Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Скрытое социальное неблагополучие семей подростков

shahov_2020 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.10.2020
Таким образом, подводя итоги проанализированной информации, можно сделать вывод о том, что неблагополучие семьи по сей день является актуальным проблемой в нашем обществе. Особое место отводится именно скрытому социальному неблагополучию. Вопрос изучен, как говорилось ранее, не полностью, но есть тенденции к дальнейшему изучению данного явления. Если конкретизировать информацию, представленную в данной работе, можно сказать с уверенностью, что неблагополучие скрытого типа несет в себе огромные негативные последствия как для ребенка и его семьи, так и общества и государства в целом. Ребенок в будущем может испытывать огромное количество проблем.
Введение

Актуальность исследования. Как известно, семья является первоначальной ступенью социализации индивида, которая сопровождает процесс развития человека еще с момента его зачатия. Часто понятие «семьи» рассматривается как ячейка общества, социальный институт, и не зря, ведь именно в семье человек реализует свои потребности: в пище, сне, жилище, продолжении рода, заботе и поддержке. Семья как социальный институт является одним из самых распространенных и долговечных.Также семья является и одним из основных социальных факторов, влияющих на становление личности. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье и отношения самих членов семьи к обществу, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует личные взгляды, воспроизводит отношения с окружающими людьми. Отношения в родительской семье влияют не только на карьерный рост, но и на жизненный путь, избираемый человеком. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребёнок – благополучной или неблагополучной. Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья — это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на его личность, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях порой степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа. Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды. Феномен социально неблагополучной семьи давно перестал быть локальным явлением. Имеющиеся статистические данные, на которые ссылаются те или иные министерства и ведомства, дают весьма противоречивую оценку масштабности данного явления. Так, по данным Министерства образования РФ, на учете состоит свыше 310 тысяч социально неблагополучных семей. Между тем, согласно информации МВД РФ, более 6 миллионов несовершеннолетних воспитываются в социально неблагополучных семьях. Сопоставление столь противоречивых данных со всей очевидностью свидетельствует о том, что учет подобных семей осуществляется не на должном уровне, а реальные масштабы этого бедствия значительно превышают официально зарегистрированный уровень. Данная выше статистика также позволяет нам говорить и о наличии семей с неявным или не бросающимся в глаза проявлением скрытого социального неблагополучия в семьях. Оно еще не до конца изучено в нашей стране, но имеет тенденцию к глубокому изучению данной проблемы. Гораздо проще рассмотреть семью по определенным показателям и на их основании отнести к той или иной категории. Со скрытым же неблагополучием дела обстоят сложнее, так как четких критериев и показателей все еще нет. Сложность также состоит и в том, что на первый взгляд семья абсолютно здоровая и благополучная при «погружении» в её среду может показать совершенно обратную ситуацию. Безусловно, необходимо иметь достаточно знаний, подкрепленных наукой и исследованиями, чтобы научиться выявлять показатели и признаки семей со скрытым неблагополучием. Важность состоит в том, что это позволит предупредить социальную деформацию личности, обеспечить безопасность детей в семьях, а также избежать необратимых последствий для жизни, здоровья и развития детей. Степень разработанности проблемы. Проблема социального неблагополучия в семьях, не смотря на то, что изучается достаточно давно, и по сей день является актуальной. Имеющиеся на сегодняшний день данные недостаточны и еще не отражают в полной мере все стороны этого явления. Исследования в данной области сконцентрированы, как правило, на деструктивном влиянии какого-либо одного типа семейного неблагополучия (например, неполная семья, негармоничное воспитание и т. д.). Комплексных же работ по исследуемой нами тематике на данный момент нет. Но стоит отметить, что интерес к изучению указанной категории семей с каждым годом увеличивается и дополняется новыми знаниями. Так, в статье В.П. Лебединской «Неблагополучная семья и ее ребенок» рассматривается аспект воспитания детей в неблагополучных семьях и его последствия. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева считают неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условия для нормального развития и т.д. Шульга Т.И. дает следующее определение неблагополучной семьи в своей работе. Большое внимание феномену неблагополучия семьи уделяет Целуйко В.М. в своей работе «Психология неблагополучной семьи». Автор дает характеристику типичных трудностей и педагогических ошибок родителей, а также отклоняющихся форм поведения ребенка как следствие неправильного воспитания в неблагополучной семье. В своей статье А.Г. Грицай «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» отмечает, что достаточно сложно отнести семью к неблагополучной, если по внешним показателям отклонений нет. Именно в этом заключается особенность скрытого неблагополучия. Также в своем научном труде «Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема» О.Н. Истратова предлагает варианты дисгармоничных типов воспитания детей в родных семьях, при этом говорится, что дети не чувствуют себя в безопасности и их потребности не удовлетворены. Это указывает на то, что во многих семьях присутствует именно скрытое социальное неблагополучие. Таким образом, проблема скрытого неблагополучия в семьях находится в процессе изучения. Исследования по данной проблематике только начинают развиваться. Да данный момент нет точных признаков и показателей со скрытым социальным неблагополучием, что значительно затрудняет его диагностирование (выявление). Это в свою очередь, обусловило тематику проведения настоящего исследования. Объект исследования: социальное неблагополучие семей. Предмет исследования: особенности и показатели определения скрытого социального неблагополучия в семьях подростков. Цель исследования: изучение специфики скрытого социального неблагополучия семей подростков. Гипотеза исследования: особенности и показатели определения семей со скрытым неблагополучием вытекают из специфики проблем семей, в которых воспитываются подростки. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и содержание социального неблагополучия семей; 2.Изучить виды неблагополучных семей (явного и скрытого типа); 2. Проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с неблагополучными семьями подростков; 3. Определить роль социальной работы с неблагополучными семьями; 4. Исследовать способы выявления неблагополучия в семьях и выделить основные его показатели. 5. Соотнести проблемы неблагополучных семей и показатели неблагополучия в семьях с особенностями неблагополучных семей скрытого типа и выделить показатели их определения. Для достижения цели и реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ источников, научной и методической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные полученные в ходе исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, рабочих программ и написании научных статей по смежной тематике. Практическая значимость исследования состоит в совершенствовании методов выявления неблагополучия в семьях подростков на ранних стадиях. В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы изучения скрытого социального неблагополучия семей………………………………………………………….....9 1.1. Сущность и содержание социального неблагополучия семей……....9 1.2. Виды неблагополучных семей (явное и скрытое неблагополучие), их описание………………………………………………………………………13 1.3. Нормативно – правовая база социальной работы с семьями со скрытым социальным неблагополучием ………………………………………19 Глава 2. Особенности скрытого социального неблагополучия в семьях и способы его выявления………………………………………………………….23 2.1.Неблагополучные семьи подростков как объект социальной работы…………………………………………………………………………….23 2.2. Основные показатели семейного неблагополучия………………….…27 Заключение…………………………………………………………………..30 Список используемой литературы ………………………………………31
Список литературы

1. Базарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства, Вестник Бурятского государственного университета - 2015г. №5 2. Бебчук, М.А. Системный подход к психологии семьи. Методические материалы для специалистов сферы семейного устройства/ М.А. Бебчук, Е.Б. Жуйкова. – М.: НП «Независимый Институт семьи и демографии», 2009 -108 с. 3. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. / Буянов М. И. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с. 4. Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. М., 2005. 5. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие /И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков.- М., 2006 – 288с. 6. Данилова, М.В., Трофимова В.В. - Семейное неблагополучие как актуальная социально - педагогическая проблема современности. Проблемы современной науки и образования - 2013г. №4 7. Дементьева, И. Ф. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения. Социальная стратификация российского общества. – М., 2003. – С. 309. 8. Карабанова, О. А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте// Семейное консультирование и семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, А.З. Шапиро. СПб.,2001. 9. Корчагина, Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание, 2008. 10. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2009- 267с. 11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов/Под ред.В.А.Сластенина.-5-е изд.,доп.- М.:Издательский центр «Академия», 2005.-200 с. 12. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2002. – 480с. 13. Сакович, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении. – Минск, 2010. 14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041. [Электронный ресурс]. ? URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (Дата обращения: 15.12.2019). 15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. СК РФ Статья 69. Лишение родительских прав [Электронный ресурс]. ? URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/6af1956e4267ebdc87f7ccf3381d57e47940f49e/ (Дата обращения: 15.12.2019). 16. Смирнова, Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000, № 3. 17. Сухогузова, И.Г. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей. //Социальный педагог в школе. - Вып.2/авт.-сост. И.Ю.Фомичёва и др.-Волгоград:Учитель, 2010.-254 с. 18. Суртаева, Н. Н. Культура образования и современное пространство социального взаимодействия // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. – СПб.: Экспресс, 2011. – С. 10–14. 19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М.Целуйко.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-271 с. 20. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. 21. Филатова, О.В. Факторы и тенденции формирования неблагополучных семей, Санкт-Петербург, 3 с. [ Электронный ресурс] - Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/faktor-i-tendentsii-formirovaniya-neblagopoluchn-h-semey.pdf 22. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения скрытого социального неблагополучия семей 1.1. Сущность и содержание социального неблагополучия семей Для того чтобы определить сущность и содержание социального неблагополучия семей начнем с рассмотрения основных определений. Так, семья ? это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 22 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 31 страница
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg