Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.10.2020
Для решения поставленных в работе задач была изучена и в первой главе работы проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. В научных исследованиях понятие экологическая культура ученые определяют как критерий и показатель нравственного воспитания индивида, который имеет чувство индивидуальной ответственности перед своими предками и будущими поколениями в деле сохранения, охраны, защиты всех живых и неживых природных объектов, владеет основами знаний экологических, а также умений и навыков, сознаёт себя частью природы, передаёт свой опыт, знания и навыки другим индивидам.
Введение

Актуальность исследования. Нарастающие на современном этапе развития цивилизации, проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой сопровождаются преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Потребительское равнодушное утилитарное отношение человека к природе, загрязнение окружающей среды, уничтожение природных богатств, привело к существующему сегодня экологическому кризису. Изменение отношения в сознании личности и общества в целом к природе, осознание единства природы и общества, их целостности возможно через формирование экологической культуры. В формировании экологической культуры особая роль принадлежит системе образования. Экологическое образование призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Экологическое образование целесообразно начинать с дошкольного возраста, в целевых ориентирах ФГОСДО определено: «…дети старшего дошкольного возраста обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живут. Обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…» [25]. Исследованиями педагогов-теоретиков и практиков - Е.В. Бондаревской, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатовой, Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.А. Муратовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной и др. установлено, что в возникновении экологического отношения к природе и в развитии основ экологической культуры значительная роль отводится 3 дошкольному периоду развития. Дошкольное детство – это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в памяти. Чем в более раннем возрасте начинать воспитывать у ребят основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень. В современный период воспитание экологической культуры становится одним из приоритетов в работе дошкольных образовательных организаций. Этому способствуют вариативные образовательные программы экологического воспитания и образования ребят дошкольного возраста «Мы земляне» Н.Н. Вересова, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и другие подобные программы; экологизация разделов комплексных программ воспитания и образования ребят дошкольного возраста: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Я - человек». Однако, на современном этапе с учетом существующего сегодня экологического кризиса необходимы новые подходы в формировании экологической культуры. В связи с этим выбор темы исследования «теоретические основы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста» представляется нам актуальным. Цель нашего исследования: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс формирования экологической культуры дошкольников. Предмет исследования – педагогические условия, составляющие комплексный подход, обеспечивающие формирование экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: 1. Охарактеризовать теоретические подходы к формированию экологической культуры. 4 2. Выявить психолого-педагогические особенности возникновения, формирования и развития начал экологической культуры у ребят старшего дошкольного возраста. 3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению формирования экологической культуры детей старшей группы ДОУ детский сад «им.1 Мая» 4. Определить педагогические условия, составляющие комплексный подход к формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы исследования: содержательный анализ научно-исследовательских литературных источников, учебные и учебно-методические материалы; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение педагогического процесса; эксперимент; анализ полученных данных и их обобщение. Методологической основой исследования выступили труды следующих авторов: Н. Вересов, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.В. Цветкова и др. База исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ детский «сад им. 1 Мая». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Понятие об экологической культуре в педагогической литературе 6 1.2. Особенности формирования экологической культуры дошкольников 11 ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20 2.1. Уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 20 2.2. Педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Список литературы

1. Акимова, Т. А. Экология / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – Москва: Академия, 2008. – 541 с. 2. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М. : Педагогическое общество России, 2015.- 192 с. 3. Вербицкая, А. .А. Экологическая культура / А. А. Вербицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 1 59 с. 4. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 22-26. 5. Газина, О. М. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками [Текст] / О. М. Газина. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7. – С. 32 - 36. 6. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 45 7. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2015. –№ 7. – С. 3-9 8. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 10-12. 9. Игнатова В. А. Концепция современного естествознания / В. А. Игнатова, В. Ф. Тулинов. – Тюмень: Издательство Тюменский государственный университет, 2005. – 265 с. 10. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. – Москва: Просвещение, 2008. – 223 с. 11. Каменева, Л. А. Знакомим дошкольников с природой / Л. А. Камеева. – Москва: Просвещение, 2013. – 180 с. 41 12. Коган, Л. Н. Экологическая культура и технологии / Л. Н. Коган. – Пермь: Книга, 2011. – 122 с. 13. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с. 14. Лопатина, А., Экологическое воспитание дошкольников. / А. Лопатина, М. Скребцова. – Москва: Амрита, 2010. – 128 с. 15. Маневцева, Л. М. Ещё раз экология / Л. М. Маневцева. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 54 с. 16. Мамедов, Н. М. Основы общей экологии [Текст] : учеб. для старших кл. общеобразоват. шк. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев. - М. : "МДС", 1998. - 271 с. 17. Маслеев, А. Г. Экологическая культура как социальное явление / А. Г. Маслеев. – Свердловск: Печатник, 2012. – 119 с. 18. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. – Москва: Просвещение, 2011. – 240 с. 19. Мотыгуллина, Г. С. Создание экологической развивающей среды в ДОУ / Г. С. Матыгуллина // Журн. Фестиваль 1-е сентября. –2010. – №3. –С.56-58. 20. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2005. - 83 с. 21. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева – Москва: Академия, 2001. – 86 с. 22. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей / Ю. В. Новиков. – Москва: ФАИР – ПРЕСС, 2005. – 386 с. 23. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 2015. – 360 с. 24. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов /Под ред. Н. А. Шведовой. – Москва: Рус. яз., 2010. – 800с. 42 25. Павлова, Н. С. Экология и культура / Н. С. Павлова. – Якутск: ЯГУ, 2009. –82 с. 26. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 27. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под ред. Прохоровой Л. Н. – Москва: АРКТИ, 2013. – 72 с. 28. Реймерс, Н. Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы /Н. Д. Раймерс. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 216 с. 29. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2010. – 113 с. 30. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа» [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2005. - 34 с. 31. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т. А Серебрякова. – Н. Новгород: НГПУ, 2015. – 136 с. 32. Терентьева, Е. Ф. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для пед. уч. по спец. «Дошкольное образование» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. – СПб. : Акцидент, 2008. - 112 с. 33. Урсул, А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул //Философские науки. – 2006. – № 1. – С. 80-97. 34. Цветкова, И.В. Практическая диагностика / И.В. Цветкова. — Москва: ИД Карапуз, 2014. — 102 с. 35. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие об экологической культуре в педагогической литературе Понятие экологической культуры – сравнительно новое понятие, которое стало актуальным в настоящее время перед человечеством в связи с тем, что мир вплотную приблизился к всеобщему глобальному экологическому кризису. Поэтому современное общество оказалось поставлено перед выбором: сохранить ныне существующий способ взаимодействия человека с биосферой, что приведет к глобальной экологической катастрофе, или сохранить пригодную для жизни окружающую природу, но для этого потребуется поменять сложившийся тип деятельности человека. Это возможно при условии смены целевых ориентиров в сферах духовной и материальной культуры и при условии формирования новой - экологической культуры, которая охватывает аспекты деятельности и мышления человечества, которые соотносятся с природной средой [13]. Термин «экологический» обычно трактуется как «связанный с окружающей средой». Под окружающей средой вообще, в широком смысле, понимают всю совокупность природных (биологических, физических, химических) условий и влияний, а также социальных факторов, поэтому программы экологического образования сейчас имеют разделы, посвященные изучению различных аспектов межличностных отношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 54 страницы
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg