Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Богословское наследие С. Н. Булгакова и современность

shahov_2020 90 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 19 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.10.2020
Известный французский католический богослов и систематик Луи Буйе сравнил значение богословских трудов о. Сергия для нашего времени со значением трудов Оригена для христианского богословия начального периода истории древней церкви.
Введение

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в. в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российского государства. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение. Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, а также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, "социального" христианства. Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и "талантливость" времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение сейчас. Те, кто остается в прошлом без будущего, переживают личную трагедию. Те же, кто, оставшись без прошлого, устремляется в будущее, блуждают в потемках, не в силах найти пути, и, в конце концов, вынуждены вернуться назад, чтобы, обогатившись прошлым, начать все сначала. Без деятелей духовного ренессанса начала XX в. (а С.Н. Булгаков среди них - одна из главных фигур) совершенно невозможно представить себе русскую философию, а значит, и русскую культуру вообще как целостное явление. Отсутствие этой целостности сказывается и в том, что становится невозможным описать историю этой культуры, - вот почему у нас до сих пор нет сколько-нибудь удовлетворительной Истории русской философии и русской культуры. И та, и другая в нерешительности останавливаются перед 1917 г., не смея переступить этот огненный рубеж, как будто после 1917 г. ничего не было, - и, самое удивительное, что в известном смысле так оно и есть. Всестороннее рассмотрение христианского учения о церковных таинствах - в его историческом, догматическом, литургическом и иных аспектах дает понимание мощи культурного наследия и ценности настоящего церкви. Но остается еще один ракурс - философский. Здесь можно выделить несколько точек соприкосновения: историческую и религиозно-философскую. В русской традиции религиозная философия, оставаясь по своему статусу светским способом мышления, нередко обращалась к церковным темам и богословским проблемам. Но и тогда, когда религиозные философы по существу переходили в область богословия, то есть старались мыслить церковно, в соответствии догматами веры, во многих их построениях явственно присутствовал философский подход. Это характерно для Сергея Николаевича Булгакова. Наконец, есть отдельные темы, равно значимые как для философии, так и для богословия. Такова тема "символа". Это многозначное понятие по-разному использовалось и трактовалось и в прошлом, и в современной мысли. С.Н. Булгаков движется по дороге русской мысли: особенно ценны его религиозные и богословские комментарии. Однако, особенность его пути заключалась в том, что он от философии пришел к богословию. На своем трудном и сложном пути Булгаков обнаружил огромное философское дарование, расцветшее в его редкой научной строгости, отмечающей все его работы, - а когда в нем произошел религиозный перелом и особенно - когда он стал священником, он с еще большей строгостью и ответственностью овладел всем богатством богословия. Обратимся к изучению его жизненного пути и философской системы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 1. С.Н. Булгаков как богослов своего времени…………………………...6 2. Современное значение трудов С.Н. Булгакова………………………..8 3. Богословские труды Булгакова……………………………………….14 Заключение………………………………………………………….……18 Библиографический список……………………………………………19
Список литературы

1. Булгаков С.Н. Благоприятные заветы преп. Сергия русскому богословствова-нию//Пугь. Кн. 1. С. 552. 2. Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви//Путь. Кн. 1. С. 184. 3. Василий (Кривошеин), архиепископ. Памяти Владимира Лосского//Богослов-ские труды. Сб. 26. М., 1985. С. 157. 4. Владимир (Сабодан), митрополит. Экклезиология в отечественном богословии. С. 356—409. 5. Жернакова Н. Н А. Бердяев и значение религиозно-философского журнала«Путь»//Путь православия. 1993. № 2. С. 113. 6. Журнал Московской патриархии. 1989. № 1.С.71—74; № 12. С. 67—73;1990, № I. С. 79—73. 7. Зяблицев Г. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и античная филосо-фия//Журнал Московской патриархии, 1992. № 7. С. 57. 8. Игумнов П. Христология. Опыт раскрытия онтологического смысла Боговопло-щения в богословии протоиерея Сергия Булгакова//Журнал Московской патриархии.1989. № 10. С. 70. 9. Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997. СПб., 1997.С. 99—133. 10. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994. С. 292. 11. Мумрикоа А. «Ты, Свет Невечерний, нас осияй». К 45-летию со дня кончиныпротоиерея Сергия Булгакова//Журнал Московской патриархии. 1989. № 10. С. 70. 12. Указ Московской патриархии преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елеферию//Лосский В.Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. Приложение.С. 80.
Отрывок из работы

1. С.Н. Булгаков как богослов своего времени Историософия С. Булгакова опирается на понимание человека как активного «соработника» Бога в осуществлении провиденциальных замыслов. Наиболее полно совпадение «эмпирического и трансцендентного» происходит в церкви, которую русский мыслитель понимает как проявление софийного начала. Сам философ считал, что уже в детстве он определился как «чтитель Со- фии-Премудрости Божией» и хотя этот образ был затем «заслонен житейской суетой», но именно София предопределила его эволюцию к церковности, к принятию священнического сана. Почитание Софии стало характерной чертой русского православия, однако наши предки богословствовали о Премудрости Божией «не словом, но делом, созидая храмы, устанавливая службы, сроднясь сердцем с непостигнутым еще в разуме». По мере развития соборного сознания все более отчетливой становится потребность философско-богословской разработки софийной проблематики. С. Булгаков сознавал, что эти вопросы «вызывают бурю противоречий и споров», в то же время он считал своей обязанностью «работать над ними». Следование этой теме он связывал не только «с драгоценным даром свободы и безмерного дерзновения, но и со страшною ответственностью за употребление этого дара». В своей фундаментальной итоговой работе «О Богочеловечестве», состоящей из трех томов: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945) — Булгаков отходит от ряда традиционных православных установок в вопросах о Боговоплощении, о взаимоотношении Бога и человека, Бога и всего тварного мира и др. При этом, по его мнению, ключом к правильному пониманию этих проблем, а значит, и главной идеи христианства — идеи богочеловечества — служит софиология. Именно софийность является общим началом как мира божественного, то есть «божественной природы Христа, так и мира тварного, то есть его человеческой природы». Эта единая основа делает возможным движение навстречу друг к другу «Бога и твари», причем активность в этом процессе принадлежит обоим началам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 20 страниц
200 руб.
Реферат, История, 20 страниц
250 руб.
Реферат, История, 20 страниц
200 руб.
Реферат, История, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg