Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Стратегии поведения в конфликте как фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вузов

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.10.2020
В настоящее время проблема конструктивного выхода из конфликта остается достаточно актуальной практически во всех профессиональных сферах. Наличие конфликтов в педагогической деятельности, их разнообразие, масштаб и результат никто не отрицает. Также нельзя отрицать и тот факт, что в современных условиях существования общества одним из главных вопросом являются взаимоотношения субъектов педагогической деятельности.
Введение

В настоящее время проблема конструктивного выхода из конфликта остается достаточно актуальной практически во всех профессиональных сферах. Наличие конфликтов в педагогической деятельности, их разнообразие, масштаб и результат никто не отрицает. Также нельзя отрицать и тот факт, что в современных условиях существования общества одним из главных вопросом являются взаимоотношения субъектов педагогической деятельности. Интерес к психологии педагогических конфликтов обусловлен следующими причинами: социально-экономические и политические условия, а именно снижение уровня жизни основной массы населения; жесткая конкуренция в социальной сфере (бизнес, производственные отношения); изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания молодежи; ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций; падение престижа педагогической профессии в обществе; напряженность межличностных отношений в образовательных учреждениях. Наличие вышеперечисленных проблем обусловливают актуальность и необходимость изучения педагогической конфликтологии, которая изучает принципы, правовые нормы, институты в контексте их использования для предупреждения и разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Это актуализирует разработку теоретико- методологических подходов, последовательных процедур разрешения основных конфликтов в системе педагогических отношений в общем и в высшей школе в частности. В последнее время существенно возрастают требования общества к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагога. Усложняются требования к квалификации, профессиональным и личностным особенностям педагогов, что закреплено на нормативно-правовом уровне в утвержденных профессиональных стандартах. Соответственно, проблема, которая ставится в данной работе: исследовать, как изменяется структура и содержания стратегий поведения в конфликте и их влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью. Гипотеза исследования заключается в следующем: стратегии поведения в конфликте будут влиять на уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза. Объектом исследования являются стратегии поведения в конфликте. Предметом исследования является взаимосвязь стратегий поведения в конфликтах и уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза. Цель исследования: выявить специфику взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. Теоретико-феноменологический анализ проблемы взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза . 2.Формирование концептуальной модели изучения взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза . 3. Исследования удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза. 4. Изучения стратегий поведения в конфликте педагогов вуза. 4. Изучение взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза . 5. Разработка программы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов вуза. В качестве методологического основания данного исследования выступают следующие положения: – положения субъектно-деятельностного подхода в психологии, согласно которому рассматривается процесс взаимодействия субъекта (человек, который осуществляет специфические человеческие виды активности, такие как предметная деятельность и общение) и объекта (внешнего мира). (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.В. Новиков, В.А. Мазилов); – положения метасистемного подхода (В.А. Барабанщиков А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов), согласно которым любое психическое явление подлежит рассмотрению с разных сторон. Во-первых, его следует рассматривать как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические закономерности. Во-вторых, как часть своей видородовой макроструктуры, закономерностям которой оно подчиняется. В-третьих, в плане микросистем, закономерностям, которой оно также подчинено. В-четвертых, в плане его внешних взаимодействий; – идеи компетентностного подхода к подготовке специалистов, где социальная компетентность есть многоструктурное образование, которая интегрирует аксиологические, психологические, социальные, операционно-деятельностные компонентные характеристики (Зимняя И.А., 2003; Маркова А.К., 1996; Нечаев Н.Н., Петровская Л.А., 2007; Реан А.А., 1999; Самсонова Н.В., 2002; Сериков В.В.,2003; Скаткин М.И.,1984 и др.). – понятие конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов (В. Р. Веснин). Организация и методы исследования. • Теоретический анализ научных исследований относительно исследуемой проблематики. • Организационные методы: метод поперечных срезов. • Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностические методы (Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации; методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман; Опросник «МАС», разработана М.Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу; «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М.В. Соколовой) Методика оценки интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). (Приложение 1). • Методы статистической обработки данных (методы качественной и количественной оценки: описательная статистика (показатели средних значений, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана, минимальное значение признака, максимальное значение признака). Методы сравнительной и многомерной статистики: метод корреляционного анализа (Пирсон), критерий значимости различий (Крусколла – Уоллиса) с помощью компьютерной статистической программы Stаtistiса 8.0. Исследование проводилось на базах ФГБОУ ВО Юго-Западный государственный университет, ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет г. Курска. Общий объем выборки составил 60 человек. Все испытуемые участвовали в исследовании на основе информированного согласия. Исследование осуществлялось в индивидуальной форме. Общая длительность исследования составляла 35-40 минут. Дополнительной переменной была длительность профессиональной деятельности. Все испытуемые были разделены 4 группы (до 1 года; 1-3 лет; 3-5лет; 5-10 лет). В данном исследовании удалось рассмотреть уровень удовлетворенности педагогической деятельностью, рассмотреть применяемые стратегии поведения в конфликте, выявить взаимосвязь между этими феноменами с одной стороны и изучить особенности проявления данных феноменов в аспекте длительности педагогической деятельности. Сейчас специалистами в области психологии управления уделяется большое внимание изучению личностных особенностей субъектов профессиональной деятельности с целью формирования стратегий управления, стимулирования и мотивирования, построения системы оценки персонала, учет в индивидуальной траектории развития специалиста. Известно, что оценка личностных особенностей, мотивационной и других является необходимым условием изучения индивидуальных стратегий психической регуляции деятельности, а также эффективным средством выявления лиц наиболее или наименее пригодны к конкретной профессиональной деятельности. Немаловажным является и то, что результаты исследования позволяют делать выводы о профессиональном развитии педагогических работников высшей школы. Научная новизна исследования связана с тем, что данное исследование проводилось в рамках конфликтологии, общей психологии, психологии труда. В ходе осуществления данной работы нами был реализован междисциплинарный подход в оценке проблемы изучения взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза. Практическая значимость исследования заключается в разработке на основе полученных эмпирических данных рекомендаций по психологическому сопровождению педагогов вуза с целью оптимизации эффективности их межличностного взаимодействия, повышения эффективности способов конфликторазрешения, повышения уровня удовлетворенности педагогической деятельностью, что будет способствовать снижению вероятности формирования профессиональных деформаций.?
Содержание

Введение 5 Глава 1 Теоретико-методологический анализ взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 11 1.1. Теоретико-методологический анализ феномена конфликта и проблемы стратегий поведения в конфликте в аспекте деятельности педагогов вуза 1.2. Теоретико-методологический анализ феномена удовлетворенности деятельности и ее критериев у педагогов вуза 1.3. Психологический анализ содержания профессиональной деятельности 11 Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликтах как фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 43 2.1. Организация и методы исследования стратегий поведения в конфликтах как фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 43 2.2. Результаты исследования стратегий поведения в конфликтах как фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 48 2.3. Обсуждение результатов исследования стратегий поведения в конфликтах как фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 56 Глава 3. Рекомендации по психологическому сопровождению педагогов вуза 60 3.1. Методологические основания и принципы построения программы психологического тренинга преподавателей вуза 60 3.2. Организация психологического тренинга педагогов вуза 63 Заключение 69 Список использованных источников 71 Приложения 75
Список литературы

1 Зиммель Г. Избранные работы [Текст] / Г. Зиммель. – Издательство: Ника-Центр Серия: Сдвиг парадигмы , 2015.- 250с. 2 Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон., М. Альберт, Ф.Хедоури.- Издательство: Вильямс Издательский дом,2015.-672с. 3 Веснин В.Р. Управление персоналом [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997.- 344с. 4 Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 141 с. 5 Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 с. 6 Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 с. 7 Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2014. - 158 с. 8 Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 175 с. 9 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.В. Емельянов. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 368 с. 10 Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]/ М.М. Рыбакова. -М.: Просвещение, 1991. 128 с. 11 Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Сб. Проблемы общения и воспитания. М., 1989. Ч. 1. - С. 185-192. 12 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 13 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Наука,1980.-335с. 14 Рогова М.Г. Теоретические проблемы взаимосвязи ценностей и мотивов личности // Проектирование инновационных процессов социокультурной и образовательной сферах. - Сочи-Казань, 1999.-с.41-44. 15 Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности [Текст] / Г.В.Суходольский. - Л.: ЛГУ, 1988. - 304с. 16 Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 259 с. 17 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека[Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с. 18 Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности /Г.В. Суходольский. //Психологический журнал. - 1981 - Т.2 - №3 - с.12-24. 19 Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии.-1982.-№2.-с.14-23. 20 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] /Ломов Б.Ф. - М.: Наука, 1989.-439 с. 21 Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения / В.В. Давыдов. // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983.-288 с. 22 Шакуров Р.Х. Новый подход к разработке теории мотивации / Р.Х. Шакуров // Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Тезисы докладов научной конференции. - Казань, 1993. С. 106-107. 23 Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 278 с. 24 Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.? Л.: Знание, 1985. ? 32 с. 25 Иванов, B.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / B.Г. Иванов, Л. И. Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России, 1997. –№ 4.1. –С. 44-49. 26 Организационная психология / сост. и общ. ред. А.В. Винокурова. СПб.: ПИТЕР, 2008. – 585 с. 27 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА, 2004. – 356 с. 28 Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами [Текст]: / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 257 с. 29 Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США / С.К. Рощин // Психологический журнал. - 1993. - Том 14. - № 5. - С. 98-109. 30 Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]: / М. Армстронг. - СПб: «Амстронг», 2004 – 831с. 31 Роrtеr L.W., Hасkmаn J.R. Bеhаviоr in оrgаnizаtiоns. MсGrаw-Hill, 1975. – р. 300 32 Херцберг, Ф. Мотивация к работе [Текст]: / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман. - Издательство: «Вершина», 2007. – с. 238 33 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст]: Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 304с. 34 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Интегральная удовлетворенность трудом / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2009. – 208 с.Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 191-200. 35 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека[Текст] / В.К. Вилюнас. - М., 1990. - 257 с. 36 Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства психологическим коллективом [Текст] / Р.Х. Шакуров. - М.:Педагогика, 1982. - 197с. 37 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г.Асеев. - М. Мысль.- 1976, -158 с. 38 Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - Том 16. - № 2. - С. 27-41. 39 Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения[Текст] / Е.П. Ильин. – Киев: Вища школа, 1998.- 292 с. 40 Филатова О.В. Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) как детерминанты эффективности профессиональной деятельности. Психология ХХI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 2008. – С. 257-262. 41 Власть и общество: успешность деятельности властных структур в глазах жителей региона: монография / А.Н. Буров, Д.А. Дильман, П.В. Смолянский. – Волгоград: Волгоградская 168 Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2011 Раздел v. Психология профессиональной деятельности академия государственной службы, 2006. – 280 с 42 Кузнецова А.А. Особенности состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса//Современные наукоемкие технологии. 2012. № 7. С. 17-18. 43 Кибанов А.Я. Еще раз о парадигме и философии управления персоналом организации//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. Т. 4. № 2. С. 6-8. 44 Егоршин А.П., Гуськова И.В. Высшее образование России: состояние, проблемы и перспективы//Бизнес. Образование. Право. 2016. № 2 (35). С. 24-28. 45 Hасkmаn J.R., Lаwlеr Е.Е. Еmрlоуее Rеасtiоns tо Jоb Сhаrасtеristiсs// Jоurnаl оf Аррliеd Рsусhоlоgу, Vоl. 55 (1971), рр. 259–286. 46 Kееlеу M. А. Соntingеnсу Frаmеwоrk fоr Реrfоrmаnсе Еvаluаtiоn// Асаdеmу оf Mаnаgеmеnt Rеvеiw (Julу 1978), рр. 428–438. 47 Lаwlеr Е.Е., Rhоdе J.G. Infоrmаtiоn аnd Соntrоl in оrgаnizаtiоns. Gооdуеаr, 1976.- р. 245 48 Lеvinsоn H. Аррrаisаl оf Whаt Whаt Реrfоrmаnсе? // Hаrvаrd Businеss Rеviеw (Julу-Аugust, 1976), рр. 30 49 Роrtеr L.W., Lаwlеr Е.Е. Mаnаgеriаl Аttitudеs аnd Реrfоrmаnсе. Irwin-Dоrsеу,1969, рр. 173–182. 50 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - М., Педагогика, 1973. - 424с. 51 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996.- 509 с. 52 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: 1977, 380 с. 53 Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 1987. – 312с. 54 Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинтва: Учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.; Академия, 2003. - 480с. 55 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И.Ковалев. - М. Наука, 1988. - 198 с. 56 Чугунова Э.С. Социально-психологические проблемы профессиональной мотивации в инженерной деятельности [Текст] / Э.С. Чугунова. - Л., 1984. - С.218. 57 Шакуров Р.Х Психология управленческой деятельности ССУЗ [Текст] / Р.Х. Шакуров, Б.С.Алишев. - Казань, ИССО РАО, 1997. - 124 с. 58 Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала [Текст] / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: Яр ГУ, 2000. – 321с. 59 Завалишина Д.Н. Субъектно-динамические аспекты профессиональной деятельности (психология субъекта) / Д. Н. Завалишина // Психологический журнал. - 2003. - № 6. т.24. –с.5-15. 60 Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: Академия, 1995. – 348 с. 61 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В.Сидоренко. - СПб.: ООО Речь, 2002.- 200с. 62 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. – М., 1988. – 243 с. 63 Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии, 1981,- № 2.- с. 20-30. 64 Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А.Осипова.- М.: Сфера, 2002 - 510 с. 65 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн.- СПб.: Питер, 2007. — 271 с. 66 Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития [Текст] / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 254 с. 67 Завьялова Ж. Энергия бизнесс-тренинга. Путеводитель по разминкам [Текст] /Ж.Завьялова. .- СПб.: Речь, 2008. — 260 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологический анализ взаимосвязи стратегий поведения в конфликтах и удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вуза 1.1. Теоретико-методологический анализ феномена конфликта и проблемы стратегий поведения в конфликте в аспекте деятельности педагогов вуза Осуществляя библиометрический анализ по ключевым словам «конфликт» на базе Научной электронной библиотеки Е-librаrу за последнее десятилетие (2009-2019 гг.), было выявлено более 8 500 научных публикаций, что указывает на значительный исследовательский интерес к изучению различных аспектов феномена конфликт. Количество публикаций по ключевым словам «стратегии поведения в конфликте» составило 477 научных публикаций. В результате анализа динамики публикационной активности по проблеме изучения феномена конфликт выявлено увеличение количества научных публикаций за анализируемый период (Рис. 1).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Конфликтология, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg