Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Групповая работа на уроках русского языка как средство развития коммуникативных УУД младших школьников

irina_k200 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2020
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников и определить значимость групповой работы для развития коммуникативных УУД на уроках русского языка. Объект исследования: коммуникативные УУД у младших школьников. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников средствами групповой работы на уроках русского языка. Гипотеза: если на уроках русского языка использовать такие методы как беседа, работа в группах, работа в парах, то уровень коммуникативных учебных действий повысится. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1. Изучить понятие универсальное учебное действие, коммуникативное универсальное учебное действие; 2. Выделить основные виды коммуникативных УУД и критерии их сформированности; 3. Рассмотреть групповую работу как средство развития коммуникативных УУД у младших школьников; 4. Изучить уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников; 5. Определить эффективность использования групповой работы на уроках русского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической литературы, анализ учебно-методических комплектов, педагогическая диагностика, формирующий эксперимент. Методологической базой исследования являются: • личностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие); • диалогический подход (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и другие. Этапы исследования: 1 этап (сентябрь 2019)– выбор темы выпускной квалификационной работы и направления исследования. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме. 2 этап (октябрь - декабрь 2019)? Написание теоретической главы выпускной квалификационной работы. Подбор диагностических методик и проведение констатирующего эксперимента. 3 этап (январь - март 2020)? анализ результатов, формулировка выводов. Написание экспериментальной главы и оформление выпускной квалификационной работы. Теоретическая значимостьисследованиязаключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий. Практическая значимостьисследованиязаключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных учреждений, а так студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам. База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73». Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, первую главу, состоящую из трех параграфов, вторую главу, состоящую из трех параграфов, выводы по каждой главе; заключение; библиографический список; приложения.
Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что успешное формирование коммуникативных УУД у младших школьников является одним из основных условий их развития, формирования их как личности. Поэтому проблема организации коммуникативного развития детей младшего школьного возраста сегодня является актуальной. На социально-педагогическом уровне актуальность названной проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, измененный 18 марта 2015 года. В нем прослеживается формирование УУД у младших школьников, как основа любого вида деятельности, без которой невозможно добиваться целей как педагогу, так и ученику. В Концепции начального образования развитие коммуникативных УУД определяется как важное приобретение школьника, как одно из основных элементов формирования личности, средство социализации и психического развития. Определяя актуальность проблемы развития УУД у младших школьников, следует выделить групповую работу, как один из основных способов решения проблемы, так как с помощью данной деятельности мы можем раскрыть дверь в мир детского сознания, способствовать более легкой адаптации школьников в меняющихся социальных условиях. Ведь именно в ней дети чувствуют себя свободно и раскрепощенно, активизируют словарь, совершенствуют артикуляционный аппарат, усваивают богатство родного языка. Научно-методический уровень определяет педагогический процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников, как основу подготовки детей к следующей ступени получения образования. Несмотря на существенный интерес ученых, проблема развития коммуникативных УУД у младших школьников остается недостаточно разработанной, что подтверждает актуальность нашего исследования. Противоречие: В современных условиях усиливается противоречие между социальным заказом общеобразовательной школы на формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми и работе с информацией и неэффективным выполнением этого заказа школой. Проведенное исследование показывает, что разрешение данного противоречия возможно путем формирования у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Проблема: каковы возможности групповой работы для развития коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка. Проблема и выделенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Групповая работа на уроках русского языка как средство развития коммуникативных УУД младших школьников».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в психолого – педагогической литературе и его виды 7 1.2 Средства и формы развития коммуникативных УУД в процессе обучения 17 1.3 Сущность групповой работы в начальной школе 24 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 33 2.1 Разработка комплекса упражнений и заданий по русскому языку для групповой работы 33 2.2 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 33 2.3 Организация опытно-экспериментальной работы и анализ результатов исследования коммуникативных УУД у младших школьников 41 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 ГЛОССАРИЙ 62 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63 ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. URL: http://sch1213s.mskobr.ru/files/federal_nyj_zakon_ot_29_12_2012_n_273-fz_ob_obrazovanii_v_rossijskoj_federaii.pdf (дата обращения 18.11.2019). 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 18.11.2019). 2. Арутюнов, А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка [Текст]: учебное пособие / А.Р. Арутюнов. – М. : Русский язык, 2015. – 361 с. 3. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач [Текст] / О.С. Арямова // Журнал «Начальная школа». – 2014. – №4. – С. 17-18 4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. ? М.: Просвещение, 2018. ? 286 с. 5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/364438/ (дата обращения: 29.11.19). 6. Баранов, С.П., Бурова, Л.И, Овчинникова, А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст]: учебное пособие / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. – М.: «Академия», 2013. – 862 с. 7. Белоус, О.В. Фарашян, М.В. Современные зарубежные методики изучения сотрудничества: социально-психологический контекст [Текст] пособие // Психология. Историко- критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 1А. – С. 169-176. 8. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. – 1136 с. 9. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / А.А. Гиниятуллина // Методист.- 2018.- № 9. - С.58-61. 10. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]: учебное пособие / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2017. – 48 с. 11. Дроздова, О.А. К истории становления коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / О.А. Дроздова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 12-14. 12. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие / П.С. Жедек. – М.: Просвещение, 2018. – 306 с. 13. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 78-80. 14. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников [Текст] / И.Ю. Зимнякова // Наука и образование: новое время. –2015.– № 1 (6). – С. 532-534. 15. Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс [Текст]: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 143с. 16. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия [Текст] / О.А. Карабанова // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Раздел «Теория и практика управления инновациями. – 2010. – № 2. – С. 11-12. 17. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. ? 2014. – № 57. – С. 61-63. 18. Коробкина, А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии в 4 классе / А.А. Коробкина. ? [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2455/29268 (дата доступа 14.11.2019). 19. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Психология обучения [Текст].– 2014. – № 2. – С. 114-121. 20. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе [Текст] / B.C. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.– 255с. 21. Кустарёва, В.А. Методика русского языка [Текст] / В.А.Кустарёв, Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 2013. – 306 с 22. Лаптева, М.В. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / М.В. Лаптева // Студенческий: электронный научный Журнал. – 2019. – № 6 (50). – С. 17-20. 23. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учебник / А.А. Леонтьев. ? М.: Смысл, 2018. - 368 с. 24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: учебник / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2019. -320 с. 25. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. – 2017. – № 2 (2). – С. 46-102. 26. Марахова, В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / В.А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 23-26. 27. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов [Текст]: учебное пособие / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2017. – 112 с. 28. Микерова, Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г.Ж. Микерова //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 537. 29. Митичева, Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Т.И. Митичева //Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 5 (95). – С. 129-131. 30. Мишина, А.П. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / А.П. Мишина //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2017. – С. 162-166. 31. Моисеенко, Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся [Текст] / Н.В. Моисеенко //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. – № 9-1 (20-1). – С. 178-182. 32. Немов, Р.С. Социальная психология: Краткий курс [Текст]: учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2018. – 58 с. 33. Нургалиева, Э.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / Э.Г. Нургалиева // Современный взгляд на будущее науки. ? 2015. – С. 219-221. 34. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2019. – 216 с. 35. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: учебное пособие / М.Б. Павлова. – М.: Вентана-Графф, 2016. – 167с. 36. Пегова, Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов [Текст] / Е.В. Пегова // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. – 2015. – С. 215-217. 37. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2019. – 120 с. 38. Попова, И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / И.А Попова // Nauka-Rastudent.ru.– 2015. № 5 (17). – С. 36. 39. Попова, Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО [Текст] / Н.Е. Попова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12. – С. 139-144. 40. Родина, Е.Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е.Е. Родина // Молодой ученый. – 2017. – № 42. – С. 175-176. 41. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии [Текст]: учебник /Л.С. Рубинштейн. – СПБ.: Питер, 2018. – 720 с. 42. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников [Текст] / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2018. – № 4. – С. 19-23. 43. Селевко Г.К.Групповые формы учебной деятельности [Текст] / Г.К.Селевко// Школьные технологии. - 2015. -№1. - С. 124-132. 44. Сунчугашева, Н.Е. Технологии развития коммуникативных УУД [Текст] / Н.Е. Сунчугашева // Молодой ученый. – 2019. – № 40. – С. 230-232. 45. Трофимчук, Е.А. Формирование и оценка коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования [Текст] / Е.А. Трофимчук //Феномен человека – 2015. – С. 293-296. 46. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С.А. Тюрикова // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 3 (22). – С.3-8. 47. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2016. – 128 с. 48. Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 259 с. 49. Шегаев, И.С., Шегаева, А.В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) [Текст]: / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. – 2013. – № 10. – С. 550-552. 50. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm (дата обращения 05.12.2019). 51. Эфендиева, С.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством групповой формы работы [Электронный ресурс] / С.И. Эфендиева. – URL: https://sibac.info/archive/guman/11(71).pdf(дата обращения: 07.12.2019). 52. Яндукова, Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям [Текст] / Т.А. Яндукова //Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – № 8-1 (109). – С. 283-287.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в психолого – педагогической литературе и его виды В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход [2]. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления. Все теоретические знания должны стать средством решения практических задач. Задача образования – не увеличивать информированность учащихся, а помочь им самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Результатом реализации системно-деятельностного подхода является формирование УУД у обучающихся начальной школы [2]. По мнению А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями как основой саморазвития и самосовершенствования. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию этого процесса [4, с. 12]. А.Г. Асмолов обращает внимание на то, что способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно смысловых и операциональных характеристик [4, с. 17]. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А. Ж. Овчинникова подчеркивают: «Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося» [6, с. 619]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока, которые представлены в таблице 1 [9, c. 16]: Таблица 1 Виды универсальных учебных действий и их характеристика Виды УУД Характеристика УУД Личностные УУД Направлены на ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. Регулятивные УУД Включают действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности. Познавательные УУД Включают общеучебные, логические действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, умение слушать и в ступать в диалог, вступать в сотрудничество в поиске и сборе информации; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, а так же уметь решать конфликты По мнению А.А. Коробкиной, «умение учиться» означает «умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу»[18]. Остановимся на изучении вопросов, связанных с понятием «коммуникативные универсальные учебные действия». В своей работе «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» О.А. Карабанова дает следующую характеристику коммуникативным действиям. Они «обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя» [16, c. 11]. Термин коммуникация в широком его значении рассматривается как социальное взаимодействие, как общение. Коммуникация, обслуживая совместную деятельность группы людей, их сообщества, предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление совместной деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера или партнеров. В концепции универсальных учебных действий, лежащей в основе ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), коммуникация отождествляется не с простым обменом информации, т.е. рассматривается не с узких прагматических позиций, например обмен учебной информацией, а в своем самом широком и полном значении (см. выше). В соответствии со своей основной и исходной функцией коммуникативные действия обеспечивают сознательную ориентацию школьников на позиции других людей [14, 532]. Данная функция предполагает следующую номенклатуру коммуникативных действий, осваиваемых учащимися на протяжении периода обучения в общеобразовательном учреждении: Во-первых, способность действовать с учетом позиции другого человека предполагает: - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точки зрения (позиции); - понимание и признание возможности существования различных точек зрения (мнений), которые не совпадают с собственной точкой зрения; - способность спорить, аргументировать свою точку зрения (мнение), отстаивать свою позицию (точку зрения) не враждебным для оппонентов образом; - прежде, чем принимать решения и делать выборы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения (позиции). Во-вторых, общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на [17, c. 61]: - способность слушать и слышать друг друга; - способность выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации с достаточной полнотой и точностью; - использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения (позиции) адекватно и в соответствии с обстоятельствами; - представлять и сообщать в письменной и устной форме; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; - вступать в диалог, а также участвовать в обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. В-третьих, планирование и организация сотрудничества с учителем и сверстниками, в том числе одноклассниками [17, c. 62]: - определять цели и функции участников, способы взаимодействия; - планировать общие способы работы, деятельности; - обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений; - брать инициативу в организации совместного действия (лидерство) на себя; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов; - разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения и их реализовывать; - управлять поведением партнера – контролировать, корректировать, оценивать действия партнера, убеждать. В-четвертых, следование психологическим и морально-этическим принципам общения и сотрудничества: - с уважением относиться к партнерам, быть внимательным к личности другого человека; - межличностное восприятие должно быть адекватным; - адекватно реагировать на нужды других людей, например, оказывать помощь и поддержку партнерам в процессе достижения цели совместной деятельности; - устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии (от греч. «страсть», «страдание», т.е. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания). В-пятых, это работа в группе: - устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - успешно адаптироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в коллективе, группе; - разрешать конфликтную ситуацию, как задачу – через анализ ее условий [17, c. 63]. В номенклатуру универсальных учебных действий (УУД), помимо собственно коммуникативных универсальных действий, также входят речевые виды действий, которые собственно направлены на регуляцию деятельности самого субъекта, т.е. на его собственную деятельность. К ним относятся [19, с. 114]: - использование средств языка для отображения своих чувств, мыслей, побуждений в форме речевых высказываний; - описание и объяснение учеником при помощи речи содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью планирования, контроля, оценки деятельности, включая собственной; - речевое отображение, как в форме внешней, так и в форме внутренней речи, которая в данном случае является или служит этапом интериоризации, т.е. процесса переноса в ходе усвоения новых умственных действий и понятий во внутренний план. Слово «коммуникативный» – прилагательное, относящийся к коммуникации [22, с. 17]. Коммуникативная деятельность в соответствии с культурно- исторической теорией Л.С. Выготского определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [32, 61]. Современные исследователями в зависимости от коммуникативных умений, необходимых ученикам для сотрудничества, выделяют следующие виды коммуникативных действий [20, с. 158]: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [17]. А.Г. Асмолов рассматривает коммуникативные действия на базисном уровне и делит их на три группы, в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности [4, c. 119-202]: - коммуникация как взаимодействие; - коммуникация как сотрудничество; - коммуникация как условие интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных действий и их критерии оценивания представленных в таблице 2 [16, c. 144]. Таблица 2 Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий Базовые группы коммуникативных УУД Коммуникативные УУД 1. Коммуникация как взаимодействие. Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях. - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос; - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; - понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; - учет разных мнений и умение обосновать собственное. 2. Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. - умение договариваться, находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов 3. Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности Исходя из вышеперечисленных коммуникативных умений, можно считать, что у ученика сформированы коммуникативные УУД, если: - Ребенок умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - Умеет формулировать вопросы и проявлять инициативу в сотрудничестве в поиске и сборе информации; - Умеет управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - Умеет с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровня сформированности навыков общения [14, с. 532]: Высокий уровень коммуникативной успешности характеризуется тем, что у учащихся сформированы коммуникативные умения: ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, самостоятелен в процессе учебного общения; владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения; требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает им помощь и прислушивается к их советам; критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания учителя; способен управлять своим эмоциональным состоянием; старается соблюдать правила поведения в школе. Учащимся со средним уровнем сформированности коммуникативной успешности свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, не владеет невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием. Низкий уровень сформированности коммуникативной успешности отличается слабым выражением интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия; для данного уровня характерно отсутствие стремления к успеху, неумение осознавать своё поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения; ученик не способен свободно общаться с окружающими; полностью теряется в ситуациях конфликта. Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 144 страницы
3600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg