Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Состояние Православной церкви накануне Смутного времени

irina_k200 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2020
Объект исследования – Русская Православная Церковь. Предмет исследования – влияние смуты начала XVII века на духовную жизнь общества. Поставленная в работе цель - изучение влияния смуты начала XVII века на Русскую Православную Церковь и духовную жизнь общества требует решения ряда задач, которые в свою очередь определяют структуру исследования: ? Изучение вопросов установления патриаршества; ? Изучение церковно-патриотической деятельности Патриарха Иова; ? Рассмотрение влияния Патриарха Гермогена на формирование земского освободительного движения; ? Выявление роли участия духовенства и мирян в народных ополчениях; ? Исследование заслуг русских монастырей в период Смутного времени; ? Исследование завершающего этапа Смутного времнеи, Епархиальные съезды во время Смуты. Хронологические рамки работы несколько шире времени Смуты. Выбор нижней хронологической грани обусловлен тем, что в 1589 г., еще до Смуты, русская православная церковь вступила в новый период своего развития - было учреждено патриаршество в России. Это во многом определяло позицию РПЦ в дальнейшем. Верхней границей вполне может быть 1613 г. - время воцарения Михаила Романова, однако логика диктует необходимость изучения развития ряда тенденции в политике РПЦ вскоре после Смуты до возвращения из польского плена патриарха Филарета Романова. По-новому складывались отношения РПЦ с царским аппаратом и земщиной, восстановившей государственный порядок в России. Развитие данной темы, в свою очередь, требует особого исследования. Наряду с использованием методов индукции и дедукции, сравнительного анализа, присутствуют элементы метода исторической реконструкции, что связано с неполнотой сохранившихся источников от Смутного времени. Для достижения большей истины в разрешении того или иного вопроса используется метод комплексного источниковедения. Дипломная работа изложена на 73 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников литературы.
Введение

Эпоха Смуты была периодом экономического спада, внешнеполитических ошибок правителей, внутренних беспорядков и военных неудач, которые поставили государство на грань национальной катастрофы. В течение Смутного времени и его преодоления были испытаны важнейшие институты русского феодального общества и, прежде всего, самодержавие с его государственным аппаратом, земством и, конечно же, Русской православной церковью. Исследователи уделили большое внимание поиску причин, корней Смутного времени, приводящего к трагическим последствиям и национальным катастрофам. В.Н. Татищев видел причины «смутного времени» в «безумной розни дворянских кланов и усилении феодального законодательства во времена правления Бориса Годунова». С. Соловьев считал внутренние факторы причиной трагедии начала XVII века: династический кризис, плохое моральное состояние, "махинации казачества". В. Ключевский, разделяя мнение Соловьева, полагал, что причиной Смуты было несовершенство законодательства и что «скелет государства» не имел надлежащего социального содержания, он формировался стихийно. Правители, начиная с Ивана Грозного, бросились от собора к истребительной практике. Проявления боярского самоконтроля привели к расколу общества и появлению самозванцев как инструментов политической борьбы. Это был, прежде всего, курс московских бояр на узурпацию власти "без права земского признания". Народ и земство были искусственно проигнорированы, но ставка была на иностранную "помощь" в становлении российской государственности. Бояре пытались обойти Русскую Православную Церковь как важный государственный институт, пытаясь сделать обещание ее неприкосновенности разменной картой в сделках с иностранцами. Русская Православная Церковь и ее руководители в исключительно сложных условиях проявили исключительные качества в развитии освободительного движения. Среди них Патриарх Гермоген проявил себя с высочайшей смелостью и стойкостью. В условиях паралича государственной власти и временного отсутствия военачальников народное движение стали возглавлять духовные отцы. Церковный порядок и духовное начало имели большое значение для поднятия религиозный дух, для создания военной организации. Она была создана в лице нижегородского земского ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Патриотизм, коллегиальность, верность православным традициям были духовной основой на пути взаимодействия фигур Русской Православной Церкви с земскими движениями. Изучение роли Русской Православной Церкви в Смутное время также важно в связи с тем, что религиозный экстремизм, который может вызывать как внутренние, так и международные конфликты, а также различные замаскированные формы внутренней коррупции в российском обществе и размывание православных Традиции благодаря деятельности различных сект, движений, через средства массовой информации, сейчас набирают силу. , Католицизм не раз выступал в качестве знамени экспансии в России и странах Балтии, на Украине и в Белоруссии. Его натиск усилился, как правило, с усилением давления на Россию с востока и юго-востока, которое мы наблюдаем в деятельности талибов и ваххабитов. Возрастание в обществе внимания к духовным религиозным проблемам, связанное не только с ослаблением атеистического влияния, но и с поисками путей социального развития, с духовно-нравственными поисками отдельных индивидов так же требуют объективного изучения духовного опыта русской православной церкви, христианской культуры.
Содержание

Введение Глава 1. Состояние Православной церкви накануне Смутного времени 1.1 Установление патриаршества 1.2 Патриарх Иов и его церковно-патриотическая деятельность Глава 2. Роль Русской Православной Церкви во время Смуты 2.1. Роль Патриарха Гермогена в формировании земского освободительного движения 2.2. Участие духовенства и мирян в народных ополчениях 2.3. Заслуги русских монастырей (осада Троице-Сергиевой лавры) 2.4. Епархиальные съезды во время Смуты Заключение Список источников литературы
Список литературы

1. Аракчеев В.А. Русское общество на завершающем этапе Смуты и закрепостительные мероприятия правительства // Россия и мир; панорама исторического развития: сборник научных статей, посвященных 70-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А. Горького. - Екатеринбург. - 2008. 2. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XV IIвв. М.: Изд-во МГУ, 1988 3. Борисов Николай Издатель: Повседневная жизнь русского путе-шественника в эпоху бездорожья Молодая гвардия, М., 2010 – 578 с. 4. Великие российские историки о Смутном времени [В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, Д. Иловайский]. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 735 с., с. 634-635 5. Воробьев Г.А. Деятельность русского духовенства/1605-1613/. //Русский архив. -М., 1892 6. Греков Н. В. Смутное время в России в начале XVII века / Н. В. Греков; Ом. гос. ун-т путей сообщ. — Омск, 2002. 7. Дворниченко А.Ю. Руслан Григорьевич Скрынников - исследователь Смутного времени // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. № 10. 2012 8. Житие Арсения («Месяца апреля в 13-й день успение блажен-нейшего отца нашего Арсения, архиепископа Суздальского») // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 205-209 9. Книжная справа Типикона в XVII веке Доклад протоиерея Георгия Крылова, представленный 28 января 2010 г. на XVIII Рождественских чтениях в Москве. Автор затрагивает проблемы русского книгопечатания, в частности, издание Типикона. [Электронный ресурс] // https://azbyka.ru/knizhnaya-sprava-tipikona-v-xvii-veke (дата обращения: 01.02.2020) 10. Козляков В.Н. Смута в России. XVII век. - М., 2007 Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. - М„ 1994. 11. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главней-ших деятелей / Н. И. Костомаров. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 1024 с. 12. Куприн В. Н. Школа святости. Очерки о русских святых: жития / В. Н. Куприн – М.: Новоспасский монастырь, 2009. – 272 с. 13. Макарий Митрополит (Булгаков) . История русской церкви Пат-риаршество в России 1589-1720. Том 9., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ., 1994., с.16 14. Митрополит Макарий. История русской церкви. Т.9 с. 34 [Элек-тронный ресурс] // https://dom-knig.com/read_321307-34html (дата обращения: 01.03.2020) 15. Морозова Л.Е. Смутное время начала XVII века в сочинениях русских современников. М., 2001. 16. Новая повесть о преславном Российском царстве. // ПЛДР. М., 1987. 17. Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник,- СПб., 1913. 18. Резников Кирилл Юрьевич Книга "Мифы и факты русской истории. [Электронный ресурс] // https://litlife.club/books/177659/read?page=1#section_2 (дата обращения: 29.02.2020) 19. Скрынников Р.Г. Россия накануне смутного времени. - М., 1980 20. Скрынников Р.Г. Патриарх Гермоген // Наука и религия. 1988. №4, № 5, 11; 1989, №2. 21. Селин А.А. Смутное время в историографии последних лет // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. № 10. 2012. 22. Тальберг Н. История Русской Церкви / Н. Тальберг. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 960 с. 23. Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII столетия. Движе-ние Лжедмитрия II. Автореферат дисс. ... д-ра. ист. наук. СПб., 1999. С. 26. 24. Шалак М.Е. Русская Смута и общественная мысль XVII века: суждения, оценки, концепции. Одесса, 2004.
Отрывок из работы

Глава 1. Состояние Православной церкви накануне Смутного времени 1.1 Установление патриаршества Изучая вопрос установления патриаршества на Руси, считаем нужным обратиться к предыстории освещаемого вопроса, начав не с XVI века, а немного ранее. После того, как сверглось золотоордынское иго, и объединились удельные княжества в округе Москвы, Русь, которая ранее являлась раздробленным государством, к середине XVI века превращается в довольное могущественное, независимое, централизованное государство под властью православного государя. Брачный союз Иоанна III и Софии Палеолог, который был заключен в 1472 году, преумножил значение русского властителя, как последователя византийских императоров . Новым этапом в истории Руси стало венчание на царство Иоанна Грозного святителем Макарием в 1547 году. В указанное время это был единственный в мире православный царь, который был свободен от варварских притеснений, а Московское царство восприняло высокое служение третьего Рима. Зарождение этой идеологии стало итогом утверждение Византией Ферраро-Флорентийской унии и последовавшего сразу падения Константинополя под нападками турок магометан. После проведения обряда венчания святителем Макарием Московского государя сан митрополита, стоящего во главе Русской Церкви, уже не соответствовал высокому положению ее Предстоятеля. По установившимся к этому времени на Руси византийским представлениям, рядом с православным царем мог находиться только глава Церкви в сане патриарха. Очевидно, что на Руси возникает идея об установлении патриаршества, отголоском чего может служить Собор 1564 года, утвердивший за Предстоятелем Русской Церкви право ношения белого клобука. Установлению патриаршества на Руси стало непростое положение Константинопольского Патриархата. С середины XV века, после того как пал Константинополь, султан Мухамед II дал грекам относительную свободу в плане религии. Патриарху Геннадию II Схоларию он дарует полномочия над православной частью граждан в Турецкой империи и, таким образом, вовлекает его в административную структуру государства. Но все же положение православного населения было бесправным, потому патриарх Геннадий Схоларий был вынужден очень скоро покинуть кафедру . Впоследствии греки, когда был назначен новый патриарх, должны были дарить подарки султану (бакшиш). Позже это стало обязательным. Если духовенство было разделено на соперничающие партии, каждая из них пыталась предложить султану большую плату за выдвижение своего кандидата. Такое разделение в духовенстве было стимулировано турецким правительством, поскольку частая смена патриархов приносила султану только выгоду. Все это стало тяжелым бременем для Церкви. Поэтому Константинопольские Патриархи обращаются в Москву с просьбой о помощи . Обращаясь к московским митрополитам, патриархи просят походатайствовать за них перед царем. Русь никогда не отзывала в подобных просьбах о помощи и присылала щедрые милостыни на Восток. В конце XVI века Восточные патриархи лично посещают Церковь на Руси. Первый визит Константинопольского Патриарха в Россию послужил толчком для начала конкретных усилий по установлению патриархата на Руси. В 1584 году, после смерти царя Иоанна Грозного, царский трон занял его сын Феодор. Большую роль в правительстве в то время играл брат императорской жены Ирины Борис Годунов. Благочестие и любовь нового царя к Церкви помогли возродить идею о необходимости создания патриархата. 12 июня 1586 года в Москву прибыл патриарх Антиохийский Иоаким VI . 25 июня царь торжественно принял его. Патриарх вручает царю рекомендательные грамоты от патриархов Константинопольского Феолипта II и Александрийского Сильвестра, а также святыни: частицы мощей святых мучеников Киприана и Иустины, золотую панагию , частицу Животворящего Креста, ризы Богоматери, десницу царя Константина и др. Переговоры об учреждении патриаршества проводились Борисом Годуновым в Москве. Антиохийский патриарх не стал решаться на этот шаг, оперируя тем, что такое важное дело подлежит компетенции всего Собора. После чего его попросили ходатайствовать перед Восточными патриархами об установлении патриаршества в Москве. 4 июля переговоры были окончены, патриарх, произведя паломничество в Чудов и Троице-Сергиев монастыри, уехал из Москвы. По происшествии двух лет, поменялись Предстоятели Русской и Константинопольской Церкви. Московская кафедра в декабре 1586 года возвела архиепископа Ростовского Иова, а Константинопольский патриарший престол в третий раз занимает патриарх Иеремия II, он принадлежит к числу самых известных патриархов Византии турецкой эпохи. Его монашеский путь начинался в обители Иоанна Предтечи близ Созополя, после чего он был провозглашен на митрополичью кафедру в Лариссе, а уже после – на патриаршую. Когда он стал патриархом, им был созван Собор, на котором была осуждена симония, и, помимо этого, запрещался емватикий . Заняв место на Константинопольском престоле в третий раз, патриарх Иеремия II увидел Церковь в очень тяжелом положении. Кафедральный собор принадлежал туркам, которые превратили его в мусульманскую мечеть, а кельи патриарших разграбили и разрушили. Все это необходимо было отстроить с нуля, а средств у патриарха не имелось. Потому он решает самостоятельно обратиться за помощью в Россию. Его дорога в Москву лежала через Речь Посполитую . Находясь во Львове, патриарх обращается к канцлеру Яну Замойскому с просьбой дать ему пропускную грамоту. Их встреча стала известной из писем Яна Замойского, который сообщал, что речь шла о возможности перенесения патриаршего престола в Киев, в котором некогда была расположена кафедра Митрополита «всея Руси, а также Московии» . Ян Замойский выразил надежду на возможное объединение православной церкви с католической. По словам канцлера, патриарх Иеремия также «не был чужд» этим проектам. Патриарх высказал свои мысли, явно склоняясь к тому, чтобы покинуть Константинополь. Когда патриарх прибыл в Москву, из первого разговора с ним выяснилось, что он пришел только за помощью, но не принес решение Собора о создании в России патриархата. Это поставило перед московским правительством выбор: либо позволить ему обойтись без крупных субсидий, - и тем самым потерять возможность установить патриархат, который открылся в связи с первым визитом в Россию главы Вселенской церкви; или дать ему богатую благотворительность в надежде, что этот вопрос будет решен на Востоке, хотя история с Патриархом Иоахимом показала, что нельзя полагаться на устные обещания. Наконец, можно было задержать патриарха Иеремию и убедить его поставить патриарха на Москве. Последний вариант был выбран, и для этого были особые причины. К тому времени стало известно содержание переговоров между канцлером Яном Замойским и патриархом Иеремией на пути в Москву, что сильно встревожило русское правительство и побудило его к более энергичным действиям. Патриарха окружали люди, которые умело его убеждали, пытаясь убедить его признать возможность размещения самого патриарха на Руси. Постепенно патриарх Иеремия стал склоняться к признанию за Русской митрополией автокефалии , подобно Охридской. Это не понравилось митрополиту Монемвасийскому Иерофею, однако патриарх на его доводы сказал: «Но если они хотят, то я останусь в Москве Патриархом». Москва понимала, что было очень лестно иметь Вселенского Патриарха во главе Русской Церкви, но, с другой стороны, было нежелательно видеть подданного турецкого султана на московском престоле. Для обсуждения этого вопроса царь созвал боярскую думу. Вся инициатива, как мы видим, принадлежит не Церкви, а правительству. Оно допускало и такую возможность, чтобы Иеремия был лишь титулярным патриархом и жил во Владимире, а фактически Русской Церковью по-прежнему управлял бы святитель Иов. В этом случае после смерти Иеремии его преемником стал бы уже русский патриарх. В этом случае после смерти Иеремии русский патриарх стал бы его преемником. Зная также византийскую идею неразрывности патриарха и царя, русские были уверены, что, согласившись на патриархат в принципе, Иеремия не захочет быть вдали от царя, и тогда ему придется назначить другого кандидат, русский, как патриарх. 13 января 1589 года к Константинопольскому патриарху отправилось официальное посольство в составе боярина Бориса Годунова и дьяка Андрея Щелкалова, которые от имени царя просили, чтобы он «благословил и поставил в Патриархи из Российского собору преосвященного Митрополита Иова». Патриарх Иеремия вынужден был, по выражению митрополита Иерофея, «нехотя против своей воли согласиться поставить Патриарха, а самому отпроситься домой» . Иначе рассказывает об этом архиепископ Элассонский Арсений: «Преславный и превеликий Константинопольский Вселенский Патриарх ответил на это посланным Собором епископам: Да свершится воля Всемогущего всеми благословляемого Господа, чье решение всегда правильно, да свершится также желание величайшего царя всея Руси, Владимирского, Московского и всего Северного края, и достопочтеннейшей повелительницы, царицы Ирины, а также епископов и Собора!» . На Совете царь рассказал об истории отношений между русской и греческой иерархиями, а также о ходе переговоров и предложил Собору проконсультироваться о том, как безопасно завершить эту важную работу. Отцы Собора, посоветовавшись, полностью полагались на волю государя. Поскольку обряд освобождения митрополитов казался недостаточно торжественным, был установлен новый Чин, составленный патриархом Иеремией. 23 января 1589 года в Успенском соборе в присутствии Патриарха Иеремии состоялись выборы и назначение первого русского Патриарха. По указанию патриарха Иеремии русские епископы избрали трех кандидатов в патриархи и по три кандидата в каждое столичное отделение - в Великом Новгороде, Казани и Ростове. После избрания всем освященным Собором они пошли в королевские палаты. Из трех кандидатов в патриархи царь избрал митрополита Иова. Затем царь сообщил св. Иову о его избрании, и Патриарх Иеремия благословил его. В заключение избранный из кандидатов царь подарил митрополитам переделанные ведомства. 26 января состоялось торжественное освящение первого новоизбранного Московского Патриарха. Интронизация происходила согласно сложившемуся порядку, и, вопреки греческой практике, совершалось полное епископское освящение над патриархом Иовом. И после литургии он был рукоположен. Патриарху Иову была доверена золотая панагия и мантия, и был представлен посох, представленный царем. В тот же день состоялась торжественная царская трапеза. После подачи третьего блюда новый патриарх прошел «на осле» вокруг Кремля. Царь и бояре привели осла под уздечку. После возвращения и завершения трапезы и патриархам, и всем греческим гостям были вручены подарки. Так закончился первый день торжеств в Москве. На следующий день в честь высоких гостей был организован ужин с патриархом Иовом. Перед трапезой оба патриарха были приглашены в царский дворец, чтобы представить их царице. Греческие гости были в восторге от роскоши ее комнат и богатого убранства. Царица Ирина выразила благодарность Патриарху Иеремии за его визит в Россию, подарила богатым гостям подарки и попросила помолиться за то, чтобы подарить ей наследника. При встрече глав Церквей перед торжественным обедом патриарх Иеремия испросил благословения у Московского первосвятителя, на что тот сказал: «Ты мне Великий Господин и старейшина и отец, от тебя принял я благословение и поставление на Патриаршество и ныне тебе ж подобает нас благословить». Константинопольский патриарх Иеремия ответил: «Во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь, что Бог изволит, здесь подобает быть Вселенскому Патриарху, а в Старом Цареграде, за наше прегрешение, вера христианская изгоняется от неверных турок». По настоянию патриарха Иова Иеремия первым благословил его, потом Иов Иеремию, и оба расцеловались. На третий день после интронизации, 28 января, Патриарх Иов получил множество поздравлений и подарков от именитых людей и организовал обед для всего духовенства, принявшего участие в празднованиях. После этого на осле вокруг Москвы снова было совершено шествие. Так закончилось трехдневное празднование возведения первого русского патриарха на патриарший престол. После назначения Патриарха Иова было составлено письмо, в котором утверждалось патриаршее руководство Русской Церковью. Это указывает на прибытие в Москву Константинопольского Предстоятеля и последующее учреждение патриаршества в России. При этом в уста патриарха Иеремии была вложена мысль о Москве как о третьем Риме: «Ибо древний Рим пал апполинариевою ересью; а второй Рим – Константинополь находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок, твое же великое Российское царство, третий Рим собралось в твое единое, и ты один под небесами именуешься христианским царем во веси Вселенной у всех христиан» . Во-первых, это соборное решение поставить Иова на патриархов, а Иов участвует в Совете в качестве митрополита; Второе - это изменение церковно-административного устройства Русской Церкви, создание четырех метрополий: Новгородского, Казанского и Астраханского, Ростовского, Крутицкого, шести архиепископов, восьми епископов, - и в этой части Иов уже действует как патриарх. Наконец, в письме говорится, что отныне учреждение русских патриархов будет осуществляться Советом русского духовенства с одобрения царя и уведомлением Вселенского патриарха. Все остальные иерархи должны быть доставлены Московским Патриархом . После этого Патриарх Иеремия отправился в Константинополь. На прощание царь вручил богатые дары греческим иерархам и выразил пожелание, чтобы русский патриархат был одобрен Советом всех восточных патриархов и чтобы положение нового патриарха определялось среди других. На обратном пути Иеремия задержался в Литве, где назначил нового митрополита - Михаила (Рагозу). Вернувшись в Константинополь в 1590 году, он созвал Совет и сделал подробный отчет о деянии, совершенном им в Москве. Патриархом, определив его пятым после восточных патриархов и разрешив назначать Патриарха в Москве Советом русского духовенства. Свидетельство было подписано Константинопольским патриархом Иеремией, Антиохией Иоахимом, Иерусалимским Софронием и 81 иерархи. На письме отсутствовала не только подпись Патриарха Александрийского. В мае 1591 года это письмо было доставлено в Москву митрополитом Тарновским Дионисием, специально присланным для этой цели. Коллективное решение восточных патриархов не понравилось в Москве. Во-первых, недовольство вызвало предоставление московскому первосвященнику пятого места, то есть после восточных патриархов. Слова Патриарха Иеремии о Москве как о третьем Риме также были отозваны. Говорилось, что первое место принадлежит Вселенскому Патриарху, второе - Александрии, поскольку носит титул Папы Вселенныя, а третье место должно принадлежать московскому первосвященнику. Кроме того, россиян беспокоило отсутствие подписи Патриарха Александрийского на письме. Новый Александрийский Патриарх Мелетий был известным канонистом, и он открыто осудил Патриарха Иеремию за несанкционированное создание Российского Патриархата. Он назвал свои действия незаконными, а собор 1590 года - незавершенным. Это также стало известно в Москве. Вместе с митрополитом Тырновским Дионисием письма и богатые дары на Восток отправляются от русского царя и патриарха. В этих письмах сообщалось, что, несмотря на решение, принятое Советом, Московский Патриарх рассматривался на третьем месте, и император просил Патриарха Александрийского Мелетия направить письменное признание русского патриарха. В 1593 году в Константинополе состоялся Собор с участием патриархов Мелетия Александрийского и Софрония Иерусалимского . На этом Совете было принято восемь решений относительно церковного благочестия, духовного просвещения и римского календаря, а Российский Патриархат, учрежденный в 1589 году, был утвержден на пятом месте после Иерусалимского департамента. Это решение было доставлено в Москву посланником царя в Совете, клерком Григорием Афанасьевым. Это решение обидно в России, но они вынуждены были с этим смириться. Создание патриархата открывает новую эру в истории русской церкви. Впервые идея «третьего Рима» была включена в диплом Московского Совета 1589 года, который учредил Патриархат и тем самым утвердил статус Русской Церкви на юридическом, каноническом уровне. Ранее идея третьего Рима выражалась главным образом в литературных и публицистических произведениях. В контексте российской истории личность Патриарха Иеремии II можно рассматривать неоднозначно. Поместив Патриарха Иова в Москву, ставшую опорой российской государственности во времена смуты, Патриарх Иеремия, возвращаясь в Западно-Российскую митрополию, во главе ее поставил митрополита Михаила (Рагозу)имя ,которого связано с принятием союза с Римом в 1596 году. Имя первого Патриарха Иова раскрывает ряд Предстоятелей Русской Церкви в Патриаршем достоинстве. Святейшие патриархи Смутного времени, Иерархи Иов и Гермоген были столпами российской государственности, их голос олицетворял собой национальную идентичность русского народа, которую они призвали противостоять западной экспансии. Некоторое время между ними кресло занимал патриарх Игнатий, протеже Лжедмитрия I. Смутное время вызвало смятение в церковной власти. После патриарха Ермогена последовал период так называемого «межпатриархата» (1612-1619) . Но сразу после возвращения из польского плена митрополит Ростовский Филарет, отец первого русского царя из династии Романовых, был возведен в сан патриарха Иерусалимским патриархом Феофаном, прибывшим в Россию. Патриарха Филарета сменил на кафедре соловецкий постриженик святитель Иоасаф I (1634-1640). Его недолгое правление осталось в тени знаменитого предшественника. Время патриарха Иосифа (1642-1652) органично предшествует эпохе патриарха Никона. При Патриархе Иосифе активно действует кружок поклонников благочестия, растет интерес к греческой культуре, усиливаются отношения с православным Востоком . Продолжая это направление, Патриарх Никон прилагает усилия для приведения русской литургической практики в соответствие с греческим. Основанные им монастыри - Новый Иерусалим, Валдай и Крестный - удивительное явление в русской духовной жизни. Следующий Патриарх Иоасаф II также появился в тени Патриарха Никона и менее известен в историографии . Патриарх Питирим, возглавлявший Русскую Церковь всего около года, также оставил небольшой след в истории. 17-й век заканчивается правлением патриархов Иоахима и Адриана. При Иоахиме оппозиционное движение в Церкви организовано в форме старообрядческого раскола, с которым в церкви идет жесткая борьба, активизируется коллегиальная жизнь Церкви, расширяется ее Московская типография работа, и в Москве создается высшее учебное заведение, славяно-греко-латинская академия. Благодаря усилиям Патриарха Иоахима западное влияние в России было преодолено. Последний патриарх, Иерарх Адриан, был учеником и последователем Патриарха Иоахима, продолжая свою политику, но после смерти матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, западные тенденции, инициированные молодыми государями, вновь усилились в стране. Болезни, которые постигли патриарха, также ведут к ослаблению патриархальной власти патриархии в православной церкви. После смерти патриарха Адриана избрание нового патриарха не последовало из-за военных действий, которые велись в то время, и митрополит Рязанский (Яворский) Стефан был назначен местным жителем патриаршего престола. Его управление Церковью было значительно ограничено волей Петра I и было переходным временем для синодального управления Русской Церковью. В синодальный период процессы секуляризации заметно влияют на общественное сознание. Церковь становится отделом православного исповедания в государстве. Если история предшествующего времени может быть изучена в соответствии с правлением патриархов, то Синодальный период следует рассматривать не в соответствии с именами примитивных членов Священного Синода, а в соответствии с правлением императоров или царствование главных прокуроров Священного Синода. Только восстановление патриаршества в 20 веке возродило традиционное каноническое руководство русской церковью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg