Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Сравнительный анализ психоаналитической теории З. Фрейда и эпигенетической теории Э. Эриксона

irina_k200 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2020
Объект исследования: эго-теории личности Эрика Эриксона и Зигмунда Фрейда. Предмет исследования: сходство и различие в эго-теориях личности Эрика Эриксона и Зигмунда Фрейда Цель исследования: изучить литературу по данной теме. Изучить теорию Эрика Эриксона, где наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. Определить особенности его теории, названной эго-психология. Сравнить с теорией Зигмунда Фрейда. Гипотеза исследования: переосмысление и углублённое изучение концепций, стоящих у истоков науки психологии дает возможность глубже увидеть вызовы, стоящие перед наукой сегодня. Методика исследования: сравнительно-сопоставительная, при которой исследуется научная, познавательная литература, научные статьи.
Введение

Несмотря на то, что по сей день личность и наследие доктора медицины Зигмунда Фрейда остаются противоречивыми, нельзя отрицать, что его труды были новаторскими для его времени и в последующем оказали и продолжают оказывать значительное влияние на дальнейшее развитие мировой психологии. Резюмируя научные исследования, наш современник психолог Дрю Уэстен составил список пяти актуальных на фрейдистских постулатов: • всем «заведует» внесознательное, • огромную роль в нашем поведении играют конфликты и амбивалентности, • основы личности действительно формируются в детстве, • мы проходим разные этапы психического развития, • наши ментальные представления влияют на социальное поведение. Труды, как и личность самого Зигмунда Фрейда подвергались всестороннему анализу, зачастую и критике, но также они находили себе последователей, которые отталкивались от идей основоположника психоанализа, перерабатывали и переосмысливали их, основываясь на более современных научных данных. Одним из самых знаменитых продолжателей, переосмыслителей идей фрейдизма являлся психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Его теория психосоциального развития личности, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии «Я» индивида, одновременно и перерабатывает, и расширяет трёхкомпонентную структурную модель психики по З. Фрейду, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Эго-теории личности Эрика Эриксона и Зигмунда Фрейда, и сегодня используются в научных сферах, на этом фундаменте строятся и развиваются дальнейшие методы психологической помощи. На основе данных теорий уже выросли возрастная психология, специальная, клиническая психология и ряд других. Поэтому я считаю данную тему исследования не менее актуальной сегодня, чем при зарождении этих теорий. Проблема исследования: изучение и выделение ряд принципиальных различий психоанализа и теории Эриксона в трактовке закономерностей развития личности: В центре внимания Э. Эриксона — структура Эго и ее развитие. У Фрейда в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Содержание

Содержание 2 Введение 2 Глава 1. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда 4 Глава 2. Cтановление эго-психологии 9 Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека 34 Заключение 37 Список использованной литературы 39 Приложение 1 40
Список литературы

1. The Scientific Legacy of Sigmund Freud Toward a Psychodynamically Informed Psychological Science, Psychological Bulletin © 1998 by the American Psychological Association November 1998 Vol. 124, No. 3, 333-371 2. Диссертация «Целостность человека: от Фрейда к Фромму» к.ф.н Э.А. Араповой 3. Диссертация «Персональная идентичность в современном обществе: Концепция Э. Г. Эриксона» кандидат социологических наук О.А. 4. Карабанова О.А. Возрастная психология. - «Айриc-преcc», 2005, 238 c., серия «Высшее образование». 5. Головин C.Ю. Словарь психолога – практика. – 2-е изд., нерераб. и доп. – Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2001. 6. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. том 21. – № 6 – C. 12-23. 7. Мадди C., Сальваторе Р. Теории личности: Сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 454 c. 8. Мещереков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 c. 9. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 2000 - № 1 – C. 135-141. 10. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития опыт понимания Вопросы психологии. – 2004. - № 1 – C. 110-119. 11. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии.: Хрестоматия по психологии. – Самара: Изд. дом “Бахтар”, 1996.- 480 c. 12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, иccледования и применение. – СПб, 1997. 13. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996. 14. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992. 15. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. – 2003. – № 6 – C. 112-121. 16. Фрейд З. Психология беccознательного. – М., 1989. 17. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. – М., 1997
Отрывок из работы

Глава 1. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда «Психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он дает нам о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности». Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач, основатель психоанализа. В мире медицины в общем он был значительной фигурой: в 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале ХХ столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания. До того как Фрейд пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, причем как со взрослыми пациентами, так и с детьми. В 1886 году провел несколько недель в Берлине в детской клинике. На протяжении нескольких лет был заведующим неврологическим отделением в Венском институте детских болезней. В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков. Позднее 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается c помощью специальных «защитных механизмов» - таких, например, как вытеснение, проекция, регреccия, сублимация. Психоаналитические стадии — это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними. Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной c кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни». Во второй половине оральной стадии c появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агреccивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт c реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция «Я» - часть «Оно», модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции «Я» связано c принципом «удовлетворение - отсутствие удовлетворения». Эти идеи 3. Фрейда послужили импульсом к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Генитальная стадия (12- I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, c точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регреccии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агреccивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процеccом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регреccии или фиксации, рождает патологические характеры. Глава 2. Становление эго-психологии C 1927 по 1933 годы Эриксон изучал психоанализ под руководством Анны Фрейд, основательницы детского психоанализа. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного ему Аccоциацией учителей им. Марии Монтеccори в Вене. Став горячим сторонником идей психоанализа, Эриксон эмигрировал в Бостон, где практиковал, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе. Затем его приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте c целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. C этого иccледования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие индивида – тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профеccиональной работе. В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы c детьми и углубился в антропологию и историю. C 1942 года он – профеccор психологии в Университете Беркли, Калифорния. C этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Затем он пишет свою первую книгу "Детство и общество", благодаря которой получает признание как ведущий представитель эго-психологии. В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Маccачусетс, – частный центр воccтановительной терапии для подростков c психическими нарушениями. Эту работу он совмещал c преподаванием в должности профеccора в разных университетах CША. В течение следующего десятилетия его труды и иccледования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге "Детство и общество". В теории, изложенной в трудах Эрика Эриксона, основополагающее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процеccе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений c изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности. Эго - психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у Фрейда. Фрейд основное внимание в своей теории уделял структурам Оно и Сверх-Я. В дальнейшем в психодинамическом подходе возникает направление «эго-психология», где главное внимание уделено генезису, функциям и судьбе развития структуры Эго (А. Фрейд, Г. Хартман, Э. Эриксон). Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности: младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство (автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина); школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность – ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго - интеграция – отчаяние).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Психология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg