Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2020
Объект исследования: дети со стертой дизартрией. Предмет исследования: формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией. Цель исследования: исследование особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией. Задачи исследования: 1. Изучить психофизиологию движений и развитие двигательных функций в онтогенезе 2. Рассмотреть особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией 3. Разработать методику изучения состояния моторики у детей со стертой дизартрией 4. Проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации. Так же для достижения поставленной цели и представленных выше задач, используются следующие методы научного исследования: 1. Поиск и изучение методической и научной литературы. 2. Описание и изложение. 3. Беседы. 4. Анализ и обработка полученных данных. Методологическую основу исследования составили различные методические и научные пособия по логопедии, и работе с дизартрией, а также информационные Интернет-ресурсы по логопедической работе. Практической значимостью данной работы является применение методов раннего выявления и профилактики дизартрии у детей на практике в логопедической работе и применение методик для дальнейшей их коррекции.
Введение

Актуальность темы исследования. Повышение эффективности кор-рекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у до-школьников с клиническим диагнозом «дизартрия» в настоящее время является одной из актуальных проблем терапии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается. Осознавая доминирующую роль рук, артикуляцию аппарата в произвольной двигательной организации речи, можно говорить о необходимости работы над артикуляцией и одновременное развитие функциональных возможностей пальцев. Движение пальцев стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого является улучшение речи ребенка. Автоматика у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, что обусловлено необходимостью учета структуры дефекта, его этиологии и патогенеза. При автоматизации звуков необходимо учитывать сбой иннервации и выбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения. Таким образом, вышесказанным обусловлена актуальность исследования. Степень разработанности темы исследования. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты общей, мелкой и артикуляционной моторики со стертой дизартрией 5 1.1 Психофизиология движений и развитие двигательных функций в онтогенезе 5 1.2. Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией 11 Глава 2. Экспериментальное изучение состояния моторики у детей со стертой дизартрией 17 2.1. Методика изучения состояния моторики у детей со стертой дизартрией 17 2.2. Анализ результатов произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией 22 2.3. Методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией 27 Заключение 33 Список использованных источников 35
Список литературы

Литература: 1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи.//Дошкольное воспитание. - 2017. – 131 с. 2. Амасьянц Р.А, Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. – 164 с. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2016. – 156 с. 4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. - М. АСТ: Астрель: Хранитель, 2019. – 180 с. 5. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2012. - С. 32-81. 6. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирова-ния моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: дисс…к.п.н. Екатеринбург, 2018. – 160 с. 7. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с. 8. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизарт-рии//Хрестоматия по логопедии/ под ред. Волковой Л.С. и Селиверстова В.И. - М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2017. – 128 с. 9. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения // Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Изд-во «Литера», 2017. - 165 с. 10. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 180 с. 11. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Писхолого-педагогическая диа-гностика: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е издание, издат. "Академия", 2013. – 195 с. 12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студентов высш. учеб.заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл; издательский центр "Академия", 2015. – 134 с. 13. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами/ Дефектология. - 2003. – 120 с. 14. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия. Методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -С. 108-112. 15. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 2018. – 208 с. 16. Малец М.В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. -№ 3. - С. 52 17. Монделаерс Б.Ж. Вербальнаядиспраксия// Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Материалы конференции "Современные проблемы логопатологии". - СПб.,2009. – 160 с. 18. Назарова Н.М. Специальная педагогика: 2-е издание. - учеб.пособ. для студ. высш. пед. заведений, издат. "Академия", 2017. – 180 с. 19. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспи-тание. - 2019. – 173 с. 20. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диа-гностике речевых нарушений. - М., 2003. 128 с. Интернет-ресурсы: 21. Сапрыкина О. В., Витязь Л. Н., Комарова С. Я. Особенности ар-тикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/archive/161/45060/ (дата обращения: 28.02.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты общей, мелкой и артикуляцион-ной моторики со стертой дизартрией 1.1 Психофизиология движений и развитие двигательных функций в онтогенезе Развитие речевой регуляции двигательных функций является цен-тральной проблемой физиологии и психологии произвольных движений человека. Только через слово эти движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, который отличает их от так называемых произвольных движений животных. Учение о двигателе-анализаторе основано на концепции И. П. Павлова о динамической локализации функций мозга. Согласно этой концепции, в ло-кализации функций участвуют не фиксированные центры, а динамическая система, элементы которой сохраняют свою строгую дифференциацию, иг-рающую узкоспециализированную роль в объединенной деятельности мозга. Если понимать термин «дизартрия» буквально, то можно сказать, что он обозначает «расстройство членораздельной речи». Причиной данного нарушения служит негативное воздействие на мозг плода во время беременности. К негативным факторам можно отнести: - заболевания матери инфекционного характера (краснуха, вирусная инфек-ция); - эндокринные и сердечно-сосудистые нарушения у родительницы; - токсикоз, асфиксия плода; - несовместимость крови матери и плода; - затяжные или стремительные роды; - тяжелые травмы психического характера; - различные физические факторы (облучения, переохлаждения и т.д.) - противопоказанные лекарственные препараты во время беременности. Среди детей с нормальным умственным развитием, дизартрия встречается всего в 3-6% процентах случая, однако, эта цифра имеет склонность к росту. В основном дизартрия не является самостоятельным расстройством, а относится к одному из симптомов такого заболевания как ДЦП (детский церебральный паралич). ДЦП обычно проявляется в возрасте 2-х лет, и является врожденным заболеванием. В зависимости от того, в какой части поражен головной мозг, дизартрия будет проявляется по-разному. Исследования Н.А. Бернштейна показали, что моторный акт определяется двигательной задачей, возникающей на разных уровнях моторного контроля. Поскольку человек совершает движения с различной степенью произвола, участие в двигательном акте речи и степень контроля над этими движениями будут различными. Н.А. Бернштейн разработал теорию иерархической организации движений. Это позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты и выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий. В своих работах Н.И. Бернштейн описал как управление движением. Он выделил мозговые уровни построения движений, дав им предварительное название первых букв латинского алфавита с учетом морфологических и физиологических характеристик уровня. Каждый уровень строительного трафика характеризуется морфологической и физиологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими характеристиками движений, передним и фоновым ролями в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией. Н. А. Бернштейн разработал теорию иерархической организации дви-жений, включающую подкорковый и корковый уровни. Моторное развитие происходит в тесной ассоциации с психомотор-ным. Развитие понятия «психометрика» связано с именем И. М. Сеченова. Он впервые признал решающую роль мышечных движений в познании мира. Оно изменилось и существовало до представления об исполнительных функциях двигательных центров коры, называемых психомоторными. Исследования И.П. Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторного, так как объективированного в мышечных движениях всех форм психического отражения; Понимание опорно-двигательного аппарата, выполняя гносеологический и праксеологическую функцию в качестве интегратора всех анализаторов систем. В связи с тем участком, который поражен, выделяют следующие фор-мы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую формы. Так, выдающийся русский анатом и педагог, основатель современной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт в 80-х годах XIX века настойчиво указывал на роль речи в формировании у ребенка способности сознательно контролировать свои движения. Скованность движений при бульбарной форме в мышцах, приводят к стойким расстройствам произношения, а при самых сильных расстройствах, количество произносимых звуков, может уменьшаться до 2. Если сравнить бульбарную форму с остальными, то можно увидеть, что при данной форме могут иметь место повреждённые изолированные мышечные группы, вызванные нарушением деятельности спинно-мозговых или черепно-мозговых нервов, или же их комбинация. Псевдобульбарная форма, является следствием двустороннего очагового повреждения, так называемого «пирамидного путя», т.е центральных кортико-нуклеарных невронов. Эта форма дизартрии вызвана спастическим параличом периферического артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из трех частей: дыхательного, голосового и звуковоспроизводящего. Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания зависит от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическое созревание центральных нервных субстратов, их миелинизация и функцио-нальное созревание, а также установление координационных уровней. Естественная моторика онтогенеза в целом и мелкой моторики в част-ности состоит из двух резко разных фаз. Первая фаза - это анатомическое созревание субстратов центрального нерва, которое задерживается во время рождения и, по отношению к миелинизации путей, заканчивается в 2-2,5 го-да. Второй этап, иногда выходящий далеко за пределы периода полового созревания, - это этап функционального созревания и установления уровней координации. На этом этапе развитие моторики не всегда идет напрямую прогрессивно: в некоторые моменты и в отношении определенных классов движений (т.е. уровней) могут происходить временные остановки и даже регрессии, создавая сложные колебания пропорций и равновесия между уровнями координации. Как правило, у людей с такой формой дизартрии лицо амимично, нередко возникает дисфагия. А также отмечается понижение тонуса мышц речевого аппарата. Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия проявляется в результате поражения подкорковых структур мозга. Данная форма может сопровождаться нарушением слуха. Речь у лица, страдающего дизартрией прерывистая, отмечаются нарушения просодики, а также слышны непроизвольные вскрикивания. Происходят непроизвольный смех, плач, а так же на лице виднеется неестественная мимика. К 4 месяцам некоторые из этих рефлексов исчезают (например, ре-флекторная ходьба) или превращаются в условные рефлексы. В первые 3 месяца жизни ребенок осуществляет активное непроиз-вольное (так называемое массовое) движение. На 6-м месяце тонус и координация деятельности мышц-антагонистов становятся благоприятными для реализации произвольных движений. Через 4 месяца в поведении ребенка начинает появляться определенный смысл, свидетельствующий о начале нового этапа развития психомоторного - появления произвольных движений. В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно добираться до пред-метов, хотя эти усилия все еще довольно неуклюжи. Но самое главное, что в возрасте 4-5 месяцев ребенок начинает выполнять роль тела-манипулятора. Развивает координацию рук и глаз, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения. Все это становится возможным только при определенном уровне регуляции зрительных функций, который в течение первых месяцев жизни развивается у ребенка независимо от моторики. Четко очерченный, управляемый затылочно-глазодвигательный центр, автоматическое визуальное отслеживание субъекта проявляется, начиная со 2-го месяца жизни. В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольный контроль движений глаз, связанный с функционированием лобно-глазодвигательного центра. Случайное наблюдение, обеспечивающее пространственную визуальную информацию у детей этого возраста, представляет собой резкие движения глаз (саккады) и только на 2-м году жизни проходит плавное наблюдение. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве. Первые основные манипуляции с объектами неточны и сопровожда-ются синкинезами. На 5-м месяце ребенок может взять предмет двумя рука-ми. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движений глаз. Корковая дизартрия. Наиболее сложная и спорная в этой классифика-ции форма. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии. Данная форма выражается нарушением двигательной активности арти-куляционного аппарата. Лица с дизартрией, которые нормально произносят звуки поодиночке, в момент речи искажают их, вплоть до замены другими. При дизартрии нарушается звукопроизносительная сторона речи, ин-тонационная выразительность, голосообразование, а так же темп речи. Если связать все нарушенные стороны речи вместе, то будет создаваться впечат-ление общего фонематического нарушения речи. Выделяют несколько видов дизартрии по степени выраженности: стертая дизартрия, дизартрия и анартрия. Анартрия – более тяжелое нарушение, характеризующиеся полным отсутствием речи и полным отсутствием артикуляционных движений. При дизартрии наблюдается нарушение членораздельной речи, рас-стройства голоса и дыхания, то есть создается картина фонетического неблагополучия речи в целом. Во-вторых, его игры с предметами приобретают функциональный ха-рактер: больная кукла, расческа «расческа», автомобильная прогулка. В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится более совершен-ной, ребенок может взять мелкие предметы и осмотреть их, зажав между большим и указательным пальцами. Однако следует иметь в виду, что индивидуальные вариации сроков овладения детьми различными движениями, по данным литературы, довольно высоки и могут составлять даже несколько месяцев. В 18 месяцев дети могут построить башню из двух или четырех куби-ков, самостоятельно есть держа ложку. В возрасте 2-3 лет мелкая моторика у детей уже достаточно развита. Они учатся бросать мяч двумя руками, лить воду из одного контейнера в другой, самостоятельно раздеваться. В дошкольном возрасте дети могут рисовать карандашом простые фигуры, строить из блоков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они учатся ловить мяч, что указывает на развитие координации рук и глаз (ловкость рук и умение экстраполировать). В этом возрасте наступает новый этап в развитии координации рук и глаз. В 5 лет 30-50% детей эффективно использовали механизм предварительной визуальной афферентации, который может быть связан с возрастающей ролью в управлении проприоцептивной афферентацией произвольных движений, осуществляющей текущий контроль над движениями и снижающей роль обратной зрительной афферентации. За прошедшим остается ведущая роль только в программировании движений. 5 - 6 лет улучшают мелкую моторику, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые учатся завязывать шнурки. В предыдущие годы предполагалось, что этапы в развитии моторики детей отражают процесс созревания опорно-двигательной системы. В настоящее время все моторное развитие ребенка рассматривается в соответствии с теорией динамических систем: моторное развитие включает в себя множество отдельных навыков, которые организуются и реорганизуются с течением времени для удовлетворения требований определенных задач. 1.2. Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией Суставно-двигательные навыки у детей со стертой дизартрией имеют свою специфику. Ребенок рождается с готовыми к эксплуатации органами артикуляции. Тем не менее, требуется длительный период подготовки, прежде чем он сможет произносить четко сформулированные звуки речи. Как и любое речевое нарушение, дизартрия имеет речевую и нерече-вую симптоматику, которая в совокупности осложняет процесс использова-ния речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg