Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое обеспечение конкуренции при осуществлении торговой деятельности

irina_k200 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2020
Актуальность формирования в Российской Федерации эффективного конкурентного законодательства? вызвана? также интеграцией РФ в мировую экономику. Также зарубежные компании открывают филиалы своих предприятий на? территории России, входя в состав российской торговли. В этой ситуации государство просто обязано обеспечить на? своей территории здоровую конкурентную обстановку, привлекательную для иностранных инвесторов, т.е. создать такие условия для формирования здорового «инвестиционный климата?». Целью работы – исследовать аспекты правового обеспечения и регулирования конкуренции на? российских товарных рынках, дать характеристику понятии конкуренции, ее роль в торговле и ценность в торговом обороте, охарактеризовать основные методы обеспечения развития конкурентной среды, проанализировать российское законодательство? и его влияние на? торговую деятельность. В ходе работы необходимо решить поставленные задачи: 1) Раскрыть понятие и основные характеристики конкуренции и деятельности на? товарном рынке. 2) Раскрыть роль конкуренции в развитии рынка и рыночных отношений. 3) Определить правые источники регулирования как торговой деятельности, так и конкуренции. 4) Охарактеризовать основные законодательные меры и правовые средства регулирования конкуренции в торговой деятельности. Структура? работы. Работа? состоит из введения, двух глав, заключения и списка? использованной литературы. Объект исследования – общественные отношения, которые складываются в процессе реализации товаров, выполнения работ, при оказании услуг, сопровождаются нарушением норм о конкуренции и направлены на? монополизацию рынка?. Предмет исследования – совокупность норм права?, регулирующих конкурентные отношения на? современных товарных рынках. Методологическую основу работы составляет совокупность общих и частных методов исследования. Эмпирическую и нормативную базу исследования составили законодательство РФ, Федеральные законы, российская судебная практика?, а? также практические материалы, опубликованные в СМИ.
Введение

В стремлении Российского общества? к демократическим стандартам, в становлении современной российской государственности, в укреплении национальной безопасности и обеспечении жизни самой нации проводимые экономические преобразования имеют важнейшее значение. Одно из наиболее значимых мест в системе рыночных реформ занимает правовое регулирование? конкуренции на? товарных рынках. Конкуренция среди предпринимателей на? рынке осуществляется как на? добросовестных началах?, так и ведётся методами соперничества?, наносящими вред предпринимателям, потребителям и обществу в целом. В последнем случае идёт речь о недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Актуальность темы исследования. Формирование рыночных отношений в РФ явилось мощным стимулом к развитию конкуренции в различных направлениях экономики. 01.02.2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», призванный обеспечивать единство экономического пространства? в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности на? товарных рынках; развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции; обеспечивать доступность товаров для населения; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, участвующих в торговых отношениях, и поддержку отечественных производителей товаров. Однако, несмотря на? то, что в законе реализован обновленный механизм антимонопольного регулирования, его отдельные элементы уже сейчас нуждаются в совершенствовании. Конкуренция, как экономическое и правовое явление, – необходимый элемент развитой экономики, так как она? является основным стимулом повышения качества? производимой продукции, увеличения объемов производства?, формирования низкой цены товаров, качественной и достоверной рекламы. Рассматривая положительные стороны конкуренции, нельзя забывать о том, что, согласно нормам гражданского законодательства?, целью каждого предпринимателя является максимальное получение прибыли при минимальных финансовых и трудовых затратах. Данная цели достигается через удовлетворение спроса? потребителей, но также и путем монополизации рынка?, используя для этого различные средства? устранения конкурентов. Отрицательные последствия такой предпринимательской деятельности обязывают государство правовыми методами регулировать деятельность хозяйствующих субъектов, в целях не допустить монополизации рынка? товаров и услуг, развивать конкуренцию и создавая его участникам правовые рамки конкурентной борьбы на? товарных рынках. Антимонопольное регулирование – важнейшая составляющая торговой политики РФ. Оно обеспечивает развитие конкуренции и рассматривается как критерий цивилизованной рыночной экономики. Вопросы конкурентной политики, практики реализации антимонопольного законодательства? в последнее время становятся все более актуальными для России. Это объясняется влиянием, которое призвано оказывать антимонопольные законодательство на? цены, экономический рост, конкурентоспособность, и характер рыночных отношений. Повсеместное и активное использование антимонопольного законодательства? обеспечивает единство торгового пространства?, стабильность функционирования торговой деятельности, совершенствование товарных рынков, гарантирует соблюдение цивилизованных правил поведения хозяйствующих субъектов, а? также защищает интересы потребителей.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1.ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….7 1.1Конкуренция: понятие, виды. Конкурентнаясреда……………………7 1.2Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в России………………………………………………..16 1.3Анализ правового регулирования конкуренции в Российской Федерации………………………………………………………………….21 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………………..31 2.1. Правовые источники регулирования торговой деятельности……...31 2.2. Законодательные меры и правовые средства как инструменты обеспечения развития конкуренции в торговой деятельности…………37 Заключение…………………………………………………………………54 Список источников и литературы………………………………………...60
Список литературы

а) нормативные документы 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009. 2. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ. // "Российская газета" от 1-5 мая 1999 г. N 85-86 3. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20.02.1992 N 2383-1 // "Российская газета" от 6 мая 1992 г., 4. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Российская газета" N 89, 1991 г., в Ведомость Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 апреля 1991 г., N 16, ст. 499, в Бюллетень нормативных актов, февраль 1992 г. N 2. 5. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ. // Собрание законодательства РФ", N 2, 10.01.2000, "Российская газета", N 5, 10.01.2000; "Парламентская газета", N 4 - 5, 11.01.2000 6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17.12.1999 N 212-ФЗ // "Российская газета" от 21 декабря 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г., N 51 7. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ. // "Российская газета" от 31 декабря 2002 г. N 245, "Парламентская газета" от 5 января 2003 г., N 1-2, Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) 8. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ. // "Российская газета" от 22 июля 2011 г. N 159, Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) 9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"// "Российская газета" от 23 декабря 1997 г. N 245, Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712 10. Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области" из информационного банка "Ивановская область". // официальный сайт Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) 14 ноября 2013 г. 11. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок". // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (с изменениями и дополнениями). // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10 по делу N А27-12323/2009. ".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N 18002/12 по делу N А47-7950/2011. ".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18. Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и положениями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19. Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 630-О "По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2634-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции".".// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru б) основная литература 1. Абесалашвили М.З. Современное состояние законодательства РФ в области защиты от недобросовестной конкуренции // Актуальные проблемы развития гражданского законодательства на современном этапе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 28 февраля 2014 г.. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2014. - С. 43-48 2. Алешин К.Н., Артюшенко Д.В., Егорова М.А., Кинев А.Ю., Кониева Ф.И., Склярова Я.В., Тенишев А.П., Франскевич О.П., Чернышов Г.П., Щерба Т.Э. Конкурентное Право Учебник / Москва, 2018. 3. Амиров Р.А. Теоретические подходы к определению понятия и сущности недобросовестной конкуренции // Аграрное и земельное право. - М.: Право и государство пресс, 2014, № 5 (113). - С. 108-110 4. Бабурин К.И. Правовые аспекты конкуренции на товарном рынке в современных условиях // Вестник РГГУ. - М.: РГГУ, 2014, № 15 (137). - С. 152-157 5. Балчыр А.Х.В. Основные Направления По Развитию Конкуренции Среди Субъектов Малого Предпринимательства В Сборнике: Наука России: Цели И Задачи сборник научных трудов по материалам VIII международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. 2018. С. 5-7. 6. Васильев Г.Н. Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук / - М., 2014. - 26 c. 7. Дубровин О.В., Ковалева И.Ю. Развитие конкуренции и антимонопольная политика: роль предписаний антимонопольного органа // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2015, № 1. - С. 39-46 8. Еременко В.И. Некоторые проблемы развития конкуренции в России // Законодательство и экономика. - М.: Законодательство и экономика, 2015, № 9. - С. 7-15 9. Ермолова О.Н. Понятие торговой деятельности и торгового оборота // Проблемы применения частного права: межвузовский сборник научных статей, посвященный памяти д.ю.н., профессора А.А. Серветника. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2014. - С. 41-45 10. Залесская М. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов // Законодательство и экономика. - М., 2001, № 1. - С. 36-50 11. Зайцева О.С. Некоторые проблемы обеспечения конкуренции при проведении закупок отдельными видами юридических лиц // Новая правовая мысль. - Волгоград: ООО "НПЦ "ГРУС", 2014, № 1 (60). - С. 113-116 12. Гандилов Т.М., Рамазанова К.К. Новеллы антимонопольного законодательства и развитие конкуренции в сфере предпринимательства // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016, № 6. - С. 37-41 13. Гатаулина Л.Ф. Актуальные вопросы конкуренции в сфере проведения торгов // Вестник Омской юридической академии. - Омск: НОУ ВПО "Омский юрид. ин-т", 2014, № 1 (22). - С. 39-42 14. Гуреева М.А., Зульфугарзаде Т.Э. Государственно-Правовое Регулирование Торговой Деятельности учебник для вузов / Москва, 2011. 15. Донецков Е.С. Баланс частного и публичного интереса в контексте реализации правового принципа поддержки конкуренции // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 163-167 16. Машкин Н.А. Коммерческое Право Учебное пособие для бакалавров юридического факультета / Москва, 2016. 17. Осипов М.Ю. Проблемы совершенствования законодательства о защите конкуренции // Конкурентное право. - М.: Юрист, 2014, № 4. - С. 8-12 18. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. - М.: Юрист, 2014, № 2. - С. 8-11 19. Паращук С.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как базовая категория законодательства о защите конкуренции // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2014, № 2. - С. 46-53 20. Полежаева А.А., Полякова А.Д., Филатова А.А., Цыкунова В.Г., ЯоБ. Конкурентное право. Проблемы Защиты Конкуренции При Осуществлении Торговой Деятельности По Продаже Продовольственных Товаров Посредством Организации Торговой Сети 2018. № 1. С. 34-38. 21. Трубинова Е.И. Охрана географических указаний и наименований мест происхождения товара от актов недобросовестной конкуренции по праву Европейского союза // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: в 2 ч. Москва, 12-13 апреля 2013 г.. - М.: РУДН, 2014, Ч. II. - С. 327-332 22. Трубинова Е.И. Модель нормативной регламентации недобросовестной конкуренции в правовой системе России // Вестник Пермского университета. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2014, № 1 (23). - С. 219-225 23. Трубинова Е.И. Перспективы защиты прав потребителей от актов недобросовестной конкуренции в условиях отечественного нормативного регулирования // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2015, № 2 (101). - С. 121-128 24. Шайхеев Т.И. О понятии конкуренции в конкурентном (антимонопольном) праве России и зарубежных стран // Государство и право. - М.: Наука, 2014, № 4. - С. 111-114 25. Шайхеев Т.И. Практика рассмотрения судами споров о нарушении органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о защите конкуренции // Арбитражные споры. - С.-Пб.: ООО "Кадис", 2015, № 4 (72). - С. 63-88 26. Шайхеев Т. Компетенция антимонопольного органа по защите конкуренции: её особенности, пределы и ограничения // Административное право. - М., 2015, № 4. - С. 11-19 27. Шайхутдинов Е.М. Категория добросовестности в законодательстве о защите конкуренции // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. - М.: Закон, 2014, № 1 (29). - С. 87-94 28. Шамина С.М. В Проблемы Законодательного Определения Понятий Конкуренции И Недобросовестной Конкуренции. Сборник: Государство И Правовая Система Российской Федерации В Условиях Информационного Общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 78-82. 29. Шварц Л.В. К вопросу о модернизации российского законодательства о торговой деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2015, № 4 (105). - С. 83-89.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА Понятие "конкуренция" можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле конкуренция - процесс соперничества хозяйствующих субъектов на товарном рынке за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров с использованием различных методов конкурентной борьбы. Методы, применяемые хозяйствующими субъектами для достижения преимуществ, могут быть как законными, так и незаконными, а именно применение ограничительных соглашений, злоупотребление доминирующим положением, использование различных приемов недобросовестной конкуренции. В законодательстве (в узком смысле) конкуренция может быть определена как "процесс соперничества на товарном рынке между хозяйствующими субъектами за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров, в пределах, установленных законом". Что такое конкуренция? В каких случаях она реально работает и создает необходимые условия для развития рыночных отношений? Возможно ли негативное влияние конкуренции на торговый оборот? Эти и другие вопросы многие годы обсуждаются учеными-правоведами и экономистами и не всегда находят однозначный ответ. Как пишут исследователи проблем конкуренции, "свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом "сигналы рынка" без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы" . В основном конкуренцию следует рассматривать как институт частного права, прежде всего торгового и гражданского . Г.Ф. Шершеневич, говоря о конкуренции, упоминает именно торговые предприятия. Как он писал, "каждое торговое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей. Среди торговых представителей открывается ожесточенное соперничество. Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества" О непосредственной связи конкуренции именно с торговлей писали и ученые-экономисты. По мнению А. Маршалла, "конкуренция заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо" . Н. Конрад трактовал конкуренцию как "свободное соперничество многих лиц в меновых отношениях" . По мнению А.Ю. Юданова, конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка" . Законодательство о конкуренции зарубежных стран часто связывает конкуренцию именно с торговлей. Согласно закону Шермана "каждое лицо, которое монополизирует либо пытается монополизировать какую-либо часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, или объединяется, или участвует в сговоре с другим лицом или лицами с этой же целью, совершает уголовное преступление" . Во многих зарубежных странах конкурентные отношения регулируются торговыми кодексами. С.Н. Кондратовская отмечает, что объективно конкуренция выражается в поведении, способном содействовать сбыту одного из хозяйствующих субъектов. Именно необходимость продать товар и продать его на наиболее выгодных условиях заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции. Производитель вынужден думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут ему продать товар как можно более выгодно. Помимо такого понятия, как "конкуренция", в национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 г.г., утвержденным Указом |Президента РФ от 21.12.2017г. №618, есть такие понятия как "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда" . Согласно указанной Программе конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Одними из наиболее важных целей данной программы являются обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равных условий и свобод экономической деятельности на территории РФ. |При этом одним из основополагающих принципов осуществления деятельности органов исполнительной власти должен стать запрет на введение и сохранение ограничений или создание дискриминационных условий для отдельных видов деятельности. Работа органов исполнительной власти должна быть нацелена на эффективную работу, необходимую для добросовестного и комфортного ведения бизнеса. Потенциальной угрозой для конкуренции является создание государственных корпораций в сферах, где есть условия для конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса должна быть максимально прозрачна. Развитая конкурентная среда - это конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивается сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен с долгосрочной финансовой стабильностью наиболее эффективных предприятий. Несмотря на появление таких понятий как "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда", они на настоящий момент практически не используются. Нет четкого понимания и тех факторов, которые следует принимать во внимание при анализе конкурентной среды на том или ином товарном рынке. Основной категорией по-прежнему остается понятие "конкуренция". Преимущественное положение занимают определения понятия конкуренции, в которых акцент делается на поведение субъектов рынка. Конкуренция непосредственно связана с борьбой за преимущества. Связь конкуренции с борьбой за преимущества прослеживается во многих исследованиях данной проблематики. Как писал Р.А. Фатхутдинов, "конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях" . В борьбе за преимущества на рынке принимают участие как реальные, так и потенциальные конкуренты. Конкуренцию следует рассматривать как процесс, а не как состояние. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд определили конкуренцию как "динамический, постоянно изменяющийся процесс, сопровождающийся наступательными и оборонительными действиями компаний и переносом акцента с одних видов конкурентной борьбы на другие" . В приведенном высказывании совершенно правильно сделан акцент на разные виды конкурентной борьбы - как дозволенные, так и недозволенные. Определение конкуренции как процесса дает и известный специалист в области антимонопольного законодательства США А. Доменик: "В настоящее время среди специалистов по антимонопольному регулированию широко признано, что конкуренция - это процесс, а не равновесное состояние. Конкуренция - это не заданное состояние, а всегда динамический процесс, где продавцы непрерывно стремятся предложить участникам рынка более привлекательные альтернативы" . Основной целью конкурентной борьбы в конечном счете является получение наиболее выгодных условий сбыта товара. Однако многие исследователи связывают конкуренцию исключительно с целью максимизации прибыли . Без сомнения, в конечном счете цель конкурирующих субъектов - это получение прибыли. Однако отдельные действия, которые могут рассматриваться как конкурентные действия, не направлены непосредственно на максимизацию прибыли. Это могут быть действия, направленные на устранение конкурентов, к примеру установление монопольно низких цен. В результате данных действий возможно даже временное сокращение прибыли, но данные действия помогают сохранить преимущественное положение на рынке. В ряде случаев, когда хозяйствующий субъект не намерен улучшать качество продукции, внедрять инновационные технологии, для него важна не максимизация прибыли, а недопущение проникновения конкурентов на рынок, а также недопущение проникновения на рынок новой продукции. В этом случае конкурентная стратегия не имеет своей непосредственной целью максимизацию прибыли. Обоснованной представляется позиция К.Ю. Тотьева, который видит цель конкуренции в получении наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров . В одних условиях это может быть максимизация прибыли, а в других - просто отсутствие необходимости вносить корректировку в производство того или иного товара, искать новые рынки сбыта. Как пишет Д.В. Белоусов, анализируя одну из мыслей Д. Рикардо, "предприниматель решает проблему соперничества не в росте своей прибыли и даже не в интересах потребителя, а в своих собственных интересах. Капиталист, ищущий прибыльности применения для своих средств, будет принимать в соображения все преимущества одного занятия перед другим. Поэтому он может поступиться частью своей денежной прибыли ради верности помещения, опрятности, легкости или какой-либо другой действительной или воображаемой выгоды, которыми одно занятие отличается от другого" Говоря о конкуренции, исследователи выделяют две ее разновидности: совершенную и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция "предполагает наличие столь большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели". В 30-е гг. XX в. появляются работы, критикующие абстрактные модели совершенной конкуренции и чистой монополии. Значительный вклад в концепцию конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон и другие исследователи проблем конкуренции. В понимании Й. Шумпетера конкуренция является непрерывным процессом "созидательного разрушения", возникающим в результате появления "нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации; процессом, который обеспечивает решительное сокращение затрат или повышение качества и угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и производства, а полным банкротством" . Этот вид инновационной конкуренции несовместим с совершенной конкуренцией. Й. Шумпетер приходит к выводу о том, что совершенная конкуренция не только невозможна, но и нежелательна . По мнению исследователей, основной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю. Но в отличие от совершенной конкуренции субъекты рынка монополистической конкуренции обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg