Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Муниципальные районы и их роль в муниципально-территориальном устройстве

irina_k200 1100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2020
Цель изучить муниципальные районы и их роль в муниципально-территориальном устройстве. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Изучить понятие и правовой статус муниципального района; Рассмотреть подходы к управлению муниципальными районами; Обозначить проблемы реализации вопросов местного значения муниципального района Определить место и роль муниципальных районов в муниципальных образованиях. Объектом исследования темы выступают муниципальные районы и их роль в муниципально-территориальном устройстве. Предмет исследования – муниципальные районы. Базой для написания работы послужили научные труды отечественных авторов, электронные ресурсы. Вопросы оценки реформ и исследования проблем местного самоуправления, в том числе в части муниципально-территориального устройства, рассматриваются в трудах Т. Авдеевой, Е.М. Бухвальда, Р.В. Бабуна, А.А. Васильева, В.И. Василева, А.Г. Воронина, О.Б. Глезер, В.Б. Зотова, В.Г. Игнатова, А.Г. Кобилева, В.И. Клисто- рина, В.А. Лапина, В.Н. Лексина, Э. Марк- варта, А.С. Маршалловой, А.С. Новоселова, В.Н. Парахиной, Р.В. Петухова, А.И. Радченко, Т.В, Сачук, Т.В. Сумской, Т.В. Усковой, Ю.В. Филиппова, В.Е. Чиркина, А.Н. Швецова, А.Н. Широкова, Е.С. Шоминой, Е.С. Шу- гриной и других. Однако в основном ими проанализированы проблемы нормативно-правового обеспечения, финансовых основ функционирования муниципального управления. Недостаточно проработанными являются аспекты, касающиеся научного обоснования целесообразности и необходимости изменения муници- пального-территориального устройства; оценки последствий таких преобразований (в том числе на основе мнений представителей органов местного самоуправления); практики осуществления преобразований, не предусмотренных действующим законодательством. Методы исследования. Для выполнения задач исследования нами были использованы следующие методы: аналитический, статистический, балансовый, нормативный, группировок, и др. Информационной базой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы справочно-правовой системы «Консультант-Плюс», официальные Интернет-сайты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Введение

В системе местного самоуправления РФ выделяют семь типов муниципальных образований (МО). Наиболее многочисленными являются муниципальные образования, сформированные преимущественно на основе сельских населенных пунктов - сельские поселения (на 1.01.2017 г. 18 101 ед. или 81 % от общего количества МО) и муниципальные районы (на 1.01.2017 г. 1787 ед. или 8 % от общего количества МО) [15], несмотря на тенденцию к их сокращению. Оба вида муниципальных образований могут быть объединены интегральным понятием «муниципальное образование сельского типа», под которым следует понимать населенную сельскую территорию, в границах которой осуществляется местное самоуправление. С точки зрения органов местного самоуправления, управление экономикой МО сельского типа имеет ряд особенностей, связанных, например, с доминированием первичного сектора и, в частности сельского хозяйства, в структуре экономической деятельности. Для целей повышения эффективности практического управления МО сельского типа представляется необходимым исследование экономических и правовых аспектов их статуса, что требует решения следующих задач: - уточнение содержания понятия правового статуса применительно к МО; - анализ взаимосвязи экономической и правовой составляющих статуса МО; - детализация экономических и правовых аспектов статуса муниципального района (МР) и сельского поселения (СП).
Содержание

Введение 3 Глава 1. Понятие и особенности муниципального района 6 1.1 Понятие и правовой статус муниципального района 6 1.2 Подходы к управлению муниципальными районами 9 Глава 2. Значение муниципальных районов в в муниципально-территориальном устройстве 20 2.1 Некоторые проблемы реализации вопросов местного значения муниципального района 20 2.2 Место и роль муниципальных районов в муниципальных образованиях 26 Заключение 38 Список использованных источников и литературы 40
Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2005. .№ 1 (часть 1). ст. 16. 2. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22. Ст. 2770 3. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 01 сентября 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822 4. Закон Челябинской области от 12 марта 2015 года № 138-ЗО «О закреплении за внутригородскими районами в составе Челябинского городского округа некоторых вопросов местного значения городского округа» // Южноурал. панорама. 2015. 28 марта 5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 дек 6. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22-23. 7. Алексеев, Ю. В. Градостроительное планирование поселений. В 5 томах. Том 1. Эволюция планирования / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2018. - 336 c 8. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573-575. 9. Баженова О. И. Современные проблемы организации муниципальной власти в городских округах: состояние и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 54–66 10. Баранова И.А. Экономическая основа местного самоуправления / И.А. Баранова // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 18-20. 11. Бейдина Т.Е. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практическая политическая проблема / Т.Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 39-46. 12. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 45-46. 13. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28. 14. Бузырев В. В. Определение приоритетов в территориальном планировании городов на примере России и Болгарии / В. В. Бузырев, Анна Господинова, А. О. Березин, Петко Монев, И. В. Федосеев, М. Н. Юденко. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 143 с. 15. Гадельшина Л.И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л.И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23-26. 16. Доклад о состоянии местного самоуправления и деятельности Минюста России по развитию его правовых и организационных основ в 2016 году / Министерство юстиции Российской Федерации // URL: http://minjust.ru/sites/default/files/doklad_o_sostoyanii_msu_i_d-sti_minyusta_po_razvitiyu_ego_pravovyh_i_organizacionnyh_osnov_v_2016_g._predvaritelnye_dannye_10.02.17.pdf 17. Ерохина Т.В. Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 7. С. 68-71 18. Захаров И.И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И.И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55-57. 19. Ильиных, А.В. Проблемы определения правового статуса внутригородских районов // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2017. Том 17. Вып. 1, с. 106-119 20. Капустин С. П., Штоббе Т. А. Реализация гарантий местного самоуправления на примере отдельного города // Молодой ученый. — 2019. — №28. — С. 121-124. — URL https://moluch.ru/archive/266/61612/ (дата обращения: 11.03.2020) 21. Капустян Л.А. Отечественный и зарубежный опыт территориальной организации местного самоуправления // Имуществ. отношения в Рос. Федерации. 2008. № 10 (85). С. 18-21 22. Кетова А.С., Проектный подход к территориальному планированию в городском округе «город Белгород» // новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2. – С. 164 – 168. 23. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47-50. 24. Максимов А., Аналитический доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы» // Комитет гражданских инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://komi tetgi.ru/analitics/3158/ 25. Максимов А., Соснин Д., Озяков А. Аналитический доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы» / Комитет гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru/analytics/315. 26. Материалы круглого стола «Вопросы организации и деятельности городских округов с внутригородским делением», Челябинск, 02 ноября 2018 г. / Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ, 2018 27. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667-671. 28. Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» [Электронный ресурс]. URL: http://www. vsmsinfo.ru/dokumenly-i-materialy/materialy-proshedshikh-meropriyatij/3689-8-noyabrya-2013 -goda-v-gorode-suzdal-sostoyalsya-vserossij skij -s-ezd- munitsipalnykh-obrazovanij 29. Попов, Р. А. Региональное управление и территориальное планирование / Р.А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c. 30. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практи кум. - Москва: Машиностроение, 2019. - 504 c 31. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учеб. пособие / Н.А. Каменских. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 127 с. 32. Рыльская Н.. Институт территориальной организации местного самоуправления // Государственно-правовые институты современного общества Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан. Ответственный редактор Раянов Ф.М. 2018 Издательство: Башкирский государственный университет (Уфа). – С. 308 – 315. 33. Система маркетинговых инструментов и механизмов их реализации в планировании территориального развития: Моногр. / Карпова С.В., Касаев Б.С., Климов Д.В. - М.: Вузовский уч., НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. 34. Шугрина Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституц. и муницип. право. 2015. № 4. С. 68-71 35. Шугрина Е.С. Организационные модели местного самоуправления: от земских до современных реформ // Совершенствование местного самоуправления сквозь призму конституционной экономики: коллективная монография / под ред. А.Н. Костюкова. Омск : Изд-во Омского гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского, 2015. С. 56-63 36. Щербина, Е. В. Муниципальное управление и территориальное планирование. Учебное пособие / Е.В. Щербина. - Москва: Высшая школа, 2018. - 160 c
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и особенности муниципального района 1.1 Понятие и правовой статус муниципального района Муниципальный район Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется следующим образом: несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу этого же закона муниципальный район можно трактовать и как муниципальное образование. По нашему мнению, уточненную характеристику правового статуса сельских поселений и муниципальных районов следует производить, используя предложенные В.В. Долинской элементы правового статуса (структурно-организационный и содержательный), т. е. выявляя отличительные признаки для наделения статусом сельского поселения / муниципального района и предназначение в качестве субъекта права. Под первым подразумевается территория МО и его границы, а последнее означает компетенцию, полномочия и вопросы, находящиеся в ведении сельского поселения / муниципального района, которые в значительной степени определяют статус любого публично-территориального образования, т. е. вопросы местного значения . Представим характеристику муниципального района в таблице. Критерий Муниципальный район Территория МО Состав территории могут формировать только сельские и городские поселения, а также межселенные территории Границы МО Границы МР устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления МР, а также для осуществления на всей территории МР отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ Вопросы местного значения, в т. ч. экономического характера 37, из них доля экономических вопросов 19 % (дополнительно к вопросам местного значения СП выделены вопросы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений в составе МР и развитие курортов местного значения и лечебно-оздоровительных местностей). МР также обладает правами на решение 12 вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения МР), в том числе правом на создание условий для развития туризма Статус МР присваивается законом субъекта РФ при формировании муниципального устройства. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения МР, выраженного его представительным органом, законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ № 131- ФЗ В контексте понятия МО сельского типа следует подчеркнуть, что за сельскими, городскими поселениями закреплен вопрос «содействие в развитии сельскохозяйственного производства», за МР - «создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях», в то время как за городским округом и внутригородским районом - «создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции», т. е. законодательно делается акцент на значение сельскохозяйственного производства для развития МР . Соответственно, особенности экономико-правового статуса МР связаны с тем, что на формирование экономической основы местного самоуправления МО сельского типа оказывают влияние закономерности функционирования сельской экономики, которую российский исследователь Д.А. Сюсюра понимает как «все многоукладное хозяйство сельской территории, представленное совокупностью хозяйствующих субъектов, отраслей и видов деятельности, связанных использованием сельских ресурсов и занятостью сельского населения» . На взгляд ученого, существуют объективные особенности экономических отношений в сельской местности, в том числе : - исходная цель развития экономических отношений в сельской местности – создание лучших условий для жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека; - направленность на использование ресурсов и возможностей, специфических для конкретной сельской территории; - пространственная распределенность, удаленность объектов производственной инфраструктуры, низкий уровень диверсификации экономики; - удаленность от крупных торговых логистических и административных центров; - относительно низкий уровень развития рыночной инфраструктуры; - низкая концентрация трудовых ресурсов и относительная ограниченность рынка труда; - значительная ориентация на самообеспеченность территории, тесная связь потребителей, производителей, продавцов в пределах территории; - высокая роль в экономике (производстве) индивидуального труда / результатов труда конкретного человека, относительно низкий уровень внутренней конкуренции производителей; - высокая роль в экономике (реализации) индивидуальных возможностей и ресурсов для удовлетворения потребностей конкретного человека, относительно низкий уровень внутренней конкуренции потребителей; - тесная связь производственного и социального аспекта жизнедеятельности населения, вызванная ограниченным разнообразием мест трудоустройства и общим местом проживания (заселения). Резюмируя изложенное, можно заключить, что МО сельского типа - это муниципальное образование, обладающее, как форма территориальной организации местного самоуправления, особым экономико-правовым статусом, связанным с закономерностями функционирования сельской экономики, а также возможностью, в отличие от сельских территорий однозначно идентифицироваться как объект статистического учета с целью оптимизации взаимодействия в системе население - местное самоуправление - производственно-хозяйственный комплекс. 1.2 Подходы к управлению муниципальными районами К основным задачи управления муниципальным районом Н. А. Пиличев относит: - разработку организационных структур управления муниципального района с учетом развития различных форм хозяйствования; - совершенствование системы внедрения достижений науки и передового опыта, управления качеством продукции, природопользованием и охраной окружающей среды; - развитие демократических начал управления муниципальным районом на разных уровнях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и общественными органами управления муниципальными районами; - совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования; - обобщение передового опыта управления аграрным производством; - обоснование кадровой политики, развитие форм и методов подготовки и переподготовки кадров; - разработка методов оценки работы предприятий, объединений, ассоциаций, организаций и других формирований и т. д. Содержание деятельности органов управления муниципальным районом включает в себя следующее: - подготовка стратегических решений и стратегических программ по развитию производства региона (стратегия управления); - осуществление оперативного управления этим развитием; - оценка ситуации на продовольственном рынке региона и воздействие на ее развитие с целью стабилизации; - организация мониторинга социально-экономического развития аграрной части региона . На развитие теории управления оказали влияние различные школы управленческой мысли: школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), школа административного управления (А. Фай- оль), школа человеческих отношений (Э. Мейо, М. Фоллетт, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор и Ф. Герцберг), школа науки о поведении (Э. Мэйо, Д. Карнего, Р. А. Макензи, М. Вудкок, С. Смол, М. Фоллтер), а также школа науки управления (Р. Джонсон, Ф Каста, Д. Розенцвейг) и количественных методов (Л. Канторович, М. Старр). Можно выделить следующие подходы к управлению муниципальными районами, которые сформировались в результате развития теории и практики управления: - процессный подход (М. Хаммер, Д. Чампи) основывается на концепции, согласно которой управление муниципальным районом есть непрерывная взаимосвязь управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль); - ситуационный подход (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) дает возможность управлять муниципальным районом в зависимости от конкретных ситуаций и условий. Поскольку существует большое обилие факторов как в самом муниципальном образовании, так и в окружающей среде, влияющих на управление муниципальным районом, то не существует единого «лучшего» способа управлять муниципальным районом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации; - в системном подходе (А. А. Богданов, Р. Джонсон, В Каста, Д. Розенцвейг, М. Старр, Дж. Риггс) подчеркивается, что муниципальный район можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как население; структура муниципального района; задачи местного значения и межпоселенческого характера; технологии, позволяющие принимать оптимальные управленческие решения, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Суть системного подхода к управлению муниципальными районами состоит в том, чтобы при решении любой возникающей проблемы определить границы системы (выделить целостность), ее состав, системные свойства, взаимосвязи между ее элементами. В зависимости от того, какие аспекты социально-экономической деятельности муниципального района анализируются, границы, состав, системообразующие свойства и типы взаимодействий между элементами могут сильно изменяться . - комплексный подход (Т. Питерс, Р. Уотермен) к управлению муниципальным районом раскрывается на основе семи характеристик: стратегии, структуры, системы, состава кадров, стиля руководства, суммы привычек, совместных ценностей (интегрирующей характеристики). Комплексность управления муниципального образования значительно возрастает, если берутся во внимание не только внутренние характеристики муниципального района, но и воздействующие на него внешние факторы (конкуренты, действия региона, правительства, принятые законы и т. п.) . С этой точки зрения в своем научном исследовании М. А. Тухватуллина представлено следующее определение системы муниципального управления - определенный тип системы, которая находится в постоянном движении (изменении), состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления, ключевым элементом которого является население муниципального образования, объединенных общей целью, находящихся между собой в тесном информационном взаимодействии и функционирующих на основе объективных законов в определенных территориальных границах. Нами были классифицированы различные определения понятия «управление» (см. табл. 1) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 89 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 52 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 108 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 63 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg