Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обучение говорению на основе подготовки обучающихся к Основному государственному экзамену (ОГЭ)»

irina_k200 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2020
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день еще не существует единой методики обучения говорению на английском языке. Кроме того, существует очень мало пособий по подготовке к ОГЭ по английскому языку, особенно с учетом изменения формата экзамена в 2015 г. Объект исследования - обучение говорению на старшей ступени средней школы. Предметом исследования является специфика и характеристика говорения как продуктивного вида деятельности в рамках требований Основного государственного экзамена. Целью данной работы является анализ ведущих подходов в обучении устной речи, разработка собственных условно-речевых и речевых упражнений, способствующих успешному завершению заданий по английскому языку в рамках требований Основного государственного экзамена. Основными задачами исследования являются: -выявить этапы формирования речевых навыков и умений; - определить методы овладения средствами общения; -описать классификации языковых и речевых упражнений; -рассмотреть цели и задачи ОГЭ; - проанализировать трудности, связанные со сдачей Основного государственного экзамена; - изучить критерии оценки уровня владения языком на среднем школьном этапе; - проанализировать изменения заданий части С (говорение); - проанализировать кодификаторы; -выяснить, как изменения в кодификаторах повлияли или повлияют на результат обучающегося; - проанализировать одни из ведущих учебно-методических комплексов по английскому языку; - создать собственную серию упражнения для подготовки и сдачи ОГЭ. - апробировать данную серию упражнений на контрольной группе учащихся; Гипотеза: можно ожидать, что при разработке нами собственных условно-речевых и речевых упражнений процент успешного выполнения заданий по английскому языку в рамках требований Основного государственного экзамена у обучающихся повысится. Противоречие: В настоящее время, обучению говорению в школе не уделяется достаточно времени и усилий, в то время как говорение входит в состав экзаменационных испытаний не только в России, но и в международные тесты: TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и другие. В связи с этим говорение должно занимать существенное место в современных учебно-методических комплексах по английскому языку уже с первого года обучения, так как считается самым трудоемким в изучении английского языка, поэтому мы предлагаем свою систему для подготовки к Основному государственному экзамену. Практическое значение исследования состоит в разработке методики обучения говорению на английском языке в контексте подготовки к Основному государственному экзамену. В исследовательской работе были использованы общенаучные теоретические методы: синтез, обоснование, выборочный метод, анализ документов и анализ теоретической литературы. Практические методы: анализ действующего УМК и моделирование учебного процесса( педагогический эксперимент).Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающий 37 источников и 10 электронных ресурсов.
Введение

Система образования Российской Федерации в последнее время претерпела значительные изменения в сфере образования. Российское образование предполагает введение Единого государственного экзамена по иностранному языку в 2022 году. Это нововведение позволяет сделать вывод о том, что в рамках основного государственного экзамена необходимо сформировать языковую компетенцию, то есть способность понимать и реагировать на устные высказывания партнера (включая носителя языка перевода) в рамках направлений, тем и ситуаций, предусмотренных программой для школ определенного типа; говорить о себе и окружающем мире, читать и слышать, выражая свое отношение к предмету высказывания или полученной информации. Эксперимент по введению Государственной итоговой аттестации (ГИА) начался еще в 2002 году (сейчас - главная государственная экспертиза - ОГЭ). Целями и задачами ОГЭ являются, прежде всего, контроль знаний, полученных обучающимися за девять лет обучения. А результаты ОГЭ необходимы для поступления в средние профессиональные учебные заведения. Школьная программа для обучения иностранному языку включает в себя овладение общением на целевом языке, т.е. умение говорить на иностранном языке, понимать иностранный язык на слух, выражать свои мысли в письменной форме или читать и понимать текст на иностранном языке. Поэтому только овладение речевыми навыками в разных формах: чтение и понимание, говорение, аудирование, письмо могут и должны быть основными объектами контроля. Они свидетельствуют о способности общаться с партнером. Знание слов, грамматических форм или правил работы с ними вообще нельзя считать объектами контроля, потому что такие знания сами по себе не обеспечивают коммуникации. Не может быть основными объектами и навыками, связанные с языком работы, например, составление предложений, заполнение пробелов, добавление предложений и т. д. Дело в том, что умение оперировать лингвистическим материалом еще не задействовано в общении на иностранном языке, поскольку оно не обеспечивает передачу или прием информации, и, следовательно, это лишь необходимая предпосылка для развития речевых навыков. К сожалению, во многих школах триместр и годовые оценки устанавливаются на основе простого суммирования всех оценок, полученных учеником, когда большинство из них связаны с выполнением учащимся операций с языковым материалом. Таким образом, эти оценки не отражают степень истинной готовности ребенка вступить в прямое (говорение, понимание на слух) и опосредованное (чтение) общение. Чтобы определить успехи ученика в овладении общением на иностранном языке, необходимо учитывать, прежде всего, оценки за выполнение речевых заданий, которые включают в себя следующие задачи: (говорить по теме, участвовать в беседе, понимать текст на иностранном языке при обучении или письме). И именно с этой целью в задания части «С» Основного государственного экзамена были включены «Задания по говорению», в которых контролируются: техника чтения (задание «С1»), умение участвовать в диалоге-расспросе (задание «C2») и умение строить монологическое высказывание (задание «C3»).
Содержание

Введение ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения говорению в контексте подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) 1.1. ОГЭ как современная итоговая форма контроля 1.2. Характеристика говорения как вида речевой деятельности 1.3. Цели и содержание обучения устной речи на среднем этапе 1.4. Виды упражнений для обучения говорению на иностранном языке 1.5. Психологическая характеристика учащихся среднего школьного возраста ГЛАВА 2. Анализ изменений заданий части С (говорение) за 2015- 2020 гг. 2.1. Анализ заданий за 2015-2020 гг. 2.1.1 Анализ изменений, отраженных в кодификаторе ГИА (ОГЭ) 2.1.2Анализрезультатов,полученныхобучающимися,в ходе выполнения заданий в разделе (говорение) 2.2 Анализ заданий части С за 2020 2.2.1 Задание 1. Чтение текста вслух 2.2.2 Задание 2. Диалог – расспрос 2.2.3 Задание 3. Монологическое 2.3 Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку в МБОУ Большевяземская гимназия ГЛАВА 3. Серия упражнений для подготовки к выполнению заданий раздела «Говорение» 3.1 Языковые упражнения (подготовительные) 3.2 Условно-речевые упражнения 3.3 Речевые (коммуникативные) упражнения Выводы по главе 3 Заключение Библиография Приложение
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ 1.1.ОГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ОГЭ (основной государственный экзамен) по иностранному языку проводится для выпускников девятых классов учебных заведений и является экзаменом по выбору. Целью экзаменационной работы является оценка уровня языковой подготовки по английскому языку для выпускников девятых классов общеобразовательных школ с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты ОГЭ могут быть использованы для отбора в специализированные классы средней школы или для зачисления в среднее специальное учреждение. Целью экзамена по иностранному языку является определение уровня коммуникативной компетентности экзаменуемого по иностранному языку. Основное внимание уделяется речевой компетенции, которая включает коммуникативные навыки в различных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, а также языковой компетенции. Задача ОГЭ по иностранному языку в рамках устной речи заключается в проверке умения: • правильное произношение, расстановка пауз, интонация, словесное и фразовое ударение( техника чтения текста); • запрашивать и сообщать необходимую информацию; • строить устные высказывания логично и взаимосвязанно; • построить подробное изложение в контексте коммуникативного задания и в заданном объеме; • отстаивать свою точку зрения; • делать выводы; • использовать различные стратегии: описания, рассуждения, общение, повествование; • начать, поддержать и закончить разговор; • предложить варианты для обсуждения; • высказывать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу; • употреблять языковые средства оформления устного высказывания. Содержание экзаменационной работы Устная часть контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку включает 3 задания: • задание 1- чтение небольшого научно-популярного текста; • задание 2 - диалог -расспрос, сообщение запрашиваемой информации; • задание 3 - тематическое монологическое высказывания с опорой на предложенный план и фотографию или картинку. Каждое последующее задание выдаётся участнику после завершения выполнения предыдущего задания. Все ответы экзаменуемого записываются на цифровой носитель и проверяются сертифицированными экспертами. Максимально возможный первичный балл за все задания - 15. Время на подготовку и ответ учащегося определяется компьютером строго в соответствии с заданиями. Общее время ответа одного участника ОГЭ с учётом времени на подготовку - 15 минут. Задание 1 В этом задании требуется прочитать вслух небольшой по объему (100—150 слов) текст научно-популярного характера. На подготовку к ответу учащемуся дается 1,5 минуты. Длительность чтения текста не должна превышать 2 минут. Цель задания - контроль навыков чтения. Эксперты определяют степень понимания содержания читаемого текста по тому, насколько бегло и правильно экзаменуемые произносят слова( звуки, словесное ударение), а также соблюдают правильную интонацию (паузы, фразовое ударение, восходящий и нисходящий тон). При чтении вслух участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие произносительные навыки: • знать правила чтения, а также исключения из правил, и произносить слова без ошибок; • правильно произносить долгие и краткие гласные: а также гласные звуки • правильно произносить согласные звуки [?]—[?] и [w]—[v]; • произносить конечный звук [r], если одно слово заканчивается на r/rе, а следующее слово начинается с гласной (например, here is, there are) • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов. Экзаменуемый также должен продемонстрировать следующие ритмико-интонационные навыки: • правильно разделять текст на смысловые группы с помощью пауз, причем паузы внутри предложения должны быть короче, чем паузы между предложениями; • чередовать ударные и неударные слова в зависимости от их характера (служебные и знаменательные части речи); • использовать нисходящий тон для законченной смысловой группы (например, в конце предложения); • использовать восходящий тон для незаконченной смысловой группы, в том числе в случае перечисления. Задание 2 В этом задании участнику ОГЭ предлагается принять участие в диалоге-расспросе. Он должен дать развернутые ответы на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Экзаменуемый не видит задаваемые вопросы на экране, он слышит только аудиозапись и отвечает в режиме реального времени. Каждый вопрос звучит только 1 раз. Для ответа на каждый вопрос отводится 40 секунд, и это время включено в аудиозапись. У учащегося нет возможности вернуться назад и снова прослушать вопрос, поэтому это задание требует от экзаменуемых особого внимания. Задание 3 Цель этого задания — построение связного монологического высказывания на заданную тему с опорой на предложенный план и фотографию или картинку. Время на подготовку к ответу — 1,5 минуты. В этом задании участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие умения монологической речи: • логично и связно строить собственное монологическое высказывание в заданном объеме в контексте предложенной коммуникативной задачи с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов; • аргументировать свое мнение и выражать свое отношение к теме высказывания; • правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания. Во время выполнения задания 3 участник ОГЭ должен дать полные и развёрнутые ответы на все пункты плана, указанного в задании. Это значит, что по каждому пункту плана учащийся должен сказать несколько предложений. От объема высказывания будет зависеть балл по критерию «Решение коммуникативной задачи». Для получения максимального балла (3) по данному критерию монологическое высказывание участника ОГЭ должно содержать 10 - 12 фраз (в среднем по 3 - 4 фразы на каждый пункт плана, а также вступительная и заключительная фразы); для получения 2 баллов требуемый объем высказывания - 8 - 9 фраз. Минимальное количество фраз для получения 1 балла по данному критерию - 6. Особенностью оценивания задания 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию« Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов. При выставлении баллов по критерию« Организация высказывания» эксперты оценивают: • логичность и связность высказывания, которые обеспечиваются правильным использованием вводных слов, союзов, местоимений, а также общей логикой построения высказывания; • композицию высказывания: наличие вступления, основной части (в соответствии с пунктами плана) и заключения. При оценивании языкового оформления высказывания учитываются грамматические, лексические и фонетические ошибки, а также разнообразие используемой лексики и её соответствие поставленной коммуникативной задаче. Тематика заданий 2 и 3 определяется предметным содержанием речи, указанном в кодификаторе элементов содержания ОГЭ по английскому языку [2]. Предметное содержание речи: 1. (Межличностные) взаимоотношения в семье. 2. (Межличностные) взаимоотношения с друзьями и в школе. 3. Внешность и характеристики человека. 4. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе). Молодежная мода. 5. Покупки. Карманные деньги. 6. Переписка. 7. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены. 8. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка. 9. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. 10. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). 11. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру. 12. Путешествие по странам изучаемого языка и по России. 13. Технический прогресс. 14. Глобальные проблемы современности. 15. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 16. Природа и проблемы экологии. 17. Здоровый образ жизни. 1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОВОРЕНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Устная речь представляет собой речь в устной форме, состоящую из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников( контактное общение) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, магнитофоном, компьютером и т. д.), если общение происходит на большом расстоянии( дистантная речь). Устная речь имеет свою специфику. Она выражается в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Для устной речи характерна избыточность( наличие повторов, уточнений, пояснений) и использование невербальных средств общения. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают неподготовленную устную речь( беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии) и подготовленную речь (лекция, доклад, выступление, отчет). Конечной целью обучения устной речи является выработка у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах. Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Продуктом говорения является речевое, а в качестве единицы говорения выделяется речевое действие. Выделяют следующие формы говорения: монолог, диалог, полилог. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — происходит обмен мыслями, передача информации [12]. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: 1.Говорение как вид речевой деятельности опирается на язык как средство общения. 2.В основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка. 3.Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. 4.Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. 5.Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. 6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. 1.3. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Цели и содержание обучения говорению Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в не учебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [27]. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений: •понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; •осуществлять свое речевое и не речевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка; • пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем. Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся: •интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке; • понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания; •понимания важности изучения иностранного языка; • потребности в самообразовании. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Реализация главной цели обучения английскому языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми знаниями на уроке иностранного языка, навыков и умений призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка. По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения [27]: В области говорения: - осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения; - составлять высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания. При формировании навыков говорения на уроке французского языка важно, чтобы процесс обучения проходил именно на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки английского языка должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения [3]. В содержание обучения английскому языку входят: •сферы общения, темы и ситуации; • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими; • речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения; • комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях; • общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке. Таким образом, целью обучения говорению на уроке английского языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в не учебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. 1.3. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных упражнений. Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. выделяют следующие классификации упражнений: тренировочные/подготовительные и речевые/коммуникативные упражнения [6]. Типы упражнений и характер операции, связанных с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста. Остановимся более подробно на подготовительных упражнениях, которые направлены: на широкое использование аналогией, на поиск правильного решения (из двух противопоставленных), на ориентировку в структуре предложения, на умении переносить найденное решение в новые ситуации и т.д. Примерная организация подготовительных упражнений: • имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов); • видоизменение предложений(подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик в диалоге); • синонимические и антонимические замены; • комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул); • конструирование и образование по аналогии; • составление ассоциограмм; • вопрос-ответные упражнения и др. Упражнения в подстановке наглядно показывают, что функциональное значение слова определяется не только по форме, но и по его месту в предложений. Эти упражнения обучают особенностям структурного построения предложений и способствуют развитию умения находить их сходство при различном лексическом наполнений. Некоторые виды подготовительных упражнений: •Ответить на вопрос, употребив образцы (слова, конструкции, речевые формулы); • Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами; • Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы; •Подобрать предложения в хронологическом порядке (ряды Гуэна) на темы: «Письмо к другу», «Путешествие», «У врача» и т.д.; • Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные; •Описать предмет/явление двумя-тремя фразами; • Расширить/сократить указанные предложения; • Объяснить указанные слова на английском языке; •Восстановитьв тексте илив предложений пропущенные слова, опираясь на контекст; • Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Праздники», «Времена года», «Любимая профессия»; • Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию; • Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд, игра с кубиком). Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:однозначно формулировать основную мысль; синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт; выражать одну и ту же мысль; синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт; выражать одну и ту же мысль различными средствами; строить высказывания с учетом парадигматической ценности; приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнера по общению; формировать и реализовывать речевое умение; адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию и прогнозировать реакцию партнера. При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер. Этап развития подготовленной речи 1. Видоизменение текста-образца; 2.Порождение самостоятельного высказывания: а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы и заголовки); б)с опорой наисточники информации (картина,кинофильм, телепередача); в) с опорой на изученную тему. Речевые упражнения для подготовленной монологической речи: • Воспроизведение связанных высказываний с некоторой модификацией (изменение конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения); • Составление ситуации или рассказа ( по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке); • Описание картины или серии картин( карикатур, немого ильма или диафильма), связанных с изучаемой темой; •Воспроизведение ситуации, в которых использованы названные обороты и речевые формулы; • Объяснение на иностранном языке заголовка; •Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклады или выступления); •Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; • Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме); • Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами; • Составление плана прослушанного рассказа; •Изложение диалога в монологической форме. Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи: • Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые); •Постановка узловых вопросов к тексту; • Диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста; •Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию; •Драматизация монологического текста; •Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного( или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино, диафильмы); •Объединение диалогических единств,данныхв произвольной последовательности, в диалог; • Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его; •Завершение диалога с ориентацией на подсказку. Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным материалом как в знакомых, так и незнакомых ситуациях (языковая правильность высказывания, отсутствие заданного материала и содержания, выражение собственной оценки и суждения, ситуативно-контекстный характер речи, умение определять логическую тему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов). Этап развития неподготовленной речи а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, фильм); б) с опорой на жизненный иречевой опыт учащихся (наоднажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение); с) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх дискуссиях. Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи: •Придумывание заголовка и его обоснование; •Описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой; •Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное; • Обоснование собственного суждения или отношения к фактам; •Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи); • Оценка прослушанного или прочитанного; • Составление кратких объявлений или текстов открыток. Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи: • Составление аргументированных ответов на вопросы; • Проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся); •Проведение ролевых игр и викторин; •Проведение дискуссии или диспута; •Беседа за круглым столом и др. Данные упражнения должны быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся, а также содержать жизненные и типичные примеры и ситуации. 1.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ни для кого не секрет, что успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (то есть, от наличия у них мотивов учения, от внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т.д.), от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов и, наконец, от условий обучения, ситуативной обусловленности и трудности упражнений, парно-групповой организации занятии). В 9-м классе учащиеся находятся только в начале выбора профессионального пути, этот выбор для них еще не так актуален, планы часто изменяются. Дети только начинают задумываться о будущем, цели выдвигаются ситуативно и редко - самостоятельно. Деятельность учащихся среднего школьного возраста во многом определяется условиями их учебной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg