Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Судебная система в России: проблемы современного развития

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2020
Целью данной работы является изучение проблем современного развития судебной системы в России. Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Рассмотреть судебную власть и судебную систему в РФ; 2) Изучить основные проблемы действующей судебной системы РФ; 3) Рассмотреть пути решения проблем судебной системы РФ. Предмет исследования– судебная система РФ. Объект исследования – проблемы современного развития судебной системы в России.
Введение

Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства. Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1). Объективные причины интереса к проблеме судебной власти - это глобальные изменения в мире, управление которым требует принципиально новых инструментов власти, в том числе и судебной. Изменение мира, изменение конструкции власти с неизбежностью влекут модификацию сущности судебной власти. Субъективная причина интереса к проблемам судебной власти - это распространившийся в обществе опасный стереотип, состоящий в отождествлении судебной власти с судом, судебной системой, а то и личностью судей. Вместе с тем суды лишь потенциальные носители судебной власти, институты которой базируются на объективных естественных законах, и их суды как органы государственной власти обязаны правильно применять. Судьи лишь получают право воздействия на систему судебной власти, с которой у них самих складываются весьма сложные многоплановые отношения. Система власти вынуждает их действовать только так, как эта объективная система судебной власти им позволяет. В то же время лица, наделенные судейскими полномочиями, получают право на их совершенствование, для чего "строителям" судебных систем требуются научные знания о закономерностях судебной власти, возможных направлениях ее модернизации. Явные пробелы в теории власти, появление в наши дни возможности для обращения к государственно-правовой тематике на качественно новом уровне исторического, социологического и правового знания, использование новых подходов и методов - все это позволяет исследователям современности по-иному ставить вопросы в поиске структурообразующих связей в обществе, государстве, судебной системе.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Судебная власть и судебная система в РФ 5 1.1 Понятие, признаки и задачи судебной власти в РФ 5 1.2 Описание судебной системы в РФ 7 Глава 2. Основные проблемы действующей судебной системы РФ 11 2.1 Проблемы судебной системы РФ, причины которых имеют корни в историческом прошлом 11 2.2 Перечень наиболее серьезных проблем судебной системы 19 Глава 3. Пути решения проблем судебной системы РФ 24 3.1 Факторы, управляемые государством, в сфере борьбы с преступностью и ее профилактики 25 3.2 Факторы, управляемые государством, в сфере повышения эффективности деятельности судебных органов 28 3.3 Факторы, управляемые государством, связанные с инфраструктурой судебной деятельности 30 Заключение 33 Список литературы 35
Список литературы

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. 2) Федеральный Закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ». 3) Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ». 4) Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". 5) Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в РФ» // Консультант Плюс. 6) Гражданский Процессуальный Кодекс РФ. 7) Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации, изд. Юрайт. 2006г. 8) Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. 9) Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания за 2009 г. / Генеральная прокуратура Российской Федерации. //genproc.gov.ru/genprokuror/ appearances/document-13701. 12) Бойков А.Д. Опасность негативного правотворчества // Уголовное право. 2000. № 3. 13) Бойков А.Д. Третья власть в России. Книга вторая – продолжение реформ. М., 2002. 14) Криминология / под ред. А.И. Долговой. - М., 1997. С. 665. 15) Преступность и реформы в России. М., 1998. Гл. 13. 16) Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. – М.: Гриф МО РФ, 2005. 17) Скуратов Ю.И. Современные проблемы развития судебной и правоохранительной системы Российской Федерации / отв. ред. Д.К. Чимитова. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. – 32
Отрывок из работы

Глава 1. Судебная власть и судебная система в РФ 1.1 Понятие, признаки и задачи судебной власти в РФ Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений. Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти. Признаками судебной власти являются: - Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами. - Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе. - Осуществление властных полномочий в форме правосудия. - Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. - Особый статус выразителей судебной власти - судей. Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий. К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся: подчинение Конституции РФ, законность, демократичность, открытость, гласность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина. Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий. К задачам судебной власти РФ можно отнести: - Формирование режима Законности; - Поддержание правопорядка; - Восстановление прав конкретных субъектов общества; - Изоляция вне общества конкретных субъектов общества. Правосудие - вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть. К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики: - осуществляет только специально уполномоченным на то органом – судом; - особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие - судей и присяжных заседателей; - правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел; - правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство; - общеобязательная сила судебных решений. Судопроизводство - деятельность по рассмотрению дел в суде. Судопроизводство подразделяется на: 1) Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ. 2) Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 3) Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 4) Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции. Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью. 1.2 Описание судебной системы в РФ Судебная система Российской Федерации достаточно сложна. Это целая совокупность государственных органов – судов, которые осуществляют на территории Российской Федерации правосудие. Деятельность всей судебной системы в Российской Федерации регламентирует Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Основными принципами деятельности всей судебной системы Российской Федерации являются: - принцип законности; - единства судебной системы; - осуществления правосудия только судом; - равенства всех перед законом и судом; - независимости судей; - презумпции невиновности; - обеспечения беспристрастного и компетентного суда; - состязательности сторон; - открытости судопроизводства; - соблюдения прав и свобод человека и гражданина; - обязательности судебных решений; - государственного или национального языка в судах. Всю систему судов Российской Федерации можно разделить на конституционные суды, суды общей юрисдикции, систему Военных судов России, арбитражные суды и прочие суды. К первым, то есть конституционным, судам относятся собственно Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (или уставные) суды субъектов Российской Федерации. К судам общей юрисдикции относятся Верховый суд Российской Федерации, суды субъектов Российской Федерации, городские (районные) суды и мировые суды. В системе Военных судов – Военная коллегия Верховного суда РФ, военные (флотские) окружные суды РФ и гарнизонные суды РФ. В системе арбитражных судов РФ – Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. В категории иных судов находятся третейские суды и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Схема судебной системы РФ представлена на рисунке 1. Вообще все суды делятся на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суда городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. К судам же субъектов Российской Федерации относятся конституционные суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи. Существует такое понятие, как «звено судебной системы РФ». Это совокупность судов Российской Федерации, которые наделены однотипными полномочиями и занимают равное положение в судебной системе государства. На звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов Российской Федерации. К высшему звену относятся Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный суд. К среднему звену относятся: суды субъектов РФ, суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды. В Российской Федерации также выделяется четыре судебные инстанции – то есть суды или его структурных подразделения, которые выполняют конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. Судом первой инстанции называется тот, который рассматривает дело по существу, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступавших в законную силу, суд апелляционной инстанции проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому в законную силу не вступило, и, наконец, суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу. Совокупность всех судей в Российской Федерации именуется судейским сообществом. Существует Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В соответствии со статьей 1 этого закона, судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, которые составляют судебную систему государства. Органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей, который в соответствии с указанным законом является высшим органом судебного сообщества, а также Конференция судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Рисунок 1 – Схема судебной системы РФ Глава 2. Основные проблемы действующей судебной системы РФ Причины неудовлетворительного состояния судебной системы Российской Федерации имеют многоплановый характер. Часть из них уходит корнями в отдаленное историческое прошлое, связана с уровнем общей и правовой культуры страны. Некоторые из них (обвинительный уклон в правосудии, политическая ангажированность следствия и правосудия, слабый кадровый потенциал судов из-за непрестижности и недостаточного финансирования судебной системы) порождены советским периодом нашей истории. 2.1 Проблемы судебной системы РФ, причины которых имеют корни в историческом прошлом Можно отметить неудовлетворительную реализацию положений Концепции судебной реформы 1991 г. и просчеты ее авторов. Авторы «Концепции», принятой без обсуждения Верховным Советом РСФСР 24.10.1991 года, увлеклись естественной для того периода критикой советского правосудия, не смогли представить конструктивные приемлемые в новых условиях предложения по широкому кругу затронутых ими вопросов, таким как сущность и задачи судебной власти, ее роль в формировании государственной политики борьбы с преступностью, ее взаимоотношения с законодательной и исполнительной властями, перспективы развития процессуальной формы, правового статуса органов, взаимодействующих с судами в целом. Это позволило критикам «Концепции» говорить об ее оторванности от жизни, а реформаторам судебно-правовой системы – игнорировать некоторые обоснованные положения «Концепции» . Существенные теоретические изъяны Концепции и ущербность ряда ее практических рекомендаций не позволили создать прочную и современную конституционно-правовую базу для оптимального функционирования судебной системы при принятии в 1993 г. действующей Конституции России. До настоящего времени не стихают баталии по поводу внедренного Конституцией РФ суда присяжных. Эйфория первых лет сменилась попытками ограничить применение этого института по делам о терроризме. Примечательно, что государству понадобилось 16 лет, чтобы обеспечить повсеместное, во всех регионах, применение этого института в случаях, предусмотренных законом, и тем самым исключить нарушение другого важнейшего конституционного принципа – равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Конституция предусмотрела изъятие из компетенции органов расследования и прокуратуры решение таких важных вопросов, как арест, обыск с проникновением в жилище, ограничение тайны переписки и пр., передав их в подведомственность суду (точнее судье). Внешне вроде бы демократично и правильно. Однако это порождает немало проблем. Прежде всего, это связано со смешением функции уголовного преследования и правосудия. Судья принимает на себя ответственность за результаты расследования и окажется в плену собственных не всегда обоснованных предварительных решений. Романо-германская процессуальная система (а Россия избрала этот образец еще в XIX в.) отделила предварительное расследование от суда во имя непредвзятости правосудия. Мы теперь отказались от этого разумного подхода, сориентировавшись на англо-американский образец, не подумав об эклектичности такого построения процесса, о том, что судебный контроль можно создавать и усиливать без возложения на суд ответственности за законность хода расследования . Особенно остро указанная проблема проявляется в регионах России с односоставными судами, где исключена возможность передачи на рассмотрение дела по существу другому судье. Изъяны и пробелы конституционного регулирования отношений в сфере борьбы с преступностью и обеспечения законности, правопорядка связаны с отсутствием концептуальных положений о структуре и содержании правоохранительной системы, характере ее взаимодействия с судебной властью, функциях и направлениях противодействия преступным проявлениям, роли и механизмах профилактики преступлений, роли суда в этом процессе. В Конституции не дано полного представления об основных инфраструктурных институтах судебной деятельности. Упомянув адвоката (ст. 48 и ст. 72 п. «и»), а также прокуратуру (ст. 129), она не указала их задачи, функции, полномочия. Все это породило бесконечные споры о назначении и функциях данных институтов, дестабилизировало законодательство, регулирующее их деятельность. Совершенно не обоснованно лишение прокуратуры права законодательной инициативы на федеральном уровне и право на обращение в Конституционный Суд. Отсутствие адекватной вызовам современному обществу и государству, задачам борьбы с прогрессирующей в количественном и качественном отношениях преступности концепции судебной реформы крайне отрицательным образом сказалось и на развитии уголовного и в особенности уголовно-процессуального законодательства, уголовно-процессуального кодекса. Действующий УПК РФ разрабатывался и принимался в условиях перманентного роста преступности, появления ее новых форм, связанных со сменой общественного строя в России, усилением влияния организованной преступности, коррупции на общую криминогенную обстановку. В этих условиях уголовно-процессуальная политика как часть общегосударственной политики борьбы с преступностью должна была быть направлена на формирование такого уголовно-процессуального законодательства, которое создавало бы условия эффективной деятельности соответствующего правосудия по борьбе с преступностью, гарантируя вместе с тем защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства. Важным требованием уголовно-процессуальной политики является неукоснительное соблюдение правовых и нравственных критериев борьбы с преступностью, учет исторических традиций, менталитета страны, исключение противоречащих Конституции России незаконных, чрезвычайных средств воздействия как на правонарушителя, так и на граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве. Цивилизованное судопроизводство России ведет отсчет от широко известных судебных реформ второй половины XIX в., осуществленных под патронатом императора Александра II, покончившего не только с крепостным правом, но и создавшего новую судебную систему и правовую базу отправления правосудия, превосходившие лучшие аналоги государств Западной Европы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg