Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.

irina_k200 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2020
Объект: звукопроизношение у детей с дизартрией. Предмет: обследование звукопроизношения и специфика постановки звуков при дизартрии. Гипотеза: на результаты коррекционной работы существенное влияние оказывает этап диагностики имеющегося нарушения. Предполагается, что структура и содержание процесса обследования зависит от вида речевого нарушения. Цель: определить теоретические основы обследования и специфику коррекционной работы при дизартрии. Задачи: - Теоретическое обследование; - Изучить теоретические основы проблемы диагностики речевых нарушений в специальной литературе; - Изучить специфику коррекционной работы; - Подобрать и систематизировать материал для проведения обследования звукопроизношения; - Проанализировать работы обследования. Методы: - Изучение педагогической, психологической, логопедической, медицинской литературы; - Анализ литературы; - Систематизировать материал для коррекционной работы с дизартрией. Методологическую основу исследования составили материалы учебных пособий и научных изданий по проблеме дизартрии и логопедической работе с данным нарушением, а также информационные ресурсы по логопедии и статьи специальных изданий периодической печати. Практическая значимость состоит в возможности использования в ходе самостоятельной практической работы с детьми подобранного и систематизированного диагностического материала, который может быть предоставлен в помощь родителям.
Введение

Актуальность исследования. Одним из распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста является стертая форма дизартрии. Возможно сочетание и с другими речевыми нарушениями, такими как, заикание, общее недоразвитие речи и другие. Под дизартрией понимается расстройство речи, которое выражается в затрудненном произношении слов, отдельных звуков, слогов или их искаженное прои??зношение. Дизартрия возникает как следствие очагового мозгового поражения или расстройства иннервации мышц артикуляционного аппарата, например, голосовых связок, лицевых дыхательных мышц и мышц мягкого неба, при таких заболеваниях, как волчья пасть, заячья губа и вследствие отсутствия зубов. Еще одним следствием дизартрии может быть нарушение письменной речи. Оно возникает из–за невозможности четкого проговаривания звуков слова. В более ярких и тяжелых проявлениях дизартрии, речь становится сложной или вовсе недоступной для понимания окружающих, что ведет к снижению желания к общению, его ограничению и вторичным признакам отклонения в развитии. Основной причиной возникновения дизартрии является недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения очагов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение и затруднение в подвижности органов, которые участвуют в воспроизведении речи – язык, небо, губы, мышцы лица, тем самым усложняя артикуляцию. Стертая форма дизартрии является речевой патологией, которая проявляется в виде расстройств просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Она возникает из–за невыраженного микроорганического поражения головного мозга. О.А. Токарева первая предложила термин «стертая» дизартрия. Характерными чертами стертой дизартрии она считает не яркие проявления «псевдобульбарной дизартрии», отличающиеся особой сложностью преодоления. Одно из важных составляющих логопедической работы при данной патологии является развитие правильного дыхания или коррекция его нарушений. Известно, что произношение звуков имеет тесную связь с дыханием. Нормальное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи. Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. У детей со стертой формой дизартрии часто наблюдаются трудности в овладении правильным речевым дыханием, поэтому данная проблема является актуальной. Степень разработанности темы исследования - проявления нарушений фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме речевых нарушений у дошкольников с дизартрией 6 1.1. Понятие «дизартрии» 6 1.2. Причины дизартрии 12 Глава 2. Эксперементальное исследование формирования навыков правильного звукопроизношения у младших дошкольников с дизартрией 16 2.1 Задачи, методика и анализ результатов констатирующего этапа эксперемента 16 2.2 Динамика формирования навыков правильного звукопроизношения у младших дошкольников с дизартрией 26 2.3. Формирование правильного звукопроизношения у детей с дизартрией. 30 Заключение 39 Список использованных источников 42
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, N 265, 25.11.2013. Литература: 4. Бабина Г. В., Белякова, Л. И., Идес, Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно–методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с. 5. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2014. - 144 c. 6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. 7. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. 8. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей.– СПб., 1993. – 110 с. 9. Воржева Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей // Дошкольная педагогика. — 2016. — №3. — С. 42-45. 10. Липина С. В. Развитие речи. – Москва : ЭКСМО, 2017. – 222 c. 11. Любина Г. А. Детская речь: пособие для педагогов дошкольных учреждений; Научно-методический центр учеб. книг и средств обучения. – Мн., 2012. – 224 с. 12. Маврина Л. А. Развитие речи. – Москва : Стрекоза, 2015. –16 c. 13. Межецкая Т. Г. Различаем буквы и звуки. – Москва : Сфера, 2016. – 885 c. 14. Носенко И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие. – Москва : ЦПО, 2019. – 96 c. 15. Пятница Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 179 c. 16. Серова Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка. – Москва : Астрель, АСТ, 2013. – 384 c. 17. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников с дизартрией: учеб.пособие для высш.учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – Москва : АСТ, 2018. – 256 с. 18. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-4 лет. Дидактические материалы / О.С. Ушакова. – Москва : Вентана-Граф, 2015. – 273 c. 19. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Москва : Просвещение, 2015. – 239 c. 20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил. 21. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи. – 2-е изд. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 222 с. 22. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 1.1. ПОНЯТИЕ «ДИЗАРТРИИ» В настоящее время проблеме дизартрии уделяется значительное внимание ученых. Ученые всего мира разрабатывают разные методы, приемы и диагностики, постановки речевого дыхания. Тем самым стоит отметить, что данная тема остается актуальной для отечественных и зарубежных ученых-логопедов и по сей день. Дизартрия как специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточностью иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата . Дизартрия у детей – расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением поступления нервных импульсов от головного мозга к органам артикуляционного аппарата, то есть языку, щекам, губам. Типы дизартрических нарушений у детей: Нарушение звукопроизношения, которое подразделяется на два варианта в зависимости от структуры дефекта: Фонетический тип – искажение звуков в произношении, но в восприятии звуки противопоставляются как фонемы. То есть ребенок произносит звук неправильно, но понимает, какой звук должен быть в правильном произношении. Фонематические нарушения – противопоставление фонем и искажение звуков — когда ребенок произносит звук неправильно и сам не понимает, каким этот звук должен быть при правильном произношении. Нарушение артикуляции – проявляется в том, что артикуляционные движения ограничены или невозможны в полном объеме, страдают наиболее тонкие дифференцированные движения. Труднее всего дается движение языка вверх, и это движение страдает в первую очередь; затем нарушаются боковые движения языка, движение вниз, и в меньшей степени страдает движение языка вперед. Помимо изменения объема произвольных движений, нарушается динамика, быстрота движений в сторону замедления, затруднение переключения с одной артикуляционной позы на другую, что меняет и нарушает звукопроизносительную сторону речи, страдает точность артикуляционных движений. Повышенная истощаемость речевых мышц приводит к ухудшению речи к концу фразы, она становится невнятной. Слабость мышц приводит к нарушению произношения определенных звуков, требующих при произнесении определенной мышечной силы (смычные [Т], [Д], [К], [Г], губные [Б], [П]). При дизартрии нарушается иннервация речевого аппарата и мышечный тонус. Отмечают спастичность, снижение мышечного тонуса – гипотония или атония, а также дистонию – меняющийся характер тонуса. При дизартрии у ребенка часто возникают непроизвольные движения, которые бывают трех видов : Гиперкинезы – это движения, наблюдаемые в покое и усиливающиеся при выполнении произвольных движений. Они проявляются из-за изменения мышечного тонуса в виде отдельных, хаотичных, неритмичных движений, что связано с поражением подкорковых отделов мозга. Тремор – это ритмичные мелкие подергивания, которые проявляются на фоне низкого мышечного тонуса в покое и в произвольных движениях. Синкинезии – это содружественные непроизвольные движения, которые не способствуют выполнению двигательной задачи, возникают только при выполнении произвольных движений. При дизартриях наблюдаются речевые кинестезии, то есть нарушения ощущения или восприятия движений (например, ребенок не понимает, в каком направлении двигает рукой). Кроме того, характерны голосовые нарушения (часто он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, нет произвольной регуляция силы голоса, иногда можно наблюдать спастическая дисфония (тонический голосовой спазм). Отмечается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к носовому оттенку голоса. Также, при данном нарушении характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, что приводит к возникновению ощущения нехватки воздуха в момент речи (судорожные вдохи, доборы воздуха) и ведет к нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к – лесники’) ударения – это грубо искажает речь . Для дизартрии характерным проявлением является нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного аппарата и голосообразования. Дизартрия может наблюдаться при сохранном интеллекте, на фоне задержки психического развития, а также при умственной отсталости – олигофрении, в этом случае она имеет свои специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж. Для детей с дизартрией характерны особенности психической деятельности. Они качественно отличаются от детей с дислалией. Эти отличия проявляются во всех сферах психической деятельности, но они очень тонкие по качеству — органический психосиндром. Он проявляется в виде нарушения памяти, внимания, процесса возбуждения и торможения, эмоциональную неустойчивость, двигательную расторможенность (беспокойство), отставание в накапливании объема знаний. При дизартрии всегда присутствует неврологическая симптоматика. Для ребенка с данным нарушением характерны специфические гностические расстройства: касается лицевой и артикуляционной мускулатуры, плохо воспринимает и дифференцирует прикосновения к определенным точкам лица и артикуляционного аппарата. При этом можно наблюдать снижение слуха. Впервые проблеме дизартрии были посвящены труды немецкого ученого Литтлема. В процессе изучения данного заболевания у детей, Литтлем привел основные характеристики данного заболевания. Сам же термин «дизартрия» был впервые введен и дано ему определение ученым Куссмаулем А. Под данным термином ученый понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых. Как сложный же речевой дефект дизартрию начнут рассматривать лишь только в середине двадцатого века. Стоит заметить, что при дизартрии нарушена как фонетическая сторона речи, так и просодическая. Такие нарушение речи как при дизартрии могут возникать в различных случаях органических поражений головного мозга при воздействии неблагоприятных факторов в сензитивных периодах развития мозга ребенка. Говоря об этих факторах, при становлении нервной системы ребенка стоит отнести патологию беременности, такие как: - Хронические эндогенные заболевания беременной женщины; - Влияние и воздействие на организм женщины радиационного излучения. Поэтому кстати, рассматривая данную причину, стоит отметить, что при беременности нельзя осуществлять флюорографию. - Вредные привычки беременной (употребление алкоголя и курение). - Травмы плода. Степень проявления дизартрических нарушений неврологического и речевого синдрома зависит от характера и тяжести повреждения центральной нервной системы ребёнка. В исследованиях Е.Ф. Архиповой выявлено, что тяжелая форма дизартрии, как правило, встречается у детей с церебральными параличами. Анартрия проявляется полным отсутствием фонетических способностей произношения, ее можно наблюдать на фоне паралича мышц речевого аппарата. По тяжести проявлений анартрия может быть различной (И. И. Панченко): полное отсутствие разговорной речи и голоса; только голосовые реакции по типу гуления; наличие звуко-слоговой активности, как лепетные проявления . Средняя степень дизартрии чаще встречается у детей с задержками интеллектуального развития разной этиологии. При данной выраженности расстройства наблюдаются нарушения чёткости и точности произношения речи, она невнятна и малопонятна, имеются искажения нескольких групп фонем. Имеются изменения фонации, голос немодулированный, отчего речь становится монотонная. У детей с общим недоразвитием речи (50-80%) и при фонетическом недоразвитии (30-40%) проявляется лёгкая степень дизартрии . Е.Ф. Архипова ввела термин для обозначения такого расстройства звукопроизношения как «стертая» дизартрия. Основными проявлениями последней являются незначительные парезы артикуляционной мускулатуры. Речь ребёнка с такой патологией достаточно понятна для окружающих, но имеющиеся нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях и заменах на более лёгкие некоторых звуков. Чаще всего это фонемы, формирующиеся в позднем онтогенезе. В целом, характеризуя речевые нарушения при дизартрии, отечественные логопеды отмечают общие признаки, характерные для данного полиморфного синдрома: нарушениях звукопроизношения, недостаточность артикуляционной моторики, изменения речевого дыхания, фонации и просодической стороны речи . О.Г. Приходько уточняет характеристику дизартрических нарушений и отмечает стойкий характер нарушений звукопроизношения у детей, а также специфичные трудности автоматизации звуков при их коррекции . В работах всех специалистов в области дизартрии отмечаются ведущие признаки неврологического характера, объясняющие специфику речевого нарушения и характеризующие дифференциальные симптомы дизартрии. Выраженное ослабление мышечных сокращений, паретичность речевого аппарата, трудности удерживания позы закрытого рта, отсутствие выраженного напряжения в мышце губ, языка. При выполнении артикуляционных движений мышечная вялость увеличивается, движения быстро угасают, истощаются. Может наблюдаться состояние повышенного тонуса в некоторых мышцах. Явления спастичности проявляется в трудностях мимических реакций ребёнка, напряженности губ и языка. Имеются непроизвольные движения речевой мускулатуры, гиперкинезы проявляются в виде дрожания языка, губ, лицевых мышц, голосовых складок. Практически при любых формах и степенях проявления дизартрии наблюдаются явления гиперсаливации. Возникает повышенное слюноотделение, особенно при выполнении речевых движений . Ярко выраженным признаком дизартрии является нарушение фонообразования. Голосовые реакции при дизартрии характеризуются недостаточной силой, происходит изменение модуляции. Нарушения речевого дыхания связаны с недостаточным объемом выдыхаемого воздуха, а также с нарушением координации речевого выдоха. Речевой поток воздуха слабый, частый, несвоевременный прием воздуха производится при произнесении слов и фраз. Вышеперечисленные симптомы неврологических нарушений речи при дизартрии вызывают стойкие нарушения мелодической интонации и ритмической окраски связной речи. При этой форме дисонтогенеза речи происходят изменения тембра голоса, трудности произвольного воспроизведения дифференцированных элементов интонации. Дети с дизартрией испытывают трудности в определении и установке логических акцентов в слове и фразе, а также в организации правильной приостановки высказывания. У них плохая интонация речи, ритмическая недостаточность речи при общении, моторная дискоординация речевого аппарата. Таким образом, дизартрия представляет собой тип речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении двигательной речевой реализации. Понятие дизартрия рассматривается в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом аспектах. На сегодняшний день логопедия описывает структуру дефекта речи, разработанную классификацию и приоритетные направления изучения этой проблемы. 1.2. ПРИЧИНЫ ДИЗАРТРИИ Причины дизартрии лежат гораздо глубже, чем простые нарушения в развитии речевого аппарата. Они в основном связаны с поражениями центральной нервной системы ребенка, полученными в перинатальный период, период родов (интранатальный), неонатальный или в течение первого года жизни. В первом триместре беременности наблюдается токсикоз (иногда сопровождающий и весь срок), заболевания матери в первой половине беременности, хронические заболевания матери: сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, заболевания мочеполовой сферы, вредные привычки, вредные условия труда. Натальный период характеризуется врожденной патологией (затяжные роды, стремительные роды), асфиксией новорожденного, конфликт по группе крови или резус-конфликт. В раннем постнатальном развитии различаются следующие особенности: беспокойство, выраженное двигательным возбуждением, нарушение сна, неправильный захват груди, летаргия акта сосания, сопровождаемая быстрой усталостью, часто возникают удушье, обильная регургитация, возможный отказ от груди. Отмечается невозможное удержание головы в вертикальном положении до 5-7 месяцев, а также отодвигается процесс совершения первых шагов и самостоятельный ходьбы (до 1 года и 2 месяцев). Заболевания, которые перенес ребенок в этот период, также оказывают большое влияние: вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожным синдромом на фоне высокой температуры. Проще говоря, мы можем определить некоторые конкретные причины, которые могут привести к повреждению головного мозга и возникновению дизартрии в пренатальный (основной), натальный и постнатальный периоды. Пренатальный период, то есть внутриутробный. Наиболее распространенными причинами внутриутробного повреждения головного мозга являются: материнские заболевания во время беременности (вирусные, бактериальные инфекции); материнская сердечно-сосудистая и почечная недостаточность; стрессы; травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотических средств; конфликт матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первом триместре беременности. Натальный период (вторичные отягчающие факторы): черепно-мозговые травмы во время родов; кровоизлияние в мозг в результате резкого изменения давления (при стремительных родах, кесарево сечение); неудачное применение средств родовспоможения, такие как акушерские щипцы, вакуум, надавливание на живот во время схваток (первичная причина). Постнатальный период: заболевания, от которых может пострадать ребенок (менингит, менингоэнцефалит и др.); черепно-мозговые травмы. Важно отметить, что пренатальный дистресс часто приводит к натальному и постнатальному дистрессу. В связи с тем, что дизартрия связана с поражением центральной нервной системы, ее лечение и формирование правильных речевых навыков у ребенка является сложным и длительным процессом. Работа по формированию речи, коррекции нарушений речи, связанных с дизартрией, требует высокой квалификации и профессионального опыта педиатра, невролога, психиатра, логопеда, а также активной помощи родителей, которые должны строго выполнять ребенку все назначенные упражнения, направленные на улучшение моторики пальцев, развитие которых напрямую влияет на словесные способности. Выводы по первой главе Анализ теоретических источников показывает, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Исследователи отмечают недостаточность словообразовательных умений у этих детей, которые затрудняют процесс школьного обучения. Своевременная коррекция нарушений и дальнейшее развитие словообразовательных умений является необходимым условием готовности детей к усвоению школьной программы по разным предметам. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 2.1 ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА Цель экспериментального изыскания – исследование особенностей формирование навыков правильного звукопроизношения у младших дошкольников с дизартрией. Задачи экспериментального исследования: 1. Провести первичную диагностику сформированности навыков правильного звукопроизношения у младших дошкольников с дизартрией. 2. Разработать программу формирующего эксперимента. 3. Провести формирующий этап. 4. Провести вторичную диагностику. 5. Провести анализ результатов. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап нацелен на исследование сформированности навыков правильного звукопроизношения у младших дошкольников с дизартрией. Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 2051". В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в количестве 40 человек, в возрасте от 3 до 4 лет, группа отбиралась произвольно. В исследовании участвовали 40 дошкольников с дизартрией, из них 20 мальчиков (50%) и 20 девочек (50%). Они были разделены на две группы: экспериментальная и контрольная. Диагностика проходила с использование методики «Диагностика звукопроизношения у младших дошкольников», М. Ф. Фомичева . Цель: диагностика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Рассмотри задания и их оценку Задание 1. Обследование звукопроизношения и навыки дифференцировать сходные звуки детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р'). Добавляются картинки для обследования произношения йотированных гласных: я(йа), е(йэ), е(йо), ю(йу). Оценка: – дети правильно произносят группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р'), йотированные гласные: я(йа), е(йэ), е(йо), ю(йу) и умеют дефференцировать произносимые звуки – 2 балла; – дети правильно произносят группы звуков: свистящие (с, с’, ц), шипящие (ш, ж,), сонорные (л, л'), йотированные гласные: я(йа), е(йэ), но умеют дефференцировать произносимые звуки – 1 балла; – ребенок не справился с заданием– 0 балл. Задание 2. Обследование навыков детей дифференцировать наиболее часто смешиваемые группы звуков. Воспитатель кладет перед ребенком картинки, названия которых отличаются лишь одним из дифференцируемых звуков, например: крыша — крыса, мишка — миска, называет предмет и просит ребенка показать его. Воспитатель предлагает ребенку четко, громко произнести слова — названия картинок, в которых встречаются оба дифференцируемых звука, например с и ш: солнышко, шоссе и др. Воспитатель предлагает детям повторять за ним на слух попарно слоги с дифференцируемыми звуками, соблюдая заданную последовательность. Воспитатель называет дифференцируемые звуки в сочетании с различными гласными, меняя местами эти звуки, например: са — ша, шо — со, су — шу, ши — сы. Оценка: – дети правильно произносят слова с одним из дифференцируемых звуков, правильно произносят слова в которых встречаются оба дифференцируемых звука, дети правильно повторяют за педагогом на слух попарно слоги с дифференцируемыми звуками, соблюдая заданную последовательность, дети правильно повторяют дифференцируемые звуки в сочетании с различными гласными, меняя местами эти звуки – 2 балла; – дети правильно произносят слова с одним из дифференцируемых звуков, правильно произносят слова в которых встречаются оба дифференцируемых звука – 1 балла; – ребенок не справился с заданием – 0 балл. Задание 3. Обследование навыков определять на слух наличие в словах дифференцируемых звуков. Воспитатель диктует слова, в которых есть эти звуки, и просит детей поднимать руку, когда они услышат слово со звуком [ч'], и хлопать в ладоши после произнесения слова со звуком [ц]. Оценка: – дети правильно поднимают руку, когда они услышали слово со звуком [ч'], и хлопают в ладоши после произнесения слова со звуком [ц] – 2 балла; – дети путаются и поднимают руку, когда они услышали слово со звуком [ц], и хлопают в ладоши после произнесения слова со звуком [ч'] – 1 балла; – ребенок не справился с заданием – 0 балл. Задание 4. Обследование навыков подобрать слова на дифференцируемые звуки. Воспитатель предлагает называть игрушки или предметы одежды, посуду, продукты питания и др., в названия которых есть звук [с], и придумывать слова со звуком [ш].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Разное, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Разное, 18 страниц
216 руб.
Курсовая работа, Разное, 63 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Разное, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg