Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «P.S.» г. Барнаула)

irina_k200 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2020
63 стр., 8 рис., 15 таблиц, 2 приложения, 38 источников Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, оценка конкурен-тоспособности, стратегии повышения конкурентоспособности, общество с ограниченной ответственностью, конкурентный рынок, рынок алкогольной продукции, конкуренты. Цель работы - разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Объект исследования - система конкурентоспособности предприятия. Предмет исследования - обоснование стратегии и перспектив развития для повышения конкурентоспособности предприятия. Объект наблюдения – ООО «P.S.» г. Барнаула. Практическая значимость состоит в том, что предложенные рекомендации по выбору стратегии имеют все шансы быть применены исследуемым предприятием для улучшения эффективности собственной деятельности.
Введение

Выбор стратегии для повышения конкурентоспособности предприятия играет ключевую роль в его успешной деятельности и развитии в условиях ожесточенной рыночной борьбы. Проблема повышения конкурентоспособно-сти является одной из главных задач, которая стоит перед каждым руководителем компании. И чтобы эффективно решить данную проблему, необходима консолидация всего предприятия, сплочение персонала и общая цель. Оказать помощь в этом может выбор стратегии, которая поможет организации сплотиться вокруг главной цели, а также увидеть открывающиеся перспективы развития. Значение стратегического планирования, которое способно на многие годы предопределить успешность деятельности предприятия, в последние десятилетия растет большими темпами. На данный момент особенно важным считается управление предприяти-ем, которое способно не только эффективно реагировать и действовать в быстро изменяющихся условиях рыночной экономики, но и сможет обеспечить курс на долгосрочное развитие. С учетом кризисов последних лет, которые затронули не только Российскую Федерацию, но и все мировые рынки, умение правильно выбрать и осуществить стратегию повышения конкурентоспособности предприятия становится очень необходимым навыком, которым должен обладать любой руководитель любого предприятия. Актуальность выполняемой работы состоит в том, что эффективное су-ществование каждого предприятия, с учетом жесткой конкуренции, требует выбор подходящей организации стратегии, которая поможет повысить ее кон-курентоспособность и показать перспективы развития. И, как показывает опыт, универсальной конкурентной стратегии, которая подходила бы любому бизнесу, попросту не существует. Необходимо проводить исследования и анализы, которые помогут грамотно подойти к выбору стратегии, ведь она предопределяет будущее предприятия. Основываясь на том, что проблема разработки конкурентной стратегии является одной из ключевых проблем для каждого предприятия, можно сделать вывод, что тема выпускной квалификационной работы: «разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия» является достаточно актуальной. Степень разработанности проблемы исследования. Исследованию теоре-тических основ конкурентного развития, природы конкуренции и конкуренто-способности посвящено значительное число работ, различных исследователей: Т.С. Добрикова [14], О.В. Болотная [7], А.С. Головачев [12] – изучали основы конкурентоспособности, А.А. Воронов [10] анализирует особенности моделирования конкурентоспособности. И.С. Емельяненко [15] в своих работах исследует особенности конкурентоспособности предприятий розничной торговли. Однако недостаточно разработаны отдельные вопросы, связанные как с поиском стратегических направлений при разработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятий - торговых сетей. Цель работы - разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: ? изучить сущность и значение конкурентоспособности; ? рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия; ? описать содержание стратегий повышения конкурентоспособности предприятия; ? привести организационно-экономическую характеристику объекта наблюдения; ? проанализировать факторы внешней и внутренней среды ООО «P.S.»; ? оценить конкурентоспособность ООО «P.S.»; ? разработать стратегию повышения конкурентоспособности ООО «P.S.». Объект исследования - система конкурентоспособности предприятия. Объект наблюдения – ООО «P.S.» г. Барнаула. Предмет исследования - обоснование стратегии и перспектив развития для повышения конкурентоспособности предприятия. Методы, используемые при исследовании: сравнительный анализ; анализ финансовых показателей и коэффициентов; SWOT-анализ. При написании работы были использованы: внутренняя документация предприятия; федеральный закон; современная и классическая литература отечественных и зарубежных авторов. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании и обоб-щении научных трудов и статей по данной проблеме. Практическая значимость состоит в том, что предложенные рекоменда-ции по выбору стратегии имеют все шансы быть применены исследуемым предприятием для улучшения эффективности собственной деятельности. Структура работы обусловлена целью и озвученными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из параграфов, раздел выводов и предложений и библиографический список. Название глав определяет их содержание.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6 1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 6 1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 12 1.3. Содержание стратегий повышения конкурентоспособности предприятия 18 2. ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «P.S.» Г. БАРНАУЛА) 27 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «P.S.» 27 2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «P.S.» 33 2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «P.S.» 39 2.4. Разработка Стратегии повышения конкурентоспособности ООО «P.S.» 45 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 54 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 Приложение А 63 Приложение Б 64
Список литературы

1. О защите конкуренции: Федер. Закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 // Собрание законодательства – 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434 2. Айдинова, А. Т., Головко, Е. С. Пути повышения конкурентоспо-собности предприятий [Текст] / А.Т. Адинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371-373 3. Антипов, Ю.В. Инновационная деятельность как фактор конкурен-тоспособности фирмы [Текст] / Ю.В. Антипов // Научный журнал. – 2016. – №3 (89). – С. 212 – 221. 4. Баташева, М. А., Баташева, Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения [Текст] / М.А. Баташева, Э.А. Баташев // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 355-358 5. Беззубова, Е. Н. Стратегии повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха предприятия [Текст] / Е. Н. Беззубова // Транспортное дело России. – 2016. – №2. – С. 70–73 6. Богданов, М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональ-ных торговых сетей по продаже продуктов питания: Автореферат [Текст] / М. С. Багданов. - Санкт-Петербург. - 2016. - 20 с. 7. Болотная, О. В. Маркетинговые инструменты повышения конку-рентоспособности предприятия в условиях кризиса [Текст] / О. В. Болотная // Бизнес Информ. – 2016. – №5. – С. 333–337 8. Васильев, А.М. Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы [Текст] / А.М. Васильев // Молодой ученый. - 2019. - №25. — С. 186-189. 9. Воловиков, Б.П. Маркетинговые инструменты формирования кон-цепции инновационного продукта [Текст] / Б.П. Воловиков // «Микроэкономика». 2017. - № 2. - С. 45-56 10. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции [Текст] / А.А. Воронов // Журнал стандарты и качество. - 2016. - № 11. - С. 44–47 11. Говорова, Н Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики [Текст] / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 25–37. 12. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие [Текст] / А. С. Головачев. – Минск : Высшая школа, 2016. – 320 с. 13. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография [Текст] / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 224 с. 14. Добрикова, Т. С., Баутина, О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны [Текст] / Т.С. Добрикова, О.Е. Баутина // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 119-122 15. Емельяненко, И.С. Маркетинговый аспект управления конкуренто-способностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / И.С. Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с. 16. Емельяненко, И.С. Повышение конкурентоспособности предприя-тий розничной торговли [Текст] / И.С. Емельяненко // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2016. – С. 72–75. 17. Жилина, Е. В. Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий по форматам [Текст] / Е.В. Жилина // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 117-121. 18. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: учебное пособие [Текст] / Е.Н. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин; Под общ. Ред. проф. Д.э.н. А.М. Асалиева – М.: ИНФРА-М, 2016. – 88 с. 19. Инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст] / А.М. Му-хамедьяров. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 176 с. 20. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности [Текст] / В.В. Клочков // Российский экономический журнал. - 2014. - № 6. - С. 74–78. 21. Кметь. Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление: учебник для магистрантов [Текст] /Е.Б. Кметь. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – 171 с. 22. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие [Текст] / В.М. Круглик, А.К. Александров и др.; Под общ. ред. В.М. Круглика - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016.-285с. 23. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: учеб-ное пособие [Текст] / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016. - 184 с. 24. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса [Текст] / А. А. Курбанова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 51-56. 25. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие [Текст] / И. М. Лифиц. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 437 с. 26. Макализ, Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация [Текст] / Д. Макализ ; пер. с англ. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 695 с. 27. Маркетинг: учебное пособие [Текст] / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с. 28. Марченко, О.Г. Изменение научных концепций качества жизни в направлении здоровья населения территорий [Текст] / О.Г. Марченко // Российский экономический журнал. – 2014. – №3. – С. 6. 29. Мелкумов, Я. С. Организация и финансирование инвестиций: учеб-ное пособие [Текст] / Мелкумов Я. С. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 248 с. 30. Михеев, Г. В. Комплексный интегральный показатель конкуренто-способности розничной торговой сети [Текст] / Г.В. Михеев // Научные ведомости. Выпуск 34/1. – 2015. – № 7 (204). – С. 30-35. 31. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие [Текст] / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал унта, 2014. – 194с. 32. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие [Текст] / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург :Издательство Уральского университета, 2014. – 194 с 33. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. – М. : КНОРУС, 2016. – 120 с 34. Пострелова, А. В., Маркин, М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / А.В. Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 398-402. 35. Станиславская, М. В. Методические основы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере розничной торговли [Текст] / М.В. Станиславская // Российское предпринимательство. – 2012. – № 09 (207). – С. 135- 140. 36. Тимирьянова, В. М., Жилина, Е. В. Качество и культура обслуживания как фактор конкурентоспособности [Текст] / В.М. Тимирьянова, Е.В. Жилина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 734-738. 37. Аналитический центр при правительстве РФ. Отраслевые обзоры. Рынок алкоголя и табачной продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ac.gov.ru/publications/13658/ (дата обращения 05.02.2020) 38. Дубравицкая О. Продажи алкоголя в России выросли почти на 5 % // РБК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.rbc.ru/business/12/02/2019/5c6186d79a794784e3320cb7 (дата обра-щения 05.02.2020)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕД-ПРИЯТИЯ 1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия Конкурентоспособность - это термин, значение которого можно понять только при объективном сравнении основных факторов с аналогичными факторами, принимаемыми за основу. Конкурентоспособность может меняться в связи с изменением различных внешних факторов: условий реализации, спроса и предложения по конкретному продукту (сервису), соответствия нормативным требованиям страны [2, с. 371]. Чтобы понять свою конкурентоспособность в любой момент времени, компания должна проанализировать следующие параметры: ? знать, сколько конкурентов доступно в выбранном сегменте рынка; ? подробно рассмотреть продукцию конкурентов, узнать поставщи-ков и торговых точек; ? изучить категории потенциальных потребителей, их желания и предпочтения; ? выяснить, как привлечь контактную аудиторию (имидж компании в глазах общественности оказывает прямое влияние на результаты коммерческой деятельности); ? сравнить свои возможности по каждому параметру проведенного анализа с деятельностью конкурентов. Способность компании реализовывать и защищать свои конкретные преимущества зависит от успеха противостояния давлению конкурентов, действующих на рынке. Развитие содержательной базы понятия «конкурентоспособность» сильно схоже с эволюцией взглядов на конкуренцию, что особенно проявляется в результате изучения работ позднего периода XIX–XX вв. (таблица 1). В условия современного финансово-экономического рынка крайне важно постоянно разрабатывать новые способы повышения уровня конкурентоспособности. Таблица 1 - Понятие конкурентоспособность Автор Терминология Э. Чемберлин и Д ж. Робинсон Конкурентоспособность это не только способность бороться с конкурен-тами, но и обходить противостояние с ними с помощью развития новых рынков дифференцированной продукции Й. Шумпетер и П. Ромер Конкурентоспособность предприятия можно определить как способность к созданию новых технологии, новых рынков и идей. Б. Хендерсон и О. Уильямсон В качестве базовой основы конкурентоспособности отмечали низкие за-траты на производство продукции, получаемые из-за применения наиболее эффективной методики производства при аналогичных с конкурентами ценами. Г. Хемел и К. Прахад в качестве конкурентоспособности указывали возможность предвидения ситуации на рынке в будущем, основываясь на опыте, навыках и интеллектуальном лидерстве. Г. Долинский и И. Соловьев Конкурентоспособность продукции определяется с помощью совокупно-сти определенных свойств, которые интересны для покупателя и удовле-творяют его определенные потребности. П. Завьялов Основными параметрами, определяющими уровень конкурентоспособно-сти, являются относительность и многослойность. Конкурентоспособность определяется, исходя из результатов сравнения, как предприятий, так и продуктов И. Фаминский Многовариантность, приводящая к тому, что ряд ученых понимает под конкурентоспособностью только определенные технические характери-стики продукции или предприятия. Относительность, проявляющаяся в том, что конкурирующая на одном рынке продукция будет совсем некон-курентоспособна на другом. Г. Азгальдов Определяет конкурентоспособность продукции как процесс сравнения за-трат, понесенных потребителем и результата, который достигается потре-бителем при использовании данной продукции. Н.С. Яшин Конкурентоспособность предприятия связана с его возможностью и дина-микой приспособления к условиям рыночной конкуренции Р. Фатхутдинов Конкурентоспособность – это «свойство объектов, характеризующее сте-пень удовлетворения конкретной потребности в сравнении с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, на уровне предприятия, региона, отрасли, любой сферы макросреды, страны в це-лом» [19] И. Спиридонов Конкурентоспособность – возможность предприятия в рыночных условиях прибыльно вести свою хозяйственную деятельность, которая обеспечивается за счет рационального использования организационных, управленческих, экономических, научных, технических, технологических, маркетинговых, производственных и других средств ведения бизнеса. А.Ю. Юданова В качестве основных характеристик конкурентоспособности продукции выделяет стоимостные и потребительские, которые отличают продукцию одного предприятия от другой аналогичной Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных каче-ствах товара, которые представляют ценность для потребителя. Это достигается за счет повышения эффективности предприятия, что положительно сказывается на объеме производства или снижении затрат. Можно повысить качество потребительских товаров или создать продукт-новинку, аналогов которой пока нет. Внешнее конкурентное преимущество поддерживается на высоком уровне за счет дифференциации и позволяет укреплять позиции определенного предприятия в рыночных условиях. Продукты продаются по более высокой цене, чем у конкурентов. Причина - аналогичная продукция главных конкурентов не обеспечивает соответствующего отличия. Основой внутреннего конкурентного преимущества является превосход-ство компании в управлении и стоимости, что позволяет получить меньше за-трат, в отличие от конкурентов. Это преимущество, которое является ценным для продавца, делает компанию дешевле. Плюс, предприниматели имеют пре-имущества в выборе каналов сбыта для своих товаров и их продвижении [15, с. 72]. Способность компании осуществлять и защищать свои конкурентные преимущества зависит от успеха к сопротивлению давлению основных конку-рентов на рынке. Каждая компания в условиях рынка, по модели М. Портера, подвержена давлению 5 конкурентов: ? отраслевая конкуренция; ? постоянная угроза появления аналогичной продукции в выбранном сегменте; ? зависимость от потребностей потенциальных клиентов; ? зависимость от поставщиков товаров и услуг; ? угроза замены продукции. В условиях тяжелой конкуренции среди производителей, главная задача торгового предприятия заключается в нахождении на рынке своего места. Для этого торговое предприятие обязано учитывать все свойства современного рынка. Результативность предприятия и его конкурентоспособность заключается в умении эффективно использовать финансовый и трудовой потенциал, достижения научно-технического прогресса, политические, технологические, экологические и культурные особенности рынка отдельно рассматриваемого государства, что обусловливает актуальность темы статьи. Проблема конкурентоспособности возникает в рыночных обстоятель-ствах, когда на рынок выходит несколько производителей похожего товара и торговое предприятие должно увеличить конкурентоспособность личного товара, чтобы укрепиться на рынке, а также получить доход. В нынешних условиях вопросы повышения конкурентоспособности торгового предприятия становятся все более актуальными. Экономические подходы к увеличению уровня конкурентоспособности предприятия торговли предполагают два главных аспекта. Первый – это полу-чение максимальной прибыли торговым предприятием в процессе работы. Второе – стремление реализовывать только те расходы, которые позволяют заработать доход или снизить расходы, не уменьшая прироста доходности. Наряду с этим, конкурентоспособность необходимо увеличивать также за счёт результативного управления деятельностью предприятия. Подчеркнем, что актуальность данной статьи заключается в том, что проблемы и пути увеличения конкурентоспособности торгового предприятия недостаточно разработаны [22, с. 105]. По мнению Ю.В. Антипова, конкурентоспособность предприятия – со-пряженная характеристика субъекта хозяйствования за обусловленный этап времени в обстоятельствах конкретного рынка, которая отражает преимуще-ство перед конкурентами по последовательности показателей [3, с. 212]. По мнению же А.А. Воронова, конкурентоспособность предприятия – условная характеристика, выражающая степень отличия торгового предприятия от конкурентов в области удовлетворения потребностей покупателей [10, с. 44]. Также отметим, что вопросами обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий занимались такие ученые, как А.П. Балашов, А.Р. Берн-вальд, А.И. Баскин, И.А.Бланк, Т.В. Зенкова, А.И. Гребнев, З.А. Капелюк, Н.Д. Убугунова, Л.П. Наговицина, М.В. Хайруллина, Н.М. Чечеткина, Т.Г. Храмцова и другие [14, с. 33]. По мнению Драгуновой И.В, «конкурентоспособность организации сфе-ры услуг определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы достаточно удер-жать или расширить долю на рынке в условиях конкурентной борьбы. Потен-циал предприятия – комплекс возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение стратегических целей [13, с. 119]. Джон. Робинсон рассуждает о конкуренции как о соперничестве, Б. Хен-дерсон и О. Уильямсон считают основу конкурентоспособности низкой себе-стоимостью продукции, а Г. Хемель и К. Прахад предполагают, что это дости-жимо благодаря определенным навыкам и опыту. Автор считает, что можно обобщить идею конкурентоспособности в западных работах как возможность для производителей предвидеть рыночную ситуацию и использовать эффективные методы производства и продвижения продукции, отвечающей потребностям потребителей по сравнению с другими аналогичными продуктами на рынке, исходя из минимальных операционных затрат, а также специальных знаний, технологий и опыта [16, с. 102]. Опираясь на вышеуказанное, обозначим, что конкурентоспособность предприятия – умение выдержать конкуренцию по сравнению с похожими объектами на рассматриваемом рынке. Она изображает уровень развития предприятия по сравнению с уровнем формирования конкурентных предприятий по степени достижения своими товарами потребностей покупателей и по результативности производственной деятельности. Главными факторами увеличения конкурентоспособности торгового предприятия с учётом свойств и характеристик современного рынка служат: ? внедрение разработок техники и науки; ? привлечение высококвалифицированных кадров; ? увеличение качества товара или продукта при уменьшении издер-жек производства; ? увеличение рынка сбыта товаров или продукции внутри государ-ства и за её пределами. ? внедрение мерчандайзинга, нового направления торгового марке-тинга, получившего название от английского merchandising (искусство торго-вать). Торговые предприятия придают высокое значение анализу собственных слабых и сильных сторон для оценивания истинных потенциалов в конкурент-ной борьбе, а также разработке средств и мер, за счет которых торговое пред-приятие имело бы возможность увеличить конкурентоспособность и заручиться успехом. В ходе маркетингового изучения для оценивания конкурентоспособности торговые предприятия употребляют некоторые численные показатели, свидетельствующие об уровне устойчивости положения торгового предприятия и способности выпускать товары, пользующиеся на рынке спросом и обеспечивающие предприятию получение стабильных и намеченных конечных результатов [19, с. 426]. Торговое предприятие, имеющее наиболее малые издержки производства, приобретает большой размер прибыли, что делает возможным увеличить масштабы производства, увеличивать его техническую величину, качество продукции и экономическую эффективность и улучшать систему сбыта. В итоге конкурентоспособность такого торгового предприятия и конкурентоспособность его продукции увеличивается. Важный смысл имеет рассмотрение издержек обращения, который производится путем соотнесения размера сбытовых расходов к величине прибыли. Такое соотнесение делается, как правило, не только по целой сумме сбытовых затрат, но и по обособленным элементам: торговым посредникам, сбытовым филиалам, по конкретным рынкам сбыта и товарам. Таким образом, обобщая можно рассмотреть конкурентоспособность как способность обеспечивать конкурентные преимущества во внешней и внутренней среде предприятия. В результате исследования определений «конкурентоспособности» было определено, что некоторыми авторами используются термины, применяемые в геополитическом контексте. Таким образом, обобщая можно рассмотреть конкурентоспособность как способность обеспечивать конкурентные преимущества во внешней и внутренней среде предприятия. 1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия Уровень конкурентоспособности предприятия является показателем, за-висящим от ряда факторов. Показатели конкурентоспособности предприятия это факторы, которые включают: конкурентоспособность товаров или услуг на рынках (внешнем и внутреннем); емкость рынка (характеризующая объем ежегодных продаж); вид товара или услуги; возможность доступа на рынок; позиции на рынке конкурентоспособных предприятий; однородность рынка; конкурентоспособность отрасли в целом; возможность инноваций; конкурентоспособность региона и страны (в случае выхода на международный рынок). Повышение конкурентоспособности предприятия, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента. На конкурентном рынке цены определяются спросом, и о любом изменении желания потребителя данного вида товара или услуги незамедлительно сообщается производителю путем изменения цены товара. Повышение конкурентоспособности предприятий по всей стране приво-дит к повышению конкурентоспособности продукции и отрасли в целом. Ре-зультат конкурентной отрасли выражается в активном развитии внутреннего рынка, росте ВВП, стабильности налоговых поступлений, росте экспорта, ра-циональном и эффективном использовании природных ресурсов, сохранении и развитии научного потенциала страны, высокой занятости населения, социально-политической стабильности, а также достойном месте, которое страна занимает на международном экономическом рынке. Повышение конкурентоспособности предприятия - это, прежде всего, улучшение качества продукции, которое является основным показателем дея-тельности любого производства. В широком смысле качество продукта - это совокупность свойств продукта или услуги для удовлетворения потребностей, соответствующих его назначению. В то же время, увеличение уровня качества продукции приводит к увеличению спроса на нее и увеличению суммы прибы-ли не только за счет объема продаж, но и за счет увеличения цены на продук-цию более высокого качества [16, с. 103]. Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия - это повышение качества продукции, отдельные показатели которой характеризуют следующие свойства товаров или услуг: ? полезность; ? надежность; ? технологичность; ? эстетичность. К обобщающим показателям качества продукции относятся: ? доля новых товаров (услуг) в выпуске; ? удельный вес товаров высочайшего качества; ? средневзвешенная оценка продукции; ? коэффициент полезности; ? доля продукции, прошедшей сертификацию; ? доля продукции, оцениваемой в соответствии с международными стандартами качества; ? доля экспорта (в том числе в страны с высокими темпами промышленного и экономического развития); ? доля продукции, прошедшей аттестацию. Кроме того, качество продукции можно охарактеризовать косвенными показателями, к которым относятся штрафы, объемы отбракованной продук-ции, Доля продукции с претензиями на ее качество, а также потери от отбракованной продукции. В настоящее время для выявления положительной или отрицательной динамики показателей конкурентоспособности широко используются 4 вида методов [13, с. 85]: 1. Матричные методы. Они основаны на качественной маркетинговой оценке деятельности компании и ее продуктов и услуг. Такие методы основаны на тщательном анализе способности предприятия конкурировать с другими производителями. Кроме того, необходимо учитывать жизненный цикл продукции, которую производит предприятие. 2. Методы, основанные на исследовании оценки конкурентоспособности. Использование этих методов предполагает учет прямо пропорциональной зависимости между уровнем эффективности компании и качеством ее продукции. Для изучения показателей конкурентоспособности в данном случае используются маркетинговые и качественные программы. 3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Основной целью метода является оценка конкурентоспособности предприятий в баллах по специальной шкале. Будущие перспективы компании оцениваются с учетом ее производственных ресурсов и способности находить новые пути решения задач, связанных с совершенствованием технологий производства товаров. 4. Комплексный метод. Комплексный подход к оценке конкурентоспо-собности основан на анализе всех тех инновационных решений, которые ис-пользуются компанией для продвижения своей продукции на рынке. Этот ме-тод требует дополнительных вложений, поэтому используется редко. Каждый из вышеперечисленных методов имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому во многих организациях, во избежание ошибок, в процессе оценки уровня конкурентоспособности используются различные методические комбинации, построенные с учетом специфики конкретного предприятия. Такой подход позволяет получить наиболее достоверные результаты и выработать правильные решения найденных в исследовании проблем. Методология оценки показателей конкурентоспособности является сложной и требует профессионального подхода. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в процессе анализа работы компании Специалисты не были знакомы с тонкостями и нюансами деятельности оцениваемой организации, так как их результаты могут существенно отличаться от реальных показателей. Множество факторов может повлиять на положение фирмы и выработку конкурентной стратегии, среди которых можно выделить несколько главных: ? особенности рынка, на котором предприятие осуществляет свою деятельность; ? политическое напряжение и ситуация, косвенно или прямо влияю-щая на вас, ваших поставщиков, потребителей или ваш рынок в целом; ? государственное регулирование и давление в вашем сегменте рын-ка; ? настроение и поведение негосударственных организаций, осу-ществляющих влияние и свою деятельность на целевом рынке; ? вместимость рынка по определенным целевым продуктам; ? возможности повышения конкурентоспособности нашей компании; ? количество и сила наших конкурентов. При исследовании возможности повышения конкурентоспособности первым делом необходимо провести анализ нашего маркетинга (определить насколько эффективны наши способы и точки продаж, имеется ли доступ у клиентов к техническому обслуживанию и дополнительным услугам), вычис-лить процент новейших технологических и информационных разработок, внедренных в производство, уровень квалифицированности персонала, уровень организации производственного процесса, оценку каналов сбыта и надежности своих поставщиков [7, с. 199]. В данной ситуации, когда руководству необходимо определиться с выбором наиболее подходящей им стратегии, исследование играет одну из главных ролей в управлении, оно как некая неотъемлемая часть, как одно из главных составляющих формулы успешного управления компанией. Повлиять на выбор стратегии также могут и компании, выпускающие товары-заменители. При анализе внешних угроз обязательно должно учитываться влияние таких компаний, могут ли они неблагоприятно воздействовать на ценовую политику, разыгрываемую в отрасли, будут ли опережать нашу компанию в деле обновления ассортимента продукции. Также, большой угрозой для компании может стать появление конкурирующих с нами предприятий. Однако, здесь все будет зависеть от барьеров, которые есть по пути входа в целевой сегмент рынка, потому как делиться или отдавать свою часть рынка своим новым конкурентам никто не будет. Кроме того, повлиять на предприятие могут и поставщики, так как они могут оказывать определенное давление, которое проявляется при появлении следующих фактов: если предприятию тяжело найти и сменить нового постав-щика; если сырье, поставляемое поставщиком, имеет большое значение при производстве; если есть большая дифференциация продукции; если у постав-щика нет конкуренции на своем рынке; если предприятие не является одним из приоритетных клиентов поставщика. Влиять на конкуренцию также могут и потребители рынка. Это происхо-дит, если: ? продукция на рынке имеет малую дифференциацию или вообще ее не имеет и является однотипной; ? покупателями являются, в основном, небольшое количество опто-виков; ? продукция используется покупателями как производное своей про-дукции, но не имеет большой для них значимости; ? соотношение цена/качество продукции не соответствует ожиданиям покупателей. При анализе этих данных проводится исследование покупателей и выяс-няется следующее: их финансовое состояние; их расположение; уровень удо-влетворенности ценами; объем и количество закупок и др. Потребители явля-ются тем фактором, находящимся в постоянном движении, который заставляет фирмы безостановочно изучать и анализировать их настроения и желания для полного удовлетворения запросов [13, с. 278]. Если после проведения данных исследований подтвердится эффектив-ность руководства по управлению вышеперечисленными факторами, то данный факт может стать отмашкой к созданию стратегии повышения конкурентоспособности компании. Задача механизма конкуренции – эффективное устранение противоречий между частной формой покупки и общественным характером изготовления продукции. В свою очередь объем внутреннего спроса непосредственным образом оказывает влияние на конкурентоспособность не только отдельных производителей, но экономики страны в целом. Низкий уровень экономики и слабая платежеспособность людей делает нецелесообразным повышение производственных мощностей и увеличение объемов выпуска продукции. Итог – снижение объемов производства и падение уровня ВВП. По-другому ситуация развивается, если доходы населения возрастают и увеличивается спрос. В этом случае формируются все предпосылки для увели-чения объема инвестиций, повышения экономического роста, роста конкурен-тоспособности и внутреннего спроса. Но для достижения таких целей необхо-димо выполнение двух условий: ? производительность труда должна увеличиваться быстрее, чем объем роста зарплаты людей. В противном случае снижается конкурентоспособность и рентабельность производства. Впоследствии это может привести к остановке процесса инвестирования; ? обязательная модернизация отраслей экономики и переориентация на внутренний рынок. Но пока добиться равновесия удается не всем странам, в том числе и России, где сырьевая ориентация экономики и практически полное отсутствие конкурентоспособности делает внутренний спрос единственной надеждой на дальнейший рост экономики Сегодня, в условиях всех примененных к России ограничений и тяжелой политической ситуации, важным аспектом было и продолжает оставаться раз-витие конкурентоспособности отечественного производства. Для этого необходимо проанализировать все имеющиеся недостатки, выявить реально существующие проблемы и подобрать рациональные пути преодоления индивидуально для каждого предприятия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg