Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Повышение эффективности функционирования пассажирского транспорта городского округа

irina_k200 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Пояснительная записка включает 80 с., 8 рисунков, 13 таблиц, 73 источника. Целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования пассажирского транспорта городского округа. В диссертации предпринята попытка адаптировать методику оценки эффективности к специфике деятельности транспортной компании. Далее проведен анализ состояния пассажирского автотранспорта Хабаровского края, на основе которого обозначены проблемы его функционирования. В заключение работы сформулированы рекомендации по повышению эффективности деятельности пассажирского транспорта городского округа.
Введение

В условиях конкурентного рынка одна из важнейших проблем деятельности городской транспортной системы – проблема повышения эффективности ее функционирования. Соответственно определение методических подходов, формирование системы критериев и разработка методики оценки эффективности всегда вызывали интерес как с научной, так и с практической точек зрения. Актуальность вопроса эффективности функционирования городского пассажирского транспорта обусловлена несколькими обстоятельствами: сокращение бюджетного финансирования общественного пассажирского транспорта, ухудшение технического состояния подвижного состава, сокращение времени работы подвижного состава на линии и т.д. Более того, три четверти населения России проживает в городах, а обеспеченность личными автомобилями составляет порядка 30 автомобилей на 100 жителей, что в полтора раза ниже, чем в Западной Европе. В этих условиях возникает необходимость изыскания путей повышении эффективности пассажирских перевозок. Транспортная система является неотъемлемой частью городского хозяйства, поэтому от ее состояния зависит решение многих задач, главная из которых – это удовлетворение потребности в перемещении пассажиров (в рамках темы исследования) по городу. При проведении исследования были использованы положения и научные идеи, сформулированные в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Васильев Н.М., Громов Н.Н., Логинов В.А., Парахина В.Н., Персианов В.А., Улицкий М.П., Федоренко А.И., Федоров Л.С., Хрущев М.В., Баттон К., Бизли М., Дрешер Н., Коул С. и др., посвященных проблематике систем городских пассажирских перевозок в условиях рыночных отношений. Вопросами эффективности пе¬ревозок пассажирским автомобильным транспортом занимались такие авторы, как Афанасьев Л.Л., Миротин Л.Б., Гудков В.А., Спирин И.В., Герами В.Д., Зырянов В.В., Блатнов М.Д., в том числе дальневосточные исследователи – Загорский И. О., Леонтьев Р.Г., Володькин П.П. Каждый новый этап исследования сопровождается новыми наработками по исследуемым вопросам. Однако быстро меняющиеся условия хозяйствования требует постоянной адаптации теории и методологии оценки эффективности к запросам современной практики функционирования городского пассажирского транспорта. Исходя из сказанного, определена цель исследования, разра¬ботке и методическом обосновании рекомендаций по повышению эффективности перевозок городским пассажирским транспортом. Для достижения указанной цели сформулированы задачи исследования: ? изучить современные научные подходы к трактовке эффективности пассажирского транспорта городского округа; ? исследовать современную систему оценки эффективности пассажирского транспорта; ? выполнить анализ и выявить проблемы системы пассажир¬ского автотранспорта общего пользования Хабаровского края; ? разработать рекомендации по повышению эффективности перевозок городским пассажирским автомобильным транспортом. Объект исследования – автомобильный пассажирский транспорт общего пользования. Предмет исследования – эффективность функционирования городского пассажирского транспорта. Методологическую основу диссертационного исследования составили положения экономической теории, теории системного анализа, теории экономического моделирования, теории экономики на транспор¬те. В процессе диссертационного исследования ис¬пользовались анализ и синтез, сравнение, обобщение, редукция, системный анализ и другие научные мето-ды. В качестве источников информации использовались фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты и официальные документы Правительства РФ и Правительства Хабаровского края по вопросам функционирования пассажирского транспорта, материалы Росстат. Научная новизна полученных результатов состоит в том, что ? структурированы показатели эффективности применительно к городскому пассажирскому транспорту; ? предложен новый подход к формированию тарифа на проезд в пассажирском городском транспорте на основе зарубежного опыта; ? предложены рекомендации по повышению эффективности городского пассажирского транспор¬та. Теоретическая значимость диссертационного исследования связана с критической недостаточностью методических разработок по оценке экономической эффективности функционирования транспортных систем всех уровней. Практическая ценность исследования обусловливает возможность применения предложенных рекомендаций соответствующими структурами муниципальных органов управления для повышения эффективности городских пассажирских пе¬ревозок. Поставленная цель и задачи предопределили структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы.
Содержание

Введение 5 1 Теоретические и методические основы функционирования пассажирского транспорта. 8 1.1 Понятие и структура транспортной системы 8 1.2 Показатели эффективности транспортной системы…………………….14 1.3 Методика оценки эффективности функционирования пассажирского транспорта 25 2 Современное состояние и проблемы пассажирского автомобильного транспорта 36 2.1 Анализ системы пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Хабаровского края 36 2.2 Проблемы пассажирского транспорта городского округа 43 2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП ПАТП – 1 52 3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности городского пассажирского транспорта 65 3.1 Совершенствование тарифной политики городского пассажирского транспорта 65 3.2 Применение механизма государственно-частного партнерства 68 Заключение 72 Список использованных источников 744
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Приор, 2011. – 406 с. 2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 02 ноября 2013 г. №294-ФЗ. – URL http://rg.ru/ (дата обращения: 24.11.2019). 3. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ. – URL http://rg.ru/ (дата обращения: 24.11.2019). 4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2013 г. №131-ФЗ. – URL http://rg.ru/ (дата обращения: 24.11.2019). 5. Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации: проект Федерального закона №423427-4. – URL http://rg.ru/ (дата обращения: 18.12.2019). 6. О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока до 2022 года»: постановление Правительства РФ от 19 марта 2012 г. №169. – URL http://rg.ru/ (дата обращения: 09.12.2019). 7. О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края: постановление Главы Администрации Хабаровского края от 20 июля 2010 г. №262. – URL http://khabarovskadm.ru/ (дата обращения: 08.12.2019). 8. О тарифах на перевозки пассажиров в общественном транспорте: постановление Главы Администрации Хабаровского края от 27 мая 2009 г. №272. – URL http://khabarovskadm.ru/ (дата обращения: 07.12.2019). 9. Об утверждении порядка проведения конкурсов на обслуживание регулярных городских маршрутов пассажирского транспорта: постановление Мэра г. Хабаровска от 30 июня №1832. – URL http://khabarovskadm.ru/ (дата обращения: 10.11.2019). 10. Об утверждении требований к качеству услуг по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Хабаровск»: постановление Мэра города Хабаровска от 24 июня 2015 г. №1643. – URL http://khabarovskadm.ru/news.php/ (дата обращения: 14.12.2019). 11. Об утверждении Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске: решение Хабаровской городской Думы от 16 июля 2012 г. №231 URL. – http://khabarovskadm.ru/news.php/ (дата обращения: 16.01.2020). 12. Города России: материал из Википедии – свободной энциклопедии. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 04.12.2019). 13. ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. – М.: Госстандарт России, 2006. – 12 с. 14. ГОСТ Р 51825-2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования. – М.: Госстандарт России, 2001. – 8 с. 15. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта. – М.: Утв. Минтрансом РФ 29.08.1995. 16. Антонов М. Н. Совершенствование методов обоснования параметров транспортного обслуживания населения по автобусным маршрутам регулярных перевозок: дис. канд. техн. наук / М. Н. Антонов. – М., 2016. – 157 с. 17. Бандурин А. В. Управление качеством: учебник / А.В. Бандурин [и др.]. М.: Юнити, 2010. – 200с. 18. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности Автотранспортных организаций: учеб. пособие / под. ред. З. И. Аксеновой. – М.: Академия, 2008. – 320 с. 19. Блатнов М. Д. Пассажирские автомобильные перевозки / М. Д. Блатнов. – М.: Транспорт, 1981. – 222 с. 20. Бондаренко В. А. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: учеб. Пособие / В. А. Бондаренко [и др.] – М.: Машиностроение, 2012. – 464 с. 21. Вельможин А. В. Теория транспортных процессов и систем: учебник / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. М.: Транспорт, 2008. – 167 с. 22. Виды транспортных средств на схеме транспортной системы // URL https://studbooks.net/2378333/tehnika/vidy_transportnyh_sistem (дата обращения: 04.12.2019). 23. Герами В. Д. Методология формирования системы городского пассажирского общественного транспорта / дис. д-ра техн. наук. / В. Д. Герами. М., 2011, - 328 с. 24. Глазков М. В. Экономико-организационный механизм управления перевозками городским общественным пассажирским транспортом / М.В. Глазков. – СПб., 2010. – 198 с. 25. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 255 с. 26. Гринченко А. В. Повышение эффективности управления процессами перевозок на городских автобусных маршрутах: дис. канд. экон. наук / А.В. Гринченко, Липецк, 2013. – 155 с. 27. Громов В. А. Качество пассажирских перевозок: возможность исследования методами социологии: учеб. пособие / В. А. Громов [и др.]. – Волгоград: ВолгГТУ, 2012. – 163 с. 28. Давыдова Л.В. Проблемы и перспективы развития городского пассажирского транспорта / Л.В. Давыдова, С.А. Ильменская // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014, №12. 29. Дажин В.Г. Проблема обследования пассажиропотоков в городах / В.Г. Дажин, И.А. Ульяновский // Вестник гражданских инженеров, 2004, №1. 30. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л. В. Донцова // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, – № 4. 31. Дальневосточная весна - 2018 // Материалы 16-й Международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности. C 207-209, 2018 Издательство: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре. 32. Журилов Б. Т. Лицензирование автотранспортной деятельности – это еще непаханое поле на российской экономической ниве / Б. Т. Журилов // Автомобильный транспорт, 2009, №3. 33. Загорский И. О. Алгоритм повышения эффективности организации транспортного обслуживания по маршрутам регулярных перевозок / И. О. Загорский, П. П. Володькин // Проблемы инновационного и экономического роста в условиях кризиса: материалы международной научно-практической конференции / под. ред. А. Е. Зубарева: в 2т. – Хабаровск.: Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. – 456 с., т. 2, С. 114-119. 34. Загорский И. О. Особенности формирования транспортной системы в Хабаровском крае на современном этапе / И. О. Загорский, П. П. Володькин // Тезисы совместного заседания научного совета РАН по проблемам транспорта и IX Российско-Германского Симпозиума по транспортной политике и экономике (28-29 мая 2009 года), Казань, 2009. 35. Загорский И. О. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом / И. О. Загорский, П. П. Володькин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012 – 154 с. 36. Кобилев А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учеб. пособие / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. – М.: Феникс, 2007. – 608 с. 37. Комарова И. А. Экономические методы управления качеством пассажирских автомобильных перевозок: дис. канд. экон. наук / И. А. Комарова. – М., 2007. – 184 с. 38. Кононова Г. А. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие / Г. А. Кононова. – М.: Академия, 2016. – 320 с. 39. Крамаренко Г. В. Техническое обслуживание автомобилей : учебник / Г. В. Крамаренко, И. В. Барашков. – М.: Транспорт, 1982. – 368 с. 40. Криницкий Е. Пассажирские перевозки – в законе / Е. Криницкий // Автомобильный транспорт, 2007. №11. 41. Куликов Ю. И. Автомобильный транспорт в транспортной системе России: учеб. пособие – Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. – 246 с. 42. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В. И. Кушлин. – М.: РАГС, 2005. – 834 с. 43. Ложкин В. Н. Исследование эффективности управления экологической безопасностью городского транспорта в долгосрочной перспективе (на примере Санкт-Петербурга) / В. Н. Ложкин // Автотранспортное предприятие, 2010. №4, С. 25-27. 44. Лукинский В. С. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В. С. Лукинский [и др.] –М.: Финансы и статистика, 2002. – 280 с. 45. Ляпин С. А. Повышение эффективности управления процессами перевозок в открытых автотранспортных системах: дис. д-ра техн. наук / С. А. Ляпин, Липецк.: 2008. –302 с. 46. Максимкин В. Н. Управление качеством перевозок пассажиров автобусами в городском сообщении: дис. канд. экон. наук / В. Н. Максимкин. – М.: 1999. – 145 с. 47. Мишарин А. Бюджетные средства - расходовать эффективно / А. Мишарин // Транспорт России, 2007. №14 (458). 48. Морозова Е. Игра в догонялки с автобусом / Е. Морозова // Тихоокеанская звезда. – Хабаровск, 2008. 49. Неустроева Е. А. Логистический подход к работе городского пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 377-381. — URL https://moluch.ru/archive/235/54476/ (дата обращения: 06.03.2020). 50. Никитин К. Н. Управление качеством транспортных перевозок на основе эталонного сравнения: дис. канд. экон. наук / К. Н. Никитин. –Хабаровск.: 2008. –120 с. 51. Озун С. Давайте пересядем на автобус! / С. Озун // Транспорт России,2008. №8 (504). 52. Оленина Е. А. Совершенствование методов экономической оценки качества и эффективности пассажирских перевозок: дис. канд. экон. наук / Е. А. Оленина. –М.: 2001. –167 с. 53. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / под ред. В. А. Гудкова. – М., 2006. – 448 с. 54. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / под. ред. Н. Б. Островского. - М., 1986. – 220 с. 55. Пеньшин Н. В. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе: монография / Н. В. Пеньшин, В. П. Бычков. – М.: Академический проект, 2007. – 192 с. 56. Петрова Е. В. Статистика автомобильного транспорта: учебник / Е. В. Петрова, О. И. Ганченко. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 240 с. 57. Полякова И. Баланс интересов. Государственно-частное партнерство - эффективный механизм привлечения частных инвестиций / И. Полякова // Рейс, 2008. №8 (18). 58. Полякова И. Транспортному комплексу - опережающее развитие / И. Полякова // Транспорт России, 2008. №52 (548). 59. Попов Е. Ю. Организационно-экономические методы управления безопасностью движения на автомобильном транспорте в регионе. На примере Республики Коми: дис. канд. экон. наук / Е. Ю. Попов. – Сыктывкар.: 2002, - 149 с. 60. Пугачев И.Н. Теоретические принципы и методы повышения эффективности функционирования транспортных систем городов: диссертация ... доктора технических наук: 05.22.01 / Пугачев Игорь Николаевич. - Екатеринбург, 2010. - 367 с. 61. Радченко И. С. Организация функционирования пассажирского транспорта в инфраструктуре города (на примере г. Хабаровска): дис. канд. экон. наук / И. С. Радченко - Хабаровск, 2010. – 140 с. 62. Селина Е. В. Государственные и муниципальные функции в сфере организации работы автомобильного транспорта общего пользования требуют более полной регламентации / Е. В. Селина // Автотранспортное предприятие, 2007. №11. 63. Семчугова Е. Ю. Оперативная оценка качества услуг в управлении городским пассажирским транспортом: дис. канд. экон. наук / Е. Ю. Семчугова. – Хабаровск; 2013. – 195 с. – URL https://moluch.ru/archive/35/3976/ (дата обращения: 17.02.2020). 64. Сироткина А. В. Транспортный процесс как интегральный критерий оценки качества АТС в эксплуатации / А. В. Сироткина // Автомобильное предприятие, 2016. №3. 65. Скотта А. В. Метод динамического программирования в решении транспортных задач: учеб. Пособие / А. В. Скотта. – Хабаровск.: 2013. – 107 с. 66. Спирин И. В. Научные основы комплексной реструктуризации городского автобусного транспорта: дис. д-ра техн.х наук / И. В. Спирин. – М.: 2015, – 421 с. 67. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник / под общ. ред. Л. Б. Миротина. – М.: Транспорт, 2014. – 254 с. 68. Транспортная система России - общая характеристика, структура и значение URL https://nauka.club/geografiya/transportnaya-sistema-rossii.html (дата обращения: 17.02.2020). 69. Томаревская О. Г. Совершенствование оценки эффективности и качества перевозок пассажиров автобусным транспортом в межобластном сообщении (на примере Северо-Кавказского региона): дис. канд. экон. наук / О. Г. Томаревская, - М.: 2012. – 302 с. 70. Ушенин Е. У последней черты оказались многие российские автопредприятия / Е. Ушенин // Транспорт России, 2016. №19 (515). 71. Фролов К. В. Формирование показателей и нормативов качества городских автобусных перевозок: дис. канд. экон. наук / М.; 2015. – 156 с. 72. Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 61- 73. Щебетова О.В. Государственно-частное партнерство как механизм государственной поддержки развития транспортного комплекса // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 117-121.
Отрывок из работы

1 Теоретические и методические основы функционирования пассажирского транспорта 1.1 Понятие и структура транспортной системы Транспортная система – это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. В настоящее время в транспортной системе России задействовано примерно 4 млн. человек, и она оказывает третью часть услуг населению [69]. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров. Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливо-энергетические системы, научные и образовательные центры. К основным задачам транспортных систем относится обеспечение мобильности населения и перемещения грузов максимально эффективным способом. Поэтому определение эффективности транспортной системы – это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. Транспортная система страны представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения, подразделяемых на магистральный транспорт общего пользования, промышленный и городской (Рисунок 1). Рисунок 1 – Схема транспортной системы [69] Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбусы, трамваи, автобусы, таксомоторы, грузовые автомобили и др. Каждый из структурных элементов схемы, представленной на рисунке 1, имеет важной значение для выполнения экономическим и социальных задач, стоящих перед транспортной системой. Предметом нашего исследования является эффективность пассажирского городского транспорта, поэтому более подробно рассмотрим систему городского транспорта. Идея создания городского общественного транспорта принадлежит известному физику Б. Паскалю, высказанная им в 1661 году. Но практическую реализацию это предложение получило только в XVIII веке по мере развития городов. Всю историю городского транспорта принято разбивать на пять периодов: 1. до последней четверти XVIII столетия в городах доминировало пешеходное сообщение, диктовавшее плотность и размеры застройки для приемлемых затрат времени и сил для перемещения; 2. последняя четверть XVIII – середина XIX века характеризуется для городов небольших размеров зарождением общественного транспорта: появился возок с конной тягой, начались опыты с паровыми транспортными средствами; 3. во второй половине XIX веке, когда произошел резкий рост промышленного производства, территории городов и населения, для конной тяги проложили рельсы, а в Лондоне в 1863 году открыли метрополитен на паровой тяге. Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году. Троллейбусы испытывались в 1883 году в Америке, но из-за несовершенства конструкции токоприемника они не получили распространения. 4. конец XIX – первая четверть XX века характеризуется развитием рельсового транспорта на электроэнергии: первый трамвай появился в Киеве в 1891 году, в Москве – в 1903 году, в Санкт Петербурге – в 1907 году. трамвай, метрополитен, монорельс; 5. с первой четверти XX в. по настоящее время идет развитие разнообразных видов городского транспорта с использованием различных типов энергии [55]. На начало 2020 года в России насчитывалось 1112 городов, из них 15 городов с населением более 1 млн человек и 36 городов с населением более 500 тысяч человек [14]. Функционирование каждого из городов невозможно представить без более или менее развитой транспортной системы. Городская транспортная система имеет определенную структуру, под которой понимается относительно устойчивый способ организации элементов системы, позволяющий сохранять качества системы при изменении внутренних и внешних условий (Рисунок 2). Рисунок 2 – Структура городской транспортной системы [69] Городской транспорт по назначению подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Городской пассажирский транспорт объединяет: ? массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); ? легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); ? водный транспорт (речной «трамвай», моторные и гребные лодки, паромные переправы); ? воздушный транспорт (вертолёты). Городской грузовой транспорт включает: ? грузовой автомобильный транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий основной объём грузовых перевозок в городах; ? грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт – трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; ? железнодорожным промышленным транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, ? водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье. Городской транспорт специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения – снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. х также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Анализ рынка городских транспортных услуг позволяет выявить как преимущества, так и недостатки функционирования транспортной системы города. По мнению Неустроевой Е.А., к таковым относятся [49]. Преимущества общественной транспортной системы: 1. Общественный транспорт движется по утвержденной маршрутной карте города. 2. Транспорт движется по определенному расписанию, если нет пробок на дороге или неполадок с транспортным средством во время движения. 3. Хорошая вместительность подвижного состава транспортного средства, что обеспечивает умеренное количество пассажиропотока. 4. Надежность перевозки, доставка пассажиров в целости и сохранности в нужное место. 5. Приемлемая стоимость перевозки пассажиров. 6. Система льготного проезда в общественном транспорте, для определенной категории пассажиров: пенсионеры, студенты, школьники и др. Недостатки общественной транспортной системы: 1. Маршрутная карта города недостаточно развита. Есть отрезки дорог, где нет прямого маршрута до пункта назначения без пересадок. 2. Нерегулярные отправления городского пассажирского транспорта (длительные ожидания на остановке). 3. Недостаточное количество единиц транспортных средств на линии (частота прибытия). 4. Низкая проходимость транспортного средства в «час-пик», когда ремонтируют дороги или аварийная ситуация на дороге. 5. Отсутствует доступная актуальная информация о передвижении транспортного средства в режиме реального времени. Не смотря на перечисленные выше недостатки в работе городской транспортной системы, трудно переоценить ее социально-экономическое значение как для отдельного населенного пункта, так и для страны в целом. Так, в 2015 году система городского транспорта России перевезла 741,79 млн пассажиров, что ставит ее на 19-е место в мире по уровню загруженности. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности города необходима доставка его жителей к местам профессиональной деятельности, учебы, отдыха, к медицинским и торговым учреждениям, вокзалам магистральных видов транспорта, в торговые сети. Доля пассажирских городских перевозок общественным транспортом в общей совокупности перевозок пассажиров в Российской Федерации составляет примерно 87%, в Западной Европе – примерно 20%, в США – только 3% [12]. 1.2 Показатели эффективности транспортной системы Для поддержания высокой конкурентоспособности городская транспортная система должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Как известно, разработка стратеги развития, в частности городской транспортной системы, требует информации о ее текущем состоянии и динамике развития за несколько предыдущих лет. Оценка ее деятельности городской транспортной системы осуществляется с помощью комплекса взаимосвязанных показателей, выбор и расчет которых является важным методологическим вопросом. От того, насколько полно и точно отражают выбранные показатели сущность того или иного процесса, зависят результаты деятельности всей городской транспортной системы. Так как транспортная система городского округа занимает важнейшее место в обеспечении практически всех сфер деятельности города, повышение эффективности ее функционирования является необходимым условием развития и совершенствования экономики и качества жизни населения. Повышение эффективности функционирования транспортной системы предполагает решение совокупности взаимосвязанных задач, многие из которых можно отнести к задачам более высокого уровня, так как они выходят за рамки узко транспортных проблем. Процесс оптимизации транспортной системы заключается в поиске оптимальных пропорций между количественными значениями и тенденциями изменения материальных, технологических и организационных факторов, связанных с функционированием городской транспортной системы. Для осуществления таких расчетов необходимо иметь формализованное описание закономерностей функционирования транспортной системы, в котором количественные значения возможных изменений учитываемых факторов были бы связаны между собой и с экономическими показателями или показателями качества работы транспортной системы математическими соотношениями. Оценка эффективности функционирования транспортной системы представляет сложную проблему. Трудности количественной оценки обусловлены не только масштабами перевозок, но и системной сложностью. Проводя социальные опросы населения российских городов по вопросу эффективности функционирования транспортных систем, можно сделать вывод о неудовлетворительном их состоянии. Однако, при определении эффективности работы городской транспортной системы важно учитывать требования, которые сформировался у рядового пользователя. К основным из них относятся: 1. Экономичность (временная, денежная и т.д.) 1.1. Экономичность системы. Под экономичностью системы подразумевается отношение затрат на содержание системы к результатам ее деятельности. Это означает, что выделяемые средства должны использоваться эффективно и рационально. 1.2. Экономичность для пассажиров. Стоимость пользования услугами транспортной системы должны соответствовать качеству оказываемой услуги. 2. Экологичность. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом, так как количество автомобильного транспорта ежегодно растет. Поэтому решение экологической проблемы в сфере транспорта является приоритетным направлением. 3. Безопасность. Развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается и негативными последствиями, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП). 4. Комфортность. При предоставлении транспортных услуг для пассажиров должны быть созданы все условия комфорта. Во-первых, при нахождении внутри самого транспортного средства (удобные кресла, комфортная температура внутри салона, умеренный уровень шума и т.д.). Во-вторых, это условия, связанные с организацией транспортного движения. Заходя в транспорт у пассажира должно быть достаточное количество пространства, чтобы комфортно находиться в транспорте; беспрепятственно и быстро оплатить проезд и быть доставленным в конкретный пункт назначения. В-третьих условия, связанные с транспортной инфраструктурой: оснащение остановочных пунктов навесами, возможностью получения какой-либо информации о транспорте, предоставлением зала ожидания; размещение безопасных наземных и подземных переходов, проведение освещения и т.д. 5. Мобильность. В сфере транспорта понятие мобильности означает возможность доступного и быстрого перемещения между пунктами. транспортная сеть требует расширения, чтобы каждый житель города имел возможность удобно добираться до пункта назначения. Состояние и эффективность функционирования транспортной системы требует качественной и количественной оценки. Однако по вопросу критериев и методики определения эффективности транспортной системы среди ученых нет единого мнения. Критерий эффективности в применении к транспорту – это форма качественно-количественного выражения цели транс¬портного обслуживания населения, в которой проявляется вся со¬вокупность взаимосвязей и взаимодействий в соответствующей транспортной системе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Транспортные средства, 84 страницы
2520 руб.
Диссертация, Транспортные средства, 97 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg