Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-логопедическая работа по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

irina_k200 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Объектом данного исследования является словесно-логическое мышление у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи Гипотеза: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевых патологий обладает следующими особенностями - дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, в использовании обобщающих понятий, в способности анализировать и структурировать различные понятия. Цель данной работы: коррекционно-логопедическая работа по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи в ГКУ СО КК«АБИНСКИЙ СРЦН». Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1.Выявить особенности словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Охарактеризовать формирование и развитие словесно - логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР. 3. Особенности словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и коррекционная работа логопеда в ГКУ СО КК«АБИНСКИЙ СРЦН». Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, изучение документации, обобщение. Методологическую (теоретическую) базу исследования составили работы таких отечественных и зарубежных педагогов и психологов как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др. Практическая значимость работы. Данная работа может быть полезна студентам дефектологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. База исследования: ГКУ СО КК«АБИНСКИЙ СРЦН». Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы. Важной задачей современной системы образования является развитие мышления, так как оно является высшим познавательным процессом, который обеспечивает успешную деятельность человека в таких сферах, как познавательная, коммуникативная, трудовая, учебная и др.. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование словесно-логического мышления, так как наличие элементов данного вида мышления, по мнению Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого [22], становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения. Без наличия элементов данного вида мышления ребенок не сможет полноценно овладеть навыками письма и чтения, так как словесно-логическое мышление предполагает умение разрешать сложные и разнообразные вопросы, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Среди детей поступающих в первый класс дети с общим недоразвитием речи составляют группу риска по предрасположенности к появлению нарушений письменной речи (чтения и письма), а следовательно и дети будут иметь общую неуспеваемость по предметам. Это может быть связано с несформированностью словесно-логического мышления у данных детей. Исследования познавательной деятельности, осуществленные под началом Р.Е. Левиной, доказали, что у дошкольников с речевыми нарушениями проблемы в развитии мыслительных и прочих познава-тельных процессов можно рассматривать как вторичную задержку развития психики. Именно в этой связи коррекционное обучение детей данной категории связано с трудностями формирования основных мыслительных операций. Без специального обучения им будет сложно перейти на более высокую ступень образования, они не смогут успеш¬но социализироваться и включиться в систему школьных отношений (тем более, если это будет инклюзивное обучение) [23]. Развитие словесно-логического мышления дошкольников в своих трудах рассматривали т. д. Марцинковская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Н.Н. Поддъяков, О.Н. Усанова. Вопрос развития словесно-логического мышления при общем недоразвитии речи изучали В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Однако, пробле¬ма развития словесно-логического мышления у дошкольников с общим недо¬развитием речи в настоящее время является актуальной и требует дальнейшего поиска наиболее эффективных средств, направленных на коррекцию и развитие словесно-логического мышления у данной категории детей. Одним из которых является дидактическая игра.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………….…….. 6 1.1. Особенности словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи…………….. 6 1.2.Формирование и развитие словесно - логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР……….. 11 ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ГКУ СО КК«АБИНСКИЙ СРЦН»…................................................................................. 18 2.1. Характеристика базы исследования…………………… 18 2.2. Особенности словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и коррекционная работа логопеда в ГКУ СО КК«АБИНСКИЙ СРЦН»…………………………………… 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….… 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 30
Список литературы

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: учеб. пособ. СПб.: Питер, 2016. 352 с. 2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Просвещение, 2000. 206 с. 3. Алаторцева Е.В. Развитие словесно - логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 121-2. С. 11-13. 4. Алябьева Е. А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2018. 112 с. 5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.:Питер, 2007. 688 с. 6. Бабаева А.А., Матерова В.Г., Григорьева Е.В., Калашникова Л.Н. Экспериментальная работа по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и разработки. 2016. №7 (7). С. 293-296. 7. Батоцыренов В.Б. Мышление: расстройство мышления: учеб. пособ. СПб.: Питер, 2005. 231 с. 8. Борисова Н.А., Григорьева А.С. Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // В сборнике: Череповецкие научные чтения - 2013 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.П. Павлова. 2014. С. 22-24. 9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с. 10. Васненкова З.Г. Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 108-109. 11. Весновский С.В., Весновская С.В., Александрова Н.С. Коррекция и развитие словесно-логического мышления учащихся начальных классов // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 86-90. 12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: учеб. пособ. М.: Владос, 2018. 321 с. 13. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей: учеб. по¬соб. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. 275 с. 14. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Ла¬биринт, 1999. 362 с. 15. Дацерхоева М.А., Ногерова М.Т. Сравнительное исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 43-46. 16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособ. М., 2000. 321 с. 17. Дружкова Д.А., Щербак С.Г. Словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) // Міжнародний науковий журнал. 2016. № 5-1. С. 66-67. 18. Жуйкова Т.П. Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 80-81. 19. Истратова О.Н. Психологичекское тестирование детей: учеб. пособ. Ростов н/Д, 2008. 157 с. 20. Калагин В.А. Логопсихология: учеб. пособ. М.: Академия, 2006. 189с. 21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. 190 с. 22. Крайг Г., Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгиной и др. 7 - е изд. СПб.: Питер, 2000. 987 с. 23. Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей// Дефектология. - 2005. - № 2. 24. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учеб. пособ. М., 2001. 386 с. 25. Макеенкова Т.В., Малинкина Н.А. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления при обучении РКИ: возможности реализации // В сборнике: Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. 2019. С. 329-336. 26. Мельникова О.А., Мамонова Ж.В. Особенности словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. отв. ред. Яковлева Татьяна Валериановна. 2019. С. 133-136. 27. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. 275 с. 28. Савенков А.И. Развитие логического мышления 6-7 лет. М.: Издательство: Академия развития, 2004. 75 с. 29. Смокотина Т.Е. Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // В сборнике: Научные исследования XXI века: теория и практика материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2018. С. 429-436. 30. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2004. 243 с. 31. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособ. М.: Лабиринт, 2017. 214 с. 32. Развитие словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a3ad79b5d53b88421316c26_0.ht ml (дата обращения: 05.02.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1.Особенности словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи На современном этапе развития общества одним и приоритетных направ¬лений дошкольного образования является развитие словесно-логического мыш¬ления детей дошкольного возраста. Формирование личности ребенка, обучение детей творчески мыслить, вос¬питание активного отношения к получению знаний, развитие их интеллекту¬альных и творческих способностей, логического мышления, нравственное раз¬витие, патриотизм, усвоение этических норм - задача, важность которых опре¬деляется требованиями времени [10]. Мышления является важнейшей функцией мозга человека. Любой вид дея¬тельности не может обойтись без него. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому так важно сформировать у детей основы логического мышления еще до того, как они начнут свое обуче¬ние в школе. Научить старшего дошкольника рассуждать становится одной из важных педагогических задач, которую предстоит решать в контексте личност¬ного развития ребенка в целом. Ведь, старший дошкольный возраст, это воз¬раст, когда зарождается словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме». Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что ребенок вы¬деляет, абстрагирует более или менее характерные признаки предметов, разде¬ляет предметы на определенные категории, классифицирует, отождествляет. В рамках приобретенного опыта дети доводят правильные суждения об окружа¬ющем мире и явления, объединяют, сопоставляют их между собой, переходят от общего к частному, делают выводы, замечают противоречия в своих сужде¬ниях и т. п. [8] Мышление имеет большее значение для последующего школьного обучения детей. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Поэтому очень важным для дальнейшего успешного обучения в начальной школе является развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью формирования умения рассуждать. Рассуждения ребенка способствует осознанию ребенком хода и результата действий, помогают поискам путей решения задач. Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в теоретическом и практическом плане обусловили ее выбор в качестве темы исследования [12]. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях. Физиологической основой мышления является рефлекторная деятельность головного мозга: временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий под воздействием сигналов второй системы (речи) при опоре на первую сигнальную систему (ощущения, восприятия, представления). Мыслительная деятельность осуществляется в двух основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение мыслительных задач. Для выявления объективных отношений и связей между предметами и явлениями в процессе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач используются различные мыслительные операции. Выделяют основные виды мышления: наглядно-действенное мышление - это мышление в виде практической преобразовательной деятельности человека с реальными объектами; наглядно-образное мышление - это мышление с опорой на образы восприятия мыслящего человека окружающей действительности, пред-ставленных в его кратковременной и оперативной памяти; словесно- логическое мышление - это мышление в форме отвлеченных понятий и суждений, связанное с оперированием различными понятиями и суждениями. Данные виды мышления у человека сосуществуют, могут использоваться в одной и той же деятельности. Однако характер этой деятельности и основные ее цели определяют доминирование того или иного вида мышления [2, с. 41]. Доминирующей формой мыслительной деятельности дошкольников является наглядно-образное мышление, при котором ребенок действует не с конкретными предметами, а с их образами и представлениями. Мыслительная деятельность дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, осуществляется постепенный переход внешних действий по решению мыслительной задачи во внутренний план [2, c.15]. У старших дошкольников интеллектуальные процессы постепенно приобретают относительную самостоятельность и принимают форму особых теоретических действий-рассуждений. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др. Но это не значит, что умственные операции зарождаются и развиваются спонтанно. Всего этого можно достичь только в том случае, если будет прово¬диться систематически направленное обучение. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено фор¬мирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. [6] Одним из принципов анализа речевых нарушений, вы¬двинутых Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторо¬нами психического развития ребёнка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других учёных, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребёнку от рождения. Они формируются под решающим воздействием влияния целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соот¬ветственно физиологическим субстратом человеческих психи¬ческих свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы. [3; 11] Общее речевое недоразвитие сказывается на форми¬ровании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сто¬ронами психического развития обуславливает наличие вто¬ричных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылка¬ми для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыс¬лительными операциями. [4] Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сфор¬мированноcти логических операций. [5] Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вер¬бальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна. [5] Уровень сформированности логических операций де¬тей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудно¬сти приёма словесной инструкции, демонстрируют ограни¬ченный объём кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд [5] У детей, отнесённых к третьей группе, целенаправлен¬ная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточ¬ная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем мире, трудности установления причинно-следственных свя-зей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопе¬да им будет оказана помощь. [5] Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, ха¬рактерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность де¬тей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Специальная педагогическая работа по развитию логи¬ческого мышления детей младшего возраста даёт благопри¬ятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем. Многочисленные психологические исследования доказывают, что тот тип интеллекта, который складывается к 7-8 годам, качественно изменить уже практи¬чески невозможно (М.А. Холодная, Л. А. Ясюкова и др.). Те интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определённого уровня развития, не будут в даль¬нейшем развиваться сами по себе, по мере взросления школьника, они постепенно подавляются окончательно. В более старшем возрасте никаких принципиально новых ин¬теллектуальных операций в системе мыслительной деятель¬ности человека уже не возникает. [5] Таким образом, дети с ОНР, обладая в целом полно¬ценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Исследования показывают, что дети с нарушениями речи отстают в овла¬дении умениями и навыками, предусмотренными программою. В процессе по¬знания окружающей действительности первоочередная роль принадлежит вос¬приятию, на основе которого могут формоваться такие процессы как мышле¬ние, память, представление. 1.2. Формирование и развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста отождествляется с развитием всех его психических процессов, в том числе и с мышлением, которое занимает среди них особое место. Мышление рассматривается как социально обусловленный, тесно связанный с речевой деятельностью познавательный психический процесс, для него характерно обобщение и отражение опосредованной связи и отно¬шений между субъектами и объектами окружающего мира. Именно поэтому мыслительные (когнитивные) процессы находятся в нераз¬рывном единстве с речевыми процессами: словесная/языковая форма помогает сформулировать и выразить отражение существующих свя¬зей и отношений между предметами. Данное положение особенно зна¬чимо при работе с детьми, имеющими речевые нарушения [11]. Когнитивные процессы, представленные в словесно-логической форме, у детей с ОНР в значительной степени отличаются от тех же процессов у обучающихся с нормой речевого развития. Мыслительные операции, связанные с анализом и синтезом, обобщением и сравнени¬ем, умозаключениями, суждениями и абстрагированием, в этом случае должны протекать в сочетании с внешней и внутренней речью. Опо¬средованно они должны быть связаны и с системой языка, что у детей с ОНР не происходит. Исследования познавательной деятельности, осуществленные под началом Р.Е. Левиной, доказали, что у дошкольников с речевыми нарушениями проблемы в развитии мыслительных и прочих познава-тельных процессов можно рассматривать как вторичную задержку развития психики. Именно в этой связи коррекционное обучение детей данной категории связано с трудностями формирования основных мыслительных операций. Без специального обучения им будет сложно перейти на более высокую ступень образования, они не смогут успеш¬но социализироваться и включиться в систему школьных отношений (тем более, если это будет инклюзивное обучение) [23]. С учетом того, что у детей старшего дошкольного возраста веду¬щим видом деятельности остается игра, то организация коррекционно- го/абилитационного/реабилитационного обучения напрямую связана с игровыми технологиями. Выбор игровых технологий и всех дидакти¬ческих игр в нашем случае необходимо направлять на формирование компонентов словесно-логического мышления, а также учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности обуча¬ющихся с ОНР. Причем, игровая деятельность обязательно реализуется в системе разных логических операций: дети обучаются сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и противопоставлять явления и объекты окружающей действительности, классифицировать и систе¬матизировать их, при этом формулируя разного типа суждения, умоза¬ключения и выводы. В качестве примера приведем некоторые варианты дидактических игр, которые были апробированы нами в практической работе с детьми с ОНР при формировании у них словесно-логического мышления. Одним из основных компонентов, формируемых в рамках развития словесно-логического мышления, является умение детей классифици-ровать окружающие предметы на основе общих родо-видовых при¬знаков, свойственных определенной группе предметов. Среди игр, направленных на классификацию предметов (картинок), в коррекционной работе использовали такие, как «Разложи игрушки», «Разложи картинки», «Разложи предметы», «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку», «Путаница», «Раздели на группы», «Смыс¬ловой ряд», «Найди пару», «4-й лишний». Не обошли стороной и игры, способствующие развитию умения сравнивать различные объекты на основе признаков их сходства и различия. Среди игр, направленных на сравнение, использовали сле-дующие: «Чем и почему похожи и не похожи ...», «Найди отличия», «Сравни». Большие затруднения встречаются у старших дошкольников, имею-щих речевые нарушения, с установлением верной последовательности событий и явлений. Поэтому необходимым звеном нашей работы вы-ступают игры, формирующие умение выделять и учитывать временную последовательность событий при раскладывании картинок, составлении рассказов по сериям картинок «Кто старше?», «Что теплее?», «Что ярче светит?», «Что тяжелее?», «Кто сильнее?», «Восстанови после-довательность событий», «Что сначала, а что потом?». Еще более затруднительно для данной категории детей устанавли¬вать причинно-следственные связи окружающих событий и явлений. Поэтому в коррекционный комплекс были включены игры, обучаю¬щие детей находить причину и варианты последствий некоторых со¬бытий в природе и жизни людей, такие, как «Плывет, тонет», «Поче¬му это произошло?», «Учимся представлять последствия событий», «Дождливая погода», «Почему?», «Установи причину и следствие». Чтобы научить детей на основе нескольких суждений приходить к определенному заключению, использовались игры, направленные на формирование умозаключений: «Найди недостающий предмет», «Аналогии», «Подбери подходящее слово», «Закончи предложение», «Найди закономерность». С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию логических операций у детей с тяжелыми нарушениями речи могут быть использованы признанные педагогиче¬ским сообществом авторские дидактические пособия и методические разработки, такие как «Блоки Дьенэша», «Уникуб», «Палочки Кюизенера». Благодаря универсальности данных пособий педагог, правильно организовав игру, может комплексно решить одновременно несколько дидактических задач. Перечисленные пособия дают возможность со¬здать в окружении ребенка предметно-развивающую среду, стимули¬рующую разнообразную самостоятельную деятельность детей, тем самым способствующую формированию психических новообразова¬ний, свойственных определенному сензитивному периоду развития. Систематическое и планомерное использование перечисленных выше дидактических игр и пособий в коррекционно-развивающей ра¬боте с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи позволило до¬биться положительной динамики в развитии элементов словесно-логического мышления детей. Подобный подход соответствует требо¬ваниям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области Познавательного развития и сти¬мулирует развитие любознательности и познавательной мотивации детей посредством игровой деятельности. Развитие словесно-логического мышления является новообразованием для детей старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно- логического мышления, по мнению Я.Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения [21]. Словесно-логическое мышление представляет собой самый сложный вид мыслительной деятельности, так как оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий, основано на рассуждении и доказательстве [4]. Мышление ребенка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мышления, т.е. в зависимости от речи [21]. Исследования, проведенные под руководством Р.Е. Левиной, показали, что недостаточность мышления и других психических процессов у детей с нарушениями речи закономерно носит характер вторичной задержки развития [23]. Речевые нарушения у детей и особенности психического развития обусловливают специфичное развитие их мышления, памяти. Без специального обучения такие дети с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (В.П. Глухов, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова). Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что словесно- логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. [22]. Снижение речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи проявляется в выборе лексико-грамматических средств передачи смысла высказывания, что затрудняет построение связного и последовательного высказывания [6]. Дошкольники с ОНР - это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Нарушение речи не может не отразиться на словесно - логическом мышлении, которое в свою очередь имеет особое значение при поступлении ребенка в школу и непосредственно влияет на успешность учебной деятельности [3, c.61]. Отставание в развитии словесно - логического мышления проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления дошкольников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр, Л.М. и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления дошкольников зависит от способа организации специальной развивающей работы. Исследование развития мышления необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста [3,с.110]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg