Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИНФОРМАТИКА

Использование компьютерных технологий в системе логопедической работы по преодолению дислалии у детей среднего дошкольного возраста

irina_k200 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Объектом исследования является нарушение звукопроизношения у дошкольников с дислалией. Предметом – использование компьютерных технологий в системе логопедической работы по преодолению дислалии у детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза: специально организованная система логопедической работы с использованием информационных технологий в условиях логопункта обеспечит успешную коррекцию звукопроизношения, увеличит словарный запас, познавательную активность. Задачи исследования: 1.Раскрыть понятие дислалии на основе изучения психолого-педагогической и логопедической литературы. 2.Изучить использование компьютерных технологий при дислалии. 3.Провести коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста с дислалией c использованим информационных технологий. Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент. База исследования: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179». Методологическую базу исследования составили труды таких ученых как: Л.С. Волкова, М.Е Хватцев, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, Р.Е. Левина, Р.Шультесс, Л.С. Выгодский. Практическая значимость работы. Данная работа адресована студентам дефектологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение

Актуальность темы. Вопрос особенности речевого созревания ребенка со нарушением звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте считается крайне важной. Неиспользованные речевые возможности в индивидуальном становлении ребенка не могут никак не сказаться на формировании его личности. Компьютерные технологические процессы стремительными темпами формируются, также их введение во общеобразовательный процесс становится все наиболее важным. Имеются подобные лицензированные компьютерные программы, как «Игры со Тигрой», «Видимая речь», программно-педагогичный спецкомплекс «Логомер», «Дельфа». ИКТ дает возможность увеличить мотивацию обучающихся, обостряя их заинтересованность к уроку, разнообразить конфигурацию деятельность учителя-логопеда. В увеличение количества детей с патологией звукопроизношения речи оказывает большое влияние целый ряд факторов. К данным факторам можно причислить: осложнение природоохранной также общественной ситуации; большой доля соматических болезней; негативные внутриутробные факторы; разнообразные воздействия в процессе родов; дефекты нервной системы также речевого аппарата во раннем возрасте. Эти а также иные факторы в существенной степени приводят ко патологии формирования высших психических функций ребенка, в том числе и речевых. Дети с речевыми нарушениями больше всего замкнуты также не уверены в себе, пред ними возникает вопрос готовности к психическому принятию школы, таким образом коммуникативная сфера страдает. Четкая речь является важным обстоятельством для обучения в школе и социальной адаптации ребенка. Однако, точно также показывает практическая деятельность, наиболее известный недостаток у детей дошкольного возраста - это расстройство произносительной стороны речи. Именно в данный период дислалия преодолевается значительно проще и стремительнее. Развитие у ребенка звукопроизносительной стороны речи захватывает важное место в ходе воспитания и обучения, но проблема об методологии ее формирования а также коррекции становится одной из самых актуальных.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………... 5 1.1. Понятие дислалии на основе изучения психолого-педагогической и логопедической литературы...……………….….………………………….. 5 1.2. Использование компьютерных технологий при дислалии ……….…. 9 ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….…………………………………………. 2.1. Характеристика базы исследования ……….………………………….. 2.2. Использование информационных технологий МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179» в коррекции нарушений речи у старших дошкольников ………………………………..………..……..……………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………..……. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Баранова,?Г.А.?Подготовка педагога к реализации в учебном процессе инклюзивного образования/ Г.А.? Баранова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2015. - №?4. - С. 9. 2. Борисова, В.В. Применение информационной системы «Речевые технологии» для диагностики речевых нарушений у детей младшего возраста / В.В.Борисова, О.Г.Налбандян //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016.- №1. - С. 66-71. 3. Витченко, О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О.В. Витченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4.- С. 66-68. 4. Душкина И.Е. Использование информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда / И. Е. Душкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 120-124. 5. Жукова, М.А. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике: современные возможности визуализации речи в обучении произношению / М.А. Жукова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. - 2014. - № 4. - С. 10-12. 6. Зарипова Т.А., Шилова Е.А. Использование мультимедийных технологий в логопедической работе по коррекции дисграфии у младших школьников //В сборнике: Альманах казанского федерального университета/Под ред. А.И. Ахметзяновой. - 2018. - С. 69-72. 7. Колоколова С.Н. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР // В сборнике: Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». 2016. С. 109-112. 8. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие /Краузе Е.Н. - 2-е изд. - СПб.: КРОНА-ВЕК, 2007. - 80 с. 9. Кронштатова, Е.А. Дислалия как вид речевого нарушения у детей дошкольного возраста/ Е.А.Кронштатова, С.В.Васерман, А.А.Белисова, Л.Н.Мишенева, Н.И.Николаева // Аллея науки. - 2018. - Т. 1.- №8 (24). - С. 308-312. 10. Лесик, Т.Г. Система коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с использованием информационных технологий в условиях логопункта/ Т.Г. Лесик // Наука и образование: новое время. - 2016.- № 5 (16). - С. 722-729. 11. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведе¬ний / под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 704 с. 12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 13. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с. 14. Мельникова, Е.Е. Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителей-логопедов/ Е.Е. Мельникова // Проблемы современной науки и образования. - 2016.- №18 (60). - С. 90-92. 15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. 16. Мироненко В.А. Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий/ В.А. Мироненко, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018.- № 60-1. - С. 187-190. 17. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: Учеб. пособие для студ. образовательных учре¬ждений сред. проф. образования/ В.Н. Могилева. - М.: Академия, 2017. 240 с. 18. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника/ С.Л.Новоселова, Г.П.Петку. -М.: Новая школа, 1997. - 128 с. 19. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / под ред. Т.В.?Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с. 20. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./ О.В. Правдина - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. 21. Тараканова, А.А. Применение инновационных компьютерных технологий в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников/ А.А. Тараканова //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014.- №3. - С. 189-194. 22. Тисовская Ю.А. Пособие для логопедов/Под редакцией Костиной Я.В. - М.: Валекс - М, 2013. - 24 с. 23. Филичёва, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва. - М., 2013. 24. Хватцев?М.Е.?Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб.: Дельта+; КАРО, 2004. 266 с. 25. Яшина, А.С. Исправление звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста при функциональной дислалии/ А.С. Яшина // Научный поиск. - 2014.- №2(1). - С. 37-38.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие дислалии на основе изучения психолого-педагогической и логопедической литературы В данный период замечается тенденция повышения числа детей, у которых прослеживается дислалия. По этой причине появляется вопрос действенного устранения нарушений звукопроизношения у детей с дислалией. На сегодняшний день процесс информатизации способствует развитию общества. Одним из приоритетных направлений является информатизация образования. Данные изменения коснулись всех ступеней системы образования, начиная с дошкольной и заканчивая профстандартом деятельности педагога на предмет требований и к ИКТ-компетентности учителя и специалиста сопровождения, что закреплено в ряде нормативно-правовых документов федерального уровня [9, 10]. Значение цифровизации в подготовке будущих специалистов, в том числе дефектологического направления, подробно раскрыты в статьях О.Ф. Брыксиной, Е.П.Круподеровой, К.Р. Круподеровой, А.В.Гущина, Л.А. Льноградского и др. [12]. Речевое развитие является значимой составляющей процесса всестороннего формирования личности дошкольника, таким образом его главная цель - овладение речью как средством общения. Всестороннее становление дошкольников в интеллектуальном, социальном, эмоционально-волевом, а также морально-эстетическом плане подразумевает владение родным языком. Правильная речь является важным условием для обучения в школе и социальной адаптации детей. Но, как показывает практика, более распространенный дефект у детей дошкольного возраста - это нарушение произносительной стороны речи. В связи с этим необходимо ликвидировать все без исключения недостатки звукопроизношения вплоть до того как они превратятся в устойчивый дефект, т.е. в дошкольный период, когда речь детей более гибкая и интенсивно развивается. Именно в данный период дислалия преодолевается гораздо легче и стремительнее. Проблемой изучения и преодоления нарушений произносительной стороны речи в отечественной логопедии занимались С.С. Ляпидевский, Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, А.М. Смирнова, М.Е. Хватцев и другие.Анализ работ Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др. позволил выделить виды, структуру и компоненты логопедических индивидуальных занятий. Причины возникновения нарушения звукопроизношения можно разделить на две большие группы: органического характера и социально-психологического. К органическим причинам мы можем отнести особенности строения: - губ (неподвижные, тонкие, толстые); - зубов (отсутствие зубов, лишние зубы, диастема); - прикуса (передний открытый, боковой, прогнатия, прогения, косой); - языка (толстый, тонкий, узкий, широкий, маленький); - подъязычной уздечки (укороченная); - неба (твердое - готическое, низкое; мягкое - короткое, неподвижное). Социально-психологические причины возникновения дислалии являются: - подражание ребенка не правильному произношению звуков взрослого; - педагогическая запущенность; - двуязычие; - язык «нянь», которыми пользуются родители. Для диагностики и последующей коррекции дислалии мы должны знать, с какой формой дислалии мы имеем дело. В своей работе Л.С. Волкова выделила две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная (нет дефектов артикуляционного аппарата) и органическая (механическая) (отклонения в строении периферического речевого аппарата). Одно из отличий данных форм является то, что функциональная дислалия возникает в детском возрасте в результате неправильного освоения системы произношения, а органическая (механическая) дислалия может возникнуть в любом возрасте вследствие дефекта артикуляционного аппарата, например, из-за травмы могут выпасть передние зубы и человек не сможет правильно употреблять звуки, при которых язык должен находиться в положении верхнего подъема [23]. Отличительным признаком дислалии, по мнению Т.Б. Филичевой, является классификация по формам па; последним вариантом классификации по формам проявления нарушений звукопроизношения является - смешение или взаимозамены, так вместо корова - колова, а вместо молока-мороко [26]. О.В.Правдина в своих работах предлагает классификацию дислалии по группам нарушенных звуков: сигматизм и парароявления нарушений звукопроизношения, они могут проявлять в отсутствии тех или иных звуках (корова - коова); в искажениях, когда вместо употребления нормативного звука русского языка, ребенок использует другой не существующий в данной системе языка звук, так он говорит корова, но использует горловой [р]; в заменах звука - это употребление вместо нормативного звука русского языка, другого звука существующего в данной системе языка, в результате получается вместо корова, ребенок говорит коловсигматизм, ротацизм и параротацизм, ламбдацизм и параламбдацизм, йотацизм и парайотацизм, гамацизм и парагамацизм, каппацизм и паракаппацизм, хитизм и парахитизм, также нарушение произношения звонких-глухих, твердых, мягких звуков и гласных [20]. Как отмечают Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др. авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать пе-дагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повы¬сить эффективность коррекционного обучения. В основу использования новых ин¬формационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [3]. Известно, что «предпосылкой успеха при логопедическом воздей-ствии является создание благоприятных условий для преодоления недо-статков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; ин-тересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятель-ности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетание при-емов работы, позволяющих избежать его переутомления» [11]. Все это успешнее достигается в ходе игровой деятельности ребенка. Компьютерные герои являются очень сильным стимулом к познавательной активности детей и помогают разнообразить логопедические занятия, что¬бы ребенок не устал и не потерял интерес. Так, Могилева отмечает, что «компьютерные игры имеют большое значение для развития моторной ко¬ординации и координации совместной деятельности зрительного и мотор¬ного анализаторов» [17], а также «компьютерная деятель¬ность может иметь положительный психотерапевтический и развивающий аффект, помогая ребенку получить новые знания и положительные эмоции через хорошо продуманные игровые сюжеты, созданные с учетом возраст¬ных и физиологических особенностей дошкольника» [17]. Формирование у ребенка звукопроизносительной стороны речи занимает важнейшее место в процессе воспитания и обучения, а вопрос о методике ее развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Каждому логопеду необходимо соблюдать определенную последовательность в коррекционной работе и только тогда будут достигнуты наивысшие результаты. С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания. 1.2. Использование компьютерных технологий при дислалии Преимущество ИКТ для логопедической практики является: использование игровой формы обучения; возможность выбора предоставляемой ребёнку информации; имитация экспериментов и сложных реальных ситуаций, с которыми ребенок не сталкивается в повседневной жизни. А так же ИКТ необходимо для систематизации и обобщения его представлений; визуализация абстрактной информации и динамических процессов; активизация полисенсорного воздействия, что даёт возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; формирование специфических зрительно-моторных координаций. Такой подход к обучению, позволяет приспособить процесс коррекционно-развивающей работы к индивидуальным особенностям ребёнка и темпам усвоения им материала. Появляетя возможность дифференциации и индивидуализации обучения (предоставление материала в доступной для ребёнка форме); возможность повторения одного и того же задания до получения положительного результата. Использование компьютерных технологий расширяет возможность самоконтроля; формирует сотрудничеств между ребенком и учителем-логопедом. Принципиальное новшество использования компьютера-интерактивность,позволяющая развивать активно- деятельностные формы обучения [14]. Образовательные возможности ИКТ для дошкольника связаны с тем, что ребенок сам видит результат своей работы, у него формируется процесс осмысления собственных речевых навыков, вскоре возникает стремление исправить увиденную ошибку, исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала, ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы с интересом. А также у ребёнка повышается эмоциональный тонус и познавательная активность. Аналогичные возможности использования ИКТ можно выделить и для педагога, например, такие как: использование игровой формы обучения и уход от рутинной работы, системный и деятельностный подход к коррекции, объективность, обеспечивающая - «визуализацию» проблем для самого ребёнка и родителей, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных и т.п. [3, 8]. Исходя из вышесказанного, мы остановимся и подобно разберем организации эффективной си¬стемы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий. Направления деятельности: - диагностика средствами ИКТ; - эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях; - консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ. 1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ. Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к игре, так как ведущая деятельность дошкольников это игра. Например, диагно¬стические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использо¬вание ИК технологий. Так можно использовать программу MS PowerPoint, с помощью которой создают¬ся тематические слайды для обследования устной речи дошкольников. Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содер¬жания, основных параметров и настроек. Она основана на демонстрации слайд-шоу и необходима для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позво¬ляет донести информацию в максимально наглядной и легкой форме. В презентаций можно включать графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. Основой любой мультимедийной презентации яв¬ляются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления» [22]. Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повы¬шению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть трудности, возникающие у ребенка. 2.Использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях. «Золотое правило дидактики - наглядность» (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует инте¬рес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приоб¬ретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР) [1]. Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным со¬стоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом яв¬ляется и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Цифровые образовательные ресурсы применяются для: - развития артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»; - автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; - развития мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»; - дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи; - Задание: Определи, в каких словах первый звук звонкий. Щелкни по картинке, где изображены такие слова. - развития связной речи и познавательных способностей; - для проведения в игровой форме обобщающих заданий. Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (спе¬циальные упражнения для глаз). Время и место проведения гимнастики. Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части). Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте. 3.Безусловно, большое значение в применении ИКТ учителем-логопедом уделяется рабо¬те с родителями. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещен¬ные на сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики ре¬чевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при под¬готовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами. Таким образом, целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопе¬дической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволяет оптимизи¬ровать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содей¬ствуют гармонизации развития. ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1.Характеристика базы исследования Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №179 «Дюймовочка». Краткое наименование дошкольной образовательной организации: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179». Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Уровень образования: дошкольное образование. Нормативный срок получения образования: от 2 месяцев до 7 лет. Язык образования: русский. Учредители организации: Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар. Адрес: Российская Федерация, 350061, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. им. Дм. Благоева, 26. Заведующий: Чернышова Елена Викторовна Дошкольное образование в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179» осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой определяющей содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179» укомплектован квалифицированными кадрами на 100%, уровень квалификации педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, непрерывность повышения квалификации обеспечивается профессиональной переподготовкой один раз в пять лет. В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179», в котором функционируют группы общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительной работы с детьми и компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции всех компонентов языковой системы детей с общим недоразвитием речи. Направление работы обусловлено необходимостью создания эффективно здоровьесберегающей системы в ДОУ, которое отражает эффективные подходы к комплексному решению задач оздоравливания, коррекции здоровья и нарушений речи детей. Количество групп в Бюджетном учреждении определяется исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете финансирования согласно СанПиН. Структура образовательной организации: по итогам комплектования на 2018/2019 учебный год - 506 детей, 38 групп. Виды групп: - общеразвивающей направленности; - компенсирующей направленности; - группы детей раннего возраста; - группы кратковременного пребывания; - группа продленного дня; - группа «Особый ребенок»; -группа «Семейного воспитания» Бюджетное учреждение работает по графику пятидневной недели с двумя выходными днями суббота и воскресенье. В Бюджетном учреждении действуют специализированные группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды направляются Учредителем в вышеуказанные группы только с согласия родителей (законных представителей) и при наличии заключения психолого–медико- педагогической комиссии. Программы МБДОУ: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитем речи) с 3 до 7 лет. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитем речи с 3 до 7 лет. Для обеспечения государственно-общественного характера управления Бюджетным учреждением созданы групповые советы родителей и общий родительский комитет. Они содействуют объединению усилий семьи и Бюджетного учреждения в деле воспитания детей. 2.2. Использование информационных технологий МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179» в коррекции нарушений речи у старших дошкольников В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179» проводят дифференциальную диагностику для определения произносительных дефектов. Своевременное выявление у детей дислалии является необходимым условием для успешной коррекции данного недостатка. У детей дошкольного возраста любая форма дислалии, преодолевается быстрее, чем у детей школьного возраста. Коррекционная работа по коррекции выстраивается на основе результатов логопедического обследования ребенка. В зависимости от результатов обследования разрабатывается путь коррекционной работы. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений. Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения и состояния артикуляционной базы: строения органов артикуляции и речевой моторики (см. приложение 1). Обследование звукопроизношения включает в себя обследование: - речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, строение, анатомические особенности и подвижность органов артикуляции; - речевого дыхания; - состояния органов голосообразования; - непосредственно произношение звуков по общепринятой методике. При дислалии несформированными оказываются специфические движения органов артикуляции, или фонематический слух, либо имеются негрубые дефекты в строении органов речевого аппарата. Для эффективной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дислалией необходимо осуществлять дифференцированный подход, который осуществляется на основе учета поисхождеия, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитывая общие и специфические закономерности развития детей. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывать клиническую особенность и характеристику дефекта; учет общности нарушений звукопроизношения; особенности психологического развития ребенка. Таким образом, необходимость использования дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией не оставляет сомнений. В настоящее время в сети существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед. Данные ресурсы используют в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №179». На современном этапе развития отечественной коррекционной педагогики проявляется большой интерес к разработке специализированных компьютерных программ, направленных на коррекционно-развивающее обучение детей с различными нарушениями. Одними из первых появилась коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном», программы «Состав слова (Кроссворд)», «Математика для тех, кому трудно», «Состав числа», разработанные специалистами лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО. Эти компьютерные программы ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. «Игры для Тигры», наиболее востребованная в логопедической практике из-за комплексного характера содержания коррекционного материала (более 50 упражнений) и вариативных форм визуализации, что позволяет логопеду использовать на любом этапе работы. Относительно всех компонентов речевой деятельности (фонематика, просодика, лексика, звукопроизношение) вне зависимости от степени и структуры речевого нарушения. Данная программа широко применяется при коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание [12]. Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Новый Диск, 2008г.) интересна тем, что построена на онтогенетическом и нейропсихологическом принципах развития речевой деятельности и необходима в работе по развитию доречевой коммуникации, т.к. содержит комплекты неречевых звуков окружающего мира, элементы для звукоподражания и собственно речевые звуки. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Кроме того, содержит в качестве отдельного блока обучающие упражнения для построения связных высказываний от словосочетания до текста. Отдельно стоят аппаратно-программные комплексы «Тонус», «Статус», «Комфорт-лого», «Лого-статус», в основе которых лежит технология функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС). Данные комплексы предназначены для коррекции базовых функций, обеспечивающих взаимосвязанную работу всех отделов речевого аппарата и представляющие интерес для логопедической реабилитации. Применение компьютера в дошкольном возрасте способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне. При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения: презентации, развивающие flash-игры, способствующие повышению эффективности коррекционно-развивающей работы: развитию фонематической стороны речи, подготовке артикуляционного аппарата, формированию навыков правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также психических процессов (логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания). Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определённых операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Формирование у ребенка звукопроизносительной стороны речи занимает важнейшее место в процессе воспитания и обучения, а вопрос о методике ее развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Каждому логопеду необходимо соблюдать определенную последовательность в коррекционной работе и только тогда будут достигнуты наивысшие результаты. Области применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе обширны и разнообразны. Применение компью-терных технологий, с одной стороны, позволяет осуществлять индивиду-альный специфический подход к формированию занятий с каждым ребен-ком, а, с другой стороны, открывает широкие возможности для повышения качества образовательного процесса и побуждения интереса ребенка к за-нятиям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Информатика, 56 страниц
672 руб.
Курсовая работа, Информатика, 32 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Информатика, 23 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg