Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Дорога и ветер как символы в произведениях А. Блока

irina_k200 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Цель нашей работы – проанализировать символы дороги и ветра в поэтических текстах А. Блока как отражения мировосприятия автора. Исходя из этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. изучить направление в культуре и литературе - символизм; охарактеризовать особенности русского символизма; 2. рассмотреть символику и образную картину в произведениях А. Блока, в частности в поэме «Возмездие» и в стихотворении «Есть игра»; 3. исследовать символы дороги и ветра в творчестве А. Блока. Объект исследования – поэтические тексты А. Блока. Предметом исследования является выявление и анализ символов, в том числе символов дороги и ветра в произведениях поэта. Методы исследования: метод изучения учебной и специальной литературы, метод сплошной выборки примеров из произведения, анализ, обобщение, метод контекстного анализа; метод интерпретации текста. На защиту нашей работы выносятся следующие положения: 1). символизм – то направление, которое интуитивно постигало единство мира через символическое обнаружение «соответствий» и «похожести»; символ – интуитивный знак; 2). именно у Блока мы находим в большей мере то, что «иной мир», «идеальный мир» проецирует «тень» на нашу землю; 3). творчество Блока до сих пор оказывает большое влияние на развитие русской культуры; образная картина и символизм в его лирике дает не только переосмысление проблем его эпохи, но его идея всеединства вновь актуальна в современной жизни общества, переживающей кризис гуманизма и культуры в целом; 4). символы -образы дороги и ветра всегда останутся основными в русской литературе как символы человеческого пути и изменений в обществе. Научная новизна нашей работы состоит в том, что нами было рассмотрено особенности символизма, в частности особенности русского символизма, показано влияние А. Блока на развитие русской культуры и литературы, проанализированы образы – символы дороги ветра в произведениях А. Блока. Материалом исследования является поэзия А. Блока. Мы опирались на труды философов, литературоведческие работы, поэтические тексты поэтов – символистов. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты помогут при анализе поэтических текстов А. Блока на уроках литературы. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении мы ставим цели и задачи исследования, указываем на актуальность нашей работы, обозначаем объект и предмет. Первая глава нашего исследования посвящена рассмотрению сущности символизма как литературно-художественному и мировоззренческому направлению в культуре конца 19 в. -начала 20 в., в основе которого лежит выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей с помощью образа- символа; краткому описанию жизни А. Блока. Во второй главе мы исследуем образы – символы в поэтических текстах А. Блока, творчество которого стоит особняком творчества других поэтов- символистов. В отличие от ряда символистов, Блок широко впитывал впечатления окружающего мира. А. Блок стал голосом своей эпохи. Во второй главе мы рассматриваем образы – символы дороги и ветра в поэтической картине А. Блока, анализируем символику поэмы «Возмездие» и стихотворения «Есть игра». В заключении даны выводы нашего исследования, указана перспектива дальнейшего исследования. Библиографический список состоит из 23 наименований. В своей работе мы не претендуем на полное раскрытие проблемы, так как на объективизм исследования влияет субъективное восприятие поэтических строк исследователем.
Введение

Александр Блок – один из величайших поэтов «Серебряного века», в чьем творчестве отразился поиск жизненного пути, стремление к идеалу, осветились «вечные» темы Добра и Зла, жизни и смерти, любви. Поэзия «Серебряного века» в полной мере смогла показать все течение развития России в то время, когда страну сотрясли три революции, мировая война и гражданская война. И одна строка Блока значила больше и объясняла многое, чем множество размышлений. По мнению исследователя и философа Ю. Мамлеева, Блоку в той или иной мере удалось постичь «тайну» и «загадку» России, которая и лежит в основе российской духовности [19]. И Ю. Мамлеев говорил, что А. Блок еще тогда указал, что «в России только «готовится будущее» (будущее в глобально-космическом смысле), а это значит, что все прошлое невероятное духовное и культурное богатство России – только подготовка к этому будущему» [19]. Актуальность нашего исследования определяется связью символизма начала 20 века с современным искусством и поэзией, через творчество А. Блока осмысливаются перспективы развития человеческой цивилизации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. СИМВОЛИЗМ. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ А. БЛОКА 6 1.1. Течение символизм. Своеобразие символизма в России 6 1.2. Жизненный путь А. Блока 11 2. ОБРАЗЫ- СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА 13 2.1. Образная и цветовая символика в лирике А. Блока 13 2.2. Символы дороги и ветра в поэтическом тексте А. Блока 18 2.3. Символическая картина в поэме «Возмездие» и в стихотворении «Есть игра» 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Список литературы

1. Блок А. Собрание сочинений: в 6-ти т. - Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1907-1921 / сост. и примеч. Вл. Орлова. - М., 1980. - 472 с. 2. Верлен П. Три сборника стихов / Поль Верлен. - М.: Радуга, 2005. - 512 с. 3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. -Л.: Наука», 1991. 4. Крашенинников С. И. Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об эволюции категории символа от модернизма к постмодернизму) // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 306-308. — URL https://moluch.ru/archive/72/12282/ (дата обращения: 15.03.2020). 5. Кучеренко М. В. Русский символизм как литературное течение // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 14.03.2020). 6. Марцинкевич Н. Э. Культурные универсалии в творчестве А. А. Блока: семантика, функции, способы реализации / автореферат диссертации Марцинкевич Н. Э. – Москва, 2014 7. Минц З. Г. Блок и русский символизм. -М.: Наука, 2000. – 521 с. 8. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. - М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — 2816 с. 9. Прозорова Н. Экзистенция инобытия (цикл «Возмездие») // http://sites.utoronto.ca/tsq/archive.shtml 10. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия /Сост. А. Соколов. — М., 2002. 11. Сейфи Т.Б. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока// диссертация кандидата культурологических наук Сейфи Т.Б. – Владивосток, 1999 12. Смолина Н.Ю. Художественная картина мира в поэме А.А. Блока "Возмездие": структура и семантика. //диссертация кандидат филологических наук Смолиной Н.Ю. – Абакан, 2009. 13. Сорокина Л. Н., Поэтика символизма. -Алма-Ата, 1990. 14. Спивакова Е.М. Язык цвета в идиостиле А. Блока //диссертация кандидата философских наук Спиваковой Е.М. – Владивосток, 2009 15. Тарановский, К. Ф. Зелёные звёзды и поющие воды в лирике Блока //Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике / сост. М.Л. Гаспаров. -М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 330-342 16. Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. 17. Тележинская Наталья. Александр Блок — рыцарь серебряного века -[Электронный ресурс]. – режим доступа: http://natalya-telezhinskaya.ru/2017/11/11/александр-блок-рыцарь-серебряного-ве/ 18. Поэты Серебряного века [Электронный ресурс]. – режим доступа: -http://poetrysilver.ru/bio/141 19. Россия Вечная (Ю. В. Мамлеев, 2011) [Электронный ресурс]. – режим доступа: -https://kartaslov.ru/книги/Мамлеев_Ю_В_Россия_Вечная/3 20. «Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа - Православный журнал Фома [Электронный ресурс]. – режим доступа: -https://foma.ru/dvenadtsat-bloka-versii-po-povodu-obraza-hrista.html 21. Слова и символы в поэзии Блока [Электронный ресурс]. – режим доступа: -https://www.stud24.ru/literature/slovasimvoly-v-pojezii-bloka/135455-397246-page4.html 22. Википедия. Символизм [Электронный ресурс]. – режим доступа: -https://ru.wikipedia.org/wiki/Символизм 23. Шувалова Е. Марионетки [Электронный ресурс]. – режим доступа: -https://www.proza.ru/2017/06/23/732
Отрывок из работы

1. СИМВОЛИЗМ. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ А. БЛОКА 1.1. Течение символизм. Своеобразие символизма в России Рассмотрим определения символизма в словарях: 1). символизм – «философские концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия, мышления, личности и культуры» [16, с. 151]. 2). «Символи?зм (фр. Symbolisme) -одно из крупных течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов» . Символами поэт может передать свое, представление о мире, его сущность, но это все неопределенно, как в «зыбком тумане». Таким образом, в основе символизма лежит выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей с помощью образа- символа. Ввел понятие «символизм» в 1886 году французский поэт Жан Мореас. Его манифест так и назвался «Le Symbolisme. Он сформулировал основные принципы нового направления, определил значение главных понятий символизма – образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними» [Цит. по: 7]. Как мы отметили выше, символисты в своих книгах пытались «изобразить» жизнь души с ее переживаниями, смутными настроениями, чувствами, ощущениями, впечатлениями. По их взглядам, «подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух» [8, с.5]. Философ -символист Вячеслав Иванов в книге «Заветы символизма» высказался: «Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки разных подземных ключей…» [22]. Известный поэт К. Бальмонт говорил о природе символизма так: «Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, само углубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое» [22]. Содержанием творчества и взглядов на мир у символистов становится выражение «недостижимых» Идей, образов Вечности и Красоты, а основным художественным средством является символ, который призван своим смыслом выразить некую Красоту мироздания. Теоретик символистской эстетики А. Мокель определил, символ — «великий образ, расцветающий на Идее»; «иносказательная реализация Идеи, напряженная связь между нематериальным миром законов и чувственным миром вещей» [16, с.330]. Важно показать не трагизм мира, ее революционное обновление, а передать, как это отразилось в душе человека. Эллис писал: «Сущность символизма -установление точных соответствий между видимым и невидимым мирами» [23]. Н. Бердяев в работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) подытоживал: «Символизм есть кризис культурного искусства, кризис всякой серединной культуры. В этом его мировое значение» (Собр. соч., т. 2. Paris, 1985, с. 276-277) [Цит. по 13]. Тоска и трагедия творчества отразилась в символизме. Форму художественного воплощения поэтики точно обрисовал Константин Бальмонт: «Я, Ю, Ё, И — суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я — явное, ясное, яркое. Я — это Ярь. Ю — вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Ё — таящий лёгкий мёд, цветик-лён. И — извив рытвины Ы, рытвины непроходимой, ибо и выговорить Ы невозможно, без твёрдой помощи согласного звука. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн…» [22]. Об этом написано и у Ш. Бодлера, предтечи символизма: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет» («Соответствия»), символист А. Рембо отмечал, что каждый гласный звук имеет и определенный цвет, например, звук [а] рисовался черным цветом, белую одежду облачался звук [е], зеленым веяло от звука [у] и т.д. («Гласные»). Стихи символистов музыкальны, потому что музыка есть основа жизни и искусства. Поэт П. Верлен говорил: «Музыкальность - прежде всего» [2, c. 9]. Революционер Лев Троцкий сказал о символизме, что это просто «уход» поэта в «иной мир» «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла» [22]. Об отражении символизма в других видах искусства скажем кратко. В театре утверждалось так называемый «условный театр», подчеркивающий в драме роль подтекста. Первым символистским театром стал парижский Theatre d’Art, возглавляемый П. Фором (1890-1892) (в России - В.Э. Мейерхольд в постановке пьесы А.А. Блока «Балаганчик» (СПб., Театр Комиссаржевской, 1906) и «Синяя птица» М. Метерлинка в постановке К.С. Станиславского (М., МХТ, 1908). В музыке символизм проявлялся стремлением к невыразимому и бессознательному. Предтечей символизма в музыке считается Р. Вагнер (в России –творчество А.Н. Скрябина). Символизм в живописи – это сочетание декоративной условности, орнаментальности, с чётко прописанными фигурами первого плана. Программным живописным произведением символизма является «Остров мёртвых» А. Бёклина (Швейцария, 1883) (в России ярко в творчестве М.А. Врубеля). Русский символизм возник в 1890-е годы, большое влияние на него оказала классическая русская литература XIX века, в особенности творчество М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета, Ф.М. Достоевского, и философия В.С. Соловьёва. Как говорил Ф. Достоевский: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных» [3, с.42]. Русские символисты вдохновлялись строкой из стихотворения Тютчева Silentium (Молчание) «Мысль изреченная есть ложь», поэзией А. Фета с его «несказанностью» человеческих мыслей и чувств. Эта «бессодержательность» стала основой символистского культа «чистого творчества»: поэт должен не изобразить, не «донести» образ, а впечатлить, «открыть просвет в вечность», задеть душу. К «старшим» символистам относятся К. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб. К младшим (начали печататься в 1900-е годы) – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, И.Ф. Анненский, М. Кузмин, Эллис, С.М. Соловьёв. Манифестом программы русского символизма стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в котором говорилось о трех чертах символизма: мистицизм, символизация, расширение художественного впечатлительности. О «верности линий», о «пределе мечты», о «страхе безмерности», о «чуде Божьих дел» этом говорил В.Я. Брюсов. Душа поэта сравнивается с дорогим кристаллом («душа, //Как дорогой кристалл, //Блистает, не дыша»). Символ — тот же самый магический кристалл, в который даже не может постигнуть «…Бог? Бог — лишь в живых сердцах, Бог есть живой союз…». Для старшего поколения символистов (Бальмонт, Брюсов, Анненский, Соллогуб) не нужны были идеи Бога и идеи потусторонности. Если можно было показать на полотне, как отражалась жизнь в их книгах, то это были бы слабые прочерки. Младосимволисты, в отличие от старших символистов, опирались на философию В. Соловьева, который говорил, что Россия пытается построить общество, твердо стоящего на началах духовных, потому что душой вселенной и человечества является София, Премудрость Божия. Ученый В.С. Соловьёва писал, высший мир, который идеален и невидим бросает свою божественную «тень» на земной, реальный мир. Самое основное в учении В. Соловьёва – это служение идеалу и прорицание всеобщей трагедии, а затем духовного возрождения человечества через «её святую купель». Символизм как бы пытался приблизить человечество к этой купели и найти духовно-мистический идеал познания жизни. Используя высказывания Соловьёва, поэты противопоставляли земное и небесное, космическое, образами - символами туманов, вьюг, купины говорили о земной жизни, использовали символику цвета, поклонялись Вечной Женственности, показывали борьбу между Востоком и Западам, говорили об особом пути России. Как выразился В. Иванов в письме к А. Блоку: «Соловьевым мы таинственно крещены». Вся поэзия «младосимволистов» выразилась в строках стихотворения Соловьева «Милый друг»: «…Что все видимое нами - //Только отблеск... тени //Только отклик искаженный //Торжествующих созвучий?». Если у «старших» символистов показано противоречие между душой поэта и миром, то у младших сиволистов роль поэта –быть «кристаллом», отражающего мир небесный в действительной, земной жизни. Идея поэта-философа В. Соловьева о двух мирах — “двоемирии”, была глубоко усвоена символистами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 30 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 19 страниц
190 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg