Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Социально-экономическое развитие Северно-Кавказского федерального округа

irina_k200 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Объектом курсовой работы выступили развития Северно-Кавказского федерального округа. Предметом курсовой работы – социально-экономическое развитие Северно-Кавказского федерального округа. Целью курсовой работы является проанализировать социально-экономическое развитие федерального округа и разработать мероприятия по его совершенствованию. Задачи курсовой работы: 1.Изучить теоретико-правовые основы исследования социально-экономического развития федерального округа. 2.Оценить зарубежный опыт социально-экономического развития федерального округа. 3.Провести анализ социально-экономического развития федерального округа. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной экономике Российской Федерации происходят качественные изменения в социально-экономическом развитии регионов. Начало экономической реформы послужило усилению дифференциации в социально-экономическом положении регионов, что привело к обострению социальных противоречий между богатыми и бедными регионами, стало причиной для дальнейшего развития процессов сегментации рыночного пространства и развития отдельных регионов. Существующие различия в экономических, социальных, политических, природно-климатических и экологических условиях регионов определяют необходимость поиска оптимальных путей решения данных проблем путем повышения социально-экономического развития в каждом субъекте Российской Федерации. Социальные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов предопределяют целесообразность усиления роли объектов социальной инфраструктуры как материально-технической базы реализации процесса функционирования региональной экономики. В условиях дефицита ресурсов, кризисных явлений во всех сферах экономики нет достаточной взаимоувязки экономических, социальных и экологических интересов всех участников региональной экономической политики, вследствие чего и возникает потребность в упорядочении мероприятий, используемых средств, включая целевое и эффективное расходование бюджета на реализацию социальных приоритетов развития регионов, что, в свою очередь, невозможно без дальнейшего развития инфраструктуры региона как катализатора процессов и проводника реализации мероприятий экономического и социального оздоровления экономики. В связи с этим объекты социальной инфраструктуры, содержащие материально-техническую основу обеспечения социальных функций государства в сфере образования, медицины и культуры, представляют собой основу системы обеспечения жизнедеятельности населения регионов и способствуют повышению качества и количества получаемых ими социальных услуг.
Содержание

Введение …………………………………………………………………....3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социально–экономического развития территории……………………………………………….……..…………….…. 5 1.1. Сущность и значения социально-экономического развития территории………………………………………………………………………..5 1.2. Нормативно-правовые основы социально-экономического развития территории…………………………………………………………....9 ГЛАВА 2. Анализ социально-экономического развития Северно-Кавказского федерального округа ……………………………………..………13 2.1. Характеристики социально-экономического развития Северно-Кавказского федерального округа……………………….…………………...13 2.2. Анализ и оценка социально-экономического развития территории…………………………………………..…………………………16 ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития территории……..…………………………………………………….22 3.1.Социально-экономические проблемы развития Северно-Кавказского федерального округа……………………………………………22 3.2. Перспективы социально-экономического развития Северно-Кавказского федерального округа………….…………………………..….....27 Заключение …………………………………………………………….....32 Список использованной литературы .…………………………………...33 Приложения……………………………………………………………….36
Список литературы

1. Конституция РФ, ст.5 п.1 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 3. . Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" 3. Постановление Госкомстата РФ от 13.09.1996 N 116 "Об утверждении схемы N 1-ПГ (Паспорт социально - экономического положения городов Российской Федерации)" 4. Постановление Госкомстата РФ от 09.01.1998 N 2 "Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования" 5. 2.Указ президента РФ В.В.Путина №849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000. 6. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика / Е.В. Вавилова - М. : Гардарики, 2017. - С. 122-131. 7. 4.Большакова Г.И., Рубаник Е.А. Регионоведение: учеб. пособ. для студентов.- Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2016.- 299 с. 8. 5.Регион. Учеб. для вузов / Т.Г.Морозова, М.П. Победина, С.С. Шимов, Р.А. Исляев; под ред. проф. Т.Г.Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 2016. - 424с. 9. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2017.- 304 с. 10. Регионоведение: уч. пособ. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. профессор Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 448 с. 11. Минерально-Сырьевая база страны //Экономист.-2016-№2 12. 11.Гохберг Г.В. и др. Федеральные округа РФ.-М.:Финансы и статистика, 2018. 13. Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Н.П.Терешина / Регионалистика. УМК МПС России 2017 г. 14. Экономическая и социальная география России под редакцией профессора А.Т.Хрущева / Москва. Дрофа. 2015г. 15. Учебник / Регионоведение под редакцией профессора Т.Г.Морозовой / Москва. Банки и биржи. 2015 г. 16. А.Л.Чепалыга, Г.И.Чепалыга / Регионы России. Справочник / Москва. 2017 г. 17. Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. Московский Лицей. – 2016 г. – 152с. 18. Скопин А.Ю. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2018 г. – 368с. 19. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева, Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2016. 20. В.В Воронин, Экономическая и социальная география Российской Федерации. 3-е издание, перераб. и доп. с учетом рыночных отношений. – Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом печати», 2018. С. 601-626 21. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов, Южная Россия и её регионы. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2017. – С. 10-130 22. В. П. Желтиков Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов, Экономическая география/. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С.321-322 23. Э.Н.Кузьбожев, И.А.Козьева, М.Г.Световцева / Экономическая география и регионалистика / Москва. Высшее образование. 2018 г. 24. И.Г. Косиков, Л.С. Косикова. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник,2016, С.25-26 25. Регионы России: социально-экономические показатели 2017 статистический сборник, Росстат, Москва, 2017. 26. Коков. В. Политика стабилизации и экономического роста//Экономист.-2018.-№7
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социально–экономического развития территории 1.1. Сущность и значения социально-экономического развития территории Термин «социально-экономическое развитие» часто употребляется в разных сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. Под социально-экономическим развитием, чаще всего, подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития страны или региона. Социально-экономическое развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение. Специфика России, проявляющаяся в ее масштабности и региональной дифференциации, требует более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом. Регион, выступает не простой формой системной организации, а, как и государство, является сложной социально-экономической системой. Сложные социально-экономические связи и строение элементов данной системы определяют и понятие его развития. Понятие развития региона как системы, очевидно, должно подразумевать как и понятие развития вообще положительную динамику его параметров в целом. Таким образом, государственное регулирование территориального развития можно представить как совокупность специально организуемых действий политического, правового, финансового, экономического характера, призванных: 1) давать стимулы (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; 2) активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция); 3) создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т. п.); 4) обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов республиканского назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований); 5) формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения; 6) оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.). Приведенные выше аспекты государственного регулирования территориальных образований позволяют нам определить сущность государственного регулирования экономического развития в регионе как систему взаимосвязанных и взаимо-обусловливающих механизмов и форм прямого и косвенного административного воздействия на экономику субъекта федерации. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием. Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России. Социально-экономическое развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках. Таким образом, социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей. 1.2. Нормативно-правовые основы социально-экономического развития территории Прежде чем перейти непосредственно к нормативно-правовым основам управления социально-экономическим развитием регионов, следует сказать, что применяя в своей деятельности метод стратегического планирования органы власти могут обеспечить формирование долгосрочных приоритетов деятельности, прозрачность и согласованность планов федеральной, региональной, муниципальной власти, реализацию крупномасштабных задач социально-экономического развития, увязку принимаемых в процессе стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Система нормативно-правового регулирования обеспечения устойчивого развития территорий регионов непосредственно складывается из федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления. С 2001 г. приоритетным направлением развития стало разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. За период с 2003 по 2016 годы был принят, а так же в дальнейшем многократно дополнялся Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», также вносились многочисленные изменения и дополнения, был принят целый ряд соответствующих законодательных актов, направленных на совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти. В результате данных изменений государство пошло по пути финансирования программ, направленных на социальное, экономическое и финансовое обеспечение стабильного развития территорий регионов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg