Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Референдум как форма законотворчества.

irina_k200 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Объектом моего исследования стали общественные отношения, возникающие по поводу осуществления права народа на непосредственное участие в делах государства. Предметом исследования стали нормы права, касающиеся референдума в Российской Федерации, и взгляды различных ученых по данному институту, изложенные в научной литературе. Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов. Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов. Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го¬лосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов». Здесь есть известная доля истины: в истории, были слу¬чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре¬ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По¬мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не¬посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках, про¬блема явки и кворума, проблема осведомлённости голо¬сующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас¬ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по¬следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо¬вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об¬ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек¬ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии. Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра¬тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не¬мало как сильных, так и слабых сторон. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива проведения референдума предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы политической жизни страны — при¬нятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению. В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Совре-менный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в. — последова¬тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы. Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление особенностей референдума как вида законотворческого процесса. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1) определить понятие референдума и отметить наличие разных подходов к понятию референдума. 2) выявить особенности референдума как формы законотворчества; 3) выявить исторические этапы и особенности развития института референдума в России; В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.
Введение

«Только выборная правовая система не обеспечивает полноценной демократии, если она не вмонтирована в подлинные демократические институты всего общества. Вырванная из контекста демократического содержания самого общества, она сможет служить завесой и ширмой антидемократических начал государства» - В.В. Путин. Конституция РФ в ст. 3 и 130 определяет основные институты непосредственной демократии, которые обеспечивают народу, населению реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам государственного и местного значения. Она относит к таким институтам референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан, к которым также следует отнести отзыв избирателями выборного органа, собрания (сходы) граждан, а также съезды (конференции) народов, населения субъектов Федерации, местных сообществ. Заметим, что на первом месте в списке форм непосредственной демократии помещен референдум. Тем самым, я предполагаю, что Конституция РФ отмечает особый статус, роль референдума в вопросах осуществления демократии в стране. Но что такое непосредственная демократия? Соответствует ли институт референдума теории непосредственной демократии? Какие проблемы встают на пути осуществления прямого волеизъявления народа? На эти и другие вопросы я попыталась дать ответы в своей работе.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Понятие и юридическая природа референдума 7 § 1.1 Становление института референдума в России 7 § 1.2 Понятие референдума 10 §1.3 Подготовка к проведению референдума 13 Глава 2. Особенности процесса референдума 17 § 2.1 Порядок проведения референдума в Российской Федерации 17 §2.2 Особенности референдума как вида законотворческого процесса 24 Заключение 28 Список использованной литературы 32
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека и выборы. ООН. Женева. 1995.; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ // Советское государство и право. 1990. №11.; Декларация Межпарламентского Союза «О критериях свободных и справедливых выборов»//Документы Межпарламентского союза. М. 1995. С. 15. 2. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. 1993. №23. 25 дек. 3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (электронный ресурс): http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.html. 4. Конституция РСФСР 1937: принята постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР»: (электронный ресурс): http://constitutions.ru/archives/4858.html. 5. Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977: принята 7 октября 1977 года на Внеочередной сессии Верховного Совета СССР IX созыва // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г., №41, ст. 617. 6. Конституция РСФСР 1978: принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва 12 апреля 1978 г. (электронный ресурс): http://constitutions.ru/archives/4860.html. 7. Конституция Армении: принята референдумом 5 июля 1995 года: (электронный ресурс): http://planeta-armenya.narod.ru/4.html. 8. Конституция Литовской Республики: принята гражданами Литовской Республики путем референдума 25 октября 1992 года: (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/115.html. 9. Конституция Австрийской Республики (Федеральный Конституционный Закон) принята 10 ноября 1920 года (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/160.html. 10. Конституция Княжества Лихтенштейна: принята 5 октября 1921 года (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/147.html. 11. Конституция Республики Польша: принята 2 апреля 1997 года (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/112.html. 12. Конституция Испанского Королевства: одобрена генеральными кортесами в пленарных заседаниях конгресса депутатов и сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом в референдуме, проведенном 6 декабря 1978 года, подписана Королем Испании перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 года (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/149.html. 13. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации: принята 18 апреля 1999 года (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/135.html. 14. Конституция Датского Королевства: принята 5 июня 1953 года. (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/152.html. 15. Конституция Ирландии: принята от 29 декабря 1937 года. (электронный ресурс): http://worldconstitutions.ru/archives/151.html 16. Основной Закон ФРГ // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. / Под ред. Ю.П. Урьяса. М., 1991. 17. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42. Ст. 3921. 18. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» (электронный ресурс): consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/ 19. Федеральный Закон от 26.10.1996 №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (электронный ресурс): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12527/ 20. Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (электронный ресурс): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ 21. Закон РСФСР от 24.05.1991 №1329-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №22. Ст. 778. Основная и специальная литература: 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай -5-е издание, изменения и дополнения. М.; Норма, 2016. С. 784. 2. Белеченко, Ю.В., студент дневного отделения. Актуальные проблемы развития института референдума Российской Федерации: Выпускная квалификационная работа / Науч. Рук. Е.В. Гриценко; Рецензент Н.Г. Мацнева; Санкт-Петербургский государственный университет. Юридический факультет. Кафедра государственного и административного права. – СПб., 2006. Библиогр.: С. 56–62 3. Благо О.А. К вопросу о совершенствовании избирательного законодательства / О.А. Благо // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Часть 17, - Томск: Издательство Томского университета, 2014. С. 206–210 4. Воробьев Н.И. Избирательное право Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 288 с. 5. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и публичной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 2016. С. 28-34 6. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / В.А. Ершов. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. С. 144. 7. Игнатенко В.В. Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства о выборах. Иркутск, 2014. С. 29-34 8. Ковачев Д.В. Конституционное право зарубежных стран. / Д.В. Ковачев. М., 2012. С. 45 9. Ковачев Д.А. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 2009. С. 56 10. Комарова В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношения и проблемы) // Журнал «Конституционное и муниципальное право». 2015. №9. С. 24 11. Королева-Борсоди Н.В. 10 лет современной Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г.: Основные изменения и дополнения // Право и политика. 2010. №7. С. 1255-1267 12. Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций / О.А. Кудинов. М.: Ось-89, 2016. С. 144. (Juris prudential). Библиогр: С.136-144 13. Лебедева Ю.Н. Выдвижение и регистрация кандидатов: Новое в избирательном законодательстве // Проблемы укрепления государственности и обеспечения верховенства закона. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 2013. С. 95-98 14. Мазуренко А.П. Муниципальный уровень реализации правотворческой политики // Право и государство. 2018. №5. С. 23-26 15. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. М., 2004. С. 305 16. Международное публичное право: Сборник документов. М. 2001. Т. 1. С. 364-398 17. Местное самоуправление: канун перемен. Материалы совещаний в Екатеринбурге и Липецке// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №8-9. С. 5-6 18. Овчиников Н.П. 15-летие системы избирательных комиссий Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2009. №2. С. 138–144 19. Руденко В.Н. Институт «народного вето»: История и современность // История государства и права. 2002. №3. С. 37-40 20. Сергеев А.А. Институт современного референдума в законодательстве Российской Федерации / А.А. Сергеев. // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. №2. С. 15-20 21. Синцов Г.В. Анализ зарубежной практики становления и развития института референдума // Право и образование. 2015. №6. С. 115-122 22. Синцов Г.В. История развития института референдума в зарубежных странах после первой мировой войны до начала 1990-х годов / Г.В. Синцов. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - №2. – С. 490-492 23. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии./Ж. Б. Скрипкина М., 2017. С. 117 24. Страшун Б.А Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов. / Отв. ред. Б.А. Страшун. Изд-во Норма. 2007. С. 235 25. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь: 3-е издание. М., 2017. С. 378. 26. Турищева Н.Ю. К вопросу о нарушении порядка финансирования избирательной кампании, кампании референдума: Перспективы совершенствования законодательного описания / Н.Ю. Туришева. // Российский судья. 2008. №4. С. 35-38 27. Чиркин В.Е Конституционное право в Российской Федерации: Учебник / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН Академический правовой университет. М.: Юристъ, 2012. С. 480. 28. Шин А.Г., Игнатенко В.В. д-р юрид. наук, проф., засл. Юрист РФ. Использование участниками выборов преимуществ своего должностного (служебного) положения как основание конституционно-правовой ответственности / Науч. Рук. В.В. Игнатенко. // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами высших юридических учебных заведений (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) Российской Федерации в 2007/2008 учебном году. М., 2008. С. 178-196
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и юридическая природа референдума § 1.1 Становление института референдума в России Референдум как форма непосредственной демократии, получившая регулярное использование, явление сравнительно новое. Институт стал активно применяться во многих странах мира в период демократизации избирательного права в 20-30-е годы XX века. Новый значительный импульс для его распространения пришелся на годы после Второй мировой войны. Именно в этот период референдум наряду с выборами получает международную поддержку и закрепление во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ст. 21 которой записано, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей». В последующие годы эти принципиальные положения были уточнены и конкретизированы во многих авторитетных международных документах. Однако большинство из них относились лишь к выборам, и только опосредованно к референдуму. В СССР и Российской Федерации первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года (статья 49) и Конституции РСФСР 1937 года (статья 33), в которых Президиуму соответственно Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР предоставлялось право производить всенародный опрос (референдум) по их собственной инициативе, а на союзном уровне также по требованию одной из союзных республик. Таким образом, речь шла о возможности проведения консультативного референдума. В этот период референдумы проводились только на местном уровне. В Конституции РСФСР 1978 года так же, как и в Конституции СССР 1977 года было установлено, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всеобщее обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)». В октябре 1990 года был принят Закон РСФСР «О референдуме РСФСР», а в декабре 1990 года был принят Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». Практики проведения всенародного голосования (референдума) в истории Союза ССР и Российской Федерации не было вплоть до начала 90-х годов. Однако всенародное обсуждение проектов законов и государственных планов начало применяться с 1922 г. Так, в период 1956-1985 гг. на всенародное обсуждение были вынесены 33 крупные общегосударственные проблемы. Первый референдум на территории СССР состоялся 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении на территории страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик («За» - 71,34%). В Российской Федерации проведено три всероссийских референдума: 17 марта 1991 года, 35 апреля 1993 года, 12 декабря 1993 года. Впервые такой референдум состоялся одновременно со Всесоюзным референдумом 17 марта 1991 года по вопросу введения поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. За учреждение института президентства проголосовали 50,53% от списочного состава избирателей Российской Федерации. На Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. были вынесены четыре вопроса. За первый и второй вопросы проголосовало следующее число граждан от числа граждан, принявших участие в голосовании (соответственно от 68 869 947 и 68 759 866 граждан). «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?» («да»— 58,7%, «нет»— 39,2%); «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?» («да» - 53,0%, «нет»— 44,6%). За третий и четвертый вопросы проголосовало следующее число граждан от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме (от 107 310 374 граждан). «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?» («да»— 31,7%, «нет» — 30,2%); «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации» («да» — 43,1%, «нет»— 19,3%). На основании приведенных данных и в соответствии со ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» Центральная комиссия всероссийского референдума определила, что по первому и второму вопросам решения приняты, а по третьему и четвертому — не приняты. На Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. по проекту Конституции Российской Федерации число голосов, поданных «за» ее принятие, составило 58,43% от числа бюллетеней, признанных действительными. В принятом 9 апреля 1990 г. Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» в ст. 2 было только установлено, что система местного самоуправления включает местные референдумы. Какого-либо раскрытия в указанном Законе этот важный институт непосредственной демократии не содержал. Примерно такое же отражение местный референдум получил и в законодательстве РСФСР. Впервые местный референдум получил правовое закрепление в Конституции РСФСР после внесения в нее ряда дополнений и изменений Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» в связи с реформой местного самоуправления от 24 мая 1991 года. Этим Законом в ст. 138 было закреплено, что «местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется через соответствующие местные Советы народных депутатов как главное звено в системе местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии». Аналогично было определено место местного референдума в системе местного самоуправления и в ст. 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года. Все это, а также потребности общественно-политической жизни того периода способствовали широкому использованию местного референдума как эффективного средства решения многих вопросов местного значения, а также для решения спорных вопросов и конфликтов. Широкое распространение местные референдумы получили в конце 80-х и начале 90-х годов по различным вопросам местного значения. В 1995-1996 гг. они активно использовались для принятия уставов муниципальных образований. Конституция Российской Федерации 1993 года включила референдум наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России как высшее и непосредственное выражение власти народа (ст. 3), а также в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130). Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32). § 1.2 Понятие референдума Развитие современного конституционного права невозможно сегодня представить себе без института референдума, прочно занявшего свое место среди других государственно-правовых институтов. Являясь одной из форм непосредственной демократии, он отражает общие тенденции к демократизации различных аспектов жизни общества, расширению участия граждан в управлении государственными делами, решении важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения. Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, референдум представляет собой одновременно форму выражения общественного мнения и способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений. Происхождение термина «референдум» латинское. Он означает нечто, «что должно быть сообщено». В науке конституционного права существуют различные определения референдума. Так, А.А. Мишин определяет референдум как «обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо законодательного или конституционного вопроса». Разновидностью референдума он считает плебисцит, понимаемый как опрос населения о политической судьбе территории его проживания. Учебник конституционного права зарубежных стран под общей редакцией Б.А. Страшуна содержит определение референдума как «голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение». М.В. Баглай считает, что референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. В.Е. Чиркин утверждает, что референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. При рассмотрении данных взглядов, можно обнаружить несколько критериев, которыми руководствовались авторы, разрабатывая понятие референдума. Так, можно выделить: 1) референдум как действие. 2) референдум как действие народа. 3) референдум как голосование. 4) референдум как действие народа в форме голосования, утверждающее (или не утверждающее) определенное решение. 5) такое решение носит государственное или иное (региональное, местное) значение. 6) референдум имеет дополнительную функцию по отношению к действиям государственных и других органов, так как утверждает (или не утверждает) их действия (документы, проекты документов и пр.). 7) референдум как согласие народа на действия власти (в контексте одобрения, придания дополнительной легитимности). 8) референдум как действие народа, состоящего из избирателей, т.е. специальных субъектов. 9) референдум как обращение власти к народу за поддержкой. Стоит отметить, что рядом перечисленных критериев пользовались зарубежные ученые, что характерно в целом для западной доктрины. С помощью анализа данных критериев мы увидим предварительные черты референдума, которые не оспариваются учеными. Так, референдум – это действие, и не просто действие кого-либо, а именно народа, как носителя суверенитета, (а точнее только избирателей), содержащее в себе его волеизъявление, выражающееся в форме голосования, утверждающее (или не утверждающее) определенное решение государственного или иного (регионального, местного) значения, дающее дополнительную легитимность действиям государственных органов. В тоже время, я критично отнесусь к определению референдума как обращению власти к народу, так как референдум – это, прежде всего, выражение воли народа, отражающее его право на непосредственное участие в делах государства, в установленном порядке, а не право власти обратиться либо не обратиться за советом, одобрением народа. Вспомним также, что только народ, а не власть, является носителем суверенитета. Также я соглашусь с мнением Д.А. Ковачева, который указывает, что референдум – это, безусловно, свободное волеизъявление граждан, осуществляемое путем всеобщего тайного голосования по наиболее важным вопросам государственной жизни. Д.А. Ковачев акцентирует свое внимание на том моменте, что референдум – это государственно-правовой институт, представляющий собой совокупность норм, регламентирующих основания, порядок и формы этого свободного волеизъявления граждан в пределах установленных конституцией. Проанализировав высказывания и взгляды перечисленных и других ученых, можно определить, что референдум рассматривается с нескольких точек зрения: 1) как механизм реализации непосредственной демократии. 2) как право граждан (в совокупности народа) на непосредственное участие в делах государства. Первая рассматривает референдум как совокупность норм, регулирующих общественные отношения по подготовке и проведению референдума, закрепляющих механизм реализации права народа на участие в делах государства путем прямого голосования, а вторая – как непосредственное право, возможность участия народа, неотъемлемый признак суверенитета народа, на участие в делах государства путем принятия судьбоносных, стратегических решений по вопросам затрагивающих наиболее важные сферы жизнедеятельности государства и общества. §1.3 Подготовка к проведению референдума Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации». Этим Законом установлено, что референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определил референдум Российской Федерации в качестве формы прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительство которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg