Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы

irina_k200 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Целью исследования стал комплексный анализ и разработка пробле-мы организационно-правового регулирования труда осужденных к лишению свободы как основного средства исправления, в новых социальных условиях, подготовка на этой базе рекомендаций по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и других нормативных правовых актов, а также практики их применения. Указанная цель достигалась путем решения следующих задач: - изучено развитие института привлечения осужденных к труду в ис-правительных учреждениях; - определены принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы; - проанализирована роль труда в процессе исправления осужденных; - рассмотрено правовое регулирование трудовой занятости осужден-ных, рабочего времени и оплаты труда, дисциплины труда осужденных; - определены основные направления совершенствования организации труда осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и раз-работаны пути их решения. Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания социально-юридических явлений, позволяющий рассматривать их в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Вместе с ним комплексно использовались методы исторического, сравнительного, системного, формально-логического, статистического анализа объекта исследования. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих уче-ных в области уголовного, уголовно-исполнительного, трудового права, а также иных, имеющих отношение к проблематике проведенного исследова-ния гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе труда осужденных к лишению свободы как основного средства исправления путем: - теоретической оценки исторического опыта привлечения у труду осужденных в исправительных учреждениях; - изучения передового опыта УФСИН России по Республике Коми в рамках государственной поддержки на региональном уровне; - подготовки предложений по изменению действующего законодательства по вопросам организации труда осуждённых. Новизна работы определена и в положениях, выносимых на защиту: 1. Под привлечением к труду осужденных к лишению свободы предлагается понимать деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленную на обеспечение применения обще-ственно полезного труда осужденных как одного из основных средств их исправления, а также на реализацию их права на труд, в соответствии с уго-ловно-исполнительным и трудовым законодательством РФ. 2. Цель привлечения осужденного к труду ? утвердить каждого осуж-денного в сознании того, что человек не может жить без труда. Данная цель позволяет относить труд к числу основных средств исправления осужденных. Важная роль в восприятии осужденными общественно полезного труда как средства исправления принадлежит приближенности его условий к общим нормам, существующим в стране. 3. Решение проблемы трудовой занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы Российской Федерации, на современном этапе возможно с учетом использования их труда не только на собственном производстве при исправительных учреждениях, но и с учетом применения альтернативных способов организации труда (контрагентские работы, общественные работы, участие в предпринимательской деятельности). Теоретическая значимость исследования выражается в том, что со-вокупность полученных теоретических выводов и положений вносит вклад в систему научных взглядов теории уголовно-исполнительного права о правовом регулировании труда осужденных к лишению свободы в России. Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности по дальнейшему изучению проблем организации труда осужденных к лишению свободы; в практической деятельности исправительных учреждений по организации труда осужденных к лишению свободы. Структура исследования определена последовательностью решения поставленных выше задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. В условиях преобразований, происходящих в политической и социально-экономической жизни общества, государство испытывает значительные затруднения в обеспечении ресоциализационной деятельности исправительных учреждений в связи с проблемами трудовой занятости осужденных, их материального, вещевого и продовольственного снабжения. Из чего следует, что концептуальным направлением совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы на долгосрочную перспективу является разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания. Очевидно, что на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы предъявляются новые требования к управлению производственными мощностями учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые определяют потребность в повышении эффективности труда, заключающейся не только в качестве выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности, но и организации труда лиц, осужденных по приговору суда к лишению свободы. Организация трудовой деятельности в местах лишения свободы должна осуществляться по всем требованиям рыночной экономики, но на принципиально новом уровне и в соответствии с требованиями международных стандартов. Следует заметить при этом, что экономические цели труда осужденных предполагают постановку воспитательных целей, не противоречащих принципу уголовно-исполнительного законодательства, согласно которому интересы исправления осужденных не должны "подчиняться" цели получения прибыли от их труда. Трудозанятость осужденных выступает как средство поддержания порядка и дисциплины в местах изоляции от общества. Современное состояние правового регулирования общественных отношений, связанных с вопросами привлечения к труду осужденных к лишению свободы, характеризуется наличием ряда проблем, которые требуют научного осмысления и выработки предложений по их решению, учитывая, что многие годы уровень трудовой занятости осужденных в большинстве исправительных колоний Российской Федерации не превышает 30%. Вышеизложенные обстоятельства и определили актуальность исследо-вания организационно-правовых проблем труда осужденных к лишению свободы как основного средства исправления. Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования труда лиц, осужденных к лишению свободы, освещались в трудах Анисимкова В.Н., Артамонова В.П., Бриллиантова А.В., Голика Ю.В., Гришко А.Я., Деткова М.Г., Зубкова А.И.,Константинова И.Г., Крахмальника Л.Г., Кузьмина С.И., Михлина А.С., Мелентьева М.П., Пономарева П.Г., Пономарева С.Н., Наташева А.Е., Селиверстова В.И., Середы Е.В., Стручкова Н.А., Уткина В.А. Шамиса А.В., Шмарова И.В., Филимонова О.В., Южанина В.Е. и других исследователей. Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся в процессе привлечения к труду осужденных к лишению свободы, отбываю-щих наказание в исправительных учреждениях. Предмет исследования составляют исторические и действующие ис-точники, нормативно-правовые акты России, статистические отчётные дан-ные, отражающие вопросы трудоустройства осуждённых, материалы по пе-редовому опыту УФСИН России по Республике Коми.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ К ТРУДУ § 1. История привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях России………………………………………....7 § 2. Принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях…..…………………………...20 ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ § 1. Роль труда в процессе исправления осужденных и правовые основы его осуществления……………….....................................................31 § 2. Правовое регулирование рабочего времени и дисциплины труда осужденных………………………………………………40 ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ § 1. Передовой опыт исправительных учреждений УФСИН России по Республике Коми в организации труда осужденных………..…………..49 § 2. Направления совершенствования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы………..........................................57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….70 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..76
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты и официальные документы 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Кон-ституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. №2. Ст. 198. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. 4. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об обще-ственном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Собрание законодательства РФ. 16.06.2008. N 24. Ст. 2789. 5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3803. 6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). Ст.18. 7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Статья 17. Привлечение осужденных к труду. 8. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. N 17. 22.04.1996. Ст. 1915. 9. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544. 10. Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 № 80 "Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета. № 82. 16.04.2008. 11. Распоряжение ФСИН РФ от 31 октября 2009 г. N 313-р «О подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы» (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами") // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. N 8. II. Книги (монографии, комментарии законодательства, учебники, учебные пособия) 12. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права: Часть общая и особенная. СПб., 1865. 13. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 3, М., 1961. 14. История сталинского Гулага. Конец 1920-х – 1950-х годов: Соб. док.в 7-и томах / Т. 3. Экономика Гулага. М., РОССПЭН, 2004. 15. Латкин В.Н. Учебник истории русского права: Периода империи (XVIII и XIX ст.). СПб., 1899. 16. Лесничий Ю.Н., Теленков В.А., Торопчинов А.Г. Опыт работы укрупненных предприятий УВД Волгоградского и Горьковского облисполкомов. М.: ВИПК МВД СССР, 1980. 17. Пикуль В. Каторга. М., 1989. 18. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. 19. Реент Ю. История уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 2006. 20. Ремесло окаянное. Очерки по истории уголовно-исполнительной системы Самарской области. Т. 1. Самара, 2004. 21. Торопчинов А.Г. Особенности организации управления производством исправительно-трудовых учреждений: Конспект лекции. Домодедово, 1980. 22. Труды пенитенциарной комиссии С.-Петербургского юридического общества. СПб., 1890. 23. Туган-Барановский М.И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1997. 24. Тюгаева Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. Рязань, 1997. 25. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. 26. Хуторская Н.Б. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Англии и Уэльсе. М, 1995. III. Статьи, периодические издания 27. Авестисян П.В. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы // Правовые основы социального развития российского общества: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции "Актуальные проблемы социального развития российского общества (20 декабря 2012 года). М.: Изд-во РГСУ, 2013. С.13-18. 28. Вергасова О.И. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Современные проблемы юридической науки. Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 70-летию ЮУрГУ, 10-летию юридического факультета и 20-летию юридического образования в ЮУрГУ (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 3-4 мая 2013 г.) в 2 ч. Челябинск: Цицеро, 2013, Ч. II. С.174-175. 29. Гадисова Э.Н. Привлечение к труду как одно из условий стимулирования правопослушного поведения осужденных // Потенциал современной науки. 2014. № 3. С. 64-67. 30. Губенко А. Дисциплина труда и материальная ответственность лиц, осужденных к лишению свободы // Законность. 2012. № 12. С.34-36. 31. Емельянова Е.В. Организационные формы привлечения осужденных к труду как элемент усилительного свойства в системе управления исполнением наказания // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2. С. 18-24. 32. Емельянова Е.В. Особенности правового регулирования общественных отношений в области труда осужденных к лишению свободы // Общество и право. 2009. N 5. С. 151 - 154. 33. Жумабаев К.А. Принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 1. С.56-59. 34. Закаржевский Н.Н. Особенности и проблемы привлечения к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях // Правовые проблемы укрепления российской государственности Под ред. С.А. Елисеева, Л.М. Прозументова, В.А. Уткина, О.И. Андреевой, М.К. Свиридова, Н.С. Дергача. Томск, 2012. С. 68-69. 35. Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н. Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы // Российский следователь. 2015. N 4. С. 42 - 47. 36. Лопина М.В. К вопросу о роли труда в процессе исправления осужденных // Общество и право. 2011. N 1. С. 147 - 149. 37. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 10-14. 38. Михлин А.С., Ноянова О.Е., Яковлева Л.В. Отбывание наказания в тюрьмах Англии и Уэльса // Государство и право. 1996. № 2. С. 137-140. 39. Нистратова И.С. Труд в процессе исправительного воздействия на осужденных // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: материалы Межвузовской научно-практической конференции, г. Рязань, 18 апреля 2014 г. Рязань, 2014. С.238-241. 40. Ничуговская О.П. Особенности привлечения осужденных к труду по современному российскому законодательству // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2013. С.443-444. 41. Оспанова Ж.Б. Правовые аспекты организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции (3 июля 2013 г.). Новосибирск: СибАК, 2013. С.105-113. 42. Репринцев Д.Д. Правовое регулирование труда лиц, осужденных к лишению свободы // Трудовое право. 2012. N 5. С. 79 - 85. 43. Смирнов Л.Б. Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы в контексте требований Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 2. С. 706-709. 44. Смирнов С.Н. Правовое регулирования труда осужденных в тюрьмах // Сборник аналитических обзоров, практических и методических рекомендаций по проблемам исполнения уголовных наказаний. Рязань, 2013. С.65-88. 45. Соколова О.В., Степанова И.Б. Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования // LexRussica. 2015. № 1. С.76-83. 46. Тепляшин П. Воттон – тюрьма для насильников // Преступление и наказание. 2004. № 1. С. 27–29. 47. Уваров И.А. Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 2. С. 17 - 20. IV. Диссертации, авторефераты диссертаций 48. Губенко А.В. Особенности правового регулирования труда осужденных к лишению свободы. Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. 49. Гуцал Н.И. Правовое регулирование труда осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях.Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2007. 50. Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системы России. Диссер. на соиск. доктора юрид. наук. Рязань, 2002. 51. Суровцев В.А. Организация деятельности центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в исправительных колониях: Монография, Рязань, АПУ, 2003. 52. Шамсунов С.Х. Организация и правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации. Диссертация на соиск. уч. степ.докт. юр. наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ К ТРУДУ § 1. История привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях России Развитие института привлечения осужденных к труду в исправитель-ных учреждениях в уголовно-исполнительном законодательстве неразрывно связано с целым комплексом правовых мер в смежных отраслях права, главная цель их объединяющая – предупреждение совершения новых преступлений и выработка механизма ресоциализации осужденного после освобождения. Мы увидим это, рассмотрев эволюцию развития института привлечения осуждённых к труду в исправительных учреждениях от истоков до современности. Смело можно сказать, что зарождением процесса использования труда осужденных можно считать Указ Петра I от 24 ноября 1699 года, в котором было написано: «Великий государь указал, которые виновны посадские люди, земской староста со товарищи, выборных своих таможенных и кабацких бурмистров от сборов оставили за то, что их старостину прошению ничего не дали выбрали место на оных, взяли за то с них 120 рублев и тем людям, которые взяли деньги и которые им те деньги дали и накупились к сборам, сказать смерть и положить на плаху и от плахи, подняв, бить, вместо смерти кнутом без пощады и сослать в ссылку в Азов на вечное житье с женами и с детьми и быть им на каторге в работе» .Уже в 1700 г. Петр I предписывает организовать в Тобольске крупные заводы по изготовлению кирпича силами ссыльных и иных людей . И.Я. Фойницкий писал, что в первой половине XVIII века каторга по сути своей была не столько средством уголовного наказания, сколько местом нужного правительству принудительного труда . Впервые, в России задача совмещения уголовного наказания и воспи-тания осужденного преступника была поставлена императрицей Екатериной II. Ее закрепление отразилось в «Наказ, данный комиссии о чинении проекта Нового Уложения» 30 июля 1767 г., где, было отражено, что осужденный после освобождения смог снова стать полезным членом общества. Важным шагом в тюремно-правовой реформе, предпринятым Екатериной II, стало принятие 7 ноября 1775 г., «Учреждений для управлений губерниями», в которых предусматривалось создание работных домов, для привлечения, находящихся в них осужденных, к выполнению различных принудительных работ . Таким образом, в начале XVIII века у государства появились арестантов для осуществления экономических проектов. При этом необходимо отметить, что в указанный период отсутствуют как таковые законодательные акты и не разработан механизм привлечения арестантов к труду. Рассмотренный исторический период можно охарактеризовать как начальный при возникновении института привлечения осужденных к труду и частичной реализации идеи воспитания осужденного через труд. Примером этого также может служить открытие в Санкт-Петербурге в 1819 г. «Общества попечительного о тюрьмах», перед которым стояли задачи нравственного исправления преступников и улучшения содержания заключенных . Второй этап эволюции института привлечения осужденных к труду в России можно считать первую четверть XIX в., когда в политики государства появляется институт арестантских исправительных рот, созданных дляудешевление устройства губернских городов и исключение затрат на отправку арестантов в Сибирь . Работа заключенных в этот период сводилась к работам, не требующим особых помещений, сложных инструментов или предварительной подготовки, таких как очистка улиц городов, распиловка дров и многое другое. Из-за несовершенства законодательства в области института привлече-ния осужденных к труду привело к полному отсутствию порядка и единооб-разия в этой сфере.Так, в некоторых регионах осужденные привлекались к труду только по собственному желанию, когда в других – обязательно трудились лица, находящиеся под судом или следствием. Также стоит отметить, что собранные Министерством внутренних дел в 1865 г сведения о государственных тюрьмах империи, отразили, что во многих тюрьмах не оказалось никаких мастерских или подсобного хозяйства, и там осужденные проводили срок своего заключения в полнейшей праздности и безделии . Все вышеуказанные события стали одной из важнейших причин к проведению реформы в области пенитенциарной системой, такой как образование Главного тюремного управления при Министерстве внутренних дел в 1879 г., которое приняло в свое ведение все места содержания заключенных по всей империи. Главное тюремное управление сформировало новое законодательство об основах организации арестантского труд: 24 апреля 1884 году «Об отмене заключения в смирительном и рабочем домах, о закрытии сиих учреждений», от 11 июня 1885 г. «Об отмене установленного Уложением о наказаниях подразделения каторжных работ на рудничные, крепостные и работы на заводах», от 6 января 1886 г. «О занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов», а также проект Закона «Об основах организации арестантского труда». Вышеуказанные нормативно-правовые акты допускали эксплуатацию труда заключенных частными подрядчиками и самой администрацией тюрь-мы, что зачастую приводило к тому, что к осужденные превращались в настоящих рабов. В это связи очень интересно мнение А.К. Пономарева, который писал: «Введение работ для заключенных – первый шаг, с которого должна начи-нать тюрьма, и этот шаг должен быть сделан во чтобы то ни стало. Интересы, с ним связанные, до того велики, что в сравнении с ними прочие интересы имеют лишь второстепенное значение и, в случае надобности, им можно и должно жертвовать без колебаний». Целями трудовой занятости заключенных он считал: «– цели финансовые, состоящие в наибольшей выгодности арестант-ского труда для государства; – цели карательные, требующие равномерного распределения обяза-тельных работ между всеми приговоренными к одному и тому же наказанию; – цели воспитательные, приписывающие при распределении работ об-ращать внимание на индивидуальность заключенных и иметь в виду достав-ление им возможности честного заработка после освобождения; – цели гигиенические, требующие соображения назначенных работ с интересами физического и психического здоровья заключенных» . С.В. Познышев считал, что организация арестантского труда составляет одно из первых условий правильной постановки тюремного дела. Труд в тюрьмах должен иметь воспитательное значение. Стремление окупить трудом арестантов издержки государства на тюрьму, – как это ни желательно, – должно занимать второе место . Одним из основных нормативно-правовых актов XIX века, закрепив-шим наиболее полно для того времени правовые трудовые нормы для осужденных, стал Свод Учреждений и Уставов о содержании под стражей 1890 года. Вышеуказанный нормативно-правовой акт определил: 1) порядок распределения получаемых доходов от занятий арестантов работами; 2) категории заключенных подлежащих обязательному привлечению к труду по назначению тюремного начальства: осужденные к ссылке на ка-торжные работы или к отдаче в исправительные арестантские отделения гражданского ведомства; осужденные к ссылке на поселение, или водворе-ние, равно как и удаляемые административным порядком по приговорам сельских обществ (во время следствия в тюрьмах и по пути следования к местам отбывания наказаний); осужденные к заключению в тюрьму за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества, а также за прошение милостыни; 3) организацию труда женщин с грудными младенцами (они привлека-лись к работам, которые позволяли им заботиться о детях); 4) механизм привлечения к труду больных арестантов (больной аре-стант, решением тюремного начальства и по предоставлению тюремного врача освобождался от работы на время болезни. Если заключенный по своему физическому состоянию не мог работать вообще, то его содержание осуществлялось полностью за счет государства); 5) продолжительность рабочего дня для арестантов, как в рабочие дни, так и праздничные (одиннадцать часов летом и десять – зимой, включая занятия в школе и прием пищи); 6) установил нормы оплаты труда осужденным и систему вычетов по ней. Так, например, лица, не подлежащие обязательному привлечению к труду, но работавшие добровольно, получали 60% от вырученного дохода; 7) был установлен порядок выдачи денежных средств, заработанных погибшим арестантом. Они передавались в установленном порядке наслед-никам . Также Главное тюремное издавало циркуляры (№ 13 от 25 апреля 1886 г., № 6 от 13 марта и № 21 от 14 декабря 1888 г., № 16 от 25 июня 1889 г.), в которых уточнялись условия арестантского труда внутри тюремных помещений и вне их . В 1895 г. ГТУ передается в подчинение Министерства юстиции, что значительно улучшило взаимодействие местных властей с учреждениями лишения свободы, так как вместе с административными властями к выпол-нению тюремных задач привлекались губернские комитеты и отделения «Общества попечительного о тюрьмах» . А в 1902 г. в составе Главного тюремного управления было открыто специальное отделение по организации труда осужденных . Вместе с тем, стоит отметить, как писал В. Пикуль, осужденные посту-пали в тюремную среду «от сохи на время» и поэтому для возвращения к нормальной жизни им не требовалось приобщения к общественно полезному труду, равно как и получения профессиональной подготовки для нужд тюремного ведомства . Таким образом, образовательной системы в тюрьмах как таковой не было. В начале XX века Главное тюремное управление принимает циркуляр № 8 от 15 мая 1906 года, в котором закрепило начальникам мест заключения оформить заказы на изготовление обмундирования и обуви для различных войск и изготавливать их силами арестантов. С.В. Познышев в Очерках тюрьмоведения приводит статистику по привлечению арестантов к труду, их средний заработок и годовой чистый заработок . ( в 1912 г. средний дневной заработок арестанта на кузнечно-станочных работах достигал 39,2 коп., годовой чистый заработок арестантов Главного тюремного управления составил свыше 5 млн. руб. ) Следующем периодом развития привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях начинается с 12 декабря 1917 года, когда Главное управление мест заключения заменяется, решением Временного правительства РСФСР, Тюремным отделом при Народном комиссариате юстиции . А 23 июля 1918 г. Тюремный отдел при Народном комиссариате юстиции принимает постановление «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция)», где впервые среди основных принципов были названы самоокупаемость и перевоспитание заключенных. Главной особенностью вышеуказанного периода стало отсутствие единой нормативно-правовой базы так, как в стране наряду с Тюремным от-делом при Народном комиссариате юстиции, стали существовать дублирую-щие системы (лагеря принудительных работ НКВД, концентрационные лагеря для военнопленных Наркомата по военным делам РСФСР, концентрационные трудовые лагеря ВЧК-ГПУ). Этот период длился до 1922 г., когда все вышеперечисленные системы не перешли в ведение НКВД. Следующий период характеризуется основным нормативно правовым актом, регламентировавшимдеятельность уголовно-исполнительной системы РСФСР,Исправительно-трудовом кодексом16 октября 1924 года. В кодексе впервые в виде требования была указана необходимость со-единения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с ис-правительно-трудовым воздействием, а также определялся принцип само-окупаемости. Запрещалось применение к заключенным физического страда-ния и унижения человеческого достоинства, устанавливалось раздельное со-держание заключенных различных категорий.В кодексе указывалось, что «занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное зна-чение…». Задача культурно-просветительной работы «состоит в поднятии интеллектуального уровня и гражданского развития заключенных…» . Первыми ИТЛ ОГПУ были Соловецкий (1923 г.), Ухтинско-Печорский, Архангельский, Котласский, Пинюгинский, Сыктывкарский, Усть-Вымский. Они подчинялись Управлению лагерей (УЛАГ) ОГПУ, которое вскоре стало главным управлением (ГУЛАГом). К концу 1934 г. в них насчитывалось около 700 тысяч осужденных. Как отмечает Ю. Реент, «В отличие от учреждений, подведомственных ГУМЗ, перевоспитание заключенных среди основных задач лагерей не значилось» . В связи с изменениями, произошедшими в системе мест лишения сво-боды и с тем, что некоторые положения Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года устарели, РСФСР разработал проект нового Исправительно-трудового кодекса РСФСР, который был утвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 года. Исправительно-трудовой кодекс1 августа 1933 годазакрепил основным видом мест лишения свободы – исправительно-трудовые колонии. Кодекс регулировал порядок исполнения исправительно-трудовых работ без лишения свободы, расширял участие общественности в деятельности мест лишения свободы. Впервые Кодекс определил виды исправительно-трудовых учреждений: фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные. Этот Кодекс стал шагом вперед «от тюрем к воспитательным учреждениям» . 1934 год – период завершения деятельности уголовно-исполнительной системы РСФСР, связанной с образованием Народного комиссариата внутренних дел СССР. Он объединяется с ОГПУ СССР, а ГУИТУ НКЮ упраздняется, а все места лишения свободы объединяются под начало Главного управления лагерей и трудовых поселений, которое впоследствии получит новое название – Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР . К концу 1934 г. в НКЮ РСФСР насчитывалось 534 учреждений, ис-полнявших наказания в виде лишения свободы, в которых содержалось по разным оценкам около 300 тыс. осужденных . С 1936 г. НКВД СССР впервые должен был представить хозяйствен-ный план по промышленному производству согласно специализация дея-тельности (горнодобывающая отрасль, строительство, лесозаготовка и передача осужденных другим ведомствам), что свидетельствует о причислении его к промышленным наркоматам. Также в 1935-1936 гг. Приказом Наркома внутренних дел СССР № 167 от 09.06.1935 г. и циркуляром ГУЛАГ № 43-446 от 04.12.1935 г. впервые уголовно-исполнительным законодательством вводилась сдельная оплата труда во всех отраслях производства в лагерях и местах заключения, а также на хозяйственных работах. В 1939 г. Наркомом внутренних дел Л.П. Берией была произведена отмена «зачетов рабочих дней», которая позволяла осужденным освобождаться досрочно. Велика Отечественная война 1941-1945 годов сильно повлияла на ко-личественный состав осужденных, содержащихся в исправительных учре-ждениях того времени (только в период с 1941 г. по 1943 г. было досрочно освобождено более 570 тысяч осужденных). Новым периодом развития института привлечения осужденных к труду стали после военные годы, когда Л.П. Берией назначается министром объединенных МГБ и МВД, часть осужденных освобождаются из мест лишения свободы и направляются на работы в качестве вольнонаемных рабочих на ряд предприятий (Например: 1950 г. на строительстве Волго-Донского канала работало 52,8 тысяч заключенных) . Такие действия были объяснимы тем, что работы для осужденных в исправительных учреждениях не было, в то время как за их пределами не хватало рабочей силы на восстановления различных объектов после войны. Все вышеперечисленное привело к тому, что в 1956 году выходит по-становление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мероприятиях по улучшению работы МВД СССР», на основании которого началась реорганизация существующей системы лагерей, путем реформирования их в исправительно-трудовые колонии на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, имеющих собственные производств. Стоит отметить, что все это время осужденные не распределялись на какие-либо установленные законом группы в исправительных учреждениях. Впервые Приказом МВД СССР № 370 от 1971 года был закреплен принцип формирования отрядной системы, в котором было прописано, что стабильность отрядного звена определялась работой в одну смену и на одном производственном участке. Далее МВД СССР принимало еще ряд похожих нормативных документов (Приказ МВД СССР № 320 от 1982 г., Приказ МВД РФ от 31 мая 1993 г.) . В конце 70-х – начале 80-х гг. XX века ведется активный поиск форм и методов привлечения осужденных к труду таких, как: бригадная форма организации труда, введение в штаты ИТУ должности инженера по производственно-техническому обучению осужденных или укрупнение промышленных предприятий и многое другое . Переход, в начале 90-х годов XX века, от плановой государственной экономике к рыночной экономике, повлек за собой значительное ухудшение работы исправительных учреждений в области привлечения осужденных к труду. Поставки готовой продукции стали осуществляться не по фондам Госснаба СССР, а в условиях свободных рыночных отношений, уменьшилось финансирование УИС, часть собственных оборотных средств предприятий была отвлечена на содержание осужденных. Все это привело к резкому снижению количества трудоустроенных осужденных, сокращению объемов производства и как следствие сбыту готовой продукции (например, в 1995 году: количество неработающих из-за непредставления работ осужденных составляло 180 тыс. чел., более 200 предприятий на начало года было убыточными, 44% произведенной системой продукции не смогло быть реализовано). Последним этапом развития института привлечения труда осужденных стал 2004 год, в котором была учреждена Федеральная служба исполнения наказаний, а Главное управление исполнения наказаний упразднено. Главным аспектом в содержании последнего периода можно считать процесс реформирования государственных унитарных предприятий уголов-но-исполнительной системы в центры трудовой адаптации осужденных. В настоящие время реформирование уголовно-исполнительной систе-мы не закончено. В 2010 году была принята Концепция развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. Одной из основных целей Концепции развития являются организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в условиях отбывания наказания: - создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных; - широкое использование в качестве одного из основных способов ре-социализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбываю-щих наказание в колониях-поселениях; - разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер - мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости; - проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых от-бывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания; - создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы; - активное привлечение коммерческих организаций к созданию произ-водственных участков в колониях-поселениях; - расширение производства сельскохозяйственной продукции и стиму-лирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производ-ством в зонах с благоприятными климатическими условиями; - разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях прио-ритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собствен-ным производством и выпуска конкурентоспособной продукции; - обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и прио-ритетов производственной деятельности; - оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и госу-дарству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расце-нок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного; - определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; - совершенствование и развитие системы начального профессиональ-ного образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных; - осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных по-требностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан; - участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных; - разработка программ профессиональной подготовки с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций . Таким образом, исторический анализ опыта работы с осужденными в местах лишения свободы не оставляет сомнения в том, что производитель-ный труд эффективен как средство исправления осужденных. На данное об-стоятельство указывали многие известные пенитенциаристы, посвятившие свою жизнь науке и практике оказания реальной помощи лицам, совершив-шим преступление, в раскаянии. § 2. Принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы в современных условиях Труд осужденных организуется в соответствии с определенными принципами, содержание которых определяется, во-первых, характером труда общественного производства и, во-вторых, его особыми целями в исправительных учреждениях. Принципы организации труда осужденных могут быть общими (т.е. характерными для любого общественно полезного труда в обществе) и специфическими (т.е. характерными только для труда осужденных). Общими принципами организации труда являются законность, целесообразность, гуманность и индивидуализация труда. Специфические принципы: обязательность труда, право осужденных на получение работы, оплата их труда в соответствии с его количеством и качеством, обязанность соблюдать дисциплину труда, охрана безопасности и связь труда с профессионально-техническим обучением. Принцип обязательности труда и право осужденных на получение ра-боты означают, что каждый осужденный обязан трудиться по назначению администрации исправительного учреждения, а администрация должна обеспечить их работой. Для обеспечения осужденных работой в исправительных учреждениях организуется собственное промышленное или сельскохозяйственное производство либо они используются для работы на иных предприятиях. Реализация обязательности труда достигается материальным стимулированием, системой мер поощрения за добросовестный труд, а также мерами принуждения в отношении лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и нарушающих трудовую дисциплину . Осужденные обязаны соблюдать трудовую дисциплину, т.е. соблюдать режим рабочего времени, добросовестно работать, соблюдать правила техники безопасности и т.п. Нарушение трудовой дисциплины влечет применение мер дисциплинарной ответственности. Безопасность труда осужденных охраняется в соответствии с общим законодательством о труде, без каких-либо исключений. Сочетание труда осужденных с их профессионально-техническим обу-чением необходимо не только для повышения производительности такого труда, но и для достижения целей наказания, в частности предупреждения совершения новых преступлений. Приобретение специальности лицами, ра-нее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специ-альностью имеют большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации также имеют большое воспи-тательное значение. Принцип законности в организации труда осужденных означает, что они как участники трудового процесса являются субъектами правовых отношений, регулируемых нормами трудового права. Требования этих норм должны неуклонно соблюдаться как осужденными, так и администрацией исправительных учреждений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg