Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Метод социометрического анализа.

irina_k200 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Объектом курсовой являются социологические исследования. Предметом курсовой работы является использование метода социометрического анализа. Цель данной работы заключается в обосновании и практической демонстрации возможностей социометрического метода на примере изучения отношений в малой группе. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач: 1. Рассмотреть понятие социометрия и генезис развития метода; 2. Изучить цели и функции социометрического анализа; 3. Рассмотреть понятие малой группы как объекта социометрического исследования; 4. Рассмотреть назначение и процедуру проведения социометрического анализа; 5. Продемонстрировать методику обработки социометрических данных; 6. Изучить отношения в малой группе на примере сравнительных исследований. Методы исследования: обобщение, сравнительный подход, социометрический метод. Гипотеза исследования: можно предположить, что социометрия помогает изучить психоэмоциональную обстановку и общий настрой в малой группе, благодаря использованию социометрической методики можно относительно быстро получить рекомендации для улучшения взаимоотношений в группе. Основные понятия, используемые в работе: социальные отношения, социологические исследования, социометрия, малая группа, диагностические методы.
Введение

Актуальность темы курсовой работы: Личность, группа, общество – социальные категории, которые взаимосвязаны логикой развития человечества и обусловлены спецификой организации отношений и связей между людьми. Именно поэтому формирование и развитие личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она живет и развивается, от системы взаимоотношений, в которые включается личность в процессе повседневной социализации. Известно, что в обществе существуют малые, и большие социальные группы, а также обособленные микросообщества. При этом человек подвержен влиянию как одних, так и других объединений, но в основном его жизнь осознается им самим наиболее ярко именно в малых группах (в семье, учебных и трудовых коллективах, профессиональных сообществах, неформальных группах и пр.), а значит, вопрос изучения отношений в малых группах является актуальным для социологии и социальных наук в целом. Среди исследований малых групп преобладают два направления – изучение отношений в производственных группах (бригады, отряды, трудовые коллективы) и изучение отношений в педагогических системах (например, в школьных классах и студенческих группах) . Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений в малой группе является метод социометрии. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой – данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т.д.
Содержание

Введение……..……………………………………................................................3 Глава 1. Социометрия – метод изучения малых социальных групп…..…5 1.1. Понятие социометрии, история возникновения и изучения ……...………5 1.2. Назначение, задачи и функции социометрического анализа ……………9 1.3. Малые группы – объекты использования социометрического метода….11 Глава 2. Практическое использование метода социометрии …………17 2.1. Содержание процедур социометрического анализа …………………...17 2.2. Методика сбора и обработки социометрических данных ……………..22 2.3. Изучение отношений в малой группе (сравнительное исследование, на примере школьного коллектива и студенческой группы) ……………..…….28 Заключение ……………………………………….............................................35 Список использованной литературы ……………………………………37 Приложение …………………………………………………………………40
Список литературы

1) Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / С. В. Агеев. – М.: МГУ, 1990. – 240 с. 2) Алехин, Э. В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов. / Э. В. Алехин; учеб. пособие – Пенза.: Пенз. гос. ун-т, 2008. – 160 с. 3) Балабина, А. Д. Рефлексивные адаптации характера и социометрический статус / А. Д. Балабина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnye-adaptatsii-haraktera-i-sotsiometricheskiy-status/viewer (дата обращения: 12.03.2020) 4) Васильева, И. В. Психодиагностика / И. В. Васильева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/44119/#178 (11.03.2020) 5) Волков, И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. / И. П. Волков. – Ленинград.: ЛГУ, 1970. – 68 с. 6) Горшков, Е. А. Интеракционистский подход Ч. Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии / Е. А. Горшков. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktsionistskiy-podhod-ch-h-kuli-k-opredeleniyu-predmeta-i-metoda-sotsialnoy-psihologii/viewer (06.03.2020) 7) Десев, Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. – М.: Прогресс, 1979. – 208 с. 8) Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. – М.:Юрайт, 2012. – 422 с. 9) Коробицин, Д. В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов / Д. В. Коробицин. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-nizkogo-sotsiometricheskogo-statusa-studentov/viewer (28.02.2020) 10) Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – Учеб. пособие. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2006. – 304 с. 11) Кравченко, А. И. Социология. – Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 323 с.. 12) Малые группы – [Электронный ресурс] // Психологический журнал «Psyera». – Режим доступа: https://psyera.ru/4821/malye-gruppy (01.03.2020) 13) Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии. – Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 46 с. 14) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 232 с. 15) Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Якоб Леви Морено; [Пер. с англ. А. Боковикова]. - М. : Акад. Проект, 2001. - 383 с. 16) Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 480 с. 17) Рой, О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с. 18) Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. – 2-е изд., перераб. И дополн. – М.: Издательство института социологии РАН, 1998. – 696 с. 19) Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2008. – С. 492. 20) Социометрия – [Электронный ресурс] // Тестотека: психологические тесты, диагностические методики, опросники, анкеты. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html (26.02.2020) 21) Социометрия: исследование межличностных отношений в группе – [Электронный ресурс] // ПСИ-ФАКТОР – центр практической психологии. – Режим доступа: https://psyfactor.org/moreno.htm (04.03.2020) 22) Тавокин, Е. П. Основные методики социологического исследования: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. 2009. – 239 с. . 23) Тезаурус социологии : темат. слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. – 487 с. 24) Шишкоедов, П. Н. Общая психология: учеб. пособие. – М.: ЭКСМО, 2009. – 289 с. 25) Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: 1998 – 567 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Социометрия – метод изучения малых социальных групп 1.1. Понятие социометрии, история возникновения и изучения Социометрия — область социальной. психологии, связанная с изучением межличностных отношений в малых социальных группах. Термин социометрия возник в 19 веке для обозначения применения математических методов в социальных науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, который предложил специальные теорию и методы социометрии. В дальнейшем методы отделились от теории и стали использоваться независимо. Вот почему часто под социометрией понимают методы исследования структуры межличностных отношении в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям Термин "социометрия" происходит от латинского слова "societas" – общество и греческого "metrum" – измеряю и обозначает, с одной стороны, отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны – прикладное направление, включающее в себя изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения определенных практических задач. Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии психолога и социолога Якоба (Яков, Джекоб) Леви Морено (1889-1974 гг.). Еще в 30-е годы XX века он создал социметрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на сравнении симпатии – антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного существования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе. Работа в медицинском лагере еще во времена Первой мировой войны позволила Дж. Морено не только осознать важность человеческих отношений, но и сформировать представление о «социальной вселенной», которая, как он полагал, должна подчиняться таким же эмпирически исследуемым силам и законам, как и физическая и биологическая вселенные. Силы притяжения и отталкивания должны были, по его мнению, иметь для социальной структуры столь же большое значение, что и для структур созвездия или молекулы. Исследовать эти силы, поэкспериментировать с ними, постичь сущность социальной вселенной и описать ее, – все это стало целью его последующих размышлений. В 1925 г. Дж. Морено эмигрирует в США. Здесь он продолжает развивать свои социометрические представления. Особенно важное и насыщенное социометрическое исследование проводится им в специализированной школе для девочек в Хадсоне, куда все ученицы поступали по приговору судов за мелкие правонарушения. Социометрическая теория в значительной степени была построена на этих наблюдениях, где изучалась структура отношений девочек, как между коттеджами, так и внутри коттеджей. В общей сложности наблюдались 418 девочек из 16 коттеджей. Результаты этих исследований составляют основное содержание книги «Кто выживет?». Эта книга выходит в 1934 году и считается катехизисом учения Морено. В 1937 г. он начинает издание журнала «Социометрия», в 1942 г. – открывает Социометрический институт, а с 1942 г. и до самой своей смерти Я.Л. Морено путешествует по миру, распространяя свои идеи . Существует предание, которое передается социометристами. Морено пригласили в учебно-воспитательную колонию в городе Хадсоне, близ Нью-Йорка, где жили, учились и работали 500 девушек из самых разных слоев общества, различные по своим национальным, культурным, религиозным и другим признакам. У колонии были хорошие попечители, которые пригласили добропорядочных организаторов, обучили воспитательниц, специально назначенных в каждый коттедж. Везде – во время учебных занятий, на работе, в столовой – девушки не были предоставлены сами себе, за ними следили воспитательницы. При этом руководители колоний находились в постоянном напряжении и недоумевали: «Ну чего им не хватает? Условия хорошие, масса возможностей для развлечения и спорта, а они – все время в оппозиции, все время в состоянии сопротивления, какого-то недоверия, а то и заговора». Руководители представляли, что приедет врач-консультант, с опытом разрешения конфликтов и попытается вылечить. Но Морено, приехав со своей командой, не оправдал их ожиданий. Он просто пришел в столовую, где за столами по четверо сидели девушки. Дж. Морено спросил руководительницу: «Могу ли я обратиться к девушкам с предложением?» Ему разрешили. Тогда Морено попросил девушек встать и выбрать с кем они хотели бы сидеть вместе за одним столом. Мгновенно весь порядок исчез и наступил хаос. «Восьмеро бегут к одному и тому же столу, к девушке, с которой они все страстно желают сидеть вместе. Остальные распределяются по немногим притягивающим их «звездам» и одна – остается в изоляции, то есть вообще без выборов, без внимания». Но за каждым столом всего 4 места и соответственно воспитательнице приходится приложить немало усилий для того, чтобы рассадить девушек принудительным образом. Она видит, к чему приводят такие «демократические» эксперименты и, не обращая внимания на чувства своих подопечных, назначает «лидеров» за каждым столом и рассаживает всех так, как ей удобно. Теперь Дж. Морено проводит социометрический тест и после обработки результатов находит оптимальное размещение, учитывающее по возможности наибольшее число спонтанных выборов, выражающих искренние чувства предпочтения. Он добивается максимально возможной в данной ситуации взаимности и удовлетворения как можно большего числа взаимных выборов 1-го уровня, потом 2-го, потом 3-го (у каждой — только три выбора). Полученное размещение парадоксальным образом соединяя и групповые интересы, и частные, весьма интимные, создает группу с оптимальной структурой. Проведенный через несколько недель после изменения в размещении новый социометрический тест показывает, что удовлетворенность повысилась, климат в группе улучшился, да и у воспитательницы напряжение поубавилось . Это представляет собой наглядный относительно простой и понятный пример – работы социометрического метода. «Социология есть научное описание и измерение макроскопических общественных систем» – подчеркивает Морено. Но для каждой макроскопической дисциплины может быть найдена дополнительная микроскопическая дисциплина – микросоциология для макросоциологии, микроантропология для макроантропологии, микроэкономика для макроэкономики и т. д. Исследовать социальную структуру в целом и ее части невозможно, пока индивид с его отношениями и приспособлением к группе представляет неразрешенную проблему. Социальная структура должна быть рассмотрена в целостности и одновременно в ее «мельчайших частях». Таким образом, достигается описание социометрических фактов («описательная социометрия») в соответствии с функцией каждой специфической структуры, с действием ее частей друг на друга («динамическая социометрия»). Таким образом, можно отметить, что Дж. Морено и его метод социометрии оказали влияние на развитие практических социальных и психологических исследований, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Дальнейшее практическое развитие метод социометрии получает в широком исследовательском и междисциплинарном спектре. 1.2. Цели, задачи и функции социометрического анализа Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрические методики используются в первую очередь для выявления: 1) неформальных лидеров коллектива, т.е. таких не наделенных установленной властью членов группы, которые оказывают наибольшее воздействие на своих коллег; 2) "изгоев" коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством своих коллег; 3) кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов в силу своего влияния на коллег либо в силу своих профессиональных навыков; 4) характера социально-психологического климата в коллективе и возможности его улучшения; 5) дифференциации коллектива на различные группировки и их лидеров; 6) причин конфликтов, вызванных какими-либо проблемами (низкой зарплатой, отсутствием личностного роста, неудовлетворенностью начальством, рабочим местом и т.д.) или какими-либо членами коллектива, отличающимися повышенной конфликтностью . Использование социометрии позволяет проводить не просто для измерения авторитета формального и неформального лидеров, как было сказано выше, но и для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (в среднем по отработанной методике до 15 минут времени на полевой этап исследования). Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Социометрический тест также предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть следующим: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление "социометрических позиций", т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои "неформальные лидеры"; г) измерения социометрического статуса человека в группе. Хотя измерение не есть самоцель социометрии. Я. Л. Морено отмечает, что «целью социометрического эксперимента является превращение старого социального устройства в новое социальное устройство, и, если это необходимо, преобразование групп таким образом, чтобы формальная поверхностная структура как можно более соответствовала глубинной структуре. Социометрический тест в своей динамической форме является революционной формой исследования. Он изнутри «меняет» группу и ее отношения к другим группам; он вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне». Эти изменения рассматриваются нами как последствия применения социометрического метода на практике. Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что с помощью социометрии можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п. Также можно добавить, что назначения социометрического исследования настолько разнообразны, что делает этот метод исследования наиболее эффективным для изучения малой группы. 1.3. Малые группы – объекты использования социометрического метода При проведении социометрического опроса чаще всего используется понятие «малая группа», да и сам метод часто называют «методом структурного анализа малых групп», т. е. ориентирует исследователей и заказчиков на тактический уровень изучения социальных отношений. Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Их принципы формирования и правила внутреннего поведения зачастую бывают скрыты от посторонних глаз, следовательно возникает необходимость поиска иных «удобных» исследовательских процедур. Основной вещью функционирования являются социальные отношения. Понятие «социальные отношения» в отечественной научной литературе употребляется в двух основных вариантах: 1) в широком смысле, когда им обозначается все относящееся к обществу в отличие от природных явлений( т.е термин равнозначен слову «общественные») 2) в узком смысле социальные отношения рассматриваются как часть общественных явлений, которые стоят в едином ряду с другими, однопорядковыми их разновидностями – экономическими, политическими, духовно-идеологическими . Группа считается малой, если она насчитывает от 2 человек до нескольких десятков человек. Эти люди должны быть внешне или внутреннее организованны. Обычно она насчитывает от 2—3 и соответственно от 40 до 45 человек. Малыми группами социологи, психологи и антропологи активно занялись в начале XX века, для чего использовали естественные и специально подобранные группы в «исправительных» учреждениях, учебных заведениях и армии. Американский социолог Ч. Кули ввел термин «первичные группы» для обозначения групп, где доминируют непосредственно личные связи между индивидами, в отличие от безличных отношений, присущих так называемым формальным, или «вторичным» группам, к которым в том числе относят деловые организации и социальные институты. Один из родоначальников символического интеракционизма был уверен в том, что именно первичная (малая) группа играет заглавную роль в определении характера и верований человека. Французский социолог Г. Лебон первый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы и группы, хотя они значительно отличаются от массы. В психологии и социологии даются самые различные определения понятия малой группы. Наибольшую известность получили следующие трактовки-определения малой группы : 1.Дж. Хоманс: малая группа – некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно небольшое, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников; 2. Г. М. Андреева: малая группа – немногочисленная по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений; 3.Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других; 4. Р. Бейлз: малая группа – некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg