Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

irina_k200 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Цельнашего исследования – изучить своеобразие мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Объектомисследования является мышление детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости. Предметисследования – своеобразие процесса мышления младших школьников, имеющих умственную отсталость. Выдвинутагипотезао том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития. В ходе исследования были поставлены следующиезадачи: 1. Изучить понятие мышления с точки зрения психического процесса, его физиологическую основу, виды и основные характеристики, операции. 2. Изучить онтогенез мыслительной деятельности у нормально развивающихся детей. 3. Провести анализ своеобразия мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 4. Организовать и провести исследование уровня развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста (1 класс). 5. Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы. Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод количественной и качественной обработки.
Введение

Дети, страдающие умственной отсталостью, являются одной из самых уязвимых категории и поэтому нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. Ежегодно в России рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности. В связи с этим насущными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе состояния их здоровья, поэтому необходимо детальное изучение психофизического развития детей. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития. Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям). Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений. У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений. Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы исследования процесса мышления школьников с умственной отсталостью. 1.1. Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности………..…………………………………..…5 1.2. Особенности мышления нормально развивающихся детей младшего школьного возраста……………….……………………………………………12 1.3. Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости…………………………...…………………………………………...15 Выводы по I главе………………………………………………………………..20 Глава 2. Эмпирическая работа по исследованию мышления школьников с умственной отсталостью 2.1. Организация исследования особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………..22 2.2. Исследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью……….……....……………………………………………………..23 Выводы по II главе………………………………………………………...……………..25 Заключение………………………………………………………………...……..26 Список литературы………..……………………………………………………..40
Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года; 2. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / Шпек О.; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. текста Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 432 с. 3. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2011. - 325 с. 4. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Инденбаум Е.Л.// Дефектология. - 2019. - № 3. - С. 3-10. 5. Маляревский М.И. Клиника нравственной и умственной отсталости: [детей с нарушениями развития] / Маляревский М.И.// Аутизм и нарушения развития. - 2019. - № 2. - С. 41-49. 6. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А.И.// Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 13-18. 7. Унковская Е.С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида / Унковская Е.С.// Дефектология. - 2020. - № 4. - С. 19-27. 8. Пронина Л.Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10. - С. 80-87. 9. Закрепина А.Роль социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 66-73. 10. Закрепина А.Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2018. - № 1. - С. 86-93. 11. Ковалева Г.А. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Ковалева Г.А., Бусарнова Н.В.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 18-31. 12. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С.И.// Дошкольная педагогика. - 2019. - № 6. - С. 43-45. 13. Лысова М.С. Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / Лысова М.С.// Современный детский сад: [методика и практика]. - 2011. - № 3. - С. 62-67. 14. Закрепина А.Умственно отсталые дети: синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 58-66. 15. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В.М., Исаев Д.Н., Иванов Е.С., Защиринская О.В.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Академия, 2016. - 223 с. 16. Кузьмина Т.И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т.И.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 2. - С.32-36. 17. Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г.Г.// Специальное образование. - 2018. - № 2. - С. 49-57. 18. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И.Г., Володина И.С.// Психология обучения. - 2019. - № 9. - С. 12-24. 19. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с нарушениями интеллекта. М., 2015. 20. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. М., 2002; 20. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 444 21. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1984 22. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 2000 23. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 54 24. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. М., 300 25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1999.- Гл.2. 26. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 2011 27. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.Циркина. СПб., 28. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2017; 29. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2018; 30. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 2019 31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 32. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов// Дефектология. – 2015. – № 10 33. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 2007 34. Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. – 200. – № 3 35.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. В.В. Воронковой. – М., «Школа – Пресс», 1994. 36.Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. – М.: Астрель, 2001. 37. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 348. 38.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. – М:. Педагогика, Учебник, 2018,ст.340. 39.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, ст.200. 40. Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.- М.: Педагогика, ст. 350.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования процесса мышления школьников с умственной отсталостью. 1.1 Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значения те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, поскольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи, ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления. При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях . 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира там же. 3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений. 5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. 6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. При всем многообразии подходов к определению предмета психологии мышления, можно отметить то общее и основное, что специфично для большинства определений. Основная задача мышления состоит в выявлении и раскрытии существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделении их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях жизненных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Выразить мысль - назвать словом, - это означает обобщить, подвести под понятие или дать определение. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Анализ и синтез – взаимосвязанные процессы. Анализ всегда предполагает синтез, так как опирается на соотношение с другими свойствами объектов. Всякое сопоставление или соотнесение является синтезом. Структуры анализа и синтеза меняются в зависимости от формы познания действительности. С. Л. Рубинштейн, описывая основные компоненты мышления, прослеживает улучшение характера анализа и синтеза. Он различает как два разных уровня две формы анализа и синтеза – анализ и синтез чувственных образов и вещей и мыслительный анализ " словесных образов ". Основная закономерность движения этих процессов, их развития состоит в их первоначальной широкой иррадиации и последующей концентрации. Например, на первых порах анализу подвергается все поле проблемной ситуации. Затем постепенно все несущественное для решения задания отпадает, и анализ сосредоточивается на боли узкой сфере, имеющей непосредственное отношение к решению. Происходит постепенное отсеивание неудачных решений, все большая концентрация анализа. Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими – либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений, по каким – либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении, каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Таким путем выделяются форма, цвет, величина, движение и другие свойства предметов. Процессы абстракции и обобщения необходимы для образования понятий. Так, для того чтобы у человека образовались понятия о растении, животном, минерале, необходимо абстрагировать характерные признаки, присущие всем растениям, всем животным, всем минералам, а затем обобщить ряд воспринятых ранее предметов на основе существующего между ними сходства. Все мыслительные процессы: анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также суждения и умозаключения – происходят у человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи. Л. А. Венгер утверждает, что именно словесная сигнализация позволяет производить отвлечение отдельных свойств от других свойств, присущих данному предмету, и вместе с тем обобщать сходные непосредственные раздражители, что и составляет физиологическую основу процессов мышления. Мышление может осуществляться с помощью практических действий или на уровне оперирования представлениями (образами), а так же словами, то есть во внутреннем плане. Таким образом, исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют: • Наглядно - действенное мышление, обязательно включающее в себя внешние действия с предметом, при этом ребёнком используются различные предметы в качестве средства для достижения цели. Важной особенностью этого способа мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. По мнению Е. А. Стребелевой, при выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции. При решении проблемных практических задач происходит выявление, открыти сигнализация позволяет производить отвлечение отдельных свойств от других свойств, присущих данному предмету, и вместе с тем обобщать сходные непосредственные раздражители, что и составляет физиологическую основу процессов мышления. Мышление может осуществляться с помощью практических действий или на уровне оперирования представлениями (образами), а так же словами, то есть во внутреннем плане. Таким образом, исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют: • Наглядно-действенное мышление, обязательно включающее в себя внешние действия с предметом, при этом ребёнком используются различные предметы в качестве средства для достижения цели. Важной особенностью этого способа мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. По мнению Е. А. Стребелевой, при выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 39 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg